Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

52-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк

К декабрю 1937 г. в составе ВВС ОКДВА на аэр. Воздвиженка имелась 14-я тяжёлая бомбардировочная авиационная эскадрилья, вооружённая самолётами ТБ-3. Не исключено, что она входила в состав 20-й авиабригады и ранее именовалось 17-й, 18-й или 19-й ТБАЭ[1].

В мае-июне 1938 г., на базе 14-й ДБАЭ (ТБАЭ), 64-й и 65-й ТБАЭ 20-й АБ, на аэр. Чернышевка был сформирован 14-й дальнебомбардировочный авиационный полк ВВС ОКДВА пятиэскадрильного состава по штату управления 15/828, дальнебомбардировочных эскадрилий — 15/807-Б и истребительной эскадрильи — 15/806-Д-Б (вскоре истребительная эскадрилья была выведена из состава полка и была обращена на формирование 5-го ИАП). Полк получил на вооружение самолёты ДБ-3 и, вместе с 10-м ДБАП, вошёл в состав вновь формируемой 5-й авиабригады особого назначения ВВС ОКДВА. В то же время на его вооружении ещё сохранялись бомбардировщики ТБ-3. В июле-августе 1938 г. 14-й ДБАП входил в состав авиационной группировки ОКДВА, участвующей в боях против японцев у озера Хасан.

По состоянию на 1 августа 1939 г., в полку имелось 70 исправных самолётов ДБ-3.

Под занавес боевых действий на Халхин-Голе, 5-6 сентября 1939 г. около 20 ДБ-3 из 14-го ДБАП и 8-го ДБАП ВВС ОКДВА совершили перелёт Хабаровск — Камчатка — Сахалин, демонстрируя возросшую ударную мощь советской авиации на Дальнем Востоке.

В конце 1941 г., подобно тому как это было сделано в Морской Авиации, полк из пятиэскадрильного был переформирован в трёхэскадрильный, по штату №030/264.

16 марта 1942 г. Дальневосточный фронт получил директиву №170149 за подписью Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина и начальника Генштаба Б.М.Шапошникова, о подготовке к военным действиям против Японии и наступлении в Северном Китае. Этой директивой предписывалось: «…Для действий по Японским островам, командующему ДВФ из состава фронта к 25 марта 1942 г. передать Тихоокеанскому флоту один авиационный дальнебомбардировочный полк, в количестве 30 ДБ-3…»

В соответствии с этой директивой и на основании циркуляра НК ВМФ №164/ш от 24.03.1942 г., 14-й ДБАП 33-й БАД (бывш. 5-я АБ), вооружённый 34 ДБ-3б, из состава 1-й ОКА ВВС ДВФ подлежал передаче Военно-воздушных сил ТОФ. Для приёма полка от ВВС, на основании приказа командующего ТОФ №0048 от 12.04.1942 г., была назначена комиссия из представителей Авиации флота.

С 29 апреля 1942 г. 14-й ДБАП был принят в состав ВВС ТОФ, с временной дислокацией на аэр. Унаши и Николаевка (приказ командующего ТОФ №0240 от 09.05.1942 г.). В связи с тем, что в составе ВВС ВМФ уже была авиационная часть с таким номером (14-й ИАП ВВС ТОФ), в июле того же года полк сменил номер на 52-й отдельный дальнебомбардировочный авиационный полк.

С 1 мая 1943 г. в состав 1 -й АЭ полка временно был включён самолёт Норт-америкэн B-25B «Митчелл», совершивший вынужденную посадку на аэр. Унаши после знаменитого рейда подполковника ВВС США Д.Дулиттла 18 апреля 1942 г.

К 1944 г. этот самолёт был передан в 14-й отдельный авиационный отряд Управления ВВС ТОФ.

С 30 ноября 1943 г., приказами НК ВМФ №0863 от 13.11.1943 г. и командующего ТОФ №0640,52-й ОДБАП был включён в состав 2-й МТАД, с базированием управления, 2-й и 3-й АЭ на аэр. Южная Сергеевка. С этого времени полк стал называться 52-м дальнебомбардировочным авиационным полком.

Помощник командира 52-го МТАП Герой Советского Союза Карпенко И.Т.

Помощник командира 52-го МТАП Герой Советского Союза Карпенко И.Т.

С целью расширения зоны действия минно-торпедной авиации на северную часть Японского моря, на основании циркуляра НГШ ВМФ №073 от 20.01.1944 г., с сентября одна эскадрилья полка поочерёдно базировалась на оперативном аэр. Серафимовка.

С 25 февраля 1945 г. (2), на основании циркуляра НГШ ВМФ №0152 от 30.01.1945 г., 52 ДБАП 2-й МТАД был переименован в 52-й минно-торпедный авиационный полк по штату №030/264.

На основании приказа командующего ТОФ №0141 от 06.04.1945г., 1-я МТАЭ полка с оперативного аэр. Серафимовка была возвращена на аэр. Южная Сергеевка.

По состоянию на 9 августа 1945 г., в составе полка, базирующегося на аэр. Южная Сергеевка, имелось 34 самолёта ДБ-3т (из них 31 — в строю) и 32 экипажа (26 боеготовых). Особенностью данного полка было то, что он, единственной из частей МТА ВВС ТОФ, встретил начало войны с Японией вооружённым старой авиационной техникой.

9 августа 1945 г. 18 ДБ-3т 52-й МТАП выполнили налёт на объекты в порту Сейсин.

В ночь с 9 на 10 августа 1945 г. 18 ДБ-3т 52-го МТАП произвели бомбометание по транспортам в северокорейском порту Расин.

Приказом НК ВМФ №0460 от 26.08.1945 г., «за проявленную отвагу в боях с японскими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину, организованность и героизм личного состава», 52-й МТАП был преобразован в гвардейский. С этого времени он именовался 52-м гвардейским минно-торпедным авиационным полком. Двоим лётчикам полка было присвоено высокое звание Героя Советского Союза: командиру полка майору М.И.Буркину и зам. командира полка майору И.Т.Карпенко. (В 1950-х гг. в полку проходили службу ещё четверо Героев Советского Союза: командиры полка И.Ф.Воронин и В.И.Минаков, минёр полка майор В.А.Бударагин и штурман полка майор Н.Д.Иванов).

52-й Гв МТАП после Второй мировой войны

Командир 52-го МТАП (декабрь 1952 г. — декабрь 1955 г.) Герой Советского Союза В.И.Минаков

Командир 52-го МТАП (декабрь 1952 г. — декабрь 1955 г.) Герой Советского Союза В.И.Минаков

15 декабря 1947 г., на основании циркуляра НГШ ВМС №0036 от 07.10.1947 г., 52-й гв. МТАП был переведён со штата №30/627 на штат 98/205 и передан из 3-й МТАД в состав 89-й МТАД (бывш. 10-я АДПБ) ВВС ТОФ. Тогда же полк принял в свой состав 1-ю АЭ 33-го АППБ ВВС ТОФ, личный состав которой ранее летал на Пе-2. Его переучили на уже весьма устаревшие к тому времени торпедоносцы ДБ-3 и Ил-4.

К 1950 г. 52-й гв. МТАП получил из 567-го гв. БАП ВВС 5-го ВМФ самолёты Ту-2 и летал на них ещё три года.

К концу 1953 г. полк, одним из последних в ВВС ТОФ, переучился с поршневых Ту-2 на реактивные Ил-28. В составе полка имелось три эскадрильи по три звена, вооружённые этими самолётами. С переходом на реактивную технику грунтовую полосу аэр. Южная Сергеевка устлали бетонными восьмигранными плитами, которые в осеннюю и весеннюю распутицу начинали «играть». В этой связи, весной и осенью 52-му гв. МТАП приходилось выполнять полёты с аэр. Николаевка, где имелась нормальная бетонная полоса.

В 1958-1959 гг. в составе полка имелся самолёт Ил-14п с аппаратурой помех. В феврале 1959 г. самолёт был передан в 593-й ОТАП, где из подобных самолётов была сформирована специальная эскадрилья.

С 1 июля 1960 г., в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР», на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/13030 от 27.03.1960 г., 52-й гв. МТАП на аэр. Южная Сергеевка был расформирован.

В истории полка известны следующие тяжёлые авиационные происшествия:

— 15 февраля 1944 г., при выполнении ночного радиусного полёта составом звена по маршруту: точка в море — б. Терней — б. Пластун, без вести пропал самолёт ДБ-3б с экипажем в составе: лётчик мл. лейтенант Пётр Карпович Предейн, штурман лейтенант Николай Ефимович Кузнецов (фамилия стрелка-радиста требует уточнения). Предположительной причиной падения самолёта в море стала потеря лётчиком пространственной ориентации, приведшая к сваливанию самолёта в глубокую спираль и пикирование. Предположительно, он упал в море в 2-3 км юго-восточнее м. Якубовского;

— 5 августа 1951 г. произошла авиационная катастрофа самолёта Ту-2, в которой погиб штурман мл. лейтенант Владимир Николаевич Николаенко.

На вооружении полка состояли самолёты: ТБ-3, ДБ-3б, ДБ-3т, Ту-2т, Ил-28т, Ил-14п, Ан-2.

Командиры 52-го Гвардейского минно-торпедного авиаполка в разные годы

  • А.А. Нагаев (1941 — 1944 гг.)
  • Герой Советского Союза М.И.Буркин (ноябрь 1944 г. — 1946 г.)
  • П.Н. Обухов (1946 — 1949 гг.)
  • С.Ф. Яншин (1949 — 1950 гг.)
  • Герой Советского Союза И.Ф. Воронин (1950 — 1952 гг.)
  • Герой Советского Союза В.И. Минаков (декабрь 1952 г. — декабрь 1955 г.)
  • А.В. Смирнов (1956 — 1957 гг.)
  • Ю.Я. Воробьёв (1957 — 1960 гг.).

Наименования авиаполка в разные годы

  • 52-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк (52-й ГМТАП)
  • 52-й минно-торпедный авиационный полк (52-й МТАП)
  • 52-й дальнебомбардировочный авиационный полк (52-й ДБАП)
  • 52-й отдельный дальнебомбардировочный авиационный полк (52-й ОДБАП)
  • 14-й дальнебомбардировочный авиационный полк (14-й ДБАП)

Источники:

  • Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Данные по 14-й ТБАЭ взяты из учетно-послужных карточек авиаторов-тихоокеанцев и требуют уточнения. []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Один комментарий на «“52-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк”»

  1. Александр:

    Здравствуйте! Я правнук Нагаева.А.А хотел бы по больше узнать про своего прадеда, к сожалению материалов не осталось в семье, но знаю,что служил в 52- авиаполка все что знаю((( За ранее спасибо!!!

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image