Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Минно-торпедная, бомбардировочная и морская ракетоносная авиация ТОФ

История бомбардировочной и минно-торпедной авиации ТОФ началась в конце 1931 г. — начале 1932 г. Тогда из европейской части СССР на Дальний Восток были переброшены эскадрильи тяжёлых бомбардировщиков на самолётах ТБ-1 и ТБ-3. Из них сформировали две тяжёлые бомбардировочные авиационные бригады, которые получили номера: 26-я ТБАБ и 28-я ТБАБ. Первоначально обе бригады базировались в Хабаровске, но вскоре 28-ю ТБАБ перебазировали на аэр. Воздвиженка, в 100 км от Владивостока.

В конце 1933 г. 26-я ТБАБ вышла из состава ВВС МСДВ и стала подчиняться командованию ВВС ОКДВА.

На 1 января 1934 г. в составе ВВС МСДВ числилось 36 ТБ-3 и 13 ТБ-1. В этом году на аэр. Николаевка из Новочеркасска прибыли 22-я и 32-я легкобомбардировочные авиационные эскадрильи, на самолётах Р-5.

В октябре 1935 г. из Подмосковья на аэр. Новонежино Дальневосточного края была перебазирована ещё одна бомбардировочная часть — 26-я ЛБАЭ, также вооружённая самолётами Р-5.

В начале 1936 г. началось формирование второго соединения тяжёлых бомбардировщиков — 20-й ТБАБ ВВС ТОФ, на аэр. Чернышёвка. На её вооружении состояли самолёты ТБ-3. В этом же году была сформирована 125-я морская тяжёлая (минно-торпедная) авиационная бригада, с дислокацией в с. Романовка. В состав бригады вошли: 26-я МТАЭ (бывш. 26-я ЛБАЭ) на аэр. Новонежино, на самолётах Р-5т и СБ; 109-я ТБАЭ на аэр. Романовка, на самолётах ТБ-1, ТБ-3 (из состава 28-й ТБАБ); 30-я крейсерская АЭ (аэр. Суходол), на самолётах Р-5а и КР-6. К концу года на аэр. Николаевка на базе 22-й и 32-й СБАЭ, которые перевооружились на самолёты СБ, были сформированы ещё две новые эскадрильи: 52-я и 53-я СБАЭ, на самолётах СБ.

В 1937 г. 20-я ТБАБ вышла из состава ВВС ТОФ и перешла в подчинение ВВС ОКДВА.

Весной 1938 г. произошла реформа Морской Авиации, которая затронула также и бомбардировочную авиацию ТОФ. На базе 125-й МТАБ был сформирован 4-й минно-торпедный авиационный полк, который получил на вооружение самолёты ДБ-3 и ДБ-3ф. Скоростные бомбардировочные эскадрильи были обращены на формирование 34-го СБАП. Обе эти части составили новую 29-ю авиационную бригаду ВВС ТОФ. Но, одновременно с этим, 28-я ТБАБ была передана в состав ОКДВА.

В предвоенные годы в Приморье формируются 6-я и 7-я смешанные бомбардировочные авиационные эскадрильи, вооружённые самолётами СБ. В конце 1939 г. были сформированы ВВС Северной Тихоокеанской флотилии, штаб которых размещался в б. Бяудэ возле Советской Гавани. Постепенно в их составе начали формироваться авиационные части различного предназначения, но ударной авиации ещё не было.

В 1940 г. в Советской Гавани был сформирован 42-й смешанный авиационный полк, куда влилась 7-я СБАЭ, а 6-я СБАЭ была переименована в 37-ю СБАЭ и перебазирована в Магадан. Обе эти части вошли в состав ВВС СТОФ. Тогда же на аэр. Новороссия была сформирована 36-я СБАЭ.

В мае 1941 г. на базе двух эскадрилий 4-го МТАП и 36-й СБАЭ формируется новая авиационная часть — 50-й смешанный бомбардировочный авиационный полк, на самолётах ДБ-3 и СБ.

К 22 июня 1941 г. в составе ВВС ТОФ насчитывалось 186 бомбардировщиков и торпедоносцев (87 ДБ-3 и ДБ-3ф , а также 99 СБ).

С началом Великой Отечественной войны части бомбардировочной и минно-торпедной авиации, как и все другие части ВВС ТОФ, перешли на штаты военного времени. Основными задачами БА и МТА стали: несение боевого дежурства, совершенствование боевой выучки экипажей и пополнение лётно-техническими кадрами и авиатехникой воюющих на Западе частей Морской Авиации. Отдельные экипажи и целые подразделения бомбардировщиков и торпедоносцев в 1941-1944 гг. передавались на Балтику, Север и Чёрное море.

Но в то же время и тихоокеанская авиация пополнялась новыми частями. В 1942 г. на базе 4-го МТАП был сформирован 49-й МТАП на самолётах ДБ-3 и Ил-4, на базе 34-го БАП был сформирован 33-й БАП на самолётах СБ и Пе-2, а из ВВС 1-й ОКА был принят 14-й ДБАП, на самолётах ДБ-3. Эти меры позволили сформировать в составе ВВС ТОФ новое бомбардировочное соединение— 10-ю бомбардировочную авиационную бригаду (управление которой раньше входило в состав ВВС БФ).

В середине 1943 г. авиабригады ВВС ВМФ были переформированы в дивизии. Соответственно, 29-я АБ стала 2-й МТАД (4-й, 49-й и 50-й МТАП), а 10-я АБ — 10-й БАД (33-й и 34-й БАП). В конце года 52-й МТАП (бывший 14-й ДБАП) вошёл в состав 2-й МТАД, а 50-й МТАП был переформирован в разведывательный полк и стал отдельной частью.

В 1944-1945 гг. произошёл очередной количественный и качественный рост бомбардировочной и торпедоносной авиации ТОФ: на базе бомбардировочной эскадрильи 42-го САП ВВС СТОФ был сформирован 55-й пикировочный авиационный полк, на самолётах Пе-2. На флот начали поступать новые самолёты Ту-2 и Дуглас А-20 «Бостон». Однако к началу боевых действий они ещё не были в достаточной степени изучены лётным составом и, практически, не приняли в них участия.

В январе 1945 г. на аэр. Сергеевка была сформирована 35-я ОДБАЭ, в которую передали американские самолёты, тем или иным путём оказавшиеся в распоряжении ВВС ТОФ. На базе этой эскадрильи данная техника тщательно изучалась, а в дальнейшем перегонялась в Москву.

К началу войны с Японией, в августе 1945 г. тихоокеанская авиация, с учётом ВВС СТОФ, насчитывала 201 бомбардировщик и 179 торпедоносцев. Эти силы были сведены во 2-ю МТАД (4-й, 49-й и 52-й МТАП), 10-ю АДПБ (33-й и 34-й АППБ) и 55-й ОАППБ.

Последнее пополнение МТА ТОФ получила уже в ходе боевых действий, когда на аэр. Романовка с Севера прибыл 36-й МТАП, на самолётах А-20 «Бостон». Он также вошёл в состав 2-й МТАД.

В ходе короткой военной кампании, бомбардировочная авиация ТОФ выполнила 204 боевых вылета, а минно-торпедная — 63 вылета по войскам, кораблям и объектам противника. В море и гаванях были потоплены: 1 сторожевой корабль, 11 транспортов, 1 пароход и 1 танкер. Ещё один сторожевой корабль был повреждён. Самолётами МТА и БА были уничтожены: 1 бронепоезд, 14 составов, 1 депо, 2 склада 1 железнодорожный мост, 2 причала, 3 нефтесклада, до 100 солдат и офицеров. Собственные потери составили 4 Пе-2, 1 ДБ-3, 5 Ил-4, 3 А-20 «Бостон»1.

За мужество и героизм, проявленные в боях с милитаристской Японией, большое число авиаторов МТА и БА были награждены правительственными наградами, а лётчики М.И.Буркин, Н.И.Друздев, Г.Д.Ильяшенко, И.Т.Карпенко, В.Г.Лоскутов и Г.Д.Попович удостоены звания Героев Советского Союза. Ряд соединений и частей МТА и БА ТОФ были награждены орденами и удостоены почётных наименований.

Уже после войны, в декабре 1945 г., на базе 35-й ОДБАЭ был сформирован 64-й ДБАП, на самолётах Ту-2, Ил-4 и Пе-2. Тогда же 36-й МТАП из Приморья был перебазирован в Китай, где вошёл в состав Авиации Порт-Артурской ВМБ.

На волне послевоенных реформ в 1946-1947 гг. ударная авиация ТОФ претерпела ряд преобразований, хотя и не таких катастрофических, как для других родов МА ВМФ. Был расформирован 33-й АППБ и 37-я СБАЭ, 10-я АДПБ была переформирована в минно-торпедную дивизию, и стала именоваться 88-й МТАД, 2-я МТАД была переименована в 3-ю МТАД (дабы не было путаницы с 2-й гв. МТАД ВВС ЧФ), 4-й МТАП стал 44-м МТАП, а 17-й гв. АППБ (бывш. 34-й БАП), 55-й АППБ и 64-й ДБАП, соответственно, стали именоваться 567-м гв. БАП (МТАП), 568-м МТАП и 570-м МТАП.

К январю 1948 г. в составе ВВС 5-го и 7-го ВМФ числились: 201 бомбардировщик (21 Ту-2, 32 ДБ-Зб, 148 Пе-2) и 114 торпедоносцев (84 А-20 «Бостон», 30 Ил-4). Из этих цифр видно, что относительно новые машины составляли всего лишь одну треть самолётного парка авиации флота.

Весной 1950 г. ВВС 5-го ВМФ пополнились целой бомбардировочной дивизией: из ВВС СА была передана 194-я БАД (10-й гв. БАП, 114-й гв. БАП и 860-й БАП) на самолётах Ту-2, которая базировалась вблизи Порт-Артура. В Морской Авиации она была переименована в 589-ю МТАД и её полки, соответственно, в 1534-й гв., 1535-й гв. и 1540-й МТАП.

Начало 1950-х гг. ознаменовалось перевооружением МТА на новую реактивную технику. Полки стали переучиваться на торпедоносцы Ил-28 и Ту-14.

В 1953 г. минно-торпедная авиация ТОФ пополнилась ещё одной дивизией: 16-я САД была переформирована в 692-ю МТАД, в которую вошли 568-й и 570-й МТАП. Местом дислокации дивизии стал недавно построенный аэр. Монгохто (Каменный Ручей) недалеко от Советской Гавани.

Весной 1955 г. МТА ТОФ претерпела очередную реорганизацию. Из Китая в Приморье была перебазирована 589-я МТАД, ставшая тогда же 130-й МТАД, а её 1534-й гв. МТАП (стал 924-м МТАП) был направлен на Север, где и оставался вплоть до настоящего времени. Одновременно 692-я МТАД была переименована в 143-ю МТАД.

Вначале 1958 г. управление 130-й МТАД и 926-й гв. МТАП (бывш. 1535-й гв. МТАП) были расформированы. В составе МТА ТОФ остались: 3-я МТАД (44-й, 49-й и 929-й МТАП), 89-я МТАД (36-й, 52-й гв., 567-й гв. МТАП) и 143-я МТАД (568-й и 570-й МТАП). Этот период совпал с началом перевооружения ряда полков на самолёты Ту-16. Первым на них в феврале 1957 г. начал перевооружаться 568-й МТАП ДД; затем, в январе 1958 г. — 570-й МТАП ДД; а последним, в октябре 1959 г. — 49-й МТАП ДД. Остальные полки МТА ВВС ТОФ продолжали эксплуатировать самолёты Ил-28 и Ту-14.

«Хрущёвское» сокращение ВС СССР не обошло стороной минно-торпедную авиацию ТОФ. В течение 1960 г. была расформирована 89-я МТАД (всем составом), 44-й и 929-й МТАП. Вместо этих полков 3-я МТАД получила из Дальней Авиации 169-й гв. ТАП на самолётах Ту-16. Вскоре полк был переименован в 169-й гв. МТАП ДД.

Таким образом, к 1961 г. морская ракетоносная авиация ТОФ (так стала именоваться МТА) вышла с минимальными потерями: сохранилось две дивизии из трёх и четыре полка из восьми. Все полки были вооружены новыми ракетоносцами Ту-16, чьи боевые возможности значительно превосходили возможности Ил-28 и Ту-14. Более того, в 1961 г. на аэр. Николаевка был сформирован новый полк — 867-й МТАП, на самолётах Ил-28. Эта авиационная часть получила награды и почётные наименования от расформированного годом ранее 567-го гв. МТАП. Но в 1965 г. этот полк был переформирован в разведывательный.

Весной 1980 г. 568-й МРАП начал перевооружение на сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22м2, а спустя два года эти самолёты получил и второй полк 143-й МРАД.

Более 20 лет состав морской ракетоносной авиации ТОФ практически не изменялись. Только в 1982 г. 169-й гв. МРАП был переформирован в 169-й гв. САП, с включением в него самолётов Ту-95рц и Ту-142. Он был перебазирован на вьетнамский аэр. Камрань. На его замену была сформирована 341-я ОМРАЭ на самолётах Ту-16к-10, которая разместилась на аэр. Хороль и вошла в состав 25-й МРАД (бывш. 3-я МРАД).

В 1985-1986 гг. 169-й гв. САП вышелиз состава 25-й МРАД, а 341-я гв. ОМРАЭ была развёрнута в 141-й гв. МРАП.

В 1989 г. 169-й гв. ОСАП, в составе которого имелась эскадрилья ракетоносцев Ту-16к был свёрнут в 362-ю гв. ОСАЭ. Самолёты Ту-16 были частично возвращены в Приморье, а частично брошены в Камрани.

В ноябре 1991 г. 183-й МРАП (бывш. 49-й МРАП), последним из частей МРАТОФ, перевооружился на Ту-22м2, но наступил развал СССР…

В 1993 г. были расформированы управление 25-й МРАД, 141-й гв., 183-й МРАП, а годом спустя — управление 25-й МРАД (бывш. 143-я МРАД) и 570-й МРАП. Из всех частей МРА уцелел только 568-й МРАП, который стал отдельным полком и даже был удостоен гвардейского звания от расформированных ранее частей!

В середине 1993 г. были сняты с вооружения и разделаны на металлолом все самолёты Ту-16.

В 1996 г. 568-й гв. ОМРАП приступил к переучиванию и перевооружению на самолёты Ту-22м3. Этот процесс проходил очень болезненно и долго, но к 1999 г. всё-таки был завершён.

В конце 2001 г. 568-й гв. ОМРАП и 310-й ОПЛАП ВВС ТОФ были переформированы в единый 568-й гв. ОСАП. В полку имелось две эскадрильи самолётов Ту-22м3 и эскадрилья самолётов Ту-142м3, Ту-142мр, а также отряд Ан-26, Ми-8 и Ка-27пс.

Морская ракетоносная авиация на Тихом океане, ценой невероятных усилий командования ВВС ТОФ и ВВС ВМФ, была сохранена ещё почти на 10 лет. Однако в середине 2011 г. самолёты Ту-22м3, которые входили к этому времени в состав 7061-й гв. АвБ МА ТОФ (аэр. Монгохто), были окончательно переданы ВВС и ПВО РФ (Дальнюю Авиацию). Это стало концом бомбардировочной, минно-торпедной и морской ракетоносной авиации ТОФ…

Известно об одном тяжёлом авиационном происшествии, произошедшем в управлении ВВС 5-го ВМФ и числящимся за минно-торпедной авиацией флота:

3 октября 1953 г. произошла авиационная катастрофа, в которой погиб ст. инспектор-лётчик Лётной инспекции (по МТА) ВВС 5-го ВМФ майор Георгий Николаевич Виноградов. Обстоятельства катастрофы требуют уточнения. Нет данных, на каком самолёте и в каком полку это произошло.

Источники:

  1. Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
Примечания:
  1. «Боевая деятельность Авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза», т.4 (М.: Воениздат, 1963, стр.127-131). []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image