Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Фокке-Вульф FW-200C «Кондор»

Фокке-Вульф ФВ-200Ц КондорПосле неудачной попытки создания четырехмоторных бомбардировщиков, предпринятой в середине 30-х гг. (спроектированные по программе «Урал-бомбер» Junkers Ju-89 и Dornier Do-19 проходили испытания, но серийно не строились) Люфтваффе довольствовались двухмоторными машинами Дорнье Do-17, Юнкерс Ju-88 и Хейнкель He-111. Их боевых возможностей вполне хватало для обеспечения блицкрига. Но когда перед Люфтваффе встала задача действий над просторами Атлантики для нарушения вражеских коммуникаций, оказалось, что для этого двухмоторным самолетам катастрофически не хватает дальности. Создание же нового бомбардировщика Не-177, способного решать такие задачи, велось крайне медленно. В такой ситуации Рейхсминистерство авиации приняло решение о создании «временного» разведчика-бомбардировщика на базе четырехмоторного пассажирского лайнера FW-200. Такие машины в модификациях FW-200А и В серийно строились с 1937 г. (в том числе и на экспорт).

Буквально накануне войны, 29 августа 1939 г., началось переоборудование одного из первых FW-200 в прототип разведчика. Самолет, получивший обозначение FW-200V10, оборудовали АФА и оборонительным вооружением в составе 5 7,92-мм пулеметов MG-15 (1 в верхней установке, 2 в боковых окнах и 2 в подфюзеляжной гондоле). Но эта машина была разбита 23 ноября 1939 г., взлетая для своего первого боевого вылета. Ещё один прототип FW-200V11 переоборудовали из Фокке-Вульф FW-200В-1. Эта машина, помимо пулеметного вооружения, получила и бомбоотсек.

С 5 сентября на заводе «Фокке-Вульф» в Бремене начались работы по переделке находящихся в производстве гражданских FW-200В в морские разведчики-бомбардировщики FW-200С. Первый из них был готов в январе 1940 г.

До 1944 г. построили около 220 самолетов.

Летно-технические характеристики самолетов FW-200С-1

  • Двигатель: BMW 132Н 830
  • мощность, л.с.: 1200
  • Размах крыла, м.: 32,84
  • Длина самолета, м.: 23,85
  • Высота самолета, м.: 6,20
  • Площадь крыла, кв. м.: 116
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 11 000
  • максимальная взлетная: 20 400
  • Максимальная скорость, км/ч: 340
  • Время набора высоты, мин:
  • 1000 м. — 3,4
  • 3000 м. — 10,7
  • Практический потолок, м.: 5500
  • Дальность полета, км.: 3000

Основные модификации Фокке-Вульф FW-200C «Кондор»

Fokke-Wulf FW-200С-1 — 10 самолетов, переделанных из недостроенных FW-200В. Двигатели — 9-цилиндровые воздушного охлаждения BMW 132Н (830 л.с). Стрелковое вооружение — 6 7,92-мм пулеметов MG 15 (2 в верхних установках, 2 в носовой и хвостовой частях подфюзеляжной гондолы, 2 в боковых окнах). Возможна подвеска 2000 кг бомб (4 250-кг в подфюзеляжной гондоле и 4 на внешних узлах подвески). Экипаж — 5 чел.

FW-200С-2 — в носовой части подфюзеляжной гондолы вместо пулемета установлена 20-мм пушка MG FF. Модифицированы бомбодержатели, в результате чего бомбовая нагрузка увеличена до 2900 кг. Построено 8 самолетов.

FW-200С-3 — установлены 9-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения Bramo 323R-2 (1200 л.с). Выпускался в 1941 г., построено 47 самолетов, из них 21 — в модификации FW-200C-3/U4, отличавшейся установкой бронирования, возможностью подвески торпед, а также усиленным вооружением: в передней верхней установке смонтировали 13,2-мм пулемет MG 131. Экипаж — 6-7 чел.

FW-200С-4 — усилено стрелковое вооружение: в передней верхней установке стоял 15-мм пулемет MG 151, в носовой части гондолы — такой же пулемет либо 20-мм пушка MG 151/20, в задней верхней установке — MG 131, в хвостовой части гондолы и в боковых окнах остались MG 15. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 2100 кг. Самолет оборудовался РЛС и более совершенным радиосвязным оборудованием. С февраля 1942 г. выпущено 94 машины, включая 4 пассажирских FW-200C-4/U1 и FW-200C-4/U2.

FW-200С-5 — в задней верхней установке смонтирован пулемет MG 151, а пулеметы MG 15 заменены MG 131. Выпущено 22 самолета.

FW-200С-6 — чистый разведчик без возможности подвески бомб и более совершенным оборудованием. Изготовлено 16 машин.

FW-200С-8 — носитель управляемых авиабомб Hs 293А. Построено 19 самолетов.

Боевое применение Фокке-Вульф FW-200C

Бомбардировщик Фокке-Вульф FW-200C CondorСамолеты FW-200С поступали на вооружение группы I/KG 40. Дебютировали они в ходе операции «Везе-рюбунг» в апреле 1940 г., летая на разведку норвежских вод. 18 апреля звено «Кондоров» впервые атаковало морскую цель — авианосец «Фюриес», получивший незначительные повреждения. 9 июня у берегов Норвегии FW-200С был потоплен транспорт «Вандик». С августа 1940 г. I/KG 40, базируясь в Бордо, приступила к планомерным атакам на конвои, в большинстве своем следовавшие без прикрытия с воздуха. За август-сентябрь «Кондоры» потопили судов общим тоннажем 90 000 брт, а к началу февраля 1941 г. этот показатель достиг 363 000 т (85 судов). Наиболее громким успехом стало уничтожение транспорта (бывшего пассажирского лайнера) «Импресс оф Бритн» (42 348 брт), обнаруженного экипажем «Кондора» 26 октября 1940 г. в 100 км западнее Ирландии. Сброшенные бомбы повредили судно, впоследствии добитое торпедами ПЛ U-32, наведенной авиаторами. «Импресс оф Бритн» стало самым крупным торговым судном союзников, погибшим во Второй мировой войне. При атаках судов «Кондоры» заходили на цель с пологого пикирования с высоты 250-400 м, ведя огонь из установленной в гондоле пушки с целью подавить зенитки на судне.

С 6 января 1941 г. группа I/KG 40 была передана в оперативное подчинение командованию флота. И хотя месяц спустя группу вернули Люфтваффе, с того времени ударные задачи для «Кондоров» отошли на второй план — главной стала морская разведка в интересах подводных сил. Однако при случае наносились и бомбовые удары — так, в июне 1941 г. 5 FW-200С атаковали конвой HS 65 в 350 км западнее Португалии, потопив или повредив 8 судов. Усиление ПВО конвоев за счет включения в их состав судов с катапультами, а позже — и эскортных авианосцев, сковывало действия разведчиков и увеличивало потери «Кондоров». Во второй половине 1941 г. экипажами FW-200С было потоплено лишь 5 судов (12 000 брт). В августе-сентябре 1941 г. 6 FW-200С, базируясь на греческих аэродромах, наносили удары по объектам Суэцкого канала и судам в Красном море (потоплено 1 судно).

С марта 1942 г. I/KG 40 базировалась в Норвегии. Именно её самолет 1 июля обнаружил конвой PQ-17, впоследствии разгромленный объединенными усилиями Люфтваффе и Кригсмарине.

Хотя потери FW-200С возрастали, текущее производство позволяло не только покрывать их, но и начать перевооружение группы HI/KG 40. Именно она силами 8 самолетов 30 декабря 1942 г. совершила дальний налет на Касабланку (Марокко), сбросив почти 8 т бомб. Но окружение немецких войск под Сталинградом вынудило выделить 18 FW-200С для доставки снабжения в «котел» и эвакуации оттуда раненых. В операциях над морем «Кондоры» постепенно заменялись Не-177. 1 октября 1943 г. FW-200С выполнили последнюю бомбовую атаку морского конвоя, не добившись успеха.

2 самолета FW-200С-4, совершивших в 1943 и 1944 гг. вынужденные посадки в Испании, были включены в состав её ВВС. Правда, до летного состояния довели лишь один из них. Несколько «Кондоров», ставших советскими трофеями, эксплуатировались в качестве транспортных.

FW-200С представлял собой вполне удачную адаптацию пассажирского самолета к роли морского разведчика. Однако полноценным бомбардировщиком он не являлся, и успехи «Кондоров» в ударах по морским целям в первой половине войны были лишь следствием слабости ПВО противника.

Схемы и чертежи самолёта Фокке-Вульф FW-200C Condor

Чертежи и схемы Фокке-Вульф FW-200C Condor

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image