Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Брюстер F2A «Буффало»

Брюстер F2A «Буффало»Знаменитый самолет «Буффало» разрабатывался в ответ на запрос США на новый палубный истребитель, призванный заменить «Грумман» F3F. Характерной чертой цельнометаллического моноплана с убирающимся шасси был относительно короткий фюзеляж большого поперечного сечения — как у советского И-16 или американского Р-35. Проект разработан под руководством Д. Брауна на основе опыта, накопленного при создании палубного пикировщика-разведчика XSBA-1.

Вооружение состояло из стандартного для американских истребителей набора — 1 12,7-мм и 1 7,62-мм синхронных пулемета, но была предусмотрена возможность установки в крыле ещё 2 12,7-мм пулеметов, На прототипе XF2A-1, впервые поднявшемся в воздух 2 декабря 1939 г., установили 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Райт» R-1820-22 (950 л.с).

Испытания шли трудно — мотор недодавал мощности, соответственно, летные данные оказались хуже ожидаемых. В конструкцию самолета внесли ряд изменений — в частности, перепроектировали капот, переделали фонарь кабины. Летные данные немного улучшились, но в конкурсе XF2A-1 победил, главным образом, из-за того, что его конкурент — самолет «Грумман» XF4F-2 — потерпел катастрофу. В июне 1938 г. ВМС США заказали 55 серийных самолетов, поставки которых начались в мае 1939 г.

В общей сложности выпущено 509 самолетов, включая прототип. Подавляющее большинство «Буффало» поступило на экспорт и использовалось с сухопутных аэродромов.

Основные модификации Брюстер F2A «Буффало» («Буйвол»)

F2A-1 — двигатель R-1820-34 (950 л.с). Вооружение — 1 12,7-мм пулемет (боекомплект 200 патронов) и 1 7,62-мм пулемет (600 патронов). Поставлено 11 самолетов.

F2A-2 — двигатель R-1820-40 (1200 л.с). Для улучшения балансировки укорочен фюзеляж. Вооружение -4 12,7-мм пулемета; возможна подвеска под крылом 2 45,4-кг авиабомб. Поставлено 43 самолета, кроме того, в этот вариант переделано 8 F2A-1.

F2A-3 — удлинена передняя часть фюзеляжа, увеличен запас топлива за счет установки дополнительных баков в крыле. Двигатель и вооружение соответствовали F2A-2. Поставлено 108 машин.

«Модель 239» — вариант для Финляндии, переделка F2A-1. С февраля 1940 г. поставлено 44 самолета. Демонтирован тормозной гак и зацеп для катапульты, двигатель заменен экспортным вариантом R-1820-G5 (950 л.с), телескопический прицел заменен кольцевым. Вооружение дополнено 2 12,7-мм пулеметами в крыле (боекомплект 400 патронов на ствол), а к 1943 г. на остававшихся в строю самолетах 7,62-мм синхронный пулемет заменен 12,7-мм. Не менее 6 машин в ходе ремонтов получили трофейные советские двигатели М-63.

«Модель 339В» (339-10) — экспортный вариант F2A-2 для Бельгии. Двигатель R-1820-G105 (1000 л.с). Вооружение — 4 12,7-мм пулемета. Морское оборудование отсутствовало. Заказано 40 самолетов, первый из них был готов в апреле 1940 г.

«Модель 339Е» (339-13) — экспортный вариант F2A-2 для Великобритании. Британское обозначение «Буффало» Mk.l. Двигатель R-1820-G105A (1100 л.с). Вооружение — 4 12,7-мм пулемета. Установлено британское бортовое оборудование, в т.ч. коллиматорный прицел, а также бронестекло в козырьке фонаря и бронеспинка. Ввиду нехватки двигателей часть самолетов («модель 339-21») пришлось укомплектовать моторами, демонтированными с гражданских самолетов DC-3, и хотя их доработали до стандарта R1820-G105, на них отсутствовала система подачи топлива под давлением, что обусловило проблемы при полетах на высоте более 5500 м. Заказано 170 самолетов, первые из которых прибыли в Великобританию в апреле 1940 г.

«Модель 339C/D» (339-18/339-16) — экспортные модификации F2A-2 для Голландской Ост-Индии. Заказано 72 машины, из них первые 24 (339С или 339-18) оборудовались бывшими в употреблении двигателями R-1820-G105, а остальные 48 (339D или 339-16) — новыми моторами R-1820-G205 (1200 л.с). Вооружение обоих вариантов состояло из 2 7,7-мм синхронных и 2 12,7-мм крыльевых пулеметов. Поставки заказчику начались в апреле 1941 г.

«Модель 339-23» — вариант для Голландской Ост-Индии. Самолеты оборудовались двигателями R-1820-G5E (1000 л.с), снятыми с гражданских DC-3. Вооружение — 4 12,7-мм пулемета. Поставлено 20 единиц.

Технические характеристики Брюстер F2A «Буффало» F2A-1

  • Двигатель: Райт R-1820-34
  • мощность, л.с.: 950
  • Размах крыла, м.: 10,67
  • Длина самолета, м.: 7,94
  • Высота самолета, м.: 3,65
  • Площадь крыла, кв. м.
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 1717
  • взлетная: 2293
  • Максимальная скорость, км/ч:
  • у земли: 431
  • на высоте 5000-5500 м.: 500
  • Время набора высоты 1524 м.: 1’30»
  • Практический потолок, м.: 10180

Боевое использование Brewster F2A «Buffalo» Брюстер F2A «Буффало» («Буйвол»)

В ВМС США немногочисленные F2A-1 поступили на вооружение эскадрильи VF-3, a F2A-2, помимо истребительных эскадрилий VF-2 и VF-3, эксплуатировались и разведывательной VS-201. Последняя в 1941-1942 гг. действовала с эскортных авианосцев в Атлантике и Карибском море, записав на свой счет 1 поврежденную немецкую ПЛ. F2A-3 служили, главным образом, в авиации Корпуса морской пехоты, в эскадрильях VMF-211 VMF-221. Единственным боевым эпизодом с их участием стала оборона Мидуэя в июне 1942 г., где базировалась VMF-221, располагавшая 20 F2A-3 и 4 F4F-3. В ходе сражения 4 июня было сбито 13 «Буффало» и ещё 6 уничтожено на земле. Пилоты F2A-3 сумели сбить 5 японских самолетов.

Брюстер F2A «Буффало» ВВС ФинляндииФинские «Брюстеры» поступили на вооружение группы Lelv 24. Они не успели принять участие в Зимней войне и дебютировали в бою в июне 1941 г. Самолеты привлекались, главным образом, для противодействия советской авиации — на сопровождение собственных бомбардировщиков летали крайне редко. «Брюстеры» вполне успешно справлялись не только с бомбардировщиками СБ и устаревшими истребителями И-16 и И-153, но и с новыми ЛаГГ-3, МиГ-3, «Харрикейнами» и «Томагавками». К маю 1944 г. пилоты «Брюстеров» записали на свой счет 459 воздушных побед. Собственные потери составили 21 самолет, в т.ч. 15 сбитых в воздушных боях. Лучшим по результативности был X. Винд, одержавший на «Брюстере» 39 воздушных побед. В мае 1944 г. уцелевшие «Брюстеры» передали группе HLelv 26, и в её составе на таких машинах было одержано ещё 23 победы (в т.ч. 2 над немецкими самолетами в ходе Лапландской войны). Интересно, что финские «Брюстеры» добились наилучшего соотношения побед и потерь среди всех других самолетов американского производства, воевавших на всех театрах военных действий. Вскоре после окончания боевых действий «Брюстеры» были сняты с вооружения ВВС Финляндии.

Брюстер F2A «Буффало» ВВС ВеликобританииБельгия не успела получить «Брюстеры» до момента оккупации страны Германией. 33 самолета из бельгийского заказа были переданы Великобритании, где непродолжительное время использовались как в Королевских ВВС (71-я АЭ), так и в морской авиации (с береговых аэродромов, в частности на Крите). 167 «Буффало» Mk.l были направлены в Малайю, Сингапур и Бирму. К моменту начала войны на Тихом океане ими были вооружены 5 эскадрилий (в т.ч. 2 австралийские и 1 новозеландская). За время быстротечной кампании, закончившейся падением Сингапура и захватом Малайи японцами, было потеряно в воздухе и на земле 158 «Буффало» Королевских ВВС при том, что ими было сбито немногим более 40 японских самолетов (по заявкам самих пилотов — порядка 80). Наибольших успехов добилась 67-я АЭ, воевавшая в Бирме — её пилоты записали на свой счет 27 воздушных побед.

В ВВС Голландской Ост-Индии самолетами моделей 339C/D к сентябрю 1941 г. вооружили отряды 1-VIG-V и 2-VIG-V (1-й и 2-й отряды 5-й авиагруппы), а к ноябрю 1941 г. — 3-VIG-IV и 3-VIG-V. Отряд 2-VIG-V участвовал в обороне Сингапура. Голландские «Брюстеры» воевали над Борнео, а к началу февраля 1942 г. были сосредоточены в западной части о. Ява. Последний воздушный бой с их участием был отмечен 7 марта. В общей сложности, ВВС Голландской Ост-Индии потеряли 30 «Брюстеров» в воздушных боях (записав на свой счет 55 сбитых японских машин), 15 на земле и ещё некоторое количество — в летных происшествиях. Несколько самолетов стали японскими трофеями, но использовались они лишь для испытаний.

Самолеты «модель 339-23» до момента нападения Японии не успели прибыть в Ост-Индию. В марте 1942 г. их доставили в Австралию, где некоторое время они числились за ВВС Армии США. В начале июня 17 из них передали Австралии, где они эксплуатировались до сентября 1943 г. в частях, осуществлявших прикрытие западного побережья страны.

«Буффало», ставший первым американским палубным истребителем-монопланом, считается довольно неудачным самолетом — он показал полную неспособность противостоять более маневренным японским машинам. В то же время, опыт применения «Брюстеров» финскими ВВС наглядно продемонстрировал, что в руках хорошо подготовленных пилотов даже такая тяжелая и медлительная машина является эффективным оружием.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image