Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Авиация Ладожской военной флотилии (ВВС ЛадВФ)

Авиацией флотилии назывались части и подразделения ВВС Балтийского Флота, выделяемые в оперативное подчинение командованию флотилии на время ведения боевых действий в районе Ладожского озера. Административно и в вопросах тылового и технического обеспечения, эти авиационные части и подразделения оставались в подчинении командующему ВВС БФ.

В истории Авиации Ладожской военной флотилии (ВВС ЛадВФ) можно выделить два этапа. Первый этап относится к периоду советско-финской войны (30 ноября 1939 г. — 13 марта 1940 г.) Ладожская военная флотилия была создана в октябре 1939 г., накануне Зимней войны, из мобилизованных и вооружённых кораблей и судов гражданских ведомств, а также некоторого количества военных кораблей БФ и Морпогранохраны НКВД. Первоначально в её состав командованием ВВС БФ была передана 41-я отдельная морская разведывательная эскадрилья, базирующаяся на гидроаэродром Новая Ладога, составом 8 летающих лодок МБР-2, под командованием капитана В.М.Баканова.

Но уже 21 декабря 1939 г. НК ВМФ потребовал дополнительно усилить 41-ю ОМРАЭ разведчиками МБР-2 и шестью бомбардировщиками СБ. В соответствии с приказом, 25 декабря было получено пополнение: 5-я АЭ 57-го СБАП под командованием капитана М.Н.Хроленко (6 бомбардировщиков СБ) и 5 МБР-2 из 58-й ОАЭ ВУ (имеются данные, что в состав 41-й ОМРАЭ были переданы также 6 истребителей И-15бис ВВС БФ).

Перед 41-й ОМРАЭ была поставлена задача разведки неприятельских кораблей в б. Сальми, Сортанлакс и на Ладожском озере, до параллели о. Валаам, и, кроме того, подавления батарей противника на о. Коневец. Незначительность ВВС флотилии заставила командующего ЛадВФ принять меры по их усилению.

Боевая деятельность Авиации ЛадВФ в декабре 1939 г. носила довольно нерешительный характер. Это объяснялось, во-первых, неблагоприятными метеоусловиями, а во-вторых, слабостью самой эскадрильи.

В первый день войны ни один из самолётов в воздух не поднимался, а 1 декабря состоялись первые боевые вылеты разведчиков. Два МБР-2 производили разведку в районе б. Сальми — б. Сортанлакс — о. Валаам, а другая пара была занята поисками кораблей противника.

Со 2 по 5 декабря МБР-2 вели поиск финских кораблей на озере. Несколько раз были замечены ТР, но атаковать их самолёты не стали, так как противник вёл интенсивный зенитный огонь.

6 декабря в 41-й ОМРАЭ произошло сразу два чрезвычайных происшествия:

— в 9.45 два самолёта МБР-2 вылетели на разведку по маршруту Новая Ладога — о. Мантсинсаари — о. Коневец — Новая Ладога. Один самолёт возвратился в 12.55, а со вторым случилась странная история: при подходе к Мантсинсаари он сделал поворот на 180° и скрылся в направлении Видлицы. На свой аэродром МБР-2 не вернулся, судьба его неизвестна;

— в тот же день над Ладожским озером истребителями армейской авиации был сбит МБР-2, шедший из Новой Ладоги. Самолёт упал в 2 км севернее устья Тулоксы. Погибли капитан С.В.Белов, лейтенант П.А.Цыплаков и младший командир В.И.Гришков. Как выяснилось позже, происшествие имело место только потому, что штаб эскадрильи забыл дать оповещение о полёте своих самолётов над озером, а лётчики сухопутной авиации плохо разбирались в типах морских самолётов. Расследование установило, что «отличился» лётчик-истребитель Головин из 72-го САП 14-й авиабригады, которая базировалась в районе Петрозаводска и поддерживала 8-ю армию.

С 7 по 18 декабря, из-за нелётной погоды, вылеты в 41-й ОМРАЭ почти не проводились. Лишь 19 декабря был проведён разведывательный полёт в районе о. Валаам — о. Мантсинсаари, после чего вновь наступил период вынужденного бездействия, вызванного неудовлетворительными метеоусловиями.

Директива НК ВМФ от 21.12.1939 г. о поддержке наступления частей 8-й армии привела к изменению характера боевой деятельности Авиации ЛадВФ. Если раньше проводились исключительно разведывательные полёты, то теперь было приказано приступить к нанесению бомбовых ударов по о-вам Мантсинсаари, Ристисаари, Валаам и Коневец. Первая возможность провести бомбардировку представилась только 29 декабря, когда был подвергнут бомбежке о. Коневец. Затем, по причине плохой погоды, в деятельности эскадрильи опять наступил перерыв.

6 января 1940 г. МБР-2 вылетали на бомбардировку о. Мантсинсаари. При возвращении с задания, в районе Видлицы один из гидросамолётов подвергся атаке пятёрки И-153 ВВС 8-й армии. Несмотря на то, что мотор был выведен из строя, командир МБР-2 сумел посадить подбитую машину в устье Олонки. В итоге, и самолёт, и экипаж были спасены. Причина ЧП была той же, что и 6 декабря: отсутствие связи между 41-й ОМРАЭ и штабом ВВС 8-й армии. Несмотря на требование командира эскадрильи, эта связь так и не была установлена до конца боевых действий.

8 января командующий ВВС КБФ комбриг В.В.Ермаченков решил возвратить 6 бомбардировщиков СБ и 5 МБР-2 из 41-й ОМРАЭ в состав 57-го СБАП и 58-й ОАЭ ВУ ВВС флота. Однако командующий КБФ имел на этот счёт другое мнение, и вышеупомянутые самолёты остались в подчинении командира 41-й ОМРАЭ.

7 января 1940 г. 3 СБ 41-й ОМРАЭ вылетали на бомбардировку неприятельских объектов на о. Мантсинсаари и Валаам, но не смогли выполнить задания и вернулись на свой аэродром.

8 января пара СБ подвергла бомбовым ударам монастыри на о-вах Коневец и Валаам. В ходе бомбардировки было замечено шесть попаданий в монастырские постройки на о. Коневец. Следующие два дня погода была нелётной.

11 января 6 МБР-2 проводили разведку и бомбардировку финских объектов на о-вах Мантсинсаари, Ристисаари и Валаам и на м. Илляниеми.

13 января летали только самолёты СБ (из 5-й АЭ 57-го СБАП). Основной их задачей была бомбардировка монастыря на о. Валаам, но 3 СБ, из-за плохих метеоусловий, задания не выполнили и сбросили бомбы в озеро. Один СБ в тот же день бомбил железнодорожную станцию Сор-тавала (наблюдалось прямое попадание в воинский эшелон), а другой произвёл удар по деревне у оз. Юлляяр-ви (в деревне возник пожар). Всего за день СБ сбросили 30 бомб ФАБ-100.

С 14 января температура воздуха резко понизилась, в результате чего, самолёты стали сильно обледеневать. Это исключило всякую возможность вылетов вплоть до 19 января, когда погодные условия улучшились и 2 СБ отправились бомбить монастырь на о. Валаам. По данным экипажей, цель была накрыта.

20, 21 и 22 января в воздух поднимались и СБ, и МБР-2. Основными целями для СБ стали финские ледоколы, а для МБР-2 — батарея на о. Ристисаари. Результативность этих налётов, судя по всему, была очень невысокой. И хотя лётчики сообщали, что «повреждён ледокол» или даже «потоплен ледокол и два корабля», на самом деле уничтожить финские корабли не удавалось.

С 23 по 27 января погодные условия не позволяли авиации взлететь, 28 января имели место 11 вылетов (2 СБ и 9 МБР-2), а три последующих дня также оказались нелётными.

С 1 по 4 февраля 41-я ОМРАЭ бомбила корабли противника в гаванях и наносила удары по о-вам Коневец и Валаам, а также порту Лахденпохья. По сообщениям экипажей, был повреждён транспорт и достигнуто прямое попадание в портовые сооружения.

Следующие вылеты состоялись только 8 февраля, когда бомбардировке были подвергнуты порт Лахденпохья и транспорта в бухте о. Валаам. Одновременно самолёты МБР-2 произвели аэрофотосъёмку.

9,10 и 11 февраля погода была нелётной, ввиду чего эскадрилья бездействовала.

С 12 февраля действия 41-й АЭ значительно активизировалась. В тот день 12 гидросамолётов обрабатывали финскую береговую батарею на м. Пунаниеми, а 5 СБ нанесли удар по батарее на м. Юлляпяниеми.

13 февраля 5 бомбардировщиков произвели 20 вылетов на бомбёжку батареи в Лейпяниеми. В районе расположения батареи был замечен сильный взрыв.

14 февраля 12 МБР-2 бомбардировали батарею Пунаниеми, сбросив на неё 48 ФАБ-50. Цель была накрыта, а результаты сфотографированы.

С 15 по 17 февраля боевые действия не проводились. 18 февраля все усилия 41 -й АЭ были сосредоточены на крепости Тайпале — самом сильном узле обороны Тайпалеенского укреплённого сектора. На него было сброшено около 7 т авиабомб. В районе цели было замечено до 13 прямых попаданий.

20 февраля действия авиации сосредоточились исключительно на батарее, расположенной на м. Илляниеми.

Затем снова было затишье — с 21 по 25 февраля эскадрилья не взлетала. Зато весь следующий день, с 11.25 до 17.45, МБР-2 методично бомбили крепость Тайпале.

После двух дней плохой погоды, 29 февраля эскадрилья продолжила обработку укрепрайона. Четыре СБ совершили шесть вылетов на бомбардировку артиллерийской батареи противника, расположенной в 200 м северо-восточнее Тайпале. По цели было сброшено 36 ФАБ-100, но ни одна из них не попала в орудия.

I марта 1940 г. Авиация ЛадВФ настойчиво бомбила укрепрайон противника на м. Яривисиниеми. Для выполнения этой задачи было совершено рекордное количество самолётовылетов: 20 СБ и 33 МБР-2. На протяжении целого дня, с 9.25 до 17.58, 41-я ОМРАЭ сбросила около 20 т авиабомб. Результатом бомбардировок стало уничтожение жилых строений и сильный пожар на м.Яривисинеми.

На следующий день, 2 марта, усиленным бомбардировкам были подвергнуты финские батареи на о. Коневец и м. Илляниеми. Первая цель обрабатывалась на протяжении 22 вылетов МБР-2. Самолёты СБ (5-я АЭ 57-го СБАП) внесли свой вклад в общее дело, сбросив на о. Коневец 6 т бомб. Правда, большая их часть легла в стороне от батареи. Ещё 12 вылетов МБР-2 сделали на уничтожение неприятельской батареи на м. Илляниеми.

3 марта погода опять ухудшилась, что не позволило применять авиацию. Та же ситуация повторилась и на следующий день.

5 марта была предпринята попытка, которая, однако, Не привела к положительному результату: два СБ вылетели на бомбардировку батареи на о. Коневец, но неудовлетворительные метеоусловия в районе цели не позволили выполнить бомбометание. В итоге, бомбардировщики, не выполнив задания, вернулись и сели на свой аэродром с бомбами.

6 и 7 марта, из-за плохой погоды, эскадрилья была вынуждена находиться на аэродроме.

8 марта действовала только 5-я АЭ 57-го СБАП, самолёты которой нанесли удары по д. Лохийоки и батарее на м. Яривисинеми.

11 марта была проведена бомбардировка батареи на южной оконечности о. Коневец. Три СБ дважды сбрасывали бомбы на финскую 152-мм батарею. Бомбы ложились

в 100 м левее или правее цели, прямых попаданий не наблюдалось. Кроме СБ, бомбардировочные удары по батарее на острове выполняли МБР-2, сделавшие 11 вылетов. Это были последние боевые вылеты Авиации ЛадВФ в этой войне.

В ноябре 1940 г. ЛадВФ была переформирована в учебный отряд, а 41-я ОМРАЭ возвращена в полное подчинение командующему ВВС БФ.

Второй этап охватывает период Великой Отечественной войны — 1941-1944 гг.

Вновь ЛадВФ была воссоздана после начала Великой Отечественной войны в конце июня 1941 г. Тогдажевнеё, из состава ВВС БФ, были переданы некоторые авиационные части и подразделения (в частности, в августе-сентябре 1941 г. в составе флотилии имелся 4-й отдельный авиационный отряд). Но этих сил было явно недостаточно для решения всего круга задач, которые ставились перед авиацией. Особенно остро встала проблема воздушного прикрытия перевозок через Ладогу после установления тесной блокады Ленинграда немецко-финскими войсками осенью 1941 г.

На основании распоряжения заместителя НК ВМФ адмирала Исакова №17/пох от 19.07.1941 г., для защиты транспортных коммуникаций на Ладожском озере из числа самолётов и экипажей частей ВВС БФ была сформирована авиагруппа Ладожской военной флотилии. Её состав был определён следующим: 6 СБ, 6 И-15бис и 5 МБР-2. Данная авиагруппа находилась в оперативном подчинении командующему ЛадВФ. Однако в вопросах всех видов обеспечения и снабжения она оставалась в подчинении соответствующих структур ВВС БФ.

Приказом НК ВМФ №0720 от 07.08.1941 г. авиагруппа ЛадВФ была переформирована в 131-ю отдельную смешанную авиационную эскадрилью. На начало августа 1941 г. она имела в своем составе 9 СБ, 9 И-15бис и 6 МБР-2.

20 октября 1941 г. 131-я ОСАЭ была расформирована. Высвободившийся личный состав эскадрильи был направлен в г. Саранск, где, на базе 1-го ЗАП ВВС ВМФ, проходил переучивание на другие типы самолётов и укомплектование других частей.

Но это была не единственная авиационная группировка, которая из состава ВВС БФ была выделена для усиления ЛадВФ.

7 сентября 1941 г. на аэр. Новая Ладога была перебазирована из-под Ленинграда 13-я ОИАЭ ВВС БФ, которая была оперативно подчинена командующему ЛадВФ.

А, спустя девять дней, 16 сентября была сформирована Специальная группа морской авиации (или Ладожская авиагруппа), включившая в свой состав часть сил 5-го, 13-го ИАП, 12-й ОИАЭ и 13-й ОИАЭ ВВС БФ. Командование этой авиагруппой было возложено на заместителя командующего ВВС БФ генерал-майора авиации И.В.Рожкова. Для истребителей весь участок Ладожской трассы был разбит на зоны. Командование группы, через своего офицера связи при оперативном отделе штаба ЛадВФ, всегда знало, где находятся караваны судов, и высылало днём на их прикрытие истребители. В ночное время истребители находились в готовности к вылету на аэродромах.

Учитывая жизненную важность для Ленинграда ладожских коммуникаций, в феврале 1942 г. в состав авиагруппы также были включены прибывшие на Балтику из резерва командующего ВВС ВМФ 11-й и 21-й истребительные авиационные полки. Они сразу же приступили к воздушному прикрытию «Дороги Жизни» через Ладожское озеро.

31 мая 1942 г. Ладожская авиагруппа была усилена Особой авиагруппой резерва Ставки ВГК, которой командовал П.А.Семёнов. На её вооружении имелись самолёты Пе-2. Лётчики авиагруппы вели разведку северо-западной части озера и наносили удары по районам базирования сил противника (Кексгольм, Сортавала).

Летом 1942 г. ОАГ Ставки ВГК была преобразована. В её состав включили и Ладожскую авиагруппу (6 Пе-2,6 ДБ-3, АЭЯк-9,АЭМБР-2)’.

Воздушную разведку над Ладогой и бомбардировку немецких позиций в районе озера в 1942-1943 гг. выполняли самолёты МБР-2 58-й ОАЭ ВУ (ОМРАЭ). Данная эскадрилья также находилась в оперативном подчинении командующему ЛадВФ.

В очередной раз Ладожская авиационная группа была воссоздана на основании приказа командующего БФ №0017 от 27.04.1943 г. В её состав вошли 11-й ИАП, на истребителях Як-7 (аэр. Новая Ладога), и 6-я ОСАЭ, на самолётах Р-10, Пе-2 и Ил-2 (аэр. Выстав). На неё были возложены задачи прикрытия с воздуха баз флотилии в Кабоне, Косе и Новой Ладоге, а также защита водной трассы от Кабоны до м. Осиновец. Авиационные части были подчинены в оперативном отношении командующему ЛадВФ, оставаясь при этом в непосредственном подчинении командующему ВВС БФ.

По состоянию на 1 июля 1943 г., в составе авиагруппы имелось 47 боеготовых экипажей.

В начале сентября 1943 г. 6-я ОСАЭ была выведена из состава Ладожской авиагруппы и перебазирована на острова Сескар и Лавенсаари в Финском заливе.

В июне 1944 г. экипажи самолётов флотилии принимали участие в наступательной операции советских войск на Ладожском побережье.

2 июля 1944 г., за образцовое выполнение заданий командования, Ладожская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени. (Орден был вручён командованию флотилии 17 сентября 1944 г. членом Военного совета БФ вице-адмиралом Н.К.Смирновым).

4 сентября 1944 г. Финляндия прекратила военные действия против СССР. С этого времени Ладожское озеро вновь стало внутренними водами Советского Союза. В связи с этим, отпала необходимость держать на озере военную флотилию.

2 октября 1944 г. флотилия была расформирована. Её морские части и личный состав были обращены на формирование Рижского морского оборонительного района, а авиационные части и подразделения были переданы обратно в подчинение командующему ВВС БФ.

В состав авиации флотилии в различное время входили:

  • — 41-я ОМРАЭ — с декабря 1939 г. по ноябрь 1940 г.;
  • — АЭ 57-го СБАП — с декабря 1939 г. по февраль 1940 г. ив 1942 г.;
  • — звено 58-й ОАЭ ВУ — с декабря 1939 г. по февраль 1940 г.;
  • — 4-й ОАО — с июня 1941 г.;
  • — 13-я ОИАЭ — с сентября 1941 г.;
  • — 12-я ОИАЭ — с сентября 1941 г. по июнь 1942 г.;
  • — 13-й ИАП (с января 1942 г. — 4-й гв. ИАП) — с сентября 1941 г. по январь 1943 г.;
  • — 5-й ИАП (с января 1942 г. — 3-й гв. ИАП) — с сентября 1941 г.;
  • — 11-й ИАП — с февраля 1942 г. по сентябрь 1944 г.;
  • — 21-й ИАП — с февраля по ноябрь 1942 г.;
  • — 58-я ОАЭ ВУ — с сентября 1941 г. до марта 1943 г.

Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image