Успешный дебют десантных планеров в ходе блицкрига на Западе в мае 1940 г. стимулировал возрастание интереса к таким летательным аппаратам. Для проведения будущих широкомасштабных воздушно-десантных операций требовались планеры с большей вместимостью и грузоподъемностью, чем состоявший на вооружении DFS-230А. Рейхсминистерство авиации в августе 1940 г. сформулировало требования к аппарату вдвое большей вместимости, способному доставить к цели 21 десантника. Заказ получила фирма «Гота», уже имеющая опыт лицензионного производства DFS 230А, а разработку нового планера, получившего обозначение Go-242, возглавил А. Калькерт.
Для нового аппарата выбрали двухбалочную схему, позволившую организовать легкий доступ в грузовой отсек посредством откидывающейся на шарнирах хвостовой части фюзеляжа. Такое решение позволяло загружать в планер достаточно габаритные грузы. Крыло было цельнодеревянным, дерево стало и главным материалом для изготовления фюзеляжа и хвостовых балок — ведь при планировании десантных операций планеры рассматривались как средство одноразового применения.
Испытания прототипов Go-242V1 и V2 прошли весной 1941 г., а уже летом начался серийный выпуск, продолжавшийся до июля 1944 г.
В общей сложности построено 1528 планеров (по другим данным, 1481 аппарат, в т.ч. 845 фирмой «Гота» и 636 — «Гартвиг»).
Основные модификации планеров Гота Go-242
Go-242А — базовый вариант с лыжным посадочным шасси и сбрасываемой стартовой тележкой. Экипаж -2 чел. Вместимость — 27 чел. Грузоподъемность -3560 кг при старте с грунтовой ВПП или 4050 кг – с бетонной. Изготовлено 1250 единиц, в т.ч. 45 предсерийных Go-242А-0 и 1205 серийных Go-242А-1. На серийных машинах возможна установка до 4 7,92-мм пулеметов MG 15 (по одной в носовой, хвостовой и двух боковых оконных установках).
Go-242В — применено нормальное не-убирающееся шасси — трехколесное с носовым колесом. Помимо варианта Go-242В-1 выпускался Go-242В-2 с усиленным шасси, Go-242В-3 и Go-242В-3, предназначавшиеся для выброски парашютистов (отличались наличием большой двери по левому борту) и Go-242В-5 без двойного управления. Выпущено 188 планеров.
Go-242С-1 — планер, способный садиться на воду. Отличался лодочными обводами нижней части фюзеляжа и наличием двух подкрыльевых поплавков. Изготовлено 43 аппарата.
Летно-технические характеристики планера Go-242
- Размах крыла, м.: 24,50
- Длина планера, м.: 15,80
- Высота планера, м.: 4,25
- Площадь крыла, кв. м.: 62,40
- Масса, кг:
- пустого планера: 3200
- нормальная взлетная: 6800
- максимальная взлетная: 7300
- Скорость буксировки, км/ч:
- Максимальная: 240
- Нормальная: 210
- Скорость снижения, м/с (при скорости полета 160 км/ч): 2,3
Боевое использование планеров Gotha Go-242
Поступление на вооружение люфтваффе планеров Go-242 совпало по времени с прекращением крупномасштабных десантных операций. Вместо высадки десантов планеры теперь применялись, главным образом, для снабжения группировок войск вермахта в окружении или просто на переднем крае — в условиях распутицы, царившей значительную часть года на Восточном фронте. В отличие от относительно легких DFS-230, буксировка Go-242 могла осуществляться лишь достаточно мощными самолетами — двухмоторными Не-111 или трехмоторными Юнкерсами Ju-52/3m. Первыми в начале 1942 г. сформировали шесть отдельных отрядов «Гот» — 1./Go-242 — 6./Go-242. В апреле-июне того же года сформировали воздушно-десантную эскадру LLG 2, две группы которой были укомплектованы планерами Go-242 и буксировщиками Хейнкель Не-111.
Боевой дебют Go-242 состоялся в начале 1942 г., когда планеры этого типа активно применялись для снабжения окруженных войск у г. Холм. В дальнейшем «Готы» широко использовались на южном фланге Восточного фронта. Часть планерных отрядов направили на Средиземноморский ТВД — базируясь в Греции и на Сицилии они применялись для снабжения войск на островах Эгейского моря и в Северной Африке. В июле-августе 1943 г. планеры группы I/LLG 2 обеспечили переброску на юг Италии тяжелого вооружения 1-й и 2-й парашютных дивизий.
Специфика боевого применения планеров в новых условиях привела к созданию модификации Go-242В с нормальным колесным шасси — такое решение существенно упрощало обратную доставку аппаратов, изначально задумывавшихся как одноразовые. Ещё одна модификация — Go-242С, способная садиться на воду — была создана для обеспечения задумывавшейся диверсионной операции против британской главной военно-морской базы Скапа-Флоу. Предполагалось, что планеры доставят к ВМБ взрывающиеся катера. Но намеченная на осень 1944 г. операция, в конечном итоге, была отменена.
Зимой 1943/44 г. планеры Go-242 привлекались для снабжения окруженных частей 1-й танковой армии под Корсунь-Шевченковским. Затем планерные части перебросили в Одессу для обеспечения эвакуации из Крыма. Во время этой операции впервые применялись Go-242, специально приспособленные для перевозки раненых на носилках. В дальнейшем снабжение окруженных гарнизонов и эвакуация раненых оставались практически единственными задачами Go-242 вплоть до последних недель войны.
Планер Go-242 представлял собой вполне логичный шаг в эволюции транспортных планеров в Германии. Несмотря на то, что поучаствовать в полномасштабных немецких десантных операциях аппаратам этого типа не пришлось, они оказались весьма полезными в качестве средства снабжения и эвакуации войск.
Оставьте свой отзыв