Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Краткий очерк жизни Советских воздухоплавательных командных курсов

К осени 1917 года – к моменту Октябрьской Революции, в Петрограде существовала Офицерская Воздухоплавательная Школа, имевшая, с начала войны 1914 года, ускоренные курсы военного времени. Октябрьская революция застала в воздухоплавательной Школе 14-й ускоренный выпуск. Ввиду продолжавшейся войны и невыясненного еще положения Школы, занятия с ускоренным курсом продолжались и слушатели окончили Школу приблизительно ко дню Всероссийского Воздухоплавательного съезда. Начальником Школы общим собранием служащих был выбран Военный Воздухоплаватель Н.И.Утешев; стоявший до этого во главе Школы А.М.Кованько в отставку по болезни и впоследствии 20 Апреля 1919 года скончался после болезни в Одессе.

Начавшаяся демобилизация старой армии и мирное течение в политике Советского Правительства поставили на очередь вопрос о ликвидации бывшей Офицерской Воздухоплавательной Школы и реорганизации ее применительно к требованиям момента, что и отразилось в постановлениях Воздухоплавательного съезда. Согласно новым требованиям, в основу проекта положения новой школы легли те требования, которые предъявлялись Воздухоплаванию со стороны применения его к мирным требованиям гражданской жизни – в частности – применения его к целям метеорологии. Одновременно Главная Физическая Обсерватория представила в Комиссию по управлению Воздушным Флотом доклад о применении Воздухоплавания к целям изучения атмосферы, дав программу работы Воздухчастей и указав желательное размещение их на территории Республики для создания целой сети аэрологических станций при Воздухотрядах. 22/9 Марта 1918 года, на основании постановления Всероссийского съезда Воздухоплавателей, приказом Коллегии по управлению Воздушным Флотом, бывшая Офицерская Воздухоплавательная Школа была ликвидирована и взамен ее сформирована Социалистическая Школа Воздухоплавания. Состав ее: 26 лиц администр.-хоз. состава, 164 служащих и 85 обучающихся. В это число входил Учебный отряд с привязанным аэростатом из 3 инструкторов и 81 служащих; кроме того предполагалось сформировать Учебный отряд с управляемым аэростатом из 9 инструкторов и 142 служащих.

По положению 22/9 марта 1918 года, Социалистическая Школа Воздухоплавания должна была иметь:

1/ одногодичный курс нисших инструкторов-воздухоплавателей /специалистов/ на 20 обучающихся;

2/ двухгодичный курс для подготовки инструкторов воздухоплавателей и механиков на 50 человек;

3/ одногодичный дополнительный курс для подготовки техников воздухоплавателей на 15 человек.

Таким образом задачей Школы была – подготовка инструкторского состава для Воздухоплавательных частей, начиная с младших инструкторов – лебедочных машинистов, метеорологов, баллонных мастеров, разведчиков и т.п. и кончая техниками-воздухоплавателями. На Школу, кроме подготовки инструкторов, возлагались обязанности: разрабатывать вопросы о применении Воздухоплавания, организация свободных полетов, производство опытов, исследований и т.д.

Программы отдельных классов, составленные в преемственности последовательного перехода из одного класса в другой, были разработаны таким образом, чтобы каждый класс имел законченную подготовку для занятия определенной инструкторской должности – младшего инструктора-воздухоплавателя, инструктора-воздухоплавателя и техника-воздухоплавателя. В класс младших инструкторов принимались лица с минимальными требованиями обще-образовательной подготовки – хорошая грамотность и знание 4 действий над целыми числами. Ввиду известного мирного течения в начале 1918 года, продолжительность обучения в каждом классе была определить в один год. Те же соображения заставили ввести в программу значительно число предметов научно-технического характера, предназначенных для утилизации Воздухоплавания в мирных целях – большое внимание обращалось на метеорологию и аэрологию.

Помимо применения привязных аэростатов, не было определенных утвержденных положений, в Школе предположено было изучение дирижаблей и практического их применения.

Школа строилась на основе вольного найма; не было определенных утвержденных положений, что создавало путаницу при формировании Школы. Значительную роль в Школе имел Комитет служащих, который имел в своих руках функции не только административные и хозяйственные, но и учебные, избирая преподавателей Школы.

Однако, ввиду малого количества воздухоплавательных отрядов в начале 1918 года /около 4-5 отрядов/, острой необходимости в пополнении инструкторского состава не было, а поэтому Школа не имела спешных заданий от Главоздухфлота и жизнь в ней текла слабо. С 1 июня 1918 года при школе был открыт лишь 1 класс – класс младших инструкторов, рассчитанный на 20 человек курсантов. Занятия начались с 10 июня того же года.

На курсах преподавались как предметы обще-образовательные, так и специальные. Развернуть Школу полностью предполагалось к осени.

Однако, начавшиеся военные действия на внутренних фронтах и связанное с этим формирование Воздухотрядов заставило Школу с конца октября 1918 года перейти на ускоренную программу, согласно которой переход курсантов во 2 класс намечено было произвести к 1 Января и выпустить инструкторов к 1 мая 1919 года.

Одновременно- в конце сентября 18 г. распоряжением Главоздухфлота был поднят вопрос об открытии при Школе временных 2-месячных курсов для подготовки командного состава из числа бывших унтер-офицеров Воздухоплавателей.

Несмотря на нужду фронта в инструкторах-воздухоплавателях, прибытие курсантов с мест было организовано настолько слабо, что число курсантов в Школе в августе-сентябре мес. колебалось около 20-25 человек.

Усиленной формирование новых Воздухчастей требовало от Школы значительного числа инструкторов-воздухоплавателей в короткое время. Последнее обстоятельство заставило коренным образом переформировать Школу по образцу существующих Советских Командных курсов. С этой целью в Октябре 1918 года в Москве при Главоздухфлоте была созвана комиссия из представителей Воздухсовета, Воздухотдела Главоздухфлота и Школы, которая и разработала временное положение и штаты Школы, введенные в действие приказом по Военному Воздушному Флоту 20 октября 1918 г. № 49.

В основу положения новой Школы было взято положение о Советских курсах. Между прочим, на заседании означенной комиссии штаты Школы были сокращены до возможного минимума. Означенная мера впоследствии служила значительным тормозом в работе Школы а затем Курсов, страдавших от недостатка служащих.
Воздухшкола, в отличие от других Советских командных курсов, была подчинена не Главному Управлению Военно-учебных Заведений, а Главному Управлению Военного Воздушного Флота. Это исключительное положение Школы представляло значительное неудобство в в смысле вещевого и пищевого довольствия, т.к. Воздухшкола не числилась среди других курсов, находящихся в распоряжении Петроградского Окружного Управления Военно-учебных Заведений, поэтому снабжение всегда отличалось в худшую сторону от последних. Известное неудобство представляла удаленность Школы от с вой высшей инстанции – Главоздухфлота, находившегося в Москве, почему все встречающиеся запросы приходилось решать не непосредственным докладом, а затяжной перепиской.

Курс Школы был предположен четырехмесячный /один класс/. Комплектование ее курсантами являлось функцией высших инстанций Воздушного флота – Главоздухфлота и Воздухсовета.

По положению, в Школу принимались бывшие воздухоплаватели и артиллеристы, имевшие боевой опыт. Для поступления требовался образовательный ценз в размере четерехклассного Городского Училища и состояние в Р.К.П., или политическая рекомендация 2-х коммунистов, рассматривая при приеме в Школу мандатной комиссией.

Кроме ускоренных курсов, по упомянутому положению, при Школе был организован Технический отдел для опытных исследований по технике Воздухоплавания.

Одновременно с административным переформированием Школы, были в корне реорганизованы программы, учебные планы и самые методы преподавания курсов в сторону новых требований, предъявляемых к учебно-педагогическому делу. К преподаванию на курсах были привлечены новые преподаватели. Начальником Школы был назначен Военный Воздухоплаватель С.И.Троцкий.

Ввиду недостатка времени /4 месяца/, на курсах Школы проходились лишь военные и специальные предметы, хотя общеобразовательная подготовка курсантов была сравнительно слабая. В учебный план входили предметы:

Политическая грамотность,

Материальная часть Воздухоплавания,

Служба Воздухчастей,

Боевая работа привязного аэростата,

Основы Воздухоплавания,

Артиллерия и пулеметное дело,

Метеорология,

Топография,

Тактика и Фортификация,

Лебедка и Автомобиль,

Телефонное дело,

Фотография,

Ведение хозяйства и отчетность,

Обоз и лошадь,

Гигиена,

Строй,

Гимнастика и

Военные уставы.

В основу преподавания положен был практический показной метод: курсанты проходили курс во время производства работ на практических занятиях, и лишь после практического обучения по данному предмету, проходили классные занятия для систематизации знаний.

Согласно новому положению, Школа была переформирована к 1 Ноября 1918 года – с какого момента и можно считать существование Воздухшколы, а затем Воздухкурсов в современном их состоянии.

При переформировании Школы, занятия с прежними курсантами шли нормальным порядком. После предварительного испытания, все они были переведены на ускоренный курс новой Школы.

Об открытии новых курсов Воздухшколы, Воздухотделом Главоздухфлота и Школой были разосланы извещения на места и помещены публикации в газетах.

При первых же командировках с мест курсантов выяснялась невозможность подобрать достаточного количества кандидатов с образовательным цензом в объеме четырехклассного городского училища. Ввиду этого, согласно телеграммы Главоздухфлота о понижении требований обще-образовательно ценза при поступлении в Школу, требования, предъявляемые курсантам при приеме были с ведены до минимума – требовалась лишь хорошая грамотность и по арифметике – действия над целыми числами и дробями. Несмотря на столь низкие требования, в Школу прибывало много кандидатов, не удовлетворяющих даже им, почему их приходилось откомандировывать в свои части.

Низкий обще-образовательный уровень курсантов оказывал значительное влияние на общий ход военно-технической подготовки, заставляя преподавателей читать свои курсы в самом элементарном изложении. Общеобразовательных предметов благодаря нехватке времени, по учебному плану положено не было.

Занятия в новой школе начались 15 ноября 1918 г., хотя к этому времени на курсах было всего 29 человек курсантов. Причиной поспешности служили требования Центральных Управлений Воздушного Флота возможно скорее открыть Школу.

После начала занятий продолжался непрерывный приток курсантов.

Вследствие острого политического моменты, переживавшегося Петроградом в Ноябре 1918 г., согласно срочного распоряжения Окружного Управления Военного Воздушного Флота Ярославского Округа, был произведен досрочный выпуск из Школы наиболее подготовленных курсантов для занятия командных должностей во вновь формируемых Воздухотрядах. После предварительных испытаний, Учебный Комитет Школы нашел возможным выпустить инструкторами 8 курсантов.

В это же время Школой были сформированы 2 наблюдательные станции для Воздухоплавательных отрядов Петроградского фронта, причем Школа выделила на их формирование как личный состав, так и техническое имущество.

Непрерывное прибытие новых курсантов с мест после начала занятий и необходимость вливать их в число прежних курсантов затягивало выполнение учебных планов Школы.

В середине Декабря 1918 г. курс Школы был пройден настолько, что Педагогическим Комитетом 9/ХХI было постановлено прекратить дальнейший прием курсантов в школу с I/I-1919 г., о чем был извещен Школьный Отдел Главоздухфлота.

Из вновь прибывших курсантов было образован особое /II-е/отделение, в которое были переведены наименее подготовленные курсанты прежнего приема.

К I/I-1919 г. числилось: в I Отд. – 30 человек, во II – 32 человека.

С этого момента занятия в Школе шли 2 Отделениями. Первое шло нормально, второе – с опозданием на 2 месяца.

Ввиду выяснившейся весьма слабой обще-образовательной подготовки прибывающих курсантов в Школу, благодаря чему последняя вынуждена была отказывать в приеме многим курсантам, а тем курсантам, которые попали в Школу, затруднительно было слушать военные и специальные предметы, благодаря слабому развитию, в середине Декабря 1918 г. Школа вошла с ходатайством в Школьный Отдел Главоздухфлота об открытии обще-образовательного класса на 50 человек, на что 9/I-1919 г. последовало согласие Школьного Отдела Главоздухфлота. При приеме в подготовительный класс предположено было ограничиваться требованиями обще-образовательной подготовки лишь в объеме: хорошая грамотность и 4 действия над целыми числами.

В Январе месяце по распоряжению Школьного Отдела Главоздухфлота, Школой было выработано новое положение и Штаты в более широком масштабе, чем временные, утвержденные приказом по Военному Воздушному Флоту от 29/Х-1918 г. за № 49.

Означенное положение предусматривало в Школе 3 класса с четырехмесячным обучением в каждом: обще-подготовительный, военно-подготовительный и специальный, с общим числом курсантов в 120 человек. Означенные штаты и положение были внесены на рассмотрение Школьного Отдела Главоздухфлота в Январе 1919 года. Только 5-го Декабря того-же года штаты, после различных изменений, вносимых различными инстанциями, были рассмотрены и одобрены в Между-Ведомственном Совещании. До конца 1918 г. на утверждение они так и не успели попасть. Столь долгая задержка с утверждением штатов заставляла целый год курсы изворачиваться, приспосабливаясь к временным сокращенным штатам Октября 1918 года.

С 26/I-1919 года во временное исполнение обязанностей Начальника Школы вступил Военный Воздухоплаватель П.Г.Ковалев.

Приказом по Р.В.С.Р. № 431 от 1 Марта 1919 года Воздухшкола была переименована в Петроградские Советские Воздухоплавательные Командные Курсы и перешла в ведение Главного Управления Военно-Учебных Заведений. За Главоздухфлотом остались лишь функции: разработка программ по специальным предметам, инспектирование Курсов в техническом отношении и в отношении специальной подготовки и техническое снабжение. Комплектование курсов постоянным и переменным составом производилось по взаимному согласию между Главоздухфлотом и Гувузом. Хозяйственная часть передана в ведение Гувуза.

Одновременно Курсы были реорганизованы в пределах существующих временных штатов. По новому положению, помимо существующих III- класса, открыты два подготовительных — I – обще-образовательным и II – военно-подготовительным, каждый с четырехмесячным обучением. Для комплектования Курсов курсантами, Главоздухфлотом оповещались все Воздухчасти, которые и высылали своих кандидатов на курсы. Помимо тог, несколько человек было принято не из бывших Воздухоплавателей. В число курсантов принимались лица, находившиеся ранее в воинских частях, причем для приема во 2-й и 3-й классы требовалось пробытие предварительной практики в Воздухотрядах. Принимались лишь коммунистов, или представившие политические рекомендации от 2-х коммунистов, причем последние рассматривались при приеме особой мандатной комиссией, созываемой Комиссаром. Поступающие на курсы подвергались предварительному испытанию, причем для приема в I класс требовалась орошая грамотность и знание четырех действий арифметики, для приема во II класс – кроме хорошей грамотности и удовлетворительного общего развития – знание арифметики, математики и географии. Для приема в III класс необходима была сдача предварительного испытания по программе II класса. Случаев непосредственного приема в III класс не было.

По новому учебному плану на первом курсе проходили предметы преимущественно обще-образовательного характера; предметы военные и воздухоплавательные проходились лишь настолько, чтобы дать курсантам элементарную обще-военную и специально-воздухоплавательную подготовку в размере знаний, необходимых для сознательного участия в практических занятиях. Подготовка по специальности носила чисто практический характер, приучая к работам при аэростате, не исключая, правда и наиболее тяжелых.

В I классе по учебному плану проходились предметы: Политическая грамотность, История, Русский язык, Арифметика, Естествоведение, География, Геометрия, Гигиена, Рисование и Черчение, Материальная часть и Служба Воздухоплавания, Уставы, Строевые занятия и Гимнастика. Практические занятия по обслуживанию аэростата и по газодобыванию.

Во II классе – заканчивались предметы обще-образовательные, начинались уже предметы обще-военной подготовки. Курс Воздухоплавания и связанные с ними практические занятия проходились в объеме знаний, необходимых для младших инструкторов, согласно этому во II классе проходились предметы: Политическая грамотность, История, Русский язык, Алгебра, Геометрия, Физика, Гигиена, Материальная часть и Служба Воздухчастей, Артиллерия /элементарный курс/, Пулемет, Элементарный курс Тактики, Топография, Военный устав, Строй и Гимнастика. На практических занятиях курсанты одновременно знакомились с газодобывающими аппаратами, лебедкой, полевым телефонным делом.

В III классе – специальном, из предметов обще-образовательных были лишь Политическая Грамотность и История. Далее проходились: Основы /теория/ Воздухоплавания, Боевая работа привязного аэростата, Артиллерия, Тактика, Метеорология, Телефонное дело, Лебедка и Автомобиль, Фотография, Технология материалов, употребляемых в Воздухоплавательном деле, Ведение хозяйства и отчетность, Обоз лошадь, Военные уставы, Строй и Гимнастика. Подготовка по специальным и обще-военным предметам велась в объеме знаний Военного Воздухоплавателя. На практические занятия обращено серьезное внимание и им уделена почти половина часов.

Практические занятия в корзине аэростата начинались в I-м классе /общее ориентирование с аэростата/, затем продолжались во II классе, где решались простейшие задачи по разведке.

В третьем же классе на занятия на аэростате обращалось наиболее серьезное внимание.

Для комплектования I и II класса, согласно телеграммы Главоздухфлота, на курсы должны были прибыть с мест 60 человек курсантов к 20/III-1919 г., ввиду предполагавшегося начала занятий с I/IV.

Медленное прибытие курсантов, высылаемых распоряжением Главоздухфлота /до 17 Апреля прибыло вместо 60 человек всего 33/, затянуло начало занятий в I и II классах.

Ввиду того, что начинать занятия с неполным составом курсантов не представляло смысла, на заседании Педагогического Комитета 17 Апреля 1919 года было поставлено открыть самостоятельный прием курсантов в I и II классы помимо Главоздухфлота, о чем известит Школьный Отдел последнего.

Первый выпуск Красных Командиров Воздухоплавателей произведен 1-го Апреля 1919 года в числе 23-х человек[1].

Занятия в I и II классах начались 20-го Апреля. Третьим классом шло бывшее второе отделение Курсов.

С Мая в исполнение обязанностей Заведующего Курсам вступил Военный Воздухоплаваель Я.Н. Рещиков.

Второй выпуск Красных Командиров-Воздухоплавателей произведен 1-го Июня 1918[2] года в числе 23 человек[3], после чего занятия на Курсах продолжались лишь в I и II классах; переход курсантов в следующие классы был предположен в к 1-му Октября 1919 года.

При весеннем наступлении противника на Петроград, Курсы выделили на фронт пулеметную команду в составе 7 человек, действующую в 3 маневренном Отряде Петроградских курсантов. Одновременно при механических мастерских распоряжением Окрвучеба Воздухкурсов была сформирована авто-база, обслуживающая Отряд Петроградских курсантов. На формирование авто-базы был обращен технический персонал служащих Курсов. Работа авто-базы была наиболее интенсивной в Июне-Июле месяцах.

В тоже время – в конце Мая и начале Июня – Воздухкурсы были подготовлены к выступлению в полном составе на фронт в виде Воздухоплавательного Отряда на тот случай, если Петрограду будет угрожать непосредственная опасность.

Одновременно Курсами на пополнение ХХ Воздухотряда, действующего на форту «Красная Горка» были отправлены 2 лебедки и 2 оболочки. Одна из лебедок и оболочка были разбиты снарядами во время мятежа на «Красной Горке».

В конце Июня, после подавления мятежа, по специальной просьбе коменданта «Красной Горки» Курсам был выделен кадр специалистов в составе одного инструктора, одного механика и одного сеточника для спешного формирования Воздухотряда на «Красной Горке» из остатков разбитого при мятеже ХХ Отряда и для сбора оставшегося Воздухоплавательного имущества. Имущество было собрано и отправлено на Курсы, формирование же отряда было остановлено ввиду прибытия на «Красную Горку» ХХI Воздухотряда.

Занятия на Курсах за этот период не прекращались; особое внимание лишь обращалось на строевую подготовку и полевые занятия по Воздухоплаванию на случай выступления Курсов в поход.

Известную дезорганизацию в общий ход занятий на Курсах во вторую половину Июня внес факт задержания 6 преподавателей и инструкторов Курсов во главе с Заведующим Курсами, которые не могли быть быстро замещены.

Во временное исполнение обязанностей Заведующего курсами вторично вступил Военный Воздухоплаватель С.И.Троицкий[4].

С 1-го Августа 1919 г. и.д. Заведующего Курсами был назначен Военный Воздухоплаватель Е.Д.Карамышев.

С 5-го по 16-е Августа Курсы в виде Воздухоплавательного Отряда выступили на маневры в Красное Село, где, помимо полевых занятий с аэростатом, принимали участие в учебной стрельбе 2-ых Советских Артиллерийских Курсов, причем каждый из курсантов старших курсов наблюдал и корректировал стрельбу. Из Красного Села Курсы вернулись в Петроград походным порядком, дойдя до Пулкова с наполненным аэростатом, где газ был выпущен вследствие начавшейся грозовой бури.

Ввиду предполагавшегося в Октябре перехода курсантов в следующие классы, с середины Августа началось прибытие на Курсы новых кандидатов в младшие классы. Из прибывших для поступления была организована с 15/ VIII подготовительная группа, на которой шли занятия по подготовке курсантов к вступительным экзаменам. Курсанты, прибывшие для поступления во II класс, после выдержания предварительного испытания, вливались в существующий I-й класс и с ним держал переходные репетиции во II класс.

С выдержавшими испытания в I класс были организованы занятия по обще-образовательным предметам и строевой подготовке. Курсанты, выдержавшие приемные испытания, но не обладающие достаточной подготовкой по Воздухоплавательному делу, откомандировывались для прохождения практики в ближайшие Воздухоплавательные Отряды.

Переход курсантов в следующие классы был произведен после предварительных испытания 4 Октября С этого времени занятия на Курсах продолжались вновь тремя классами.

К началу нового учебного периода Педагогическим Комитетом Курсов пересмотрены и переработаны учебные планы, программы Курсов и методы преподавания, в связи с пожеланиями, высказанными фронтом и некоторыми недостатками, наблюдавшимися при опыте прохождения предыдущего учебного периода, в силу чего увеличено число часов, уделенных на практические занятия и занятия на аэростате, и введены новые предметы – «полевое инженерное дело» с отделом «борьба за укрепленные полосы», «военная администрация» и «теория воздухоплавания».

По новому учебному плану, прохождение курса распределено таким образом, что каждый класс давал законченную подготовку: первый класс – красноармейца, II класс – отделенного командира, III класс – взводного.

Для пересмотра программ и метода преподавания, на заседание Педагогического Комитета 22-го Августа 1919 года были избраны предметные Комиссии по следующим отделам: 1/ по политической подготовке, 2/ по обще-образовательным предметам, 3/ по воздухоплаванию и артиллерии, 4/ по обще-войсковой подготовке, 5/ по технической подготовке, 6/ по строевой подготовке.

С 4-го по 18-ое Октября, после перехода курсантов в следующие классы, были назначены две переходных недели для специальных практических занятий, экскурсий, занятий с малоуспевающими и предварительных испытаний.

В середине Октября, в тяжелый политический момент, переживаемый Петроградом, ввиду наступления белогвардейцев, Воздухкурсы, наравне с другими Курсам, выступили в поход для обороны подступов к Петрограду.

В первую очередь были сформированы 2 пулеметных Отряда, первый, сформированный согласно приказу по Военно-Учебным Заведениям Петроградского Округа выступил на фронт 14-го Октября в виде пулеметной команды боевого Отряда Петроградских Курсантов в составе: 2 инструкторов, 40 курсантов, 2 красноармейцев-обозных, 1 пулемета Максим, 3 пулеметов Льюиса, 2 двуколок и 2 лошадей.

Второй Отряд, сформированный согласно приказ по Военно-Учебным Заведениям Петроградского Округа выступил 16/Х в составе 22 курсантов и 1 пулемета Кольта в распоряжение Тов.Нелюбина и влился в состав Сводного Курсантского Отряда. Оба Отряда действовали в составе боевого Отряда. Отряды принимали участие в боях за Детское Село у дер. Онтолово 17/Х; у Красной Слободки 18 и 19/Х; у Детского Села 20/Х; у дер. Царская Славянка 21/Х; при занятии Детского Села 22/Х; у дер Перелесино 23 и 24/Х; у дер. Онтолово 26 и 27/Х; у дер. Бугры 28 и 29/Х; 31/Х соединились с Воздухоплавательным Отрядом Воздухкурсов у дер. Новое Котлино.

Из личного состава Курсов был сформирован боевой Петроградский Воздухоплавательный Отряд, в который вошли: командного состава 8 человек, механик – 1, курсантов 30, военно-служащих 29 красноармейцев 49, один аэростат «Како», лебедка «Адсудза», силиконовый газоаппарат и 1 пулемет Кольта. За отсутствия совершенно обоза /4 лошади/Отряд был малоподвижен и мог действовать лишь опираясь на свою базу – Волково Поле или железные дороги.

Воздухотряд Курсов выступил в поход 22 Октября. Находясь первое время в распоряжении Начальника Внутренней Обороны гор. Петрограда на случай непосредственной обороны последнего, Отряд с 30 Октября перешел в распоряжение Командующего Южной Армейской группой Тов. Харламова и принял участие в боях между Детским Селом и Гатчино у дер. Бугры в составе 1 бригады 54 Стрелковой дивизии вплоть до взятия Гатчино. На фронте к Воздухотряду присоединились ранее выступившие с пехотными частями в поход курсанты Воздухоплаватели. 11-го Октября Отряд вернулся обратно в гор. Петроград на Курсы.

В боях на Петроградском фронте убитыми, ранеными и пропавшими без вести Курсы потеряли 23 человека курсантов и одного инструктора.

За блестящую работу на Петроградском фронте, Курсы получили следующий отзыв от Командующего Южной Армейской группой Тов. Харламова: «Свидетельствую, что Воздухотряд Курсов принес большую помощь Южной группе 7-ой Армии с 31-го Октября, по 4-е Ноября, когда аэростат давал очень ценные показания о движении броневых сил противника. Показания эти ложились в основу операции по взятию подступов к Гатчино. Командующий группой Харламов. За Военкома Самцов».

Одновременно с вышеизложенным, Командующий группой лично приказывает передать особую благодарность курсантам-Воздухоплавателям за энергичную работу, проявленные ими за последние дни на фронте, несмотря на то, что они только-что потеряли в пехотных боях около половины своего состава. /Известия Петр. Сов. Раб. и Кр. Деп. От 1-го Ноября 1919 г. № 262/455/.

За этот период Курсами на пополнение имуществом ХХI Воздухотряда на форту «Красная Горка» отправлены в указанный Отряд одну оболочку и французская бронированная лебедка.

Во время выступления Курсов в поход, задание Курсов, как находящегося на Южной окраине города – на Волковом Поле, было по распоряжению Штаба Внутренней Обороны Московского района, приведено в оборонительное состояние, для чего в верхнем этаже курсов /где помещаются классы, метеорологическая станция и химическая лаборатория/ были выставлены окна и на подоконниках устроены из кирпичей и мешкой с землей стрелковые и пулеметные бойницы. Химическая лаборатория и метеорологическая станция спешно были перенесены в нижний этаж в аэродинамическую лабораторию.

Приведение здания в жилой вид для занятий, потребовало после возвращения Курсов из похода, три недели.

С 17-го Ноября на Курсах начались регулярные занятия одновременно во всех 3-х классах. К этому дню состояло:

в I классе – 39 человек /2 отделения/

во II классе – 33 человека /2 отделения/

в III классе – 12 человек.

Следующий выпуск Красных Командиров-Воздухоплавателей намечен к 1-ма Апреля 1920 года.

В конце Ноября было присуплено к формированию при Курсах классов механиков и лебедочных машинистов.

Вопрос об открытии при Воздухкурсах означенных классов был поднят Полев. Упр. Ав. В. В Августе месяце. Учебной частью Курсов были разработаны: учебный план и схема программы класса механиков и представлены в Главоздухфлот. Ввиду предполагавшегося открытия в первых числах Декабря означенных Курсов, в конце Ноября были подобраны преподаватели и на двух пленарных заседаниях предметных комиссий классов механиков разработан окончательно учебный план и намечены программы по отдельным предметам. Курсы рассчитаны на 100 человек обучающихся, с 6-ти месячным обучением на один выпуска.

В учебный план Курсов механиков включены предметы: Политическая грамотность и История, Физика, Электротехника с Телефонным делом и основанием радо-телеграфии, Химия и Технология материалов, общий курс Математики, Техническое Черчение, Двигателя внутреннего сгорания, Машины, употребляемые в Воздухоплавательном деле, Детали машин и механика, Счетоводство, Военная Администрация и Уставы, Слесарно-механическое дело, Столярно-плотническое дело.

В учебный план Курсов мотористов включены предметы: Политическая грамотность и История, Общий курс Математики, Физика, Двигатели внутреннего сгорания, Машины, употребляемые в Воздухделе, Технология материалов, Механика, Техническое черчение, Материальная часть и служба Воздухчастей, Слесарно-механическое дело, Строевые занятия и Уставы,

Главное внимание на обоих Курсах обращено на практические занятия.

Ввиду задержки с приказом и не прибытии кандидатов, Курсы открылись лишь 10-го Февраля с/г. при наличии 4-х курсантов-механиков и 9 курсантов-лебедочных машинистов. Прибытие кандидатов продолжается в настоящее время.

6-го Февраля с/г. приказом Р.В.С.Р. № 231 утверждены штаты, положение и табель Воздухкурсов и таким образом жизнь Курсов влилась в русло параллельно другим Курсам.

Однако, жизнь опережает мертвые формы; не дождавшись нового штата фактически закрепившего лишь прошлогоднюю работу, деятельность Курсов уже вышла за эти рамки.

Попутно с учебной работой, как только улеглось боевое напряжение, Курсы принялись за научно-техническую работу, несмотря на большой некомплект специалистов начат целый ряд работ. В первую очередь начаты и частично выполнены работы об исследовании аэродинамических свойств привязного аэростата «Како», по применению радио-телеграфа при привязных аэростатах, по некоторым техническим изменениям в существующей конструкции аэростата «Како» и другим текущим вопросам техники Воздухоплавания и его применения.

Кроме того намечен ряд свободных полетов для исследования в области геофизики по программе, разработанными Главной и Константиновской Физическими Обсерваториями. Кроме свободных полетов, согласно этой программе, подобные же наблюдения будут производиться и во время специальных привязочных подъемов. За предстоящий летний период намечен ряд вопросов по исследованию температурной инверсии, строения облаков, структуры ветра, солнечной радиации и наблюдения актимометрического, оптического и электрического характера.

В связи с указанной крайне важной работой, в начале Марта сего года по инициативе Воздухкурсов при Главоздухфлоте была созвана Комиссия по реорганизации Курсов, которая наметила переформирование их в Воздухоплавательный институт с возложением на него следующих задач:

1. Задачи учебного характера. При Воздухоплавательном Институте открываются курсы трех типов:

а/ Воздухоплавательные курсы /младших специалистов / 1 год.

б/ Высшая Воздухоплавательная Школа /воздухоплавательных техников/ 2 года.

в/ Высший Воздухоплавательный техникум 2 года.

2. Задачи научно-технического характера.

Воздухоплавательный Институт:

а/ Разрабатывает и испытывает вопросы научно-технического характера по Воздухоплаванию и его применению, как по заданиям, так по собственной инициативе.

б/ Содействует практическому осуществлению проектов и опытов в области Воздухоплавания, имеющих непосредственное к нему отношение.

в/ Следит за развитием техник Воздухоплавания и его применения в других государствах. При Институте имеются соответствующие лаборатории и мастерские.

3. Задачи военно-технического характера. Воздухоплавательный Институт:

а/ Учитывает успехи Воздухоплавания и принимает меры к применению их в военном деле, используя практический опыт применения Воздухоплавания как в России, так и заграницей.

б/ Разрабатывает инструкции по военному применению Воздухоплавания.

в/ В случае мобилизации – выделяет Воздухоплавательные отряды.

4. Задачи спортивно-популяризационного характера Воздухоплавательный Институт устраивает экскурсии, полеты, подъемы и состязания воздухоплавательных аппаратов со спортивными целями, устраивает выставки, съезды и публичные лекции для развития Воздухоплавания в России. Для выполнения этих задач, при Институте имеется клуб, который[5].

——

В целях постановки культурно-просветительской работы на Воздухкурсах была организована Культурно-просветительская комиссия. Работа ее вылилась в трех областях:

1/ еженедельное устройство сообщений на общеобразовательные, научные и политические темы.

2/ сооружения при Курсах постоянного театра и постановки своими силами концертов и спектаклей.

3/ пересмотра и разумного пополнения прежней библиотек книгами, удовлетворяющими моменту и запросам читателей. При Курсах организован Клуб.

Культурно-просветительная комиссия разбилась на секции: театрально-музыкальную, самообразовательную, библиотечно-литературную, экскурсионную, спортивную, историко-статическую, хозяйственную, финансовую. Партийная Школа выделена в ведение коллектива.

Секцией общеобразования обязательно раз в неделю устраиваются лекции, беседы, митинги на темы текущего момента и проч. Еженедельно по 2 часа преподается язык Эсперанто. В театральном зале оборудован кинематограф.

В распоряжении клуба имеется библиотека, оставшаяся от прежней Школы, умело подобранная и пополненная до 3000 книг.

——

В настоящее время 1-го сего Мая будет произведен прием во II и III классы Воздухкурсов и до 1-го Мая продолжается прием в классы механиков и лебедочных машинистов.

Общие условия приема:

1/ на курсы принимаются

а/ окончившие курсы младших инструкторов при Воздухоплавательных дивизионах,

б/ окончившие учебные классы в Воздухчастях старой армии,

в/ строевые воздухоплаватели с фронтовым цензом не менее 6-и месяцев и

г/ лица окончившие командные курсы всех родов войск.

2/ Для поступления на курсы необходимо иметь обязательный 6-ти месячный партийный стаж, причем должна быть приложена рекомендация ячейки и Комиссара своей части.

3/ Неудовлетворяющие этим условиям могут быть приняты лишь в том случае, если о них будет возбуждено особое ходатайство Комиссаром и ячейкой части с подробной биографией курсанта перед Мандатной Комиссией Курсов и в случае постановления последней о приеме.

Кроме того для приема во II класс необходимо знание Материальной части и Службы Воздухчастей, знание Военных Уставов, хорошая грамотность и знание полного курса арифметики и общие сведения по Геометрии. Для приема в III класс – сдача экзамена по программе II-го класса.

Для приема на курсы механиков – необходимо знание полного курса Арифметики, хорошая грамотность и общие сведения по Геометрии и Физике. Кроме этого знание слесарно-механического дела.

Для приема на курсы лебедочных машинистов необходимо хорошая грамотность, знание четырех действий арифметики и слесарно-механическое дело.

Адрес Курсов: Петроград. Волково Поле.

Заведывающий Курсами Военный Воздухоплаватель Е.Д.Карамышев

Военный Комиссар А.Кескюль[6].

***

Источник: РГВА, Ф. 24720, ОП. 1, Д.114, Л. 63-71 с об.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. 1. Тимохин Василий;
    2. Тимохин Михаил;
    3. Федосеенко Иван;
    4. Либер Ян;
    5. Михайлов Иван;
    6. Пантов Александр;
    7. Сидоров Павел;
    8. Журавлев Андрей;
    9. Февралев Петр;
    10. Конокоткин Виктор;
    11. Алаян Кристин;
    12. Криваной Эрнст;
    13. Зуев Павел;
    14. Люляев Матвей;
    15. Напальнов Афанасий;
    16. Васильев Афанасий;
    17. Евстратов Георгий;
    18. Молчанов Василий;
    19. Шеманов Михаил;
    20. Автономов Николай;
    21. Пшенов Савелий;
    22. Федоров Александр;
    23. Метрошенков Петр.

    Требовательная ведомость Петроградских Советских Воздухоплавательных Командных Курсов на истребование окончание курсантам курсов 1го Июня Сего года единовременного пособия. Основание: Штат Школы, утвержденный Приказом Главного Управления Военно-Возушного Флота от 20.10.1918 № 49. Справка: Приказ РВСР № 124 по Центральному Управлению Снабжения № 24. 19.5.1919 г. Всем выдано по 665 рублей.

    Источник: РГВА, Ф. 29, ОП. 11, Д.241. []

  2. Описка, 1919. []
  3. Протокол Совещания 26 июня 1919 года по вопросу о Воздухоплавательной Школе.

    Присутствовали: врид Начальника Главного Управления Кубицкий, Пом. Началька Главного Управления Дубенский, Пом. Авиадарма Журавлев, Эмиссар полевого управления Окулов, Представитель Воздухкусов Карамышев, Начальник Воздухоплавательного отдела Шабашев, Начальник 10 отделения Фомин и Начальник 4-го отделения Костоусев.
    Секретарь Начальник 3-го отделения Луначарский.

    Начальником Воздухоплавательного отдела Шабашевым был оглашен рапорт Воздухоплавательных курсов о

    1/ ненормальном использовании окончивших курсы и назначении их на несоответствующие должности на фронте;

    2/ выяснение вопроса о дальнейшей целесообразности дальнейших выпусков ввиду возможной обеспеченности командным составом частей фронта;

    3/ возможности и своевременного преобразования курсов в Высшую Воздухоплавательную Школу Командного состава Р.К. Красной Армии.

    Представитель Полевого Управления т. Журавлев сообщил, что по сведениям Полевого Управления все окончившие воздухкурсы занимают во фронтовых воздухчастях должности военных воздухнаблюдателей и специалистов-наблюдателей, за исключением 3-х добровольно назначенных на должности младших инструкторов в национальные части, за неимением в них соответствующих вакансий.

    По обсуждению всесторонне затронутых в рапорте вопросов и выслушивания мнения представителей Полевого Управления тов. Журавлева и тов. Окулова, на основании произведенного особой Ревизионной Комиссией объезда воздухчастей фронта, констатировали полную неподготовленность окончивших воздухкурсы к занятию ответственных – командных должностей – совещание постановило:

    1/ Признать переформирование воздухоплавательных курсов в Высшую Воздухоплавательную Школу, ввиду предстоящих новых формирований воздухотрядов, а также не полной обезпеченности отрядов в командном составе, в настоящее время не своевременным.

    2/ Вследствие выяснившейся слабой подготовки выпускаемых с воздухкусов в воздухчасти инструкторов, установить следующий порядок прохождения ими службы по окончании курсов. После окончания установленного 4-х месячного теоретического курса, курсанты командируются на фронт в воздухоплавательные отряды для прохождения всего практического стажа на должностях младших инструкторов отряда к занятию соответствующих командных должностей /военного воздухоплавателя и специалиста-наблюдателя/, удостоенным инструкторам производится испытание в комиссии, назначаемой Авиадармом с участием представителей воздухкурсов. Выдержавшие испытание, согласно с приказом Наркомвоен 1918 года № 316, приказом Авиадарма удостаиваются звания «Военный Воздухоплаватель» и назначаются на соответствующие вакантные должности в воздухчастях. Невыдержавшие испытания могут быть допущены ко вторичному испытанию в следующей комиссии. Более 2х раз в течение года держать испытание не разрешается. Указанные испытания распространяются и на инструкторов, окончивших воздухкурсы до настоящего времени, которые должны выдержать испытание в ближайшее время для закрепления за собою предоставленных им должностей. В исключительных случаях окончившие воздухкурсы могут Авиадармом допускаться к временному занятию вакантных должностей в-военных воздухоплавателей и специалистов-наблюдателей, но держание испытания в Комиссии через указанный промежуток времени для получения звания военного воздухоплавателя является для них обязательным на равне со всеми. Как общее правило следует принять, чтобы на курсы командировались только наиболее достойные и обязательно знакомые со службой в воздухоплавательных частях на фронте, с возложением ответственности за это на командиров и комиссаров соответствующих частей.

    3/ Ввиду выяснившегося на совещании ненормального положения преподавания на воздухоплавательных курсах признать необходимым назначить в срочном порядке Комиссию для всестороннего обследования положения на курсах в составе представителей: Полевого Управления Авиации и воздухоплавания при Штабе Реввоенсовета Республики, Главного Управления Военного Воздушного Флота и Главного Управления Военно-Учебных Заведений.

    4/ Настоящий протокол довести до сведения ГУВУЗА и Петроградского ОКРВУЧЕВА.

    Источник: РГВА, Ф. 29, ОП. 11, Д.7. []

  4. Я.Н.Рещиков арестован в июне 1919 года:

    Р.С.Ф.С.Р.
    Н.К. по В.Д.
    ПЕТРОГРАДСКИЕ
    СОВЕТСКИЕ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЕ
    Командные курсы
    По строевой части
    16 июня 1919г.
    № 4139
    Петроград, Волково поле
    В ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА
    РАПОРТ
    Доношу, что в ноч с 13-го на 14-ое сего Июня задержан Заведывающий курсами Военный Воздухоплаватель Я.Н.РЕЩИКОВ и бывший Заведывающий Курсами Военный Воздухоплаватель И.Г.КОВАЛЕВ.
    По распоряжению Комиссара курсов во временное исполнение Заведывающего курсами вступил Военный Воздухоплаватель С.И.Троицкий.
    Врид Заведывающего курсами
    Военный Воздухоплаватель Троицкий

    РГВА, Ф.30, ОП,9, Д.9, Л.481. []

  5. Текст обрывается. []
  6. Послужной список Заместителя Военного Комиссара Советских Военно-Топографических курсов Красного Командира Антона Юрьевича Кескула (Кескюла).

    Родился в гор.Новороссийске 19 апреля 1901 года. Гражданин Эстляндской губ. Везенбергского уезда Мариинской волости.

    Окончил в 1916 году Везенбергское Высшее Начальное училище.

    Окончил 11-го Октября 1919 года 11-е Черкасские пех. Советские командные курсы РККА.

    Добровольно вступил в Красную Армию и зачислен обучающимся Подольской /Московской губ./ Пулеметной Школы, 17.05.1918.

    Окончил Пулеметную Школу и переведен в Подольскую роту Местного Назначения и пулеметный взвод на должность начальника пулемета, 2.7.1918.

    Откомандирован на 3-ие Московские пех. Советские курсы командного состава РККА, 16.2.1919.

    В составе курсов переименованных в 1-е Уральские выбыл к месту назначения курсов в г.Уральск из Москвы, 3.3.1919.

    Прибыл в Уральск, 15.3.1919.

    Избран от курсов в члены Уральского Городского Совета, 28.3.1919.

    В составе курсов, переименованных в 11-е Черкасские, прибыл в г.Черкасы /Киевской губ./, 13.6.1919.

    Избран в качестве председателя от курсов, Товарищем Председателя Черкасского Городского Совдепа, 23.6.1919.

    Прибыл в составе курсов в Петроград, 9.9.1919.

    Окончил курсы и вступил в командование взводом на курсах Приказ по курсам, 11.10.1919.

    Назначен Военкомом сводного Отряда курсантов, 16.10.1919.

    Снова вступил в командование взводом на 11-х Черкасских курсах, 16.11.1919.

    По приказу Окружного комиссара Петроградского Отделения Главного Управления военно-учебных заведений от 26-го Ноября 1919 года № 84 вступил в должность заместителя военного комиссара Советских Военно-топографических курсов РККА, 4.12.1919

    Назначен Комиссаром Петроградских Воздухоплавательных курсов Пр. по В.У.З. № 44: 1920 Января 23.

    Исключен из списка Главного Управления В.У.З., как перешедшего в распоряжение Главоздухфлота. Пр. по В.У.З. № 121 от 11 июня 1920г.

    В составе 1-х Уральских куосов участвовал в боях против белых казаков под Уральском в районе станции: Деркула, Шиново, Семиглавный-Мар-Даньяс в качестве начальника пулемета с 18.4 по 21.5.1919.

    Участвовал в составе курсов во всех боях против бандитов Зеленого в Киевском уезде в районе: Триполье, Долина Черняков Кагарлых Переяславль в качестве помощника начальника Пулеметной команды с 16.7. по 19.8.1919.

    Выбыл в составе курсов на Петроградский фронт в качестве начальника Пулеметной команды, 15.10.1919.

    В составе сводного отряда курсантов участвовал во всех боевых действиях в районе: Красное село, Пулково, Старое-Паново, Высоцкое, Касъково, Дятлицы и т.д. вплоть до ликвидации отряда по 13.11.1919.

    «31» декабря 1919 г. г.Петроград.

    Источник: РГВА, Ф. 29, ОП. 11, Д. 51.

    Постановлением Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. от 25.05.1936 г. «За выдающиеся личные успехи по овладению боевой авиационной техникой и умелое руководство боевой и политической подготовкой военно-воздушных сил РККА» бригадный комиссар Кескюл Антон Юрьевич награжден орденом «Знак Почета».
    Источник: РГВА, Ф. 29, ОП 76, Д. 2858. []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image