Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Итальянские ВВС на стороне антигитлеровской коалиции

Известие о капитуляции Италии вызвало немедленную реакцию германских властей — вермахт начал реализацию заранее подготовленного плана оккупации страны. Итальянские части местами оказывали сопротивление, но в большинстве были без проблем разоружены. Король и правительство Италии успели покинуть Рим и переехать на юг в город Пескара, ставший временной столицей страны. Италия оказалась разделенной линией фронта, проходящей примерно на уровне Неаполя, на две части — северную, оккупированную Германией, и южную, находящуюся под контролем союзников. 13 октября 1942 г. правительство Бадольо объявило войну Германии. Таким образом, страна перешла на сторону антигитлеровской коалиции. В боях против вчерашнего союзника приняла участие и авиация.

Истребитель итальянских ВВС Макки МС.202 360-й эскадрильи с новыми опознавательными знаками. Конец 1943 г.

Истребитель итальянских ВВС Макки МС.202 360-й эскадрильи с новыми опознавательными знаками. Конец 1943 г.

В соответствии с условиями капитуляции, итальянские части должны были перелететь на аэродромы Сицилии и Туниса. Выполнить это требование удалось экипажам 203 машин (39 истребителей, 117 бомбардировщиков и транспортных самолетов, 47 гидросамолетов). Ещё около 250 самолетов осталось на контролируемых британцами и американцами аэродромах юга Италии. Из общего количества боеспособными было лишь около 100 машин.

Формирование Итальянских союзнических ВВС (Italian Co-Belligerent Air Force) началось 15 сентября 1943 г. после переговоров начальника штаба «Реджиа Аэронаутика» генерала Сандалли (Sandalli) с главой авиационного отдела Союзнической контрольной комиссии генералом Форстером (Forster). Но первые боевые вылеты были выполнены задолго до объявления войны Германии. 9 сентября четыре Макки МС.202 прикрывали итальянский флот, следующий на Мальту. 12 сентября десять Макки MC.205 «Вельтро» из 4-го стормо вылетели на разведку в район Бриндизи и Барии. Подобные вылеты повторились 14, 15 и 19 сентября.

На Сардинии «Макки» 155-й группы с аэродромов Милис и Касса Цеппера в течение сентября и начала октября также выполняли разведывательные вылеты против германских войск, находящихся на острове. В дальнейшем вплоть до декабря 1943 г. базирующиеся на Сардинии итальянские истребители летали на прикрытие союзнических морских конвоев.

Весьма сложной была ситуация на Ионических островах. Капитуляция Италии стала полной неожиданностью как для германских, так и для итальянских частей, дислоцированных в этом регионе. На Кефалонии командования обеих сторон вступили в переговоры, завершившиеся 15 сентября полным провалом. На острове начались бои. Поначалу итальянцам удалось удержать ключевые позиции, но вскоре части вермахта начали их теснить. Лишь 21 сентября итальянцам удалось получить авиационную поддержку. Три Реджиане Re.2002«Ариете» 208-й АЭ, снабженные подвесными топливными баками, нанесли бомбовый удар по германским позициям, стартовав из Мандурии в Южной Италии. Но ситуацию это не спасло — уже на следующий день под натиском превосходящих сил противника итальянский гарнизон вынужден был капитулировать.

На Корфу после капитуляции итальянские части не согласились выполнить требования германских властей сложить оружие и атаковали немцев. Получив поддержку Люфтваффе, немецкий гарнизон быстро переломил ход событий, и положение итальянцев стало критическим. Командование итальянской армии пыталось убедить союзников в необходимости удержания Ионических островов, но разрешение на применение авиации было получено лишь 17 сентября. На следующий день восьмерка МС.205 из 4-го стормо вылетели на «свободную охоту» над Корфу, a Re.2002 5-го стормо бомбили немецкие транспортные суда и корабли охранения, следующие на остров. 19 сентября тройка «Ариете» 238-й АЭ, каждый из которых нес по две 100-кг бомбы вновь вылетела с заданием бомбить германские суда в заливе Парамития. Один самолет был сбит, а пилотировавший его тененте Фелис Фокс (Felice Fox) стал первым итальянским пилотом, погибшим в бою против немцев. В течение дня самолеты 5-го стормо ещё несколько раз вылетали для ударов по целям в заливе Парамития, потопив четыре десантных судна. Но 23 сентября немцы смогли высадить на Корфу крупные силы, и итальянские войска капитулировали. Германия смогла взять под свой контроль Ионические острова благодаря господству Люфтваффе в воздухе. Немногочисленная итальянская авиация, буквально связанная по рукам и ногам Союзнической контрольной комиссией, не смогла оказать эффективного сопротивления.

Реорганизация итальянских ВВС завершилась 15 октября 1943 г. В ходе её в ВВС создали три группировки — истребительную, бомбардировочно-транспортную и гидросамолетов. В них насчитывался 281 самолет, в т.ч. 165 исправных. Истребительная группировка (Raggruppamento Caccia) включала два стормо, одну отдельную группу и одну отдельную эскадрилью, а именно:

  • — 4-й истребительный стормо с 9-й группой (96-я и 97-я АЭ) в Бриндизи и 10-й (84-я, 90-я и 91-я АЭ) в Бриндизи. Все эскадрильи этого стормо имели смешанный состав, эксплуатируя самолеты МС.202 и МС.205;
  • — 5-й стормо пикирующих бомбардировщиков (бывший штурмовой). В его состав входили дислоцированные в Мандурии 101-я и 102-я группы (соответственно, 208-я и 238-я, а также 209-я и 239-я АЭ) с самолетами Re.2002 и вооруженная МС.200 8-я группа (92, 93, 94-я АЭ) в Леверано;
  • — 21-я отдельная группа (356, 361 и 386-я АЭ) в Бриндизи, вооруженная МС.200;
  • — 371-я отдельная эскадрилья в Леверано, летавшая на Макки МС.200 и Фиат CR.42.

Кроме того, в Монсеррато на Сардинии дислоцировалась не вошедшая в состав истребительной группировки 155-я отдельная группа (351, 360 и 378-я АЭ), вооруженная МС.202 и МС.205.

Истребитель Итальянских союзнических ВВС Реджиане Re.2002 "Ариете"

Истребитель Итальянских союзнических ВВС Реджиане Re.2002 "Ариете"

В октябре 1943 г. главным театром военных действий для Итальянских союзнических ВВС стали Балканы. Дислоцированные в Черногории итальянские дивизии «Тауринензе» и «Венеция» после 8 сентября 1943 г. перешли на сторону югославских партизан Иосифа Броз Тито. Поначалу они сражались, не имея никакой связи с итальянским Верховным командованием в Бари. Лишь 8 октября связь удалось установить, а с 12 октября самолеты Итальянских союзнических ВВС начали боевые вылеты на поддержку войск в Черногории. 16 октября десять «Ариете» в сопровождении шести МС.202 и шести МС.205 нанесли удар по аэродрому Скутари, уничтожив 25 немецких самолетов. В тот же день истребитель CR.42 совершил перелет на контролируемый итальянцами аэродром в Беране с целью проверки возможности использования этого объекта для снабжения войск и партизан в Черногории. Но 20 октября части вермахта выбили итальянцев из Бераны.

В течение 20-24 октября 1943 г. самолеты 5-го стормо неоднократно вылетали для нанесения бомбо-штурмовых ударов по немецким войскам. При этом был потерян один Re.2002, а к концу месяца противник сбил ещё две таких машины (одну зенитным огнем, а другую — в воздушном бою). Кроме того, истребители-бомбардировщики действовали и против вражеского судоходства у берегов Греции — на такие задания самолеты 5-го стормо, прикрываемые истребителями 4-го стормо и 21-й группы, вылетали 12, 14, 16, 17 и 18 ноября. Завершающей же операцией в 1943 г. стал удар по аэродромам Подгорица и Скутари, нанесенный двумя дюжинами «Макки» 31 декабря.

В 1944 г. большинство боевых вылетов Итальянских союзнических ВВС вновь происходило над Балканами. Главной задачей для истребителей стало сопровождение транспортных самолетов, доставлявших грузы партизанам и вывозивших раненых. В боевые действия включился восстановивший боеспособность 51-й истребительный стормо, а 101-я группа в январе 1944 г. была реорганизована в истребительную, сдав уцелевшие Re.2002 102-й группе, а вместо них получив самолеты Re.2001.

13 марта восемь «Ариете» в сопровождении семи «Вельтро» нанесли удар по двум немецким кораблям у Дубровника, потопив одного из них. В тот же день девять Re.2002 под прикрытием такого количества истребителей атаковали железнодорожную станцию Метковиц. 17 и 19 марта 1944 г. 102-я группа дважды бомбила нефтеперерабатывающий завод и склады с топливом в Дубровнике. В обоих случаях в налетах принимало участие по девять Re.2002, и в обоих по одному «Ариете» было потеряно. Причиной были аварии двигателей, преследовавшие эти изношенные машины. Последние исправные Re.2002 из 209-й АЭ завершили свою боевую деятельность 2 июня налетом на мост в Скрадине в Албании. 19 июня 102-я группа получила МС.202. Немногие оставшиеся «Ариете» передали в истребительную авиашколу в Леверано. По состоянию на середину июня 1944 г. Итальянские союзнические ВВС располагали тремя истребительными стормо:

  • — 4-й в составе 9-й (96-я и 97-я АЭ), 10-й (84-я и 90-я АЭ) и 12-й (73-я и 91-я АЭ) групп. Стормо в полном составе базировался в Нуово и летал на МС.202 и МС.205;
  • — 5-й в составе 8-й группы в Леверано (92-я и 93-я АЭ, самолеты МС.200 и CR.42), 101-й в Лечче (208-я и 238-я АЭ, Re.2001 и МС.202) и 102-й в Нуова (209-я и 239-я АЭ, Re.2002 и МС.202);
  • — 51-й, состоявший из 20-й группы (356-я и 360-я АЭ, МС.205) в Нуова и двух групп, дислоцированных в Лечче — 21-й (356-я и 386-я АЭ) и 155-й (361-я и 378-я АЭ), летавших на МС.202 и МС.205.

Летом 1944 г. истребительные части Итальянских союзнических ВВС начали получать помощь от Великобритании и США — истребители «Спитфайр» V (53 единицы) и P-39Q и N «Аэрокобра» (149 машин). Первой «Аэрокобры» получила 12-я группа. 20 июня она передислоцировалась на аэродром Кампо Везуиво для приемки и освоения новых самолетов. В июле к ней присоединились остальные группы 4-го стромо — 9-я и 10-я. На поверку самолеты оказались отнюдь не новыми — американцы передавали истребители, снимавшиеся с вооружения. Далекое от идеального техническое состояние машин привело к 11 летным происшествиям за три месяца переучивания. Погибли три пилота, ещё два получили ранения.

К боевой работе итальянские Р-39 приступили 18 сентября 1944 г. В октябре 4-й стормо передислоцировали в Лечче. Во второй половине месяца его «Аэрокобры» совместно с «Макки» 51-го стормо штурмовали вражеские моторизованные колонны в долинах Эпира. В этих вылетах от зенитного огня было потеряно три МС.202 и один МС.205.

«Спитфайрами» вооружили 20-ю группу 51-го стормо. Машины тоже были «не первой свежести» — из 53 переданных британцами самолетов в летное состояние удалось привести лишь 33. 20 октября группа прибыла в Лечче и приступила к боевым вылетам. К тому времени недоверие союзников к итальянцам рассеялось, и Итальянские союзнические ВВС получили право самостоятельно планировать боевую деятельность. Основной задачей стали удары по коммуникациям отступавших германских войск на территории Албании и Югославии. Потери были весьма высоки. Так, 4 ноября над Скутари 4-й стормо потерял сразу 10 «Аэрокобр», а 51-й — пару МС.205 и одного «Спитфайра».

В январе 1945 г. большинство истребительных частей итальянских ВВС передислоцировалось на аэродром Канне у Кампобассо. Но стоявшая над Балканами большую часть месяца нелетная погода сковала действия авиации. 20-я группа возобновила боевые действия 1 февраля, а 12-я — лишь 12 февраля. К тому времени на задания летали только «Спитфайры» и «Аэрокобры» — большинство «Макки» из-за износа находилось в нелетном состоянии. Самолеты действовали преимущественно как штурмовики, нанося удары по колоннам войск, мостам и другим объектам. Последний боевой вылет Итальянских союзнических ВВС во Второй мировой войне был выполнен 5 мая, когда пара «Спитфайров» летала на разведку района Загреба. К тому времени группа располагала лишь восемью боеготовыми самолетами и двумя неисправными. Лучше была ситуация в 4-м стормо — в нем числилось 89 «Аэрокобр», из них 60 исправных. Эти машины были сосредоточены в 10-й и 12-й группах, 9-я же была кадрирована.

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image