Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Хеншель Hs-126

Ближний разведчик Люфтваффе Хеншель Hs-126

Ближний разведчик Люфтваффе Хеншель Hs-126

Проблемы, которыми сопровождалась доводка Хейнкеля Не-46, вынудили рейхсминистерство авиации в экстренном порядке искать возможность создания альтернативного «армейского самолета» — на случай, если Не 46 так и не удастся довести до нужной кондиции. Поскольку конструкторские бюро ведущих самолетостроительных фирм были загружены разработками, появился шанс для нового производителя — концерна «Хеншель», где вновь созданное авиационное конструкторское бюро возглавлял Ф. Николаус.

Работы над проектом, получившим обозначение Hs 122, начались в 1933 г. Внешне Hs 122 сильно походил на Хейнкель Хе-46с -двухместный подкосный моноплан-парасоль с неубирающимся шасси. Но по технологии самолеты существенно отличались — изделие «Хеншеля» было цельнометаллическим, а фюзеляж был выполнен как моно-кок. В общей сложности построили 6 прототипов, летные испытания которых начались в мае 1935 г. Самолет с мотором «Сименс» SAM 22В (650 л.с.) показал хорошую управляемость и отличные взлетно-посадочные характеристики. Но максимальная скорость оказалась всего на 10 км/ч выше, чем у Не 46, и в остальном прирост летных данных признали слишком незначительным, чтобы внедрять Hs 122 в массовое производство. Фирме рекомендовали продолжить совершенствование разведчика путем установки более мощного двигателя, а для углубленных испытаний было заказано 7 предсерийных самолетов Hs 122В-0, поставленных в начале 1936 г.

Один из предсерийных Hs 122В-0 стал первым прототипом модифицированного разведчика Hs-126 с новым 9-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Bramo 323А-1 «Фафнир» (850 л.с). Существенной переделке подверглись крыло и шасси, кабина стала полузакрытой. Изготовили три прототипа Hs-126, первый из которых вышел на испытания в августе 1936 г.

Предсерийная партия была поставлена в первой половине 1938 г., а выпуск серийных машин начался в июне того же года. До января 1941 г. заводы «Хеншеля» в Шёнефельде и Иоханништале изготовили более 600 бипланов Henschel Hs-126.

Основные модификации Henschel Hs-126

  • Hs-126А-0 — предсерийная партия. Двигатель Bramo 323. Стрелковое вооружение — 2 7,92-мм пулемета (синхронный MG 17 и турельный MG 15); масса бомбовой нагрузки — до 150 кг (десять 10-кг бомб в фюзеляжном отсеке вместо аэрофотоаппарата и 1 50-кг бомба на внешней подвеске). Построено 10 (по другим данным, 18) единиц.
  • Hs-126А-1 — двигатель BMW 132Dc (880 л.с), примененный вместо недове-денного Bramo 323. Стрелковое и бомбовое вооружение аналогично Hs-126А-0.
  • Hs-126В-1 — двигатель Bramo 323А-1 либо Q-1 (850 л.с.) или Bramo 323А-2 либо Q-2 (900 л.с), отличавшийся от BMW 132Dc большей высотностью. Установлена более современная радиостанция. Вооружение и бомбовая нагрузка соответствуют Hs-126А.
  • Hs-126К-6 и Hs-126К-7 — экспортные модификации соответственно для Греции (16 самолетов ) и Эстонии (5 единиц), в основном аналогичны Hs-126А-1.

Технические характеристики самолета Hs-126В-1

  • Двигатель: Bramo 323А-1
  • мощность, л.с.: 850
  • Размах крыла, м.: 14,5
  • Длина самолета, м.: 10,8
  • Высота самолета, м.: 3,7
  • Площадь крыла, кв. м.: 31,6
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2035
  • взлетная: 3275
  • Максимальная скорость, км/ч:
  • у земли: 310
  • на высоте 3000 м.: 354
  • Крейсерская скорость, км/ч:
  • у земли: 270
  • на высоте 4200 м.: 330
  • Дальность полета, км.: 715
  • Потолок, м.: 8200

Боевое использование самолетов Хеншель Хш-126

Поставки Hs-126А в люфтваффе начались летом 1938 г. К середине сентября -времени Судетского кризиса — в строю было 42 машины модификаций А-0 и А-1. В ноябре-декабре 1938 г. 6 самолетов Hs-126А-1 поставили в Испанию, в группу А/88 легиона Hs-126А «Кондор». Самолеты применялись для разведывательных полетов, а иногда — как легкие бомбардировщики. После окончания гражданской войны 5 уцелевших к тому времени «Хеншелей» передали испанцам. Самолеты в течение ряда лет служили в 41-м отдельном звене в Испанском Марокко.

К моменту начала Второй мировой войны Hs-126А и В почти вытеснили более старые машины из отрядов взаимодействия с армией: из 29 отрядов на «Хеншелях» летало 23 (267 самолетов, из них 232 исправных). 20 отрядов Hs-126 участвовало в Польской кампании, в ходе которой они полной мерой подтвердили свое предназначение — «взаимодействие с армией», выполняя весь спектр задач, предусмотренных предвоенными наставлениями. Кроме тактической разведки, они корректировали артиллерийский огонь, а также эпизодически наносили штурмовые удары — в тех случаях, когда авиационная поддержка была необходимой, а других доступных самолетов не было. Потери были весьма ощутимыми — в ходе Польской кампании люфтваффе лишились 25 Hs-126, из них 16 было сбито в воздушных боях. Ещё 40 машин получили повреждения.

По состоянию на 10 мая 1940 г. люфтваффе располагали 277 Hs-126 (из них 234 боеспособных). Для участия в решающем наступлении, начавшемся на Западном фронте в тот день, люфтваффе сосредоточили 30 отрядов взаимодействия с армией, а в течение последующих недель к ним присоединились ещё пять. В ходе кампании на Западе они решали те же задачи, что и в Польше, а после выхода к Ла-Маншу Hs-126 применялись для патрулирования побережья. 12 отрядов Hs-126 весной 1941 г. приняли участие в боевых действиях на Балканах.

Хеншель Хш-126 на Восточном фронте

Хеншель Хш-126 на Восточном фронте

Для участия в операции «Барбаросса» люфтваффе выделили 60 отрядов взаимодействия с армией — лишь 2.(H)/Aufkl.Gr. 14 действовал в Северной Африке, в составе немецкого Африканского корпуса. Несмотря все усилия по перевооружению, ближнеразведывательные части летали все на тех же «хеншелях», что и в Польской кампании, боях на Западе и на Балканах. Такие самолеты составляли подавляющее большинство из 388 машин, числящихся в составе отрядов взаимодействия с армией — кроме них, имелись также в небольшом количестве оборудованные аэрофотоаппаратами истребители Bf 109 и Bf 110, легкие самолеты связи Физелер Fi-156 и некоторые другие.

Первое время Хеншели Хш-126 действовали относительно успешно, но зимнее наступление Красной армии 1941/42 г. привело к тяжелым потерям в авиации, вследствие чего пришлось расформировать 12 отрядов взаимодействия с армией. Ряд частей отвели на отдых. По состоянию на 1 марта 1942 г. на Восточном фронте действовало 25 ближнеразведывательных отрядов, из них 16 летало на Hs-126. В течение весны-лета большинство этих частей было перевооружено новыми самолетами FW-189, но к 1 сентября 1942 г. на фронте ещё оставалось 103 Hs-126. К весне 1943 г. «Хеншелей» в разведывательных частях практически не осталось. Уцелевшие Hs-126 передавались в ночные штурмовые группы (в частности, на них летала NSGr. 7), а также части буксировщиков планеров. В последнем качестве они эксплуатировались практически до конца войны.

В ВВС Греции самолетами Hs-126К-6 вооружили 3-ю миру (эскадрилью). В октябре 1940 г. — апреле 1941 г. они участвовали в борьбе против итальянских войск и вермахта.

Henschel Hs-126 представлял собой типичный для второй половины 30-х гг. ближний разведчик, ориентированный на решение целого спектра задач взаимодействия с армией. Машина достаточно неплохо показала себя в кампаниях 1939-1941 гг., но впоследствии была вытеснена более современными самолетами.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image