Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Мессершмитт Me-321 «Гигант»

Самый большой транспортный планер Люфтваффе Мессершмитт Ме-321

Самый большой транспортный планер Люфтваффе Мессершмитт Ме-321

В октябре 1940 г. рейхсминистерство авиации объявило конкурс на разработку тяжелого десантного планера, способного перевозить средний танк Pz.Kpfw. IV, 88-мм зенитную пушку с полугусеничным тягачом, или до 200 солдат. Такая машина требовалась для планировавшейся высадки на Британские острова.

Одним из определяющих требований, наряду с очень сжатыми сроками разработки и внедрения в производство, стало использование нестратегических материалов — ведь планер рассматривался как средство одноразового применения. В конкурсе участвовали две фирмы — «Юнкерc» и «Мессершмитт».

Первая из них потерпела провал, попытавшись создать цельнодеревянный планер Ju-322, построенный по схеме «летающее крыло». Изделие «Мессершмитта», поначалу получившее обозначение Me-263, а с января 1941 г. — Me-321, оказалось более удачным. Планер имел набор крыла и фюзеляжа, сваренный из стальных труб (за исключением хвостовой части фюзеляжа, которую выполнили целиком из дерева). Обшивка была выполнена из ткани (по деревянной опалубке). Высокорасположенное крыло поддерживалось подкосами. Для загрузки в носовой части фюзеляжа предусмотрели большую двухстворчатую дверь. Взлет осуществлялся при помощи сбрасываемых тележек, посадка — на четыре подпружиненные лыжи.

Прототип Me-321V1 впервые поднялся в воздух 25 февраля 1941 г. Испытания шли в основном успешно, хотя пилоты и отмечали большие нагрузки на органы управления. Параллельно велась подготовка к серийному производству. До начала 1942 г. выпустили 200 серийных планеров.

Основные модификации Messerschmitt Me-321 «Gigant»

Me-321А-1 — базовый вариант. Грузоподъемность — 20 т. Экипаж — 3 чел. Вооружение отсутствует, но в боковых иллюминаторах возможна установка нескольких пехотных пулеметов MG.34 (из вооружения десанта). Для облегчения старта возможна подвеска под крыло жидкостных ракетных стартовых ускорителей. До конца лета 1941 г. выпущено 100 единиц.

Me-321В-1 — усовершенствована система управления, что позволило облегчить пилотирование. В створках грузовой двери предусмотрена установка двух (на планерах поздних выпусков — четырех) 7,92-мм пулеметов MG 15. Экипаж — 5-6 чел. Выпущено 100 единиц (86 в 1941 г. и 14 в 1942 г.).

Летно-технические характеристики планера Мессершмитт Me-321В-1

  • Размах крыла, м.: 55
  • Длина планера, м.: 28,15
  • Высота планера, м.: 10,1
  • Площадь крыла, кв. м.: 30
  • Масса, кг:
  • пустого планера: 12 200
  • нормальная взлетная: 34 400
  • максимальная взлетная: 39 500
  • Максимальная скорость буксировки, км/ч: 220
  • Скорость планирования, км/ч: 140

Боевое использование Мессершмитт Ме-321

Принятие на вооружение столь тяжелых планеров, как Me-321, неминуемо поставило вопрос о достаточно мощном самолете-буксировщике. На испытаниях прототипа в этой роли выступал четырехмоторный самолет Ju 90, но его мощности явно не хватало, да и построили таких машин очень немного. Для строевых частей тяжелых планеров приняли схему, известную как «Тройка» — когда «Гиганта» буксировали сразу три самолета Bf 110. Такая схема требовала от пилотов буксировщиков очень высокой квалификации и согласованности действий. Лучшим выходом из ситуации представлялось создание специализированного самолета-буксировщика достаточной мощности — так появился пятимоторный Не-111Z, представлявший собой два двухмоторных самолета Хейнкель He-111H, соединенных общей секцией центроплана с установленным на ней пятым двигателем. Таких машин построили всего 12.

Хейнкель He-111Z - буксиорвщик планеров Ме-321

Хейнкель He-111Z — буксировщик планеров Ме-321

Летом 1941 г. началось формирование четырех «специальных отрядов» (Sonderstaffeln) — GS 1, 2, 4 и 22, каждый из которых по штату располагал 5 Me-321 и 15 буксировщиками Bf-110. После начала войны против СССР три из них (кроме GS 2) направили на Восточный фронт. Лишь GS 1 довелось участвовать в классической десантной операции — 14 сентября 1941 г. его планеры доставили десант на о. Сааремаа. Главной же задачей для «Гигантов» стали транспортные перевозки — планеры Люфтваффе доставляли затаренное горючее и авиабоеприпасы на передовые аэродромы. При этом GS 1 базировался в Риге и действовал на северном участке советско-германского фронта, GS 22 (Орша) — на центральном и GS 4 (Винница) — на южном. В ноябре 1941 г. части Me-321 вывели с фронта.

В начале 1942 г. части планеров Me-321 вновь появляются на Восточном фронте — они привлекались для перевозки грузов между Ригой и Оршей, а также снабжения частей вермахта, окруженных под Демянском. При этом для буксировки применялись только самолеты Не-111Z. В первые месяцы 1943 г. Me-321 с крымских аэродромов доставляли грузы войскам вермахта на Кубани, обратными рейсами вывозя раненых.

В 1942 г. рассматривалась возможность применения Me-321 в несостоявшемся десанте на Мальту, а в июле 1943 г. — в переброске парашютных дивизий на Сицилию. Однако на деле сосредоточенные с весны 1943 г. во Франции части тяжелых планеров уже не применялись и были расформированы в декабре 1943 г.

Мессершмитт Me-321 представлял собой самый большой транспортный планер, реально применявшийся во Второй мировой войне. Его эксплуатация существенно сковывалась нехваткой подходящих самолетов-буксировщиков. В итоге, служба Me-321 оказалась недолгой, но планер стал основой для транспортного самолета Me-323.

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image