Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Действия советской авиации в боях у озера Хасан

Оккупировав Северную Маньчжурию, Япония рассматривала (при благоприятных условиях) возможность переноса военных действий в приграничные районы СССР. Для проверки боевого состояния частей ОКДВА японские войска периодически организовывали провокации на советско-китайской границе. Японская авиация демонстративно вторгалась в воздушное пространство СССР, преимущественно с разведывательными целями. С 11 по 29 июня 1937 г. ее самолеты 7 раз нарушали воздушные границы в Приморье, находясь над советской территорией от 2 до 12 минут.

11 апреля 1938 г. воздушное пространство Советского Союза нарушила большая группа японских самолетов, один из которых зенитным огнем пограничных войск был сбит. Летчик Маэда попал в плен. В ходе его допроса стало ясно, что японская сторона тщательно изучает воздушные маршруты в приграничной полосе на советском Дальнем Востоке на случай начала военных действий.

Карта боевых действий у озера Хасан в 1938 г.

Карта боевых действий у озера Хасан в 1938 г.

Оказывая действенную помощь Китайской Республике в ходе японо-китайской войны (1937-1945 гг.), вооруженные силы СССР уже почти год воевали (силами военных советников и добровольцами-до 4 тыс. человек) с японскими войсками на территории Китая. Полномасштабная война между Советским Союзом и Японией была лишь делом времени. Во второй половине 1930-х гг. генеральный штаб японских сухопутных сил имел уже подготовленный план военного вторжения в СССР по трем направлениям — восточному (приморскому), северному (амурскому) и западному (хинганскому). Особая ставка делалась на применение воздушных сил. По оценке Генерального штаба РККА, в случае начала военных действий Япония могла быстро сосредоточить вблизи наших границ до 1000 самолетов сухопутной авиации.

Ожидая возможности развития подобного сценария, советское военное руководство приняло соответствующие меры. 1 июля 1938 г. ОКДВА, дополнительно усиленная личным составом и боевой техникой, была преобразована в Краснознаменный Дальневосточный фронт (КДФ, 2 армии) и Северную группу войск центрального подчинения. Командующим ДВФ стал Маршал Советского Союза В.К.Блюхер, его заместителем по авиации — комбриг П.В.Рычагов. Из дальневосточной авиации была создана 2-я воздушная армия.

В 20-х числах июля 1938 г. была замечена повышенная активность японских войск в приморском районе, сопровождаемая ружейно-пулеметным обстрелом советской приграничной территории. Наши пограничники получили указание — в случае прямого нарушения границы применять оружие. Подразделения 1-й Приморской армии ДВФ были приведены в повышенную боевую готовность.

Тем временем японская сторона для нападения на СССР избрала Посьетский район в Приморском крае, на стыке границ СССР, марионеточного государства Маньчжоу-Го и Кореи, стремясь захватить спорные территории (высоты Заозерная и Безымянная) в районе озера Хасан.

29 июля 1938 г. разгорелся вооруженный конфликт. В последующие дни, не считаясь с потерями1, противнику удалось захватить господствующие высоты, которые он в короткий срок превратил в сильно укрепленные позиции.

Командующему войсками ДВФ была поставлена задача в сжатые сроки разгромить противника и освободить захваченную им приграничную полосу (без вторжения на сопредельную территорию Маньчжоу-Го). Для ведения боевых действий в воздухе была создана передовая авиационная группа: 21 штурмовик Р-5 ССС 2-го шап (аэродром Шкотово или Шкотовская Долина), 15 истребителей И-15 40-го иап (Августовка), 12 бомбардировщиков СБ 36-го сбап (Кневичи) и 41 И-15 (11 — из ВВС ТОФ и 30 — из 48-го иап, аэродром Заимка Филипповского).

1 августа наша авиация силами 4-х эскадрилий (40 И-15, 8 Р-Зет) нанесла бомбово-штурмовой удар по японским войскам, причинив им незначительный урон. Затем последовали другие налеты бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для борьбы с советскими самолетами японская сторона задействовала лишь 2 зенитные батареи (18-20 орудий), расположенные на территории Маньчжоу-Го, которые свои огнем повредили 3 советских машины (1 И-15, 2 СБ). На следующий день воздушные налеты нашей авиации продолжились.

Опасаясь ответных действий со стороны японских ВВС, в соответствии с приказом наркома обороны СССР и начальника Генерального штаба РККА от 4 августа 1938 г. за №0071 «О приведении в полную боевую готовность войск Дальневосточного фронта и Забайкальского военного округа в связи с провокацией японской военщины у озера Хасан» в крупных пунктах ПВО Дальнего Востока и Забайкалья было предписано: «установить артиллерийские и пулеметные части на позиции, перебазировать истребительную авиацию на оперативные аэродромы и поднять систему ВНОС, поверив связь постов ВНОС с командными пунктами и аэродромами истребительной части».

5 августа от одной из подводных лодок Тихоокеанского флота поступила непроверенная информация о приближении к Владивостоку 98 японских бомбардировщиков. ПВО города была срочно приведена в полную боевую готовность. В воздух подняли до 50 истребителей. К счастью, сведения оказались ложными.

Светские летчики на полевом аэродроме

Светские летчики на полевом аэродроме

Также ставилась задача обеспечить средствами противовоздушной обороны полевые аэродромы, стрелковые, кавалерийские и танковые части, размещенные в лагерях или квартиро-биваках. Для этой цели было задействовано 5 зенитных дивизионов (32-й, 39-й, 40-й стрелковых дивизий; 39-го и 43-го стрелковых корпусов).

Принятые меры исходили из наличия у японской стороны авиационной группировки (до 70 самолетов) в районе оз. Хасан. Однако она почти не задействовалась в боях. В результате 69-я истребительная авиабригада, вооруженная самолетами-истребителями И-15 и И-16, переориентировалась на ведение воздушной разведки, охрану своей авиации и бомбардировку вражеских позиций.

4-9 августа советские войска, активно поддерживаемые с воздуха авиацией, сумели разгромить в районе озера Хасан японо-маньчжурскую группировку и выдавить ее с территории СССР. 11 августа конфликт был исчерпан, что официально признали в Токио.

За период боевых действий у озера Хасан советская авиация произвела 1003 самолетовылета, из них: ТБ-3РН — 41, СБ — 346, И-15 -534, ССС — 53, Р-Зет — 29, И-16 — 25. На противника было сброшено 4265 бомб разных калибров (общим весом около 209 тонн), истрачено 303 250 патронов.

Японской зенитной артиллерией сбит 1 СБ и 1 И-15 (лейтенант Соловьев)2. От зенитного орудийного и пулеметного огня 29 самолетов имели незначительные пробоины и повреждения, из них: 18 — И-15, 7 — СБ и 4 — ТБ-3РН. Еще два истребителя И-15 считались потерянными по небоевым причинам. Пилот Корешев разбил истребитель при посадке на незнакомый аэродром — самолет попал в канаву и скапотировал. Другую машину раздавил неудачно приземлившийся на летное поле транспортный ТБ-1.

Нежелание японской стороны использовать в вооруженном конфликте свои ВВС, вероятно, было вызвано опасностью нанесения воздушных ударов со стороны советской бомбардировочной авиации не только в районе озера Хасан, но и по территории Японии.

По материалам издания: 100 лет Военно-воздушным силам России (1912 — 2012 годы) / [Дашков А. Ю., Голотюк В. Д.] ; под общ. ред. В. Н. Бондарева. — М. : Фонд «Русские Витязи», 2012. — 792 с. : ил.

Примечания:
  1. Только в боях за высоту Заозерная японские войска потеряли 257 солдат и офицеров. []
  2. Самолет лейтенанта Соловьева упал в реку Туманган. Пилот погиб. []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Один комментарий на Действия советской авиации в боях у озера Хасан

  1. Интересно получается — ни одного воздушного боя на Хасане не было???

    Boris

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image