Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Авиация в битве за Францию. Начало блицкрига Лютваффе

Для ВВС Франции 10 мая 1940 г. настал «момент истины», когда на смену размеренной, временами даже ленивой, боевой работе прежних месяцев «Странной войны» пришла яростная борьба с полным напряжением всех сил. Люфтваффе начали активную деятельность в небе Франции.

Фото французского самолета Потез P.631 в мае 1940 г.

Фото французского самолета Потез P.631 в мае 1940 г.

Увы, к этому моменту французская истребительная авиация подошла далеко не в оптимальной форме. Лучшими частями, безусловно, были четыре группы «хоков». Их личный состав в полной мере освоил свои машины и на боевом опыте убедился, что на «кертиссах» можно достаточно успешно противостоять «мессершмиттам». В десяти группах сохранялись Мораны-Сольнье MS.406 – физически относительно новые, но морально уже устаревшие. Единственным «козырем» их пилотов в схватках с новейшими модификациями немецких истребителей Мессершмитт Bf 109E могла стать, разве что, хорошая изученность своих самолетов. А этого как раз не хватало семи группам, получившим истребители «Марсель Блох». Четыре из них были полностью укомплектованы самолетами МВ.152, а ещё в трех имелись также и МВ.151, изначально рассматривавшиеся как переходные машины и не предусматривавшиеся для поставок в части «первой линии». К тому же, «блохи» страдали от многочисленных неисправностей. Ещё хуже была ситуация с новейшими «Девуатинами» D.520 – единственная группа, успевшая к 10 мая 1940 г. получить такие машины даже не находилась в составе фронтовой авиации, дислоцируясь в тылу. Следует упомянуть и шесть эскадрилий двухмоторных истребителей «Потэз» P.631 – пять ночных и одну дневную. Таким образом, в составе четырех зон воздушных операций находились 21 истребительная группа и шесть отдельных эскадрилий. По состоянию на 10 мая в общей сложности в них насчитывалось 689 самолетов, в т.ч. 490 исправных: 313 MS.406 (229 исправных), 116 Н.75 (97 исправных), 185 МВ.151/152 (111 исправных) и 75 Р.631 (53 исправных). Наиболее мощная группировка, насчитывающая 11 групп и все шесть отдельных эскадрилий (389 самолетов, из них 282 боеготовых) была сосредоточена в Северной зоне воздушных операций. Сведенные в четыре групмента (в т.ч. один – ночных истребителей), они прикрывали границу с Бельгией, побережье Па-де-Кале и район Парижа. В Северной зоне находилось пять из семи боеготовых групп с «марсель блохами», но такое сосредоточение наиболее новых истребителей сыграло плохую службу – уровень боеготовности их групп был гораздо ниже, чем частей, вооруженных «моранами» и «кертиссами». Наглядно это видно на примере 21-го и 23-го групментов. Первый из них, объединявший четыре группы «блохов» и одну MS.406, имел 146 самолетов, но только 94 боеготовых, а второй, включавший две группы «мора-нов» и две Н.75 (плюс одну дневную эскадрилью «потэзов») – 136 машин, но из них исправных – 114.

Достаточно сильной была группировка истребительной авиации в Восточной зоне: шесть групп, в т.ч. три с «моранами», две с Н.75 и одна с МВ.152 (193 самолета, из них 133 исправных). Считавшиеся второстепенными Южная зона и Зона Альп имели только по две истребительные группы. В первом случае обе были укомплектованы MS.406 (71 самолет, из них 54 исправных), во втором – одна летала на «моранах», вторая – на МВ.151 и МВ.152 (в общей сложности 36 самолетов, из них 21 исправный).

Истребительные части «первой линии» по состоянию на 10 мая 1940 г.

Часть Тип самолётов
Количество (общее/боеготовых) Дислокация
ZOAN
Groupement de Chasse 21
GC I/1 MB.152 23/15 Шантильи лес Эглес
GC II/1 MB.152 25/18 Бюк
GC III/3 MS.406 28/23 Бове-Тилль
GC II/10 MB.151/152 31/20 Руан Боос
GC III/10 MB.151/152 39/18 Гавр Октевилль
Всего 146/94
Groupement de Chasse 23
GC II/2 MS.406 26/22 Лаон
GC III/2 MS.406 34/28 Камбрэ Нигерни
GC I/4 H.75 30/29 Вез-Туси
CG I/5 H.75 29/25 Сюппэ
ECMJ 1/16 P.631 17/10 Вез-Туси
Всего 136/114
Groupement de Chasse 25
GC III/1 MS.406 30/20 Норрен-Фонте
GC II/8 MB.152 19/11 Кале-Марк
Всего 49/31
Groupement de Chasse de Nuit
ECN 1/13 P.631 12/8 Мо-Эсбли
ECN 2/13 P.631 11/7 Мелун-Вилларош
ECN 3/13 P.631 12/10 Плесси Бельвилль
ECN 4/13 P.631 12/7 Бец-Булланси
ECN 5/13 P.631 11/11 Лоетте
Всего 58/43
Итого в ZOAN 389/282
ZOAE
Groupement de Chasse 22
GC I/2 MS.406 31/27 Туль-Оше
GC II/4 H.75 31/29 Ксаффевильер
GC II/5 H.75 26/14 Туль-Круа де Мец
GC II/6 MS.406 34/20 Англуар-Вуарсе
GC III/7 MS.406 34/23 Витри ле Франсуа
GC I/8 MB.152 37/20 Верлен эн Хай
Итого в ZOAE 193/133
ZOAS
Groupement de Chasse 24
GC III/6 MS.406 36/30 Шиссэ сюр Луа
GC II/7 MS.406 35/24 Люксей-Сен Совьер
Итого в ZOAS 71/54
ZOAA
GC I/6 MS.406 25/12 Марсель-Мариньян
GC III/9 MB.151/152 11/9 Лион-Брон
Итого в ZOAA 36/21

При анализе таблицы в глаза бросается сверхкомплект, имеющийся во многих истребительных группах. Таким образом французское командование пыталось компенсировать технические проблемы и поддерживать исправность техники на уровне, близком к штатному. Но даже и это не всегда помогало, что особенно заметно на примере частей со все теми же «блохами». Например, группы GC II/10 и GC III/10, сформированные на базе местных эскадрилий ПВО, имели соответственно 31 и 39 самолетов, но из них исправных – только 20 и 18. Одной из причин было наличие в обеих указанных частях наряду с МВ.152 более старых МВ.151.

***

Германское командование, опираясь на опыт кампаний в Польше и Норвегии, при планировании удара по Франции строило расчет на факторе внезапности. Предполагалось в самые первые часы наступления нанести серию мощных авиаударов, призванных парализовать Армэ де л’Эр (и британскую авиацию, дислоцированную во Франции). Главный же удар наземных частей направлялся в обход линии Мажино – через территорию нейтральных Нидерландов (18-я армия), Бельгии (6, 4 и 12-я армии) и Люксембурга (16-я армия).

10 мая 1940 г. французские аэродромы проснулись ещё до рассвета. Армэ де л’Эр вовсе не горели желанием быть застигнутыми врасплох, и с первыми лучами солнца в воздух поднялись истребительные патрули. В частности, в Сюппэ в 4:45 стартовала пара «хоков» группы GC I/5. Правда, у одного «Кертисса» вскоре забарахлил двигатель, и он вынужден был вернуться на аэродром. В воздухе остался сержант-шеф Франсуа Морель. Внезапно он увидел семерку двухмоторных самолетов, опознанных как тяжелые истребители Мессершмитт Bf-110. Несмотря на подавляющее численное превосходство противника, Морель отважно бросился и смог с первого же захода подбить одного «церштерера». Самолет, принадлежавший отряду 3./ZG 26, с горящим двигателем сел в поле. Морелю же пришлось пикированием спасаться от остальных Bf-110, собиравшихся расправиться с наглым одиночкой.

Между 4:55 и 5:15 в воздух поднялись ещё три патруля. Одну из них вел капитан Жан-Мари Аккар, командир 1-й эскадрильи группы GC I/5. Этот опытный пилот был одним из авторов тактических указаний по применению истребителей Н.75, разработанных осенью 1939 г. в специальной исследовательской эскадрилье. Его бессменным напарником был чех сержант Франтишек Перина. Встретив одиночный немецкий Dornier Do-17, отставшего от строя группы II/KG 2, они совместно с парой «хоков» из GC I/4 сбили его. Су-лейтенанты Огюст Гупи, Жан-Мари Рей и сержант Луи Бувар вступили в бой с основной группой «бомберов» из II/KG 2. Плотный оборонительный огонь бортстрелков бомбардировщиков помешал учинить разгром – удалось сбить лишь одного «Дорнье», при этом Гупи получил ранение в ногу.

Несладко пришлось личному составу группы GC II/4 – утром над её аэродромом стоял туман, помешавший поднять в воздух патрули, а едва он стал рассеиваться, как над Ксаффевильером появились вражеские бомбардировщики, сбросившие около полусотни бомб. В результате было уничтожено шесть «хоков». Налету подвергся и аэродром Туль-Круа де Мец. Два пилота базировавшейся здесь GC II/5 под градом бомб сумели поднять свои машины в воздух и, нагнав «бомберов», сбить пару Хейнкелей Hе-111. Но по возвращении на аэродром вместо похвалы они получили …выговор за взлет без команды! Правда, на следующий день этим сорвиголовам все-таки засчитали их победы. На аэродроме Лаона в такой же спешке взлетали «мораны» GC II/2 – командир группы полковник Бертран вскочил в свой самолет, не успев надеть ни летного комбинезона, ни парашюта. После взлета «мораны» атаковали группу Hе-111, бомбивших железнодорожный вокзал в Лаоне. При этом самолет Бертрана получил серьезные повреждения, но пилоту удалось посадить израненную машину.

Сбитый Люфтваффе французский самолет H.75 из группы GC II/4

Сбитый Люфтваффе французский самолет H.75 из группы GC II/4

Во второй половине дня сержант Антуан да ла Шапель из GC II/4 сбил Hе-111, принадлежавший отряду 9./KG 55, но его «Кертисс» получил при этом повреждения и выбыл из строя. В довершение всего, несколько Bf-110 смогли застать врасплох патрульное звено Н.75, сбив две машины. Сержант Жорж Баллин смог выпрыгнуть с парашютом, а су-лейтенант Раймон Тиксье погиб. В общем, первый день блицкрига для GC II/4 трудно назвать удачным.

10 мая налету подвергся и аэродром Норрен-Фонте, где дислоцировались «мораны» группы GC III/1. Когда техники занимались предполетной подготовкой, над аэродромом внезапно пронесся одиночный Не-111. Встревоженные французские пилоты поднялись в воздух и, как оказалось – как раз вовремя: к аэродрому приближалась большая группа «хейнкелей». Такие машины, к тому же, следовавшие без истребительного прикрытия, не были трудными целями для MS.406 – пилоты GC III/1 сбили сразу шесть бомбардировщиков! А вот группа GC III/2, дислоцировавшаяся на аэродроме Камбрэ-Нигерни, в первый день блицкрига потеряла в воздухе и на земле 14 «моранов».

Около 18:00 «дорнье» из III/KG 3 атаковали аэродром Сюппэ. Благодаря хорошей маскировке налет особого ущерба не причинил – лишь два Н.75 получили незначительные повреждения. А вот поднятая в воздух по тревоге девятка «хоков» из GC I/5 сумела, что называется, отыграться по полной. Первым настиг противника сержант-шеф Леон Виллемен, подбивший один Do-17. Дальше за дело принялись капитан Аккар с сержантом Периной, сбившие одного за другим три «бомбера». За ними в бой вступили два звена 2-й эскадрильи. Су-лейтенант Варнье сбил два Дорнье Do-17 (одного из них – совместно с су-лейтенантом Пьером Скоттом), третью машину уничтожил су-лейтенант Жорж Лефоль. Не обошлось и без потерь – сопровождавшие «бомберов» Bf-110 сбили «Кертисс» сержанта Эдуара Прё (пилот спасся с парашютом). Пулеметное вооружение винтовочного калибра, стоявшее на «хоуках», вынуждало практически вплотную сближаться с атакуемыми бомбардировщиками, попадая в зону их оборонительного огня. В итоге, несколько Н.75 получили повреждения, а Варнье вынужден был сажать свою машину «на брюхо». В общей сложности за 10 мая группа GC I/5 записала на свой счет 10 достоверных воздушных побед. Всего же за первый день «блицкрига» французские истребители записали на свой счет 36 сбитых вражеских самолетов. Ровно половина из них пришлась на долю Не-111, ещё 13 – Do-17, один Юнкерс Ju-88 и по два Bf 109 и Bf 110. Собственные потери, без учета самолетов, уничтоженных на земле, составили 15 самолетов (9 MS.406, 5 Н.75 и один МВ.152).

В последующие несколько дней главной задачей для четырех групп «хоков» стало прикрытие наземных войск. Так, ранним утром 11 мая шесть Н.75 из GC I/5 перехватили группу Do-17 из KG 2. Первого «бомбера» сбили объединенными усилиями су-лейтенант Марсель Парньер, сержант Морис Таллен и сержант Жан Гиру, ещё один «Дорнье» стал жертвой су-лейтенанта Жоржа Лефоля. Пополудни четверка «хоков», пилотируемая Аккаром, Морелем, Периной и Виллеменом успешно отработали по группе Не-111, шедших без истребительного сопровождения. Французы методично «изолировали» от группы сначала одного «Хейнкеля», сбив его, а потом и другого. Эта машина была подбита, но падение её не зафиксировали, поэтому победу засчитали как вероятную.

Во второй половине дня 11 мая группа GC I/4 в полном составе (26 самолетов) вылетела для прикрытия колонн наземных войск у Антверпена. Небо в том секторе буквально кишело немецкими самолетами, и ещё на подходе 1-я эскадрилья была атакована «мессершмиттами» из JG 26. Французские пилоты сумели сбить два Не-111 и три Bf-109, но собственные потери оказались ужасными – сбито семь «кертиссов», погибли три пилота, в том числе командир группы командан Андре Эрто. Многие из вернувшихся на базу машин были повреждены настолько, что их пришлось отправить в ремонт либо списать. В итоге, на следующий день в строй GC I/4 оставалось лишь шесть Н.75.

Весьма насыщенным событиями для GC I/5 был день 12 мая. В 6:50 по тревоге в воздух поднялись шесть Н.75 2-й эскадрильи с задачей атаковать группу из 18 вражеских двухмоторных самолетов. Приблизившись, французы увидели, что их противниками являются не бомбардировщики, а тяжелые истребители Bf-110. Едва начавшийся бой распался на отдельные схватки, в которых одномоторные «кертиссы» могли в полной мере показать свое преимущество в маневренности. Лейтенант Марсель Доран, сержант-шеф Жереми и сержант Жан Гиру сбили своих противников. Су-лейтенант Юбер Бутеле и сержант Таллен объединенными усилиями уничтожили ещё одного Bf 110, а затем совместно с Андре Дельпаром сбили подвернувшегося некстати Не 111. В 8:00 для прикрытия района Седана вылетела шестерка машин 1-й эскадрильи. Ведущий капитан Аккар вынужден был вскоре вернуться после неудачной атаки одиночного Do 17 – его «Хоук» был поврежден ответным огнем. Оставшаяся пятерка Н.75 продолжила выполнение задачи. Обнаружив несколько десятков пикировщиков Люфтваффе Ju-87, шедших без истребительного прикрытия, французы ринулись в атаку. «Штуки», выходя из-под удара, бросились врассыпную, и пилотам «кертиссов» пришлось буквально по одному «отлавливать» и сбивать их. По возвращении французские летчики заявили об 18 сбитых самолетах, но после проверки им засчитали 11 побед. Согласно немецким данным, было сбито всего пять «штук» – что тоже является неплохим показателем, поскольку Ju-87 оказались крайне трудными целями: за период с 10 по 26 мая 1940 г. было сбито (по французским данным) всего 24 таких самолета, почти вчетверо меньше, чем двухмоторных Не 111 и в 2,5 раза меньше, чем Do-17.

Так начался блицкриг Люфтваффе против ВВС Франции. Авиация начала борьбу за господство в воздухе.

По материалам: Харук А.И. Французские истребители Второй Мировой — М.: Яуза: ЭКСМО: 2013. — 112 с: ил.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image