Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Макки MC.200 «Саетта»

Макки МС.200 Саетта, 7-я серия

Макки МС.200 Саетта, 7-я серия

Macchi MC.200 «Saetta» — цельнометаллический истребитель-моноплан, созданный в рамках конкурса, объявленного в 1936 г. Проектирование под руководством М. Кастольди велось ещё с весны 1935 г., но после объявления официальных требований в проект пришлось внести ряд изменений — вместо предполагавшегося мотора жидкостного охлаждения пришлось поставить двигатель воздушного охлаждения «Фиат» А,74 с солидным «лбом», существенно подпортившим идеальную аэродинамику моноплана. Ещё одно ухудшение аэродинамики было вызвано тактическими соображениями — для улучшения обзора кабину пилота приподняли, придав фюзеляжу характерные «горбатые» очертания. Весьма оригинально решалась на истребителе проблема компенсации реактивного момента от воздушного винта -левая консоль имела на 190 мм больший размах, чем правая и, соответственно, большую площадь.

Первый из двух прототипов вышел на испытания 24 декабря 1937 г. На испытаниях МС.200 показал хорошие летные качества, особенно скороподъемность и скорость пикирования — в одном из полетов на пикировании машину удалось разогнать до 800 км/ч без вредных последствий для управляемости и прочности планера. Максимальная скорость в горизонтальном полете составляла 504 км/ч. Летом 1938 г. Прототипы приняли участие в сравнительных испытаниях с другими участниками истребительного конкурса, по результатам которого победил именно МС.200. Хотя к тому времени уже был выдан заказ на самолеты «Фиат» G.50, «Макки» также получила контракт на выпуск 99 истребителей. Первые серийные машины сошли со сборочной линии в июне 1939 г. Таким образом, цикл создания самолета составил более четырех лет, а внедрения в производство (от первого полета прототипа до начала серийного производства) — полтора года, что было длительным сроком для того времени, когда темп развития авиатехники был довольно высоким.

Технические характеристики самолета Макки МС.200

Двигатель: Фиат A.74RC38
мощность, л.с.: 840
Размах крыла, м.: 10,58
Длина самолета, м.: 8,20
Высота самолета, м.: 3,51
Площадь крыла, кв. м. 16,80
Масса, кг:
пустого самолета: 2014
взлетная: 2533
Максимальная скорость, км/ч на высоте 4500 м.: 504
Время набора высоты 3000 м, мин, с.: 3’24»
Практический потолок, м.: 8900
Продолжительность полета, ч.: 1,33

Основные модификации истребителя Macchi MC.200 «Saetta»

Серийно строилась одна основная модификацияМС.200. Самолеты комплектовались моторами A.74RC38 мощностью 840 л.с. и вооружались двумя синхронными 12,7-мм пулеметами (боекомплект на первых 12 самолетах — 310 патронов на ствол, на остальных — 370). Первые 240 самолетов имели закрытую кабину, затем ввели полуоткрытую и, наконец, -открытую. В 1942 г. последние серии МС.200 получили усиленные консоли крыла от МС.202 7-й серии с дополнительно установленными в консолях 7,7-мм пулеметами. Такие машины получили фирменный индекс С.200А2. Часть самолетов получали не полностью крыло, а лишь переднюю кромку от МС.202 — они обозначались С.200В2. В войсках С.200А2 и С.202В2 сохраняли прежнее обозначение — МС.200.

Производство МС.200 осуществляли три фирмы, выпустившие в общей сложности 1135 самолетов. В частности, завод «Макки» в Варезе, помимо двух прототипов, выпустил в течение трех лет (с июня 1939 по июнь 1942 г.) 395 серийных машин. В июле 1940 г. выпуск МС.200 начали фирмы «Бреда» и «САИ-Амброзини». Первая из них до октября 1942 г. на заводе в Брессо изготовила 556 самолетов, а завод второй в Пассиньяно до августа 1942 г. сдал 200 машин.

Путем переоборудования было получено несколько подвариантов МС.200. «Североафриканский» вариант MC.200AS отличался от стандартного наличием фильтров на воздухозаборниках карбюраторов. Модификация МС.200СВ была истребителем-бомбардировщиком, снабженным подкрыльевыми бомбодержателями. Боевая нагрузка состояла либо из восьми 15-кг бомб, либо из двух бомб более крупного калибра — 50, 100 или 150 кг. Вместо бомб под крыло можно было подвесить два 100-л или 150-л топливных бака. Кроме того, десять самолетов в 1941 г. переоборудовали в разведывательный вариант, снабдив их аэрофотоаппаратами.

Остались на стадии опытных образцов варианты MC.200bis и МС.201 с более мощными двигателями воздушного охлаждения.

Боевое использование Макки MC.200 «Саетта»

Единственной попыткой продать МС.200 за рубеж, доведенной до стадии контракта, стала продажа 12 самолетов авиации ВМС Дании. Но соглашение, подписанное в марте 1940 г., не успели реализовать ввиду оккупации Дании.

После капитуляции Италии несколько МС.200 стали германскими трофеями и использовались в учебной истребительной эскадре JG 108.

Лидерной частью для МС.200 должна была стать 91-я эскадрилья, входящая в 10-ю группу 4-го стормо. Эта часть считалась элитой истребителей «Реджиа Аэронаутика» и специализировалась на высшем пилотаже и групповых демонстрационных полетах. Казалось бы, лучшей части для освоения новых машин подыскать трудно. Но опытные мастера пилотажа, опробовав МС.200 в августе 1939 г., встретили скоростной и относительно маломаневренный моноплан в штыки, и 10-я группа продолжила летать на Фиат CR.32. В итоге первыми на МС.200 пересели 152-я и 153-я группы 54-го стормо (север Италии), а затем 6-я отдельная группа на Сицилии. К 10 июня 1940 г. «Реджиа Аэронаутика» имела 156 МС.200 (77 исправных).

Макки MC.200, 1941 год, Греция

Макки MC.200, 1941 год, Греция

Будучи лучшими на момент начала войны итальянскими истребителями, МС.200 оказались выведенными из строя — вследствие ряда аварий был введен запрет на полеты этих самолетов, действовавший до сентября 1940 г. Лишь 15 сентября МС.200 из 6-й группы дебютировали над Мальтой. В сравнении со своим наиболее опасным противником — «Харрикейном»  — «Саетта» выглядела весьма неплохо. Итальянский истребитель превосходил конкурента по скороподъемности, маневренности, скорости в пикировании. Отличался он и более прочной конструкцией. «Харрикейн» развивал более высокую скорость в горизонтальном полете, а его вооружение из восьми 7,7-мм пулеметов обеспечивало более высокую массу секундного залпа. Но 12,7-мм пулеметы МС.200 обладали большей дальностью стрельбы.

С марта 1941 г. 22-я и 150-я группы, вооруженные МС.200, участвовали в боевых действиях против Греции. С начала 6 апреля 1941 г. операции «Марита» — вторжения Германии в Югославию и Грецию -итальянские ВВС существенно активизировались. Помимо двух упомянутых групп, в бой бросили 4-й и 54-й стормо (в общей сложности четыре группы), 8-ю и 153-ю группы, а также две отдельные АЭ, вооруженные МС.200 — в общей сложности 216 самолетов (почти 3/4 всех итальянских истребителей, привлекавшихся к операции). Часть сил после поражения Греции и Югославии остались там в качестве оккупационных. Среди них была и 150-я группа, перевооруженная с МС.200 обратно на Fiat CR.42 — эти машины оказались более подходящими для противопартизанских операций.

Макки МС.200 Итальянского экспедиционного корпуса в России

Макки МС.200 Итальянского экспедиционного корпуса в России

Лишь в апреле 1941 г. первые «Саетты» появились в Ливии — туда прибыла 374-я АЭ 153-й группы. Правда, в течение месяца часть не принимала участие в боях, проходя «адаптацию» (её самолеты вылетали на патрулирование воздушного пространства над Триполи и прилегающими акваториями). В начале июля перебросили ещё две эскадрильи МС.200, доведя 153-ю группу до полного состава. А в конце месяца в Ливию прибыла и 157-я группа, также вооруженная «Саеттами». В дальнейшем МС.200 весьма интенсивно применялись в боях. Но они с трудом могли противостоять «Харрикейнам» и новым «Томагавкам» Р-40, поступавшим из США. Поэтому МС.200 применялись, главным образом, как штурмовики. И на этом поприще им удалось несколько компенсировать скромные успехи в воздушных боях. Обе группы воевали в Северной Африке до конца года, после чего убыли на отдых в Италию. Но на смену им прибыли новые части. К середине 1942 г. в Северной Африке на «Саеттах» воевали 8-я и 13-я группы, чьи самолеты использовались, главным образом, как штурмовики, а также 150-я группа, обеспечивавшая ПВО Триполи. Вскоре в Ливию прибыла и 18-я группа. Таким образом, к началу решающего сражения под Эль-Аламейном в октябре 1942 г. четыре из семи итальянских истребительных групп в Северной Африке летали на МС.200. На последней стадии боев в Северной Африке — обороне Туниса — «Саетты» применялись как истребители-бомбардировщики и для сопровождения транспортных самолетов.

157-я группа с января 1942 г. по июнь 1943 г. несла службу на Додеканезских островах.

С августа 1941 г. 22-я группа в составе Итальянского экспедиционного корпуса в России (CSIR — Corpo di Spedizione Italiano in Russia) принимала участие в боевых действиях против СССР, летая над территорией Украины на «свободную охоту», сопровождение и штурмовку наземных целей. В начале мая 1942 г. 22-ю группу вернули в Италию, а на смену ей прибыла 21-я группа, также вооруженная МС.200. На Восточном фронте она пробыла до января 1943 г. За 17 месяцев боевых действий на Восточном фронте истребители 22-й и 21-й групп выполнили 2557 вылетов на «свободную охоту», 1983 — на сопровождение, 1310 — на штурмовку и 511 — на прикрытие наземных войск. Было уничтожено в воздухе и на земле (по итальянским данным) 88 самолетов противника.

Лучшим асом Восточного фронта стал капитан Г. ла Ферла, одержавший шесть побед. Собственные боевые потери составили 15-19 истребителей.

К моменту капитуляции Италии 8 сентября 1943 г. «Реджиа Аэронаутика» располагала 77 Макки МС.200, 40 из них было в строевых частях — 8-й группе в Италии (24 самолета), а также двух АЭ в Греции и Далмации (соответственно, 16 и 4).

В послевоенной Италии несколько МС.200 эксплуатировались в летной школе в Лечче до 1947 г

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image