Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Арсенал VG.33

Французский истребитель Арсенал VG.33

Французский истребитель Арсенал VG.33

В конце 1936 г. молодая фирма «Арсенал», руководимая директором Мишелем Верниссом и главным конструктором Жаком Гатье (отсюда и аббревиатура VG в обозначениях самолетов фирмы) занялась проектированием цельнодеревянного истребителя VG.30. Разработка велась поначалу в инициативном порядке, а конструкторы поставили перед собой амбициозную задачу – создать самолет легкого класса, как минимум, не уступающий по летным характеристикам «нормальному» истребителю MS.406C1. Машина несколько напоминала внешним видом будущий итальянский истребитель Макки МС.202 «Фольгоре». Макет самолета произвел на специалистов Министерства авиации благоприятное впечатление, и спустя некоторое время появилась спецификация А.23, так сказать, «узаконившая» новую машину. Уже в ходе постройки прототипа VG.30.01 конструкторы отказались от первоначально планировавшегося мотора «Потэз» 12Dc (610 л.с.) в пользу «Испано-Сюиза» HS 12Xcrs – чуть более мощного (690 л.с.) и, главное, позволяющего установить в развале цилиндров 20-мм пушку. Это оружие должны были дополнять четыре 7,5-мм пулемета, установленных в крыле.

Прототип впервые поднялся в воздух 1 октября 1938 г., а с 24 марта по 17 июля 1939 г. он прошел официальные испытания, показав неплохие летные данные: в одном из полетов на пикировании удалось разогнаться до 805 км/ч. Однако к серийному производству машину не приняли. Конструкторы предложили вариант VG.31 с крылом уменьшенной площади, ещё более мощным мотором HS 12Y-31 (860 л.с.) и вооружением из 20-мм пушки и двух пулеметов. До летных испытаний такого варианта дело не дошло: продувки в аэродинамической трубе показали, что уменьшенное крыло обладает худшими несущими свойствами и отрицательно сказывается на управлении самолётом. Поднимать в воздух такой самолёт было опасно, и фирма решила использовать его крыло для статических испытаний, а фюзеляж и двигатель послужили основой при строительстве третьего опытного образца, обозначенного как VG.33.03 (он тоже никогда не летал и использовался только для наземных тестов).

Вариант с двигателем HS 12Y-31 и увеличенным крылом, получивший обозначение VG.33, был признан наиболее перспективным. Прототип VG.33.01 был облетан 25 апреля 1939 г. В сентябре, уже после начала войны, разместили крупные заказы на производство VG.33 – в общей сложности на 1000 единиц – на фирме-разработчике и предприятии государственного концерна SNCAN в Шартрвилле (бывшем заводе CAMS). Ввиду проблем с поставками сырья внедрение самолета в производство сильно затянулось, и до капитуляции Франции собрали 19 самолетов, из которых ВВС приняли лишь 10. Ещё около 140 машин находилось в различных стадиях производства.

Основная модификация

VG.33С1 – двигатель HS 12Y-31 (860 л.с.). Вооружение – 1 20-мм пушка «Испано-Сюиза» HS 404, 4 7,5мм пулемета МАС 1934.

Помимо этого, целый ряд модификаций, представлявших собой дальнейшее развитие конструкции VG.30, так и не были внедрены в производство. Среди них следует отметить:

VG.32С1 – вариант VG.33 под американский двигатели «Аллисон» V-1710-C15 (1150 л.с.). Фюзеляж удлинен на 0,42 м. Вооружение – 2 20-мм пушки и 2 7,5мм пулемета в крыле. Прототип VG.33.05 (VG.32.01) был собран в начале 1940 г., но в полете не испытывался. Планы выпуска 400 VG.32С1 на заводе «Миш-лен» в Клермон-Ферране реализованы не были.

VG.34 – высотный вариант с двигателем HS 12Y-49 (910 л.с.) и компрессором «Шидловски-Паниоль». Прототип испытывался с 20 января 1940 г.

VG.35 – вариант с двигателем HS 12Y-51 (1000 л.с.). Прототип VG.33.04 (VG.35.01) был облетан 25 февраля 1940 г.

VG.36 – двигатель как у VG.35, но с новым радиатором. Внешне машина весьма напоминала американский Р-51 «Мустанг». Прототип впервые поднялся в воздух 14 мая 1940 г.

VG.37 – нереализованный проект модификации VG.36 с увеличенной дальностью полета.

VG.38 – нереализованный проект истребителя под мотор HS 12Y-53 либо HS 12Y-77.

VG.39 – двигатель HS 12Z-89ter (1200 л.с.). Вооружение – 5 7,5-мм пулеметов (1 в развале цилиндров двигателя, 4 в крыле). Прототип вышел на испытания 3 мая 1940 г.

VG.39bis – предполагавшийся к выпуску серийный вариант VG.39 с мотором HS 12Z-17 (1600 л.с.) и вооружением из 1 20-мм мотор-пушки и 6 7,5-мм пулеметов в крыле.

Летно-технические характеристики самолета Арсенал VG.33С1

  • Двигатель: Испано-Сюиза HS 12Y-31
  • мощность, л.с.: 860
  • Размах крыла, м.: 10,80
  • Длина самолета, м.: 8,55
  • Высота самолета, м.: 3,35
  • Площадь крыла, кв. м.: 14,00
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 1800
  • нормальная взлетная: 2450
  • максимальная взлетная: 2720
  • Максимальная скорость, км/ч:
  • у земли: 442
  • на высоте: 558
  • Скороподъемность, м/с: 12,85
  • Потолок, м.: 11000
  • Дальность полета, км.: 1200

Служба и боевое применение

Поставки единичных экземпляров VG.33С1 начались в апреле 1940 г. В мае из них сформировали испытательную эскадрилью ЕАА 301 в составе семи самолетов. По мнению её пилотов боевая ценность нового истребителя оказалась довольно низкой. Вскоре 2 машины вернули на завод как образцы для последующего производства, а ещё две – передали группе GC I/2, летавшей на Моран-Солнье MS.406C1. В её составе самолеты VG.33С1 выполнили несколько боевых вылетов начиная с 10 июня 1940 г. 15–17 июня на таких самолетах совершали боевые вылеты польские пилоты, действовавшие в составе эскадрильи ПВО, прикрывавшей Бордо.

После поражения Франции пять самолетов VG.33С1 стали немецкими трофеями. Один из них прошел испытания в Рехлине. Судьба VG.33С1 оказалась весьма сложной, а его история показательна в нескольких отношениях. Во-первых, на примере самолетов «Арсенал» наглядно прослеживается эволюция от ущербных по самой концепции «легких» истребителей к достаточно неплохому «полноразмерному» самолету. Во-вторых, опыт внедрения VG.33С1 в серию продемонстрировал, что деревянная конструкция отнюдь не является более простой в технологическом отношении по сравнению с металлической и в условиях Франции не подходит для мобилизационного развертывания.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image