Одномоторный истребитель-моноплан с весьма извилистой историей создания, начавшейся в 1935 г. Изначально «Фоккер» D.XXI разрабатывался под требования ВВС Голландской Ост-Индии, согласно которым приоритет отдавался не скоростным характеристикам, а простоте и ремонтопригодности конструкции. В итоге конструктор Э. Шацки предложил самолет смешанной конструкции (металлический фюзеляж с частично дюралевой, а частично — полотняной обшивкой, деревянное с фанерной обшивкой крыло) с неубирающимся шасси. Вооружение должно было состоять из 3 7,92-мм пулеметов — синхронного и двух крыльевых.
На стадии проектирования рассматривались различные варианты двигателей, как V-образных, так и радиальных, но в конечном итоге выбор сделали в пользу британского 9-цилиндрового звездообразного мотора «Бристоль» «Меркюри» VIS (640 л.с). Именно его установили на прототип, впервые поднявшийся в воздух 27 марта 1936 г. Но незадолго до этого события ВВС Голландской Ост-Индии отказались от закупки истребителей, решив сделать упор на развитие бомбардировочной авиации. ВВС метрополии также поначалу отказались от приобретения D.XXI, мотивируя это недостаточными летными данными самолета -прототип показал скорость всего 411 км/ч. Но в 1937 г. правительство Нидерландов, учитывая обострение международной обстановки, заказало партию «Фоккеров» D.XXI, отличавшихся от прототипа более мощным двигателем и усиленным вооружением. Самолет строился и на экспорт. В общей сложности выпущено около 150 D.XXI, из них только 46 (включая прототип) — в Нидерландах.
Технические характеристики самолета «Фоккер» D.XXI (финский 3-й серии)
- Двигатель: Бристоль «Меркюри» VIII
- мощность, л.с.: 840
- Размах крыла, м.: 11,0
- Длина самолета, м.: 8,20
- Высота самолета, м.: 2,95
- Площадь крыла, кв. м.: 16,20
- Масса, кг:
- пустого самолета: 1594
- взлетная: 1970
- Максимальная скорость, км/ч: 460
- Время набора высоты, 6000 м, мин.: 7’30»
- Практический потолок, м.: 11350
- Дальность полета, км.: 930
Основные модификации «Фоккер» D.XXI
«Фоккер» D.XXI для ВВС Нидерландов — поставлено 36 машин. Двигатель «Меркюри» VIII (840 л.с). Вооружение — 4 7,92-мм крыльевых пулемета «ФН-Браунинг» М36 (боекомплект 300 патронов на ствол).
Выпускались с июня 1938 г. по апрель 1939 г.
«Фоккер» D.XXI для ВВС Дании — поставлено 2 самолета из Нидерландов (в апреле 1938 г.) и 10 собраны по лицензии в 1939-1940 гг. Импортные машины комплектовались двигателями «Меркюри» VIS, лицензионные — «Меркюри» VII (830 л.с). Вооружение — 2 8-мм синхронных пулемета DISA. 1 самолет в опытном порядке вооружен 2 23-мм пушками «Мадсен» в подкрыльевых гондолах.
«Фоккер» D.XXI для ВВС Финляндии — поставлено 7 самолетов из Нидерландов (в апреле-августе 1937 г.) и 90 построено по лицензии. Машины 1-й серии (импортные) и 2-й (14 единиц, построенных в Финляндии в ноябре 1938 г. — марте 1939 г.) комплектовались моторами «Меркюри» VII, 3-й (21 самолет, выпущенный в марте-июле 1939 г.) — «Меркюри» VIII. В 1940-1941 гг. выпустили 50 самолетов 4-й серии с американскими 14-цилиндровыми моторами «Пратт энд Уитни» SB4-C или SB4-G «Твин Уосп Джуниор» (825 л.с). Наконец, в мае-июне 1944 г. собрали 5 машин 5-й серии с двигателями «Пегасус» X (920 л.с). Вооружение финских D.XXI состояло из 2 крыльевых и 2 синхронных 7,7-мм пулеметов «Виккерс» (боекомплект 300 патронов на ствол), за исключением самолетов 4-й серии — те имели 4 7,92-мм пулемета «Браунинг» М39 в крыле. 1 самолет 1-й серии в опытном порядке вооружался 2 20-мм пушками «Эрликон» под крылом. 1 самолет 4-й серии оборудовали убирающимися основными стойками шасси, но после аварии его заменили стандартными неубирающимися.
«Фоккер» D.XXI для ВВС Испании — республиканское правительство приобрело лицензию на выпуск 50 самолетов, которые собирались комплектовать советскими двигателями М-25 и пулеметами ШКАС. В 1938 г. собрали и облетали одну машину, но дальнейшее производство не осуществлялось.
Боевое применение «Фоккер» D.XXI
В ВВС Нидерландов «Фоккерами» D.XXI вооружили три подразделения — 1-й и 2-й истребительные отряды (JaVa) и 1-й отряд истребительной группы взаимодействия с армией. С началом Второй мировой войны они привлекались для патрулирования воздушного пространства и перехвата самолетов воюющих сторон, нарушавших нейтралитет Нидерландов. К моменту германского вторжения 10 мая 1940 г. ВВС страны располагали 32 «Фоккерами» D.XXI (28 исправных).
В первый день войны истребители осуществляли перехваты немецких самолетов, сбив 7 вражеских машин ценой потери 2 своих. 11-12 мая «Фоккеры» сопровождали собственные разведчики и бомбардировщики, а 13 мая 5 D.XXI штурмовали наземные части вермахта.
Когда 14 мая был получен приказ об эвакуации на территории Англии, 9 «Фоккеров» D.XXI были сожжены. Несколько самолетов стали немецкими трофеями, но сведения об их применении отсутствуют.
В Дании «Фоккеры» D.XXI поступили на вооружение 2-й АЭ корпуса армейской авиации. К моменту немецкого нападения 9 апреля 1940 г. в ней насчитывалось 8 исправных машин. Никакого сопротивления агрессии они оказать не успели — аэродром Вёрлесе, где базировались «Фоккеры», подвергся налету группы Bf-110С. Единственный успевший подняться в воздух D.XXI был сбит на взлете, ещё 4 — уничтожены на летном поле. После этого сопротивление датской авиации прекратилось.
Наиболее длительной и насыщенной событиями оказалась карьера «Фоккеров» D.XXI в ВВС Финляндии, где ими вооружили группу LeLv 24. К началу советско-финляндской войны 30 ноября 1939 г. в строю было 36 «Фоккеров». Первая воздушная победа на самолете этого типа была одержана 1 декабря, когда Э. Луукканен сбил бомбардировщик СБ. В дальнейшем ввиду огромного численного превосходства советской авиации пилоты «Фоккеров» получили приказ атаковать только бомбардировщики. На этом поприще они добились немалых успехов — чего стоит, хотя бы, нашумевшая история с уничтожением Й. Сарванто в одном бою 6 января 1940 г. 6 самолетов ДБ-3. В общей сложности в ходе «зимней войны» пилоты D.XXI записали на свой счет 119 воздушных побед. Собственные потери составили 12 машин (из них 9 сбитых в воздушных боях).
После окончания «зимней войны» самолеты «Фоккер» D.XXI передали в группы LLv 30 и 32, отвечавшие за ПВО районов Турку и Хельсинки. LLv 32 уже в июле 1941 г. начала перевооружение на «Хоуки» 75А, сдав последнего «Фоккера» в октябре. LLv 30 летала на D.XXI до февраля 1943 г. Помимо задач ПВО, её самолеты привлекались и для борьбы с малыми плавсредствами в Финском заливе.
С июля 1941 г. началась передача «Фоккеров» из истребительных частей в группы взаимодействия с армией LeLv 10, 12, 14. В этих частях D.XXI в основном использовались для разведки и прикрытия собственных самолетов-разведчиков, иногда поднимаясь для перехвата советских самолетов и для штурмовок вражеских наземных объектов (например, полевых аэродромов). Баланс побед/потерь при этом кардинально поменялся: например, пилоты LeLv 14, летавшие на D.XXI, с июля 1941 г. по сентябрь 1944 г. сбили 5 самолетов противника, потеряв 13 «Фоккеров». На фронте «Фоккеры» D.XXI применялись вплоть до сентября 1944 г., а в учебных частях летали до 1948 г.
Созданный под значительно заниженные требования, «Фоккер» D.XXI стал далеко не лучшим истребителем начального периода Второй мировой войны. Но, хотя его летные данные не дотягивали до передовых образцов авиатехники, D.XXI активно применялся в боях. И если его карьера в ВВС Нидерландов оказалась короткой, то в Финляндии «Фоккер» D.XXI прошел две войны — «зимнюю» и «войну-продолжение».
Оставьте свой отзыв