Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Морская авиация СССР в годы войны. Северный Флот

В 1933 г. командованием ВМФ было принято решение о воссоздании Северной военной флотилии (с мая 1937 г. — Северного флота). Это послужило толчком создания в ней авиационных структур.

7 июня 1934 г. Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «О развитии военно-морских баз и аэродромов Морских Сил Севера». Главной базой флотилии был выбран поселок Полярный, тыловой — губа Ваенга (Грязная), судоремонтной — Мурманск. Постоянный аэродром Морской Авиации должен был находиться в губе Грязная (ныне — пос. Сафоново), с последующим его расширением в Росляково и Чалмпушку.

Официальной датой создания ВВС СФ считается 18 августа 1936 г. Тогда был подписан приказ НК ВМФ о перебазировании на Север первого авиационного подразделения — 7-го отдельного морского разведывательного авиационного звена, из 105-й авиабригады ВВС БФ (3 МБР-2 под командованием ст. лейтенанта В.П.Степанова).

Морской ближний разведчик МБР-217 сентября 1936 г. 7-е ОМРАЗ по железной дороге было доставлено из Ленинграда в Мурманск. Первые вылеты в Заполярье самолёты МБР-2 звена произвели после их сборки в июле 1937 г. Позднее, с поступлением авиационной техники и личного состава, авиазвено переформировали в 29-ю МБРАЭ (позже переименованную в 45-ю ОМБРАЭ). Это была первая авиационная часть будущих ВВС СФ.

В августе 1939 г. вводится должность командующего ВВС СФ, на которую назначается комбриг А.А.Кузнецов (с 04.06.1940 г. — генерал-майор авиации).

В отличие от ВВС других флотов, на Севере процесс перехода на новую оргштатную структуру произошёл на год позднее: 16 сентября 1939 г. приказом НК ВМФ СССР №00124 на базе 45-й ОМБРАЭ формируется 118-й морской ближнеразведывательный авиационный полк ВВС СФ.

Начавшаяся вскоре советско-финская война показала, что одной разведывательной авиации в составе флота недостаточно . Поэтому в конце декабря из Белорусского особого военного округа на Север прибыли две истребительные авиационные эскадрильи самолётов И-15бис и И-16, а также эскадрилья скоростных бомбардировщиков СБ. Приказом НК ВМФ от 23.12.1939 г. из них был сформирован 72-й смешанный авиационный полк ВВС СФ. В ходе короткой, но ожесточённой Зимней войны авиация Северного флота выполняла воздушную разведку, наносила бомбоштурмовые удары, осуществляла прикрытие пунктов базирования флота и аэродромов от возможных ударов с воздуха. Учитывая незначительные силы противника на ТВД, части ВВС СФ потерь не имели.

К началу Великой Отечественной войны Авиация СФ была самой малочисленной, по сравнению с ВВС других флотов. На 22 июня в её составе имелось четыре авиационные части и 116 боевых самолётов, в том числе:

  • 118-й морской разведывательный авиационный полк— 35 МБР-2 и 7 ГСТ;
  • 72-й смешанный авиационный полк — 49 истребителей (в том числе: 28 И-15бис, 17 И-153, 4 И-16) и 11 бомбардировщиков СБ;
  • 49-я отдельная морская разведывательная авиаэскадрилья — 10 МБР-2;
  • 24-е отдельное авиационное звено связи (БелВМБ) — 2 МБР-2;
  • 34-е отдельное санитарное авиационное звено — 2 МБР-2.

Минно-торпедной и штурмовой авиации в это время в составе ВВС СФ не было. Обслуживали авиачасти ВВС СФ 15-я и 30-я авиабазы.

Все эти силы располагались только на одном сухопутном аэродроме (в пос. Ваенга) и трёх гидроаэродромах (в губе Грязной в районе Североморска, на оз. Холмовское под Архангельском и на Большом Соловецком острове). Имеемых сил и аэродромов было явно не достаточно, чтобы противостоять натиску Люфтваффе, поэтому были приняты безотлагательные меры по усилению авиационной группировки в Заполярье: В связи с недостаточным количеством бомбардировщиков в составе ВВС СФ, НК ВМФ 3 июля 1941 г. приказал Военному Совету Балтийского флота немедленно перебазировать на Север эскадрилью самолётов, в составе 9 СБ, и к 15 июля сформировать из них ещё одну бомбардировочную эскадрилью в составе 72-го САП. В этом же месяце в 72-й САП от промышленности было передано 6 самолётов Пе-2, вошедших в 5-ю бомбардировочную эскадрилью полка. Тогда же на Север прибыло 10 самолётов МиГ-3 от промышленности и 22 И-16 — из других частей ВВС ВМФ, а в августе — ещё 10 И-153 из ВВС ЧФ.

7 июля 1941 г. НК ВМФ приказал перебазировать одну эскадрилью самолётов МБР-2 118-го ОМРАП из губы Грязной на о. Моржовец, а звено из её состава — в Йоканку[1].

29 июля 1941 г. командующий СФ донёс НК ВМФ, что в составе ВВС флота имеется всего 20 современных истребителей, которые неспособны выполнять все поставленные задачи. В свете этого, была высказана просьба в срочном порядке поставить на флот дополнительно истребители любого типа.

К 15 августа 1941 г., согласно приказу НК ВМФ, Беломорская Военно-морская база была переформирована в Беломорскую военную флотилию, с подчинением Военному совету СФ. В её состав была передана 49-я ОМРАЭ и 24-е ОАЗСВ. Кроме того, Морская Авиация на Севере пополнилась ещё одним объединением, решающим задачи в её интересах. Из экипажей и самолётов Полярной Авиации была сформирована 2-я авиационная группа главного управления Севморпути (ГУ СМП), под командованием ГСС полковника И.П.Мазурука. Штаб авиагруппы размещался в Архангельске.

1 сентября 1941 г. Военный Совет СФ доложил Наркому ВМФ, что для выполнения плана ПЛО и обеспечения проводки конвоев, помимо других средств, требуется усиление ВВС СФ 15 самолётами Че-2.

8 сентября 1941 г. в Североморск прибыли 24 самолёта «Харрикейн» 151-го авиакрыла RAF, которые перелетели туда с английского авианосца «Аргус».

12 сентября 1941 г. с Балтики, из 1-го МТАП было перебазировано авиационное звено самолётов ДБ-3ф, возглавляемое И.Я.Гарбузом. Эти три машины также вошли в состав 72-го САП и положили основу минно-торпедной авиации Северного флота СССР. Уже 15 сентября состоялся первый боевой вылет самолётов ДБ-3ф.

В сентябре 1941 г. с Балтики прибыла 22-я ОМРАЭ самолётов Че-2 (МДР-6). Она была включена в состав 118-го МРАП ВВС СФ.

11 октября 1941 г. НК ВМФ приказал сформировать к 25 октября в составе ВВС СФ истребительный полк, вооружённый английскими самолётами «Харрикейн». Командиром полка был назначен Герой Советского Союза капитан Б.Ф.Сафонов. К установленному сроку был сформирован новый 78-й ИАП, основу которого составили опытные пилоты 72-го САП ВВС СФ.

23 октября 1941 г. Военный совет СФ обратился к командованию Архангельского военного округа с просьбой усилить ПВО в горле Белого моря и перебазировать на аэродром Поной 6-9 истребителей. На это особо указывало английское Адмиралтейство. На данную просьбу из состава ВВС АрхВО было выделено 3 И-153, которые перебазировались на данный аэродром.

К 13 ноября, в связи с нехваткой бомбардировщиков в составе ВВС СФ, были вооружены 10 самолётов У-2, на которые установили пулемёты и бомбодержатели. Эти самолёты предназначались для действий ночью и сложных метеоусловиях, когда применение других самолётов было затруднено. Практически сразу после окончания перевооружения самолёты У-2 стали использоваться как ночные бомбардировщики.

19 ноября 1941 г. командующий Карельским фронтом, в связи со сложившимся крайне тяжёлым положением на Кестеньгском направлении, потребовал от командующего СФ перебросить туда 9 истребителей из состава ВВС СФ. Командующий СФ донёс командующему Карельским фронтом, что, в соответствии с его приказом, на оборону ВМБ Йоканка была переброшена группа истребителей «Харрикейн», но попросил отменить приказ о переброске истребителей в Кестеньгу, так как в Ваенге осталось всего 27 боеспособных самолётов. Командующий Карельским фронтом разрешил истребители туда не высылать.

17 декабря 1941 г. командующий СФ донёс НК ВМФ, что, в связи со сложной ледовой обстановкой, часть кораблей БелВФ оказались затёртыми во льдах и связь с ними затруднена. Самолёты МБР-2, из-за больших расстояний, не могли выполнять эти функции, а самолётов СБ имелось очень ограниченное количество. Командующий СФ просил обязать командующего АрхВО выделить для целей разведки 2 самолёта СБ.

19 декабря 1941 г. приказом командующего СФ был установлен следующий состав авиационных полков ВВС СФ: 72-й САП — 1-я, 2-я, 3-я ИАЭ, 4-я и 5-я БАЭ; 118-й МРАП — 1-я и 2-я МБРАЭ, 3-я МДРАЭ.

По докладу Военного Совета СФ НК ВМФ, в составе бомбардировочной авиации ВВС СФ на 23 декабря оставалось всего 7 СБ, 2 ДБ-3 и один Пе-2.

23 марта 1942 г. из 4-го МТАП ВВС ТОФ на Север были переброшены ещё 6 ДБ-3ф, под командованием капитана Г.Поповича, которые, вместе с машинами, прибывшими раньше, составили 6-ю минно-торпедную эскадрилью 2-го гв. САП (так с января 1942 г. стал называться 72-й САП).

В марте 1942 г. на базе двух эскадрилий 2-го гв. САП был сформирован 27-й ИАП, вооружённый самолётами И-153, И-16 и «Харрикейн».

24 марта 1942 г. 4 Пе-3 95-го авиаполка и 3 ДБ-3 (из состава 4-го МТАП ВВС ТОФ) перелетели из Архангельска на аэр. Североморск.

Директивой Ставки ВГК №170405с от 21.05.1942 г., для обеспечения проводки каравана судов PQ-16 в Баренцевом море, командующему АДД генерал-лейтенанту авиации Голованову было предписано выделить в период с 22 по 29 мая 36-ю АД ДД, с перебазированием её на аэр. Ваенга. Дивизии была поставлена задача — в указанный период систематически разрушать аэродромы: Бардуфосс, Стермоен, Тромсё, Гаммерфест. Для прикрытия бомбардировщиков предполагалось использовать истребительную авиацию ВВС СФ, Карельского фронта и ПВО, базирующуюся в районе Мурманска. Подобная задача 36-й АД ДД ставилась в последующем в сентябре-октябре 1942 г. и в ноябре 1943 г. — январе 1944 г.

С 23 по 26 мая 1942 г. 40 ДБ-3ф и 4 ПС-84 36-й АД ДД перелетели из Ярославля на аэр. Ягодник, а в последующем — на аэр. Североморск. Там они были оперативно подчинены командованию ВВС СФ.

18 июня 1942 г., на время проведения операции по встрече конвоя PQ-17, в состав ВВС СФ был передан 21 самолёт Пе-2 из 28-го и 29-го ПБАП ВВС ВМФ, с переброской их на аэрордром Ягодник из центральной части страны.

В конце июня того же года командующему ВВС СФ была оперативно подчинена 122-я ИАД ПВО (767-й, 768-й и 769-й ИАП ПВО),[2] базирующаяся в районе Мурманска, а командующему БелВФ — 104-я ИАД ПВО (348-й, 729-й и 730-й ИАП ПВО), базирующаяся в районе Архангельска. В конце года 36-я АД ДД, из-за больших потерь, понесённых полками, была отведена в тыл на переформирование.

Для обеспечения проводок союзных конвоев, в июле 1942 г. в состав ВВС СФ была переброшена Особая морская авиационная группа (ОМАГ), возглавляемая генерал-майором авиации Н.Т.Петрухиным. В состав группы входили 13-й, 20-й, 121-й и 255-й ИАП, а также 35-й МТАП. Кроме истребительных частей, в неё несколько ранее вошли также 28-й и 29-й ПБАП ВВС ВМФ, которые ещё в июне прибыли на Север. Эта группировка действовала до конца октября того же года, после чего была расформирована.

По состоянию на 30 июля 1942 г., командующему ВВС СФ подчинялись силы ВВС 14-й армии:

  • 19-й гв. ИАП на аэр. Шонгуй: 7/3 Р-39, 9/6 Р-40;
  • 197-й ИАП на аэр. Мурмаши: 17/6 «Харрикейн»;
  • 608-й БАП на аэр. Кица 4/3 Пе-2;
  • 122-я ИАД ПВО на аэр. Арктика: 7/7 «Харрикейн», 6/6 Р-40.

26 августа 1942 г. командующий СФ приказал перебазировать с аэр. Поной на аэр. Амдерма 2 Пе-3 95-го АП и с аэр. Североморск-1 — 1 ДБ-3 2-го гв. САП и 2 Пе-3 95-го АП, для уничтожения линкора «Адмирал Шеер», действующего в Карском море.

5 сентября 1942 г. на аэр. Африканда сели 24 самолёта «Хемпден» ВВС Великобритании. Ещё один самолёт был сбит по ошибке истребителями Як-1. Один торпедоносец сел в районе Мончегорска, один самолёт — на аэр. Североморск, а ещё один разбился при вынужденной посадке в районе Нива-2. В этот же день 8 «Хемпденов» перелетели с аэр. Африканда на аэр. Североморск.

В связи с расширением зоны боевых действий на восточный сектор Арктики, с 9 сентября 1942 г. был принят в эксплуатацию сухопутный аэр. Рогачёво, а 25 сентября было завершено строительство гидроаэродрома в б. Самоед Белушьей губы. В сентябре туда перелетели 9 МБР-2, которые стали вести разведку в Карском море.

С 14 октября 1942 г., в связи с большими потерями в авиационной технике и лётном составе, были расформированы 95-й АП и 49-я ОМРАЭ.

30 октября 1942 г. наступил новый этап развития ВВС СФ, когда формируются две авиационные бригады: 5-я бомбардировочная и 6-я истребительная. В 5-ю БАБ вошли вновь сформированный 24-й МТАП, 29-й ПБАП и 255-й ИАП, а в 6-ю ИАБ — 2 гв. ИАП, 20-й, 27-й и 78-й ИАП. В 24-м МТАП была сформирована 3-я МТАЭ, а на аэр. Шойна сформирован 48-й авиационный полк (другой информации по этому полку не имеется возможно, в документе допущена ошибка). Кроме того, был восстановлен 95-й АП на аэр. Североморск. Одновременно было расформировано управление ОМАГ и 121 -й ИАП (в ряде документов он именуется 121-м БАП). Входившие в её состав 35-й МТАП, 13-й АП, 28-й ПБАП и 20-й ИАП были выведены в тыл на переформирование.

К 1 ноября 1942 г., на базе личного состава и авиатехники 5-й и 6-й эскадрилий 2-го гв. САП, 35-го МТАП и 118-го ОРАП, завершилось формирование 24-го МТАП ВВС СФ. Таким образом, на Севере появился собственный полноценный минно-торпедный полк[3].

В 1943 г. 28-я ОРАЭ, вооружённая колёсными самолётами, и 118-й МРАП, вооружённый летающими лодками, были переформированы в 118-й отдельный разведывательный авиационный полк смешанного состава.

В феврале 1943 г. в оперативное подчинение командованию Авиации флота поступила 258-я САД 7-й ВА Карельского фронта.

В марте 1943 г. из Саранска на Север, после переформирования, прибыл 46-й ШАП, ранее воевавший в составе ВВС ЧФ. Этим было положено начало существования штурмовой авиации СФ.

В июне 1943 г. 46-й ШАП приступил к боевым вылетам в интересах флота.

В июле 1943 г., как и на всех флотах, авиабригады ВВС СФ были переформированы в авиационные дивизии: 5-ю МТАД и 6-ю ИАД.

28 апреля 1944 г. в составе ВВС СФ сформировали ещё одно соединение — 14-ю смешанную авиационную дивизию. В её состав вошли 20-й ИАП и 95-й АП, а также 46-й ШАП.

В июне 1944 г., после освобождения Крыма и Севастополя, с Чёрного моря на Север прибыл 36-й МТАП, вошедший в состав 5-й МТАД. Это было последнее пополнение ВВС СФ в ходе войны.

7 сентября 1944 г. командующий ВВС СФ генерал-лейтенант авиации А.Х.Андреев потерпел аварию на самолёте Як-9, после чего находился на излечении до февраля 1945 г. На этот период его обязанности исполнял начальник штаба ГСС генерал-майор авиации Е.Н.Преображенский.

В декабре 1944 г. в состав ВВС СФ были переданы самолёты Ил-4 из 113-й БАД ВВС Карельского фронта, которая, в свою очередь, перевооружилась на Ту-2.

С первого до последнего дня Великой Отечественной войны авиаторы-североморцы успешно решали боевые задачи воздушной разведки, прикрытия аэродромов, ВМБ и портов СФ. Они наносили удары по военным и промышленным объектам, конвоям и боевым кораблям противника в Заполярье, защищали свои коммуникации и содействовали приморскому флангу сухопутных войск.

Награды ВВС СФ

За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистской Германией, указами Президиума Верховного Совета СССР, приказами Верховного Главнокомандующего и НК ВМФ были преобразованы в гвардейские, награждены орденами, и удостоены почётных наименований следующие части и соединения Военно-воздушных Сил СФ.

Разведывательная авиация:

118-й разведывательный авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени и удостоен почётного наименования «Киркенесский».

Минно-торпедная и бомбардировочная авиация:

— 5-я минно-торпедная авиационная дивизия была награждена орденом Красного Знамени и удостоена почётного наименования «Киркенесская»;

— 14-я смешанная авиационная дивизия была награждена орденом Красного Знамени;

24-й минно-торпедный авиационный полк был преобразован в 9-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк, награждён орденом Красного Знамени и удостоен почётного наименования «Киркенесский»;

— 95-й авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени.

Штурмовая авиация:

— 46-й штурмовой Краснознамённый авиационный полк был награждён двумя орденами Красного Знамени и удостоен почётного наименования «Печенгский».

Истребительная авиация:

— 6-я истребительная авиационная дивизия была награждена орденом Красного Знамени и удостоена почётного наименования «Печенгская»;

— 20-й истребительный авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени и удостоен почётного наименования «Киркенесский»;

— 27-й истребительный авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени;

— 72-й смешанный авиационный полк был преобразован во 2-й гвардейский смешанный (позднее — в истребительный) авиационный полк, награждён орденом Красного Знамени, удостоен почётного наименования «Печенгский». Ему также было присвоено имя дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова;

— 78-й истребительный авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени;

— 255-й истребительный авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени.

С окончанием Великой Отечественной войны в составе ВВС СФ и БелВФ произошли некоторые организационные изменения: 44-й и 54-й смешанные авиационные полки в течение второй половины 1945 г. были расформированы, а 53-й САП[4] переформирован в дальнеразведывательный полк. Вместо расформировываемых полков создаются 25-я, 26-я, и 27-я отдельные морские дальнеразведывательные авиационные эскадрильи, вооружённые самолётами МБР-2 и «Каталина».

Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Здесь и далее дается старое наименование населенного пункта (местности), как оно приводилось в документах тех лет и в изданиях «Боевые действия авиации ВМФ в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.» т. 1 и «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре» (в трех томах). В послевоенные годы населенный пункт более известен под наименованием Йоканьга. []
  2. Дивизия в послевоенные годы вновь связала свою судьбу с ВВС СФ, когда её в 1949 г. передали в состав последнего. []
  3. Входивший ранее в состав ОМАГ 35-й МТАП был минно-торпедным только по названию, так как его самолёты не были оборудованы для подвески торпед. []
  4. Все три полка были сформированы к апрелю 1944 г. на основе частей и подразделений ВВС СФ и БелВФ. []

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Один комментарий на «“Морская авиация СССР в годы войны. Северный Флот”»

  1. Вл.Колчин.:

    Статья очень понравилась,но вкралось несколько ошибок в названиях по времени. П.ВАЕНГА был переименован в г.СЕВЕРОМОРСК в 1951 году. Аэродром ВАЕНГА и авиагородок в СЕВЕРОМОРСК-1. Аэродром ВАЕНГА-2 в СЕВЕРОМОРСК-2. П.Губа Грязная и ж/д станция в 1954 г. были переименованы в САФОНОВО. На аэрофотоснимках Люфтваффе 42-44 г. обозначены ещё 2 аэродрома — VARLAMOVO-2(по месту Ваенга-2) и VARLAMOVO-3(вдоль дороги на Мурманск около М.Чалм-Пушки в н.время РОСЛЯКОВО-1. Кто там базировался?

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image