Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

СБ

Скоростной бомбардировщик СБ в полетеОсновной тактический бомбардировщик ВВС РККА второй половины 30-х гг. под названием СБ начал проектироваться в конце 1933 г. Работы велись в конструкторском отделе ЦАГИ под общим руководством А.Н. Туполева бригадой, возглавляемой А.А. Архангельским. Самолет получил «фирменное» обозначение АНТ-40. Предполагалось, что машина сможет развить скорость 330 км/ч, иметь потолок 8000 м и дальность полета 700 км, а бомбовая нагрузка определялась в 500 кг. Самолет представлял собой двухмоторный цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом, однокилевым оперением и убирающимся шасси. Изначально разрабатывались 2 варианта с разными двигателями: АНТ-40РЦ с 9-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения «Райт» «Циклон» и АНТ-40ИС в 12-цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 12Y.

Второй вариант отличался крылом увеличенного размаха и площади, дабы избежать увеличения удельной нагрузки на крыло, вызванной установкой более тяжелых двигателей.

Разработка нового бомбардировщика и постройка опытных экземпляров велись довольно быстро. Испытания АНТ-40РЦ начались 7 октября 1934 г., 30 декабря был облетан АНТ-40ИС. Последняя машина показала гораздо более высокие летные данные, и именно её приняли к серийному производству. Соответствующее решение последовало уже 22 февраля 1935 г., несмотря на недоведенность вооружения, системы охлаждения двигателей, недостаточную продольную устойчивость и эффективность элеронов. До запуска в производство в проект АНТ-40 внесли ряд изменений, в частности, кардинально изменив профиль крыла. Серийные машины комплектовались моторами М-100 (и их более поздними модификациями) — лицензионным вариантом «Испано-Сюизы».

Выпуск СБ на московском заводе №22 начался в феврале 1936 г. и продолжался до 1941 г. В 1937-1941 гг. самолет также строился заводом №125 в Иркутске. В общей сложности построен 6831 самолет (5695 — заводом №22 и 1136- №125).

Летно-технические характеристики скоростного бомбардировщика СБ-2M-100

  • Двигатели: М-100
  • мощность, л.с. 750
  • Размах крыла, м.: 20,33
  • Длина самолета, м.: 12,27
  • Высота самолета, м.: 4,39
  • Площадь крыла, кв. м.: 56,7
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 4768
  • нормальная взлетная: 5628
  • Максимальная скорость, км/ч.: 393
  • Практический потолок, м.: 9000
  • Дальность полета, км.: 2190

Основные модификации самолётов СБ

СБ 2М-100 — двигатели М-100 (750 л.с). Стрелковое вооружение — 4 7,62-мм пулемета ШКАС (2 в носовой установке с ограниченными углами обстрела по горизонтали, 1 на верхней турели, 1 в нижней люковой установке). Масса бомбовой нагрузки — 600 кг. Экипаж — 3 чел.

СБ 2М-100А — двигатели М-100А (860 л.с). Вооружение, бомбовая нагрузка и экипаж соответствуют СБ 2М-100. Выпускался с 1937 г.

СБ 2М-103 — двигатели М-103 (960 л.с). Выпускался с 1938 г. В процессе производства внесен ряд изменений: установлены бомбодержатели под центропланом, что позволило поднять максимальную массу бомбовой нагрузки до 1500 кг; введены более совершенные верхняя и нижняя стрелковые установки; во второй половине 1939 г. введены модифицированные мотоустановки с моторами М-ЮЗУ и М-ЮЗА и туннельными радиаторами вместо лобовых. В 1939 г. некоторое количество самолетов выпущено с подкры-льевыми узлами подвески для 132-мм НАР PC-132.

СБ 2М-104 — двигатели М-104 (900 л.с). В марте-апреле 1940 г. выпущено 53 машины, дальнейший выпуск прекратили в пользу варианта с моторами М-105.

СБ 2М-105 — двигатели М-105 (1050 л.с). Вооружение соответствует поздним СБ 2М-103. Выпускался во второй половине 1940 г. и начале 1941 г. Завод №22 построил примерно 150 самолетов, некоторое количество изготовлено заводом №125.

УСБ — учебный вариант с кабиной инструктора, оборудованной на месте штурманской. Выпускался с 1938 г. с двигателями М-103.

ПС-40 и ПС-41 — пассажирско-грузовые гражданские самолеты на базе, соответственно, СБ 2М-100А и СБ 2М-103.

В-71 — вариант для Чехословакии. Установлены двигатели чехословацкого производства «Авиа» HS 12Ydrs (860 л.с.) и пулеметы обр. 34 (3 — по 1 в носовой установке, верхней турели и нижней установке). Поставлен 61 самолет из СССР (3 в 1937 г. и 58 в апреле-июне 1938 г.), ещё 111 изготовлено по лицензии. Выпуск продолжался до середины 1940 г. и завершился уже во время германской оккупации.

Боевое использование скоростного бомбардировщика СБ

Практически одновременно с поступлением на вооружение ВВС РККА, бомбардировщики СБ дебютировали в бою. Состоялось это в Испании, во время гражданской войны. 23 октября 1936 г. в Картахену прибыл пароход с 31 бомбардировщиком СБ 2М-100А. После сборки уже 28 октября 3 машины выполнили первый вылет, отбомбившись по аэродрому Таблада — таким образом, СБ стал первым советским самолетом, вступившем в бой в Испании. В общей сложности в Испанию поставили 93 самолета СБ 2М-100А — помимо первой партии, по 31 машине поставлено в июне-июле 1937 г. и в марте 1938 г. Самолеты первой партии вместо пулеметов ШКАС комплектовались более старыми ДА. Весной 1937 г. СБ участвовали в разгроме итальянского экспедиционного корпуса под Гвадалахарой. 29 мая 1937 г. 2 самолета СБ по ошибке атаковали немецкий линкор «Дойчланд», приняв его за тяжелый крейсер франкистов (погиб 31 член экипажа). 6 марта 1938 г. группа СБ потопила крейсер «Балеарес». Практически всю войну республиканские СБ, входившие в состав 12-й и 24-й групп, базировались вдоль линии Мадрид-Картахена, участвуя во всех крупных операциях. После победы франкистов 19 уцелевших самолетов стали их трофеями и вошли в состав 13-го БАП. Впоследствии вместо М-100А они получили французские моторы HS 12Ybrs. Последние испанские СБ из них летали до февраля 1946 г.

Скоростной бомбардировщикВ августе 1938 г. самолеты СБ из 36-го, 47-го и 55-го скоростных бомбардировочных авиаполков (СБАП) участвовали в боях с японцами у оз. Хасан, выполнив в общей сложности 346 боевых вылетов (примерно 30% всех вылетов советской авиации в том конфликте). Главными целями были вражеские позиции у сопки Заозерной и в прилегающих районах. Потери составили 2 СБ (в т.ч. 1 по небоевой причине).

Довольно значительное количество СБ применялось в конфликте на Халхин-Голе. Если в мае 1939 г. в районе Халхин-Гола находилось 29 СБ, то в течение июня количество таких бомбардировщиков довели до 116, а июля — до 181. 3-5 июля 1939 г. бомбардировщики активно участвовали в Баин-Цаганской операции, выполнив 224 боевых вылета. Затем СБ в течение нескольких недель вели разведку, наносили удары по коммуникациям противника. 20 августа ранним утром все исправные СБ нанесли серию ударов по японским позициям, обеспечивая начинающееся советское наступление. В тот день СБ выполнили около 300 боевых вылетов. Боевая работа продолжалась до 31 августа, хотя и с меньшей интенсивностью. Потери СБ на Халхин-Голе составили 52 машины, из них 7 разбито в авариях и 45 потеряно в боях (34 из них сбито вражескими истребителями).

Ещё более массированно применялись СБ в «зимней войне». К 30 ноября 1939 г. на границе с Финляндией сосредоточили 580 СБ. Ими были вооружены 15 скоростных бомбардировочных полков и ряд других частей. Ещё 51 СБ насчитывала авиация Балтийского флота. 1 декабря 1939 г. эти машины бомбили финские аэродромы и железнодорожные узлы. В последующие дни погода резко ухудшилась, и боевые вылеты удалось возобновить только 19 декабря. Одновременно происходило усиление группировки авиации за счет переброски новых частей. На 1 января 1940 г. против Финляндии действовало уже 739 СБ (примерно 30% общей численности авиационной группировки на ТВД). В январе 1940 г. в связи с некоторым улучшением погоды интенсивность боевой работы возросла. СБ бомбили узлы коммуникаций, промышленные предприятия и военные склады. Помимо этого, самолеты привлекались для доставки грузов (как правило, методом беспарашютного сброса) в части на переднем крае. В феврале начались бомбардировки укреплений линии Маннергейма. На момент окончания боевых действий 13 марта 1940 г. на ТВД было сосредоточено 1244 самолета СБ. Потери превысили 100 экземпляров. Боевые действия показали, что скоростные характеристики СБ, особенно с неубираемыми лыжами (на таком шасси приходилось летать зимой) уже не обеспечивают защиты от вражеских истребителей.

Самолеты СБ, выпускавшиеся в массовом количестве вплоть до конца 1940 г., к моменту нападения Германии на СССР составляли основу фронтовой бомбардировочной авиации ВВС РККА (на них приходилось 94% её состава). В июне 1941 г. на западной границе СССР находилось более 1500 СБ, сведенных в 24 СБАП и 4 разведывательных полка.

Вследствие массированных ударов Люфтваффе, за 22-23 июня было потеряно около 400 СБ, а на 30 июня на советско-германском фронте осталось только 875 СБ (из них 710 исправных). Тем не менее, отдельные части и соединения скоростных бомбардировщиков активно участвовали в боях с первых часов войны. Так, 40-й СБАП 22 июня бомбил Кенигсберг, Тоураген и Мемель, а 33-й СБАП из Белой Церкви нанес удар по немецким войскам в районе г. Сокаль. 30 июня СБ из состава ВВС Балтийского флота совместно с самолетами других типов нанесли серию ударов по переправам через Западную Двину, понеся при этом значительные потери. Активно действовали и флотские СБ — так, самолеты 40-го СБАП ВВС Черноморского флота 23-25 июня бомбили Констанцу, а 26 и 29 июня — румынские суда в районе Тульчи.

Ввиду больших потерь от вражеских истребителей 4 июля 1941 г. был введен запрет на использование СБ в дневное время большими группами без прикрытия истребителей. Однако обстановка на фронте часто вынуждала нарушать этот запрет. За три месяца боев практически все СБ приграничных округов были утрачены. По состоянию на 1 октября 1941 г. на фронте оставалось всего 130 самолетов этого типа (из них 83 исправных). Восполнение потерь осуществлялось за счет переброски частей из Средней Азии, Сибири и с Дальнего Востока. Свежие части направлялись, прежде всего, на московское направление как наиболее угрожаемое в указанный период. В частности, в октябре туда прибыли 1-й, 34-й и 459-й СБАП. Действуя южнее Москвы и применяя, наряду с бомбами, выливные приборы с зажигательной смесью, эти части смогли замедлить выдвижение немецкой 2-й танковой армии к Туле. Севернее Москвы в ноябре 1941 г. действовали СБ 46-й дивизии, прибывшей из Сибири. Но интенсивные бои быстро «перемалывали» даже свежие части — на 5 декабря 1941 г. на фронте оставалось только 111 СБ (68 исправных). На рубеже 1941/1942 гг. полки СБ почти полностью перешли к ночным действиям.

К летним боям 1942 г. за счет изъятия самолетов из запасных частей и школ количество СБ на фронте вновь увеличилось — на 1 мая 1942 г. оно составляло 171 единицу (126 исправных). С начала войны на СБ воевал 33-й СБАП, весной 1942 г. вошедший в состав 8-й ВА, действовавшей под Сталинградом. В мае 1942 г. полк был удостоен гвардейского звания и стал 10-м гв. БАП. Часть, располагавшая в среднем 10 исправными СБ, специализировалась в ночных ударах по немецким аэродромам. До конца 1942 г. полк участвовал в уничтожении окруженных немецких войск под Сталинградом, а в 1943 г. был перевооружен «Бостонами» фирмы Дуглас.

В 1943 г. количество СБ вновь уменьшилось — на 1 июля на фронте находился 41 самолет такого типа (18 исправных); кроме того, несколько СБ сохраняла морская авиация на Балтике и Севере. Практически все машины были разбросаны по различным мелким частям. Например, в Курской битве в составе 2-й ВА участвовала 331-я ночная бомбардировочная АЭ, располагавшая к началу сражения 6 СБ (3 исправных). В последующие месяцы СБ с фронта практически исчезли, да и в школах лишь отдельные экземпляры дослужили до 1945 г. 27 СБ до сентября 1945 г. числилось в ВВС Тихоокеанского флота, но сведения об их применении в войне против Японии отсутствуют.

Начиная с осени 1937 г. и до середины 1941 г. 292 самолета СБ поставили в Китай. Первоначально туда поставлялись машины с моторами М-100А, затем — с М-103. Первые боевые вылеты совершались советскими экипажами. В частности, 2 декабря 1937 г. 18 СБ нанесли удар по японскому аэродрому в районе Шанхая. Затем самолеты бомбили японские корабли на р. Янцзы, аэродром в Нанкине и другие цели. 23 февраля 1938 г. 28 самолетов СБ отбомбились по аэродрому на Тайване, уничтожив до 40 самолетов и большие запасы бензина. С начала 1939 г. основной объем боевой работы выполняли уже китайские экипажи. Весной 1941 г. японская авиация в Китае активизировала свои действия, нанеся китайским ВВС значительные потери. Уцелевшие СБ были перебазированы в район границы с Бирмой. В начале 1943 г. 1-я авиагруппа располагала 19 такими самолетами. Последние боевые вылеты СБ были отмечены в мае 1943 г., после чего самолеты законсервировали. Несколько из них вновь ввели в строй в 1946 г. Эти самолеты участвовали в развернувшейся гражданской войне в составе ВВС Гоминьдана.

ВВС Чехословакии основную массу В-71 сосредоточили в 6-м авиаполку, некоторое количество попало в 1-й, 2-й и 5-й полки. После оккупации Чехии практически все В-71 достались Люфтваффе. Лишь 1 самолет оказался в ВВС Словакии, где эксплуатировался до 1943 г., когда был угнан экипажем в Турцию. В составе Люфтваффе самолеты В-71 как советского производства, так и построенные по лицензии, эксплуатировались в качестве учебных, а после соответствующего переоборудования, под обозначением В-71В, — как буксировщики мишеней. В марте 1944 г. в различных частях Люфтваффе числился ещё 51 В-71. Последние из них, вероятно, были списаны к концу 1944 г.

24 самолета В-71 (советского производства) Германия в 1939 г. продала Болгарии. Самолеты поступили в 5-й бомбардировочный полк, где эксплуатировались, главным образом, в качестве учебных. Эпизодически они привлекались для противопартизанских операций в Македонии. Последние 10 самолетов были сняты с эксплуатации в 1945 г.

Трофейные СБ весьма широко использовались в ВВС Финляндии. 8 самолетов (1 с М-100А и 7 с М-103) были захвачены во время «зимней войны», ещё 16 купили в Германии (прибыли в Финляндию с ноября 1941 г. по август 1942 г.). Самолеты привели к единому стандарту по двигателям и оборудованию, а 2 из них переоборудовали в учебные (по образцу УСБ). Финские СБ поступили в группу Lelv 6, занимавшуюся, главным образом, противолодочной борьбой. Их экипажи в 1941-1942 гг. заявили об уничтожении 8 советских подлодок (по советским данным подтверждается 3 случая). Бомбардировки наземных целей были эпизодическими. В частности, СБ совершали налеты на о. Гогланд, а в 1943 г. трижды бомбили советские аэродромы. Ни один финский СБ не был потерян в бою, но 7 разбилось в авариях. В апреле 1945 г. 16 остававшихся в строю машин были законсервированы, а в 1950 г. сданы на слом.

2 самолета УСБ с моторами М-103 в 1944 г. передали ВВС Польши, где они эксплуатировались до 1948 г.

Созданный в середине 30-х гг. самолет СБ был для своего времени отличным бомбардировщиком. Но к началу Великой отечественной войны, оставаясь самым массовым фронтовым бомбардировщиком, он уже перестал соответствовать требованиям. Прежде всего, его уже нельзя было считать скоростным — новые истребители противника с легкостью перехватывали СБ. Оборонительное вооружение также было откровенно слабым — особенно это касалось нижней установки, которую крайне трудно было использовать бортстрелку в зимнем обмундировании. В первые месяцы войны части, вооруженные СБ, понесли тяжелейшие потери. Тем не менее, на фронте эти самолеты встречались вплоть до середины 1943 г.

Выпуск самолётов СБ (1936 — 1941 гг.)[1]

Завод 1936 1937 1938 1939 1940 1941 Всего
№22 268 853 1250 1435 1749 5555
№125 73 177 343 375 24 992
Произведено в Чехословакии в 1937-1939 гг. 161
ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Статистика серийного выпуска СБ приводится по изданию: История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг./Под общ.ред. Д.А. Соболева. М.: РУСАВИА, 2011. — 432 с.: ил., с. 159 []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image