Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Фиат G.50 «Фреччиа» («Стрела»)

Фото итальянского истребителя Fiat G.50 Freccia

Фото итальянского истребителя Fiat G.50 Freccia

Разработка нового итальянского истребителя велась в рамках конкурса на новый истребитель-моноплан с двигателем воздушного охлаждения, объявленного «Реджиа Аэронаутика» в 1936 г. Сам конкурс в узких кругах авиапромышленности заслужил нелестный титул «итальянской комедии», поскольку в нем был предопределен победитель — самолет G.50.

Проектирование машины велось под руководством Дж. Габриэлли на фирме CMASA в г. Марина ди Пиза — одном из дочерних предприятий концерна «Фиат». Самолет представлял собой цельнометаллический низ-коплан нормальной аэродинамической схемы с убирающимся шасси. Силовая установка — 14-цилиндровый мотор A.74RC38 мощностью 840 л.с. Вооружение -два синхронных 12,7-мм пулемета с боекомплектом 300 патронов на ствол.

Первый прототип Fiat G.50 вышел на испытания 26 февраля 1937 г., второй — 20 октября 1937 г. Испытания показали, что самолет имеет хорошую маневренность и управляемость, почти не уступая по этим параметрам истребителям-бипланам, но скоростные характеристики были гораздо хуже, чем у конкурента Макки МС.200 Саетта: G.50 развивал всего 456 км/ч, на добрых полсотни километров в час меньше, чем МС.200 и всего на 18 км/ч больше, чем биплан Фиат CR.42 «Фалько» с тем же двигателем и неубирающимся шасси. Тем не менее, по срокам создания G.50 опережал МС.200.

Летно-технические характеристики самолета Fiat G.50 Freccia

  • Двигатель: Фиат A.74RC38
  • мощность, л.с.: 840
  • Размах крыла, м.: 10,99
  • Длина самолета, м.: 8,03
  • Высота самолета, м.: 3.28
  • Площадь крыла, кв. м.: 18,25
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 1940
  • взлетная: 2350
  • Максимальная скорость, км/ч: 456
  • Время набора высоты 3000 м, мин. с.: 3’10»
  • Практический потолок, м.: 10700
  • Дальность полета, км.: 645

Основные модификации Фиат G.50 «Фреччиа»

Fiat G.50 — первый серийный вариант. CMASA выпустила 245 таких самолетов, из них первые 45 имели закрытую кабину, а остальные по требованию пилотов, опасавшихся заклинивания фонаря, оборудовали полуоткрытой кабиной.

Fiat G.50bis отличался убираемым хвостовым колесом, что позволило получить некоторую прибавку в скорости, и увеличенным с 360 до 411 л запасом топлива. Прототип испытывался с сентября 1940 г. Построен 421 серийный самолет, в т.ч. 344 на предприятии «Аэ-риталия» в Турине и 77 — на заводе CMASA.

Fiat G.50B — двухместный учебный самолет с закрытой передней кабиной (курсанта) и открытой задней (инструктора). Прототип вышел на испытания 30 апреля 1940 г. До 1943 г. на заводе CMASA выпустили 108 самолетов.

Таким образом, объем производства серийных модификаций G.50 составил 774 самолета.

Кроме этого, целый ряд модификаций в серию не попал: G.50ter с двигателем A.76RC40, G.50V с мотором DB 601, истребитель-бомбардировщик G.50bisA, пикировщик G.50bis Tuffo и др.

Боевое использование Фиат Г.50 Фреччиа (Стрела)

Один из первых Фиатов G-50 в Испании

Один из первых Фиатов G-50 в Испании

Первые 12 серийных «Фреччиа» в январе 1939 г. отправили в Испанию. Но поучаствовать в боях им не пришлось — гражданская война завершилась победой франкистов. Машины были переданы ВВС Испании и с июня 1939 г. по 1943 г. эксплуатировались в 27-й истребительной авиагруппе в Испанском Марокко.

Осенью 1939 г. 35 самолетов G.50 заказала Финляндия. Первую партию из 14 машин удалось доставить окольными путями через Швейцарию, Францию, Нидерланды и Швецию лишь в январе-феврале 1940 г. В марте к ним присоединилось ещё 12 машин (оставшиеся 9 самолетов так и не были поставлены). Новыми истребителями, перевооружили авиагруппу HLeLv 26. По итогам «зимней войны» пилоты «Фиатов» претендуют на 14 сбитых советских самолетов. В ходе войны с СССР в 1941-1944 гг. (т.н. «войны-продолжения») G.50 эксплуатировались в HLeLv 26 до мая 1944 г., после чего были переданы в учебные части. Лучшим финским асом на G.50 стал О. Туоминен, одержавший на нем 23 из 43 своих побед. В общей же сложности в ходе «войны-продолжения» пилоты финских G.50 записали на свой счет 88 побед. Собственные боевые потери составили всего три машины (две, сбитые в воздушных боях и одна, ставшая жертвой зенитного огня). Правда, ещё 8 «Фиатов» были разбиты в летных происшествиях.

Во второй половине 1941 г. девять G.50bis и один G.50B передали ВВС Хорватии. Самолеты поступили в 1-ю ято (эскадрилью) 1-й группы. В 1943-1944 гг. Хорватия получила от Германии дополнительную партию бывших итальянских G.50, что позволило довести их общее количество до двух с лишним десятков и вооружить ими ещё и 21-е ято 11-й группы. Несколько самолетов впоследствии попало в армию И. Броз-Тито, продолжив затем службу в ВВС Югославии.

Итальянский истребитель Фиат G.50 в рядах Люфтваффе

Итальянский истребитель Фиат G.50 в рядах Люфтваффе

Около 40 бывших итальянских G.50, захваченных после капитуляции Италии в 1943 г., попали в учебные части Люфтваффе, в частности, в учебные истребительные эскадры JG 107 и JG 108.

В Италии первыми освоили G.50 осенью 1939 г. 20-я и 21-я группы 51-го стормо. По состоянию на 10 июня 1940 г. «Реджиа Аэронаутика» располагала 118 G.50 (из них 87 исправных). Помимо 51-го стормо, они находились на вооружении 22-й группы 52-го стормо. При этом командование не спешило вводить монопланы в бой -они дебютировали лишь в конце октября 1940 г., одновременно над Англией и Грецией. В первом случае действовала выделенная в состав «Итальянского воздушного корпуса» 20-я группа, остававшаяся в Бельгии до середины апреля 1941 г. Для агрессии против Греции выделили 24-ю группу, 153-ю АЭ 2-й группы (две другие её эскадрильи ещё летали на CR.32), а также сформированную в начале ноября 1940 г. 154-ю группу.

В Северной Африке G.50 появились лишь в конце декабря 1940 г., когда в Ливию прибыла 358-я АЭ (из состава 22-й группы). Затем к ней присоединились 2-я и 155-я группы, и к концу января 1941 г. в Ливии находилось 77 «Фреччиа». Основной задачей G.50bis стало сопровождение бомбардировщиков. В апреле в Ливию перебросили 20-ю группу. Но вскоре «Фреччиа» был оттеснен на второй план истребителями МС.200 и МС.202. На 1 августа 1942 г. в Ливии на G.50bis летали лишь 12-я и частично 160-я группы, но вскоре первую из них вывели в Италию. Последней частью «Фреччиа», воевавшей в Северной Африке, стала 368-я АЭ истребителей-бомбардировщиков, прибывшая в Тунис в декабре 1942 г., но спустя пару недель она потеряла практически все свои самолеты. К моменту высадки союзников на Сицилии в июле 1943 г. G.50bis были сосредоточены, в основном, в 158-й и 159-й штурмовых группах, располагавших в общей сложности 72 самолетами. 158-й группа с 11 июля пыталась наносить удары по кораблям противника, но уже два дня спустя лишилась всех своих машин. К моменту капитуляции 8 сентября 1943 г. большинство уцелевших G.50 было сосредоточено в Греции (30 самолетов), ещё 4 было в Далмации. 21 машина числилась в составе 158-й и 159-й групп в Лонате-Поццоло. Впоследствии несколько истребителей Фиат «Фреччиа» служили в ВВС Итальянской социальной республики в качестве учебных.

Схемы и чертежи Fiat G50 Freccia

Схемы и чертежи Fiat G50 Freccia

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image