Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Макки MC.202 «Фольгоре»

Макки МС.202 Фольгоре

Макки МС.202 Фольгоре

К началу 40-х гг. итальянская авиапромышленность так и не смогла освоить выпуск моторов мощностью более 1000 л.с. В такой ситуации реальным шансом стала покупка в 1940 г. в Германии двигателя жидкостного охлаждения DB-601А мощностью 1175 л.с. — вполне отработанной конструкции, устанавливавшейся, в частности, на «Мессершмитте» Bf-109. Мотор предназначался для новых истребителей, создававшихся ведущими авиастроительными фирмами. В частности, конструкторы «Макки» адаптировали под новую силовую установку планер истребителя Макки МС.200. Крыло, оперение и шасси остались прежними, но был разработан совершенно новый фюзеляж с закрытой кабиной, средняя часть которой откидывалась вправо, как на Bf-109.

Прототип самолета, получившего обозначение МС.202 вышел на испытания 10 августа 1940 г. Истребитель показал существенный прирост летных данных по сравнению с МС.200: скорость возросла на добрых 90 км/ч (до 596 км/ч), увеличилась и скороподъемность. Поэтому фирма «Макки» сразу же получила контракт на серийное производство МС.202.

Заказы выдали и другим предприятиям, строившим МС.200 — «Бреда» и «САИ-Амброзини». Первые серийные МС.202 были выпущены «Макки» в мае 1941 г. В июле 1941 г. выпуск «Фольгоре» начала «Бреда», а в мае 1942-го -«САИ-Амброзини». В общей сложности до сентября 1943 г. было построено 1044 самолета МС.202, из них 390 (включая прототип) выпустила фирма «Макки», 588 — «Бреда» и 67 — «САИ-Амброзини».

Технические характеристики Macchi MC.202 «Folgore»

  • Двигатель: Альфа Ромео RA. 1000 RC41-1
  • мощность, л.с.: 1175
  • Размах крыла, м.: 10,58
  • Длина самолета, м.: 8,85
  • Высота самолета, м.: 3,04
  • Площадь крыла, кв. м.: 16,80
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2350
  • взлетная: 2930
  • Максимальная скорость, км/ч на высоте 5600 м.: 599
  • Время набора высоты  3000 м, мин, с.: 2’28»
  • Практический потолок, м.: 11500
  • Дальность полета, км.: 765

Основные модификации Макки MC.202 «Фольгоре»

  • Макки МС.202 — двигатель DB 601А или его лицензионная копия «Альфа Ромео» RA.1000 RC41-1 (1175 л.с). Вооружение — 2 12,7-мм синхронных пулемета (боекомплект 360 патронов на ствол), с мая 1942 г. дополнительно устанавливались 2 7,7-мм пулемета в крыле (по 500 патронов). Большинство самолетов выпускались в исполнении MC.202AS — с пустынным пыле-фильтром.
  • Макки МС.202СВ — истребитель-бомбардировщик с двумя подкрыльевыми узлами подвески для бомб калибром до 150 кг либо подвесных топливных баков (100-л или 150-л). В таком варианте выпустили часть машин последних серий.

Один самолет, обозначенный МС.202ЕС в опытном порядке оборудовали подкрыльевыми контейнерами с германскими 20-мм пушками MG 151/20. Из-за резкого ухудшения летных характеристик в серию не внедрялся.

Боевое использование Макки MC.202

Первой на МС.202 осенью 1941 г. пересела 9-я группа 4-го стормо, вслед за ней «Фольгоре» получили 17-я (1-й стормо) и 8-я (2-й стормо) группы. В ноябре-декабре в Ливию перебросили три группы МС.202 — 6-ю, 9-ю и 17-ю, сразу же включившиеся в боевые действия. В следующем году МС.202 стал наиболее активно используемым типом истребителя «Реджиа Аэронаутика» — на его долю пришлось 30% из 23 355 боевых вылетов, совершенных этим родом авиации в 1942 г. Основным театром их боевого применения была Северная Африка. 15 июля 1942 г. количество «Фольгоре» на фронте достигло своего максимума (93 единицы), но впоследствии в результате потерь уменьшилось. В сражении под Эль-Аламейном в октябре 1942 г. участвовало около 60 таких самолетов. К середине февраля 1943 г. МС.202 оставались единственными истребителями, действовавшими в Тунисе — других типов в Африке уже не было.

В сентябре 1942 г. для 21-й группы, воевавшей на Восточном фронте, было выделено 12 МС.202. Самолеты участвовали в боях на Дону, выполнив 17 боевых вылетов.

Гораздо активнее «Фольгоре» действовали при обороне Сицилии, где воевало 8 групп, полностью или частично вооруженных этими самолетами. К моменту капитуляции Италии её ВВС располагали 142 МС.202. Часть из них вошла в состав новых ВВС, воевавших на стороне антигилеровской коалиции, и впоследствии участвовала в боевых действиях против Германии.

Камуфляжная окраска Макки МС.202Несмотря на продолжавшуюся войну, «Фольгоре» едва не попал на экспорт — весной 1943 г. самолетом заинтересовалась нейтральная Швейцария. Был даже подписан контракт на поставку двух МС.202 с перспективой закупки ещё 18 машин. Но после капитуляции Италии уже готовые самолеты швейцарского заказа были конфискованы германскими властями и впоследствии переданы ВВС Итальянской социальной республики. Помимо этого марионеточного государства, МС.202 использовались и самими Люфтваффе — в качестве учебных. Некоторые работы упоминают о передачи Германией шести «Фольгоре» ВВС Хорватии, но никакие подробности об их боевом применении неизвестны. В послевоенный период ВВС Италии эксплуатировали в общей сложности 32 МС.202. До середины 1946 г. они служили в боевой части — 5-м стормо, а затем были переданы в авиашколу в Лечче, где летали до июля 1947 г.

В столкновениях с Р-38, Р-39 и «Спитфайрами» МС.202 показали неплохую маневренность, превосходя «Лайтнинг» и «Аэрокобру» по скороподъемности и минимальному радиусу виража, но вооружение итальянских истребителей было существенно слабее, чем у самолетов противника. К тому же, производство «Фольгоре» ограничивалось нехваткой двигателей, и МС.202 так и не смог полностью вытеснить с производственных линий устаревший МС.200.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image