Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

SIAI (Савойя-Маркетти) S.84

Фото торпедоносца SIAI S.84

Фото торпедоносца SIAI S.84

Самолет фирмы Савойя-Маркетти S.84 представлял собой дальнейшее развитие S.79. Характерной чертой S.84, отличавшей его от других трехмоторных машин SIAI, стало двухкилевое оперение, уменьшившее мертвые зоны при стрельбе из верхней установки. Присущий S.79 надфюзеляжный «горб» отсутствовал, вместо него установили турель с круговым обстрелом. Также на S.84 усилили бронезащиту (на бомбардировщике S.79 она практически отсутствовала) и применили протестированные топливные баки. Конструкция планера оставалась смешанной — металлическое крыло и деревянный фюзеляж. Вместо двигателей «Альфа-Ромео» установили более мощные, но менее надежные моторы «Пьяджо».

Прототип S.84 был облетан 5 июня 1940 г. Дальнейшие испытания показали, что обновленная мотоустановка хуже старой, а недостаточная площадь оперения, в совокупности с большой удельной нагрузкой на крыло, создавала массу проблем с управляемостью в полете и при взлете. Недостатки S.84 посчитали обычными «детскими болезнями» и в конце 1940 г. торпедоносец был запущен в серийное производство.

Из заказа на 307 серийных самолётов фирмами SIAI и AUSA было изготовлено только 246, при этом не всем из них довелось поучаствовать в боевых действиях.

Основные модификации SIAI S.84

  • S.84 — двигатели «Пьяджо» P.XI RC40 (1000 л.с). Стрелковое вооружение — 4 12,7-мм пулемета (по 1 в верхней турели, нижней установке и боковых окнах). Масса бомбовой нагрузки — 2000 кг. Экипаж — 5 чел.
  • S.84bis — двигатели «Пьяджо» P.XIbis RC40, той же мощности, но доработанные. В таком исполнении выпускалась часть машин, начиная с 99-го серийного самолета.

Летно-технические характеристики самолета S.84

  • Двигатели: Пьяджо Р.XI RC40
  • мощность, л.с.: 1000
  • Размах крыла, м.: 21,13
  • Длина самолета, м.: 17,93
  • Высота самолета, м.: 5,42
  • Площадь крыла, кв. м.: 60,80
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 8950
  • взлетная: 13 600
  • Максимальная скорость, км/ч: 467
  • Время набора высоты 4000 м, мин.: 10’54»
  • Практический потолок, м.: 7900
  • Дальность полета с грузом 5000 кг, км.: 2040

Использование Savoia-Marchetti S.84 в годы войны

В «Реджиа Аэронаутика» S.84 рассматривался в первую очередь как торпедоносец. В феврале 1941 г. такие самолеты начала получать 41-я отдельная группа, в мае-августе S.84 перевооружили 36-й стормо. Первый боевой вылет осуществили экипажи 41-й группы с Родоса 13 мая 1941 г., проведя безрезультатный поиск морских целей в Эгейском море. 16 мая 3 самолета бомбили аэродром Никозии на Кипре. В последующие дни S.84 вылетали как для атак британских кораблей, так и для бомбежек позиций противника на Крите. После завершения операции по захвату Крита самолеты 41-й группы в начале июля совершили несколько налетов на объекты на о. Кипр. Такие операции, чередующиеся с разведывательными полетами, продолжались до начала октября 1941 г.

Савойя-Маркетти S-84 ВВС Италии

Савойя-Маркетти S-84 ВВС Италии

Самолеты 36-го стормо приступили к боевым действиям в сентябре 1941 г., атакуя британские конвои, следующие на Мальту. При этом часть несла значительные потери, как от зенитного огня кораблей, так и от британских истребителей. Среди успехов следует отметить потопление двух крупных транспортов в ночь с 14 на 15 ноября. К концу года S.84 получили ещё несколько частей, но потери по боевым и небоевым причинам обусловили то, что к маю 1942 г. в строю находилось менее 70 S.84, причем исправных было гораздо меньше. Главными целями оставались корабли и суда, но в мае-июле 1942 г. самолеты 4-й группы совершили несколько налетов на аэродромы и другие объекты Мальты.

Летом 1942 г. самолеты S.84 принимали участие в двух попытках перехвата крупных соединений британского флота — конвоя «Гарпун» в середине июня и «Пьедестал» в середине августа. В последнем случае совместные атаки итальянской и германской авиации привели к тому, что из 14 судов конвоя до Мальты добрались только 5. Резко активизировались усилия частей, вооруженных S.84, с началом высадки союзников в Северной Африке. При этом далеко не всегда удавалось наладить надлежащее взаимодействие с истребителями сопровождения, что вело к значительным потерям. В начале 1943 г. «Реджиа Аэронаутика» располагал примерно 80 Савойя-Маркетти S.84 в 8-м, 10-м, 32-м и 43-м стормо. К тому времени ряд частей уже прошли обратное перевооружение на S.79, поскольку более новые самолеты оказались отнюдь не лучше «Спарвьеро», и к тому же, производство S.84 не покрывало потерь. К началу апреля 1943 г. количество S.84 упало до 60, из них лишь 34 были исправны. 12-18 июля 1943 г. такие самолеты наносили удары по кораблям союзников у Сицилии и захваченных противником портах Сиракузы и Аугуста. Эти вылеты стали последними для S.84 до капитуляции Италии.

По состоянию на 8 сентября 1943 г. в списках «Реджиа Аэронаутика» числилось 130 S.84, но лишь 30 из них находилось в боевых частях — 98-й и 99-й группах 43-го стормо. 6 самолетов, оставшихся под контролем правительства, сотрудничавшего с союзниками, использовались как транспортные. Отдельные экземпляры S.84 применялись в том же качестве ВВС Итальянской социальной республики и Люфтваффе.

6-7 S.84 (по другим данным, 10 машин) в 1943 г. получила Словакия. Летом 1943 г. они в составе 43-й АЭ участвовали в боях на Кубани. К моменту начала Словацкого национального восстания в августе 1944 г. в строю оставалось 2 S.84, но восставшими они никак не использовались.

«Самолет-ошибка» или «неправильный самолет» — так называли S.84 итальянские авиаторы. Созданный для замены S.79 он оказался хуже своего предшественника, и в итоге «сошел с дистанции» раньше него.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image