Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

ДФС-230

Фото десантного планера Люфтваффе ДФС-230

Фото десантного планера Люфтваффе ДФС-230

Ещё с 20-х гг. в Германии с очень большим размахом велись работы в области планеризма. Помимо учебных и спортивных целей планеры применялись для исследования новых аэродинамических схем, а с 1933 г. в Германском исследовательском институте планирующего полета (DFS — Deutsche Forschungsanstalt fur Segelflug) под руководством Г. Якобса велось проектирование транспортных планеров для доставки десантников в тыл врага.

Аппарат, получивший обозначение DFS-230, представлял собой безмоторный высокоплан с нормальным оперением. Взлет производился при помощи сбрасываемой тележки, посадка — на подрессоренную подфюзеляжную лыжу. В конструкции широко применялись недефицитные материалы (сталь, древесина, ткань), поскольку в боевых условиях планер рассматривался как средство одноразового применения. На массу аппарата накладывались жесткие ограничения, поскольку требовалось обеспечить возможность его применения в сцепке с относительно маломощными самолетами-буксировщиками. В свою очередь, это ограничивало и грузоподъемность планера.

Первый из трех прототипов был испытан в конце 1937 г. Поставки серийных планеров начались в 1939 г.

В общей сложности изготовили 1603 DFS-230: 864 — заводом «Гартвиг», по 170 — «Эрла» и «Бюккер», 23 — «Гота», а также 404 предприятиями в Чехословакии (391 — ВММ и 13 — «Мраз»).

Основные модификации планеров ДФС-230

DFS-230А — первый серийный вариант. Вместимость — 10 чел., включая пилота. Масса полезной нагрузки — 1200 кг (при 10 чел. на борту допускалась перевозка ещё 270 кг груза). Помимо предсерийных DFS-230А-0 выпускались DFS-230А-1, а также снабженные двойным управлением DFS-230А-2.

DFS-230В — введен тормозной парашют. Возможна установка вооружения — одного 7,92-мм пехотного пулемета MG 34 (MG 42) в верхнем люке за пилотской кабиной и двух таких же пулеметов в носовой части фюзеляжа. Вместимость соответствует модификации DFS-230А. Выпускались варианты DFS-230В-1 с одинарным управлением и DFS-230В-2 — с двойным.

DFS-230С — вариант, снабженный тремя пороховыми тормозными ракетами для уменьшения пробега. В 1944 г. фирма «Мраз» выпустила 13 аппаратов.

Был разработан, но не внедрялся в производство вариант DFS-230F с вместимостью, увеличенной до 15 чел. (испытывался прототип DFS-230V7). На основе DFS-230 был создан буксируемый безмоторный десантный автожир «Фокке-Ахгелис» Fa-225 (сочетание фюзеляжа DFS-230 и несущего винта вертолета Fa-223), но и он также в серию не попал.

Летно-технические характеристики планера DFS-230В-1

  • Размах крыла, м.: 21,98
  • Длина планера, м.: 11,24
  • Высота планера, м.: 2,74
  • Площадь крыла, кв. м.: 41,3
  • Масса, кг:
  • пустого планера: 860
  • нормальная взлетная: 2040
  • максимальная взлетная: 2100
  • Скорость буксировки, км/ч:
  • Максимальная: 209
  • нормальная :180
  • Отношение высоты отцепки от буксировщика к дальности планирования 1:18

Боевое применение планеров DFS-230 во Второй мировой войне

Поступление в люфтваффе планеров DFS-230 почти совпало по времени с началом Второй мировой войны. В октябре 1939 г. сформировали отряд 17./KGr.z.b.V 5, располагавший, помимо планеров, самолетами-буксировщиками Юнкерс Ju 52/3m. В дальнейшем это стало обычной практикой для подобных частей — наряду с планерами они включали и штатные самолеты-буксировщики. Дебют нового оружия состоялся ранним утром 10 мая 1940 г., когда 41 планер применили для высадки десантников, захвативших бельгийский форт Эбен-Эмаель. Полный успех операции стимулировал резкое увеличение количества планерных частей — в июле 1940 г. была сформирована воздушно-десантная эскадра LLG 1, три группы которой получили планеры DFS-230, а также самолеты-буксировщики Ju-52/3m, Хеншель Hs-126 и «Авиа» В.534. Но следующая десантная операция с применением планеров состоялась лишь 26 апреля 1941 г., когда они обеспечили захват Коринфского канала в Греции. 80 DFS-230 привлекались для высадки на о. Крит, начавшейся 20 мая 1941 г.

Высадка на Крите стала последней крупной десантной операцией — в дальнейшем планеры применялись, главным образом, для снабжения окруженных группировок вермахта, прежде всего, на Восточном фронте. Первая подобная операция продолжалась с января по май 1942 г., когда планеры доставляли грузы окруженному гарнизону г. Холм. В апреле 1942 г. специально для применения на Восточном фронте сформировали 10 отдельных отрядов 1./DFS-230 — 10./DFS-230, в качестве буксировщиков в которых применялись самолеты Хейнкель He-46.

Юнкерс Ju-87D буксирует планер DFS-230

Юнкерс Ju-87D буксирует планер DFS-230

С января 1943 г. эскадра LLG 1 практически в полном составе применялась для снабжения немецких войск на Кубани, а в последующие два года операции по доставке грузов окруженным частям стали обыденными для планерных частей. Последние такие операции имели место в декабре 1944 г. — феврале 1945 г. (Будапешт) и в марте 1945 г. (Бреслау). Редким исключением применения DFS-230 для операций иного характера стало освобождение Б. Муссолини, удерживавшегося под стражей в высокогорном отеле Гран Сассо 12 сентября 1943 г.

Планер DFS-230 стал первым в мире серийным десантным планером и послужил образцом для разработок в других странах. Планер оказался полезным как в наступательных операциях (для высадки десантов), так и в оборонительных (для снабжения окруженных войск).

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image