Самолет Моран-Солнье MS-405, к началу Второй мировой войны считавшийся стандартным истребителем ВВС Франции, ведет свою родословную с 1934 г., когда был объявлен конкурс на новый одноместный истребитель со скоростью не менее 450 км/ч, вооруженный 1-2 20-мм пушками. В конкурсе участвовали практически все французские авиастроительные фирмы, но до стадии прототипов допустили лишь проекты «Ньюпор-Деляж» и «Моран-Солнье». Самолет последней, получивший обозначение MS.405C1, был спроектирован под руководством М. Готье. Он представлял собой довольно архаичный в технологическом отношении (с ферменной схемой набора фюзеляжа) моноплан с убирающимся шасси и 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения HS 12Y, приспособленным под установку пушки в развале цилиндров.
Первый прототип с мотором HS 12Ygrs вышел на испытания 8 августа 1935 г., а 20 января 1937 г. начались испытания второго прототипа с мотором HS 12Ycrs и доработанным крылом. Несмотря на его катастрофу 29 июня 1937 г., изделие «Моран-Солнье» признали победителем в конкурсе.
Уже в марте 1937 г. был выдан заказ на 15 предсерийных машин, а к концу 1938 г. началась поставка серийных самолетов. Подавляющее большинство истребителей (до 90 %) построил завод SNCAS в Буженэ, остальные были выпущены фирмой-разработчиком на предприятии в Пуатье.
Технические характеристики самолета Morane-Saulnier MS.460C1
- Двигатель: HS 12Y-31
- мощность, л.с.: 860
- Размах крыла, м.: 10,62
- Длина самолета, м.: 8,17
- Высота, м.: 2,71
- Площадь крыла, кв. м.: 17,10
- Масса, кг:
- пустого самолета: 1893
- нормальная взлетная: 2426
- Максимальная скорость, км/ч: 486
- Скороподъемность, м/с: 13
- Потолок, м.: 9850
- Дальность полета, км.: 1000
Основные модификации Моран-Солнье MS.405
- MS.405C1 — первые 3 предсерийные машины, выпущены с февраля 1938 г.
- MS.406C1 предсерийные — 12 самолетов, изготовленных в мае-декабре 1938 г. Использовались для испытаний, комплектовались различными двигателями и не все имели пушки.
- MS.406C1 — основной серийный вариант. Двигатель HS 12Y-31 (860 л.с). Вооружение — 20-мм пушка HS S9 (устанавливалась на самолетах, выпущенных до марта 1939 г.) или HS 404 (боекомплект 60 снарядов), стреляющая через вал винта, и 2 7,5-мм пулемета MAC 1934 (по 300 патронов) в крыле. В процессе серийного производства вносились некоторые изменения — так, с октября 1939 г. устанавливалась бронеспинка сиденья пилота, были усилены фюзеляж и оперение. Выпущено 1084 самолета (27 в 1938 г., 932 в 1939 г. и 125 в 1940 г.).
- MS.410C1 — применен новый радиатор, реактивные выхлопные патрубки двигателей, коллиматорный прицел, а также новые консоли крыла, в которых установлены 4 7,5-мм пулемета (боекомплект по 550 патронов на ствол). Переделывались из MS.406C1. Было изготовлено 150 модификационных комплектов, но переделано лишь 70 самолетов (большинство — уже после капитуляции Франции).
- MS.450C1 — модифицированный вариант с улучшенной аэродинамикой, двигателем HS 12Y-51 и увеличенным до 4 количеством пулеметов. Разрабатывался в соответствии с требованиями 1937 г. на новый истребитель. Построено 3 прототипа, первый из которых испытывался с апреля 1939 г. Серийно не строился — проиграл конкурс «Девуатину» D.520C1.
- D-3800 — вариант для ВВС Швейцарии (французское обозначение MS.406H). Двигатель — HS 12Y-77 (860 л.с), выпускавшийся по лицензии фирмой «Заурер». Вооружение — 1 20-мм пушка HS 404, 2 7,65-мм пулемета FFK. Поставлено 2 самолета из Франции, ещё 82 собрано по лицензии швейцарской фирмой EFW (80 с сентября 1939 г. по июль 1940 г. и 2 в 1942 г.).
- D-3801 — дальнейшее развитие истребителя для Швейцарии (французское обозначение MS.412). Двигатель HS 12Y-51 (HS 12YS-1) мощностью 1000 л.с. Выпуск фирмой EFW начался в 1941 г. Построено 207 самолетов, из них 17 последних собраны из запчастей в 1947-1948 гг. В 1944 г. под этот стандарт доработаны все D-3800.
- D-3802 — швейцарская модификация MS.450C1. Разработана на фирме «Дофлюг» под руководством Х.И. Штудера. Двигатель HS 12YS-2 (1260 л.с). Прототип вооружен 1 пушкой HS 404 (140 снарядов) и 4 пулеметами FFK (по 480 патронов) на серийных машинах крыльевые пулеметы заменены 2 пушками HS 404 (по 90 снарядов). В 1944-1946 гг. построены 1 прототип D-3802, 12 серийных D-3802A и 1 D-3803 (с каплевидным фонарем кабины и двигателем HS 12YS-3 мощностью 1450 л.с).
- «Мёрко Мораани» («Мора-оборотень») — финская модернизация MS.406/410 путем установки трофейных советских двигателей М-105П (1100 л.с). При этом в развале цилиндров монтировался советский же 12,7-мм пулемет БС. С августа 1943 г. до конца 1944 г. фирма VL модернизировала около 40 самолетов (по другим данным — лишь 15 машин).
Боевое использование Моран-Солнье MS.406
Во французских ВВС первыми начали получать MS.406C1 ещё в 1938 г. группы GC I/7 и I/6. К сентябрю 1939 г. в строю было 12 групп, вооруженных такими машинами (573 самолета), но к тому времени MS.406C1 во многих отношениях уже не отвечал требованиям времени. Своему главному противнику — Bf 109Е — он уступал в скорости и скороподъемности. Слишком малым считался боекомплект пушки, а установленные на большинстве самолетов винты изменяемого шага «Шовьер» были несовершенными. Во время «странной войны» в боях было потеряно 14 MS.406C1.
К началу германского блицкрига на Западе истребительная авиация Франции находилась в стадии перевооружения более совершенными истребителями D.520 и MB. 152, но MS.406C1 оставался весьма распространенным типом — в метрополии на них летало 14 групп, 4 — в Северной Африке, одна — в Ливане. Заказанные Китаем 12 самолетов MS.406 в мае 1940 г. были конфискованы губернатором Индокитая и поступили на вооружение двух колониальных эскадрилий. Также были конфискованы и переданы ВВС Франции 13 самолетов MS.406L, построенных для Литвы. 160 самолетов, заказанных Польшей, также не успели попасть по назначению — на них во время кампании во Франции воевали польские пилоты, сумевшие эвакуироваться на Запад.
В боях мая-июня 1940 г. в полной мере вскрылись недостатки MS.406C1 как истребителя. Попытки же использовать самолет в качестве штурмовика привели к значительным потерям из-за уязвимости двигателя жидкостного охлаждения. В общей сложности в мае-июне 1940 г. «мораны» французских ВВС одержали 189 подтвержденных и 91 предположительную победу. Лучший показатель был у группы GC III/1, записавшей на свой счет 30 подтвержденных и 4 предположительные победы. Собственные потери составили примерно 450 MS.406C1, из них 150 сбито в воздушных боях, остальные уничтожены на земле либо брошены при отступлении.
В составе ВВС Виши MS.406C1 были достаточно быстро сняты с эксплуатации. Они остались лишь на заморских территориях: в Ливане (группа GC I/7), Индокитае, а также на Мадагаскаре, куда в январе 1941 г. прибыла эскадрилья ЕС 2/565. Самолеты, находящиеся в Индокитае, в январе 1941 г. приняли участие в конфликте с Сиамом, сбив 4 вражеских самолета и потеряв 3 своих. Уцелевшие MS.406C1 в этом регионе были списаны по износу в 1944 г. На Мадагаскаре самолеты ЕС 2/565 в мае 1941 г. пытались противостоять британскому десанту, сумев сбить 1 самолет ценой потери 4 своих. Группа GC I/7 в мае-июне 1941 г. участвовала в отражении британских налетов на французские аэродромы в Ливане, сбив 2 самолета и одержав ещё 2 неподтвержденные победы. Около дюжины MS.406C1 были захвачены англичанами. Эта техника послужила основой для формирования в сентябре 1941 г. группы «Эльзас» ВВС Свободной Франции.
Довольно активно использовались «Мораны» в ВВС Финляндии. В декабре 1939 г. этой стране было передано 30 MS.406C1. Уже в январе 1940 г. машины прибыли к месту назначения, где ими вооружили группу Llv 28. В боевых действиях она участвовала с 4 февраля, одержав до конца «зимней войны» 16 подтвержденных и 4 предположительных победы. Собственные потери составили 1 сбитый и 10 поврежденных в боях «Моранов», ещё 4 самолета были разбиты в процессе освоения личным составом.
В 1941 г. Финляндия получила 27 трофейных «Моранов» из Германии (в т.ч. 11 MS.410C1), а в 1942 г. было приобретено 30 MS.406C1 у режима Виши. Таким образом, общее количество поставленных в Финляндию «Моранов» достигло 87. Помимо Llv 28 такие самолеты поступили в разведывательную группу Llv 14. «Мораны» сражались в Южной Карелии, а затем Llv 28 перевели на Крайний Север — там вооруженные пушками самолеты использовались в качестве штурмовиков с целью блокирования Кировской железной дороги. В послевоенный период модернизированные «Мерко Мораани» служили до 1952 г.
30 самолетов MS.406C1 в начале 1940 г. получила Турция. Эти самолеты прослужили без особых событий до 1943 г., когда были заменены FW 190А.
Болгария в 1942 г. купила у режима Виши 20 MS.406C1. 48 MS.406C1 Германия передала Хорватии, где они использовались для противопартизанских операций. 25 машин получила Италия, но ввиду плохого технического состояния так и не смогла ввести их в строй.
В Швейцарии D-3800/3801 после поступления более современных истребителей были переведены на роль штурмовиков, получив направляющие для шести 80-мм НАР. Они эксплуатировались в строевых частях до 1954 г., а до 1959 г. служили как учебные.
Моран-Солнье MS.406C1 оказался истребителем, посредственным во всех отношениях — тем не менее, он строился в значительном количестве. Его прочная конструкция позволяла установить гораздо более мощный двигатель, что показал опыт швейцарцев, сумевших создать самолет D-3802, но во Франции «Моран» так и не получил такую силовую установку. Если у Bf 109 с 1936 г. по 1939 г. мощность двигателя выросла практически в 1,5 раза, то на MS.406C1 в 1939 г. оставался мотор той же мощности, с которым в 1935 г. летал его прототип.
Оставьте свой отзыв