Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Авиация Северного флота в Петсамо-Киркинесской операции

Штурмовик Ил-2 Северного флотаНа завершающем этапе третьего периода войны авиация Северного флота принимала активное участие в разгроме немецких войск в Заполярье и освобождении от оккупации Печенгской области (октябрь—ноябрь 1944 г.).

В связи со сложившейся обстановкой на приморском направлении Северный флот с группой сухопутных войск Северного оборонительного района в составе двух бригад морской пехоты с приданными частями усиления, при поддержке н прикрытии авиацией и кораблями флота, действуя одновременно с морским десантом, имел задачу прорвать западный участок обороны противника на перешейке Средний, обойти левый фланг обороны противника и, выйдя на дорогу Титовка—Петсамо, прочно удерживая ее, лишить возможности отхода противника на Петсамо.

Директивой командующего флотом перед авиацией Северного флота ставились следующие задачи:

  • прикрыть сосредоточение и перегруппировку войск Северного флота в исходных районах;
  • прикрыть посадку, переход и высадку морского десанта и войск на поле боя;
  • содействовать нашим войскам на поле боя, подавляя артиллерийские и минометные батареи и отдельные группировки противника;
  • не допускать отхода западно-лицкой группировки противника по сухопутным дорогам и морем;
  • систематически нарушать управление войсками противника путем ударов по штабам и узлам связи.

Для обеспечения действий своих войск авиация флота имела 366 истребителей, 112 штурмовиков, 34 бомбардировщика, 55 торпедоносцев, 88 разведчиков, 20 транспортных и 75 самолетов связи и учебных. Из этого числа 10 Ил-2, 10 «Киттихаук» и 10 Як-1 выделялись в оперативную группу с перебазированием ее на аэродром Пуманки (полуостров Средний). В дальнейшем эта группировка увеличилась больше чем в два раза.

К началу операции авиация флота имела абсолютное превосходство над авиацией противника. В 1944 г. она активно действовала на морских сообщениях противника, решая во взаимодействии с другими силами флота задачи нарушения морских перевозок, срывая снабжение войск противника и вывоз им в Германию стратегических материалов. Во время Петсамо-Киркинесской операции наряду с обеспечением десантов флота и поддержки войск в наступлении авиация еще больше усилила действия на коммуникациях, срывая эвакуацию немецких войск морем. Ради обеспечения своих коммуникаций с воздуха немецкое командование было вынуждено почти полностью отказаться от привлечения своей авиации к выполнению других задач. Все ее основные силы были брошены на прикрытие и оборону конвоев и портов.

Усиление прикрытия не остановило советских летчиков. По вражеским конвоям они наносили массированные комбинированные удары разнородными силами авиации. После массированного удара при необходимости окончательного разгрома конвоя авиация выполняла повторные удары.

Типичным примером действий авиации по конвоям является последовательный двойной удар авиации Северного флота по конвою, обнаруженному воздушной разведкой 16 октября 1944 г. Конвой в составе трех транспортов, двух самоходных барж, 10 кораблей (в том числе двух миноносцев) и 13 катеров шел под прикрытием группы истребителей Me-109.

В 14 ч. 30 мин. был выполнен удар двумя группами штурмовиков и одной группой торпедоносцев. В результате первой атаки штурмовиков был потоплен сторожевой корабль и поврежден тральщик. Вторая группа штурмовиков потопила миноносец, сторожевой корабль и катер. Торпедоносцы, следуя за штурмовиками, потопили транспорт и сторожевой корабль. К вечеру при подходе конвоя к мысу Кибернес был нанесен повторный удар, в результате которого затонули еще два транспорта, два сторожевых корабля и тральщик, поврежденный в первом ударе. Таким образом были уничтожены все три транспорта и восемь кораблей охранения. В воздушных боях наши истребители сбили четыре самолета противника.

Во время удара по конвою погиб командир 9-го минно-торпедного авиаполка подполковник Б. П. Сыромятников со своим экипажем. Во время последней атаки его самолет был подожжен корабельным зенитным снарядом. Загорелся левый мотор, затем правый и крыло. Следовавшей за ним группе казалось, что на врага летит пылающий факел. Штурман самолета майор А. М. Скнарев наводил горящую машину на цель, ведомые слышали его четкие команды летчику. Подойдя к цели на дистанцию 500 м, экипаж торпедоносца сбросил торпеду и взорвал вражеский транспорт. Б. П. Сыромятникову, А. М. Скнарёву и воздушному стрелку старшему сержанту Г. С. Асееву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

В третьем периоде войны, как и раньше, на Северном флоте большое значение имела защита своих сообщений. Авиация флота повседневно выполняла задачи обеспечения внутренних военных и экономических перевозок, а также проводки союзных конвоев. В 1944 г. их было девять, а в 1945 г. — пять. При защите морских сообщений значительная роль отводилась использованию авиации флота в решении задачи противолодочной обороны морских коммуникаций. Авиация Северного флота во взаимодействии с кораблями противолодочной обороны выполняла задачу разведывательного поиска и уничтожения подводных лодок противника. Наиболее широко авиация Северного флота применялась в противолодочной обороне в третьем периоде войны, когда противник ввел в Баренцево море большое количество подводных лодок.

В последние месяцы войны у побережья Северной Норвегии и Кольского полуострова действовали 37 подводных лодок противника. Подводная угроза требовала самого широкого привлечения авиации к активным действиям в противолодочной обороне. Самолеты несли противолодочное патрулирование над назначенными районами моря, а также включались в состав сил противолодочной обороны конвоев. На них возлагались задачи поиска подводных лодок, атаки и наведения на обнаруженные подводные лодки своих кораблей противолодочной обороны. Поиск подводных лодок вели гидросамолеты. Торпедоносцы, бомбардировщики и штурмовики при необходимости или по вызову вылетали в районы обнаружения или предполагаемого нахождения подводных лодок для бомбометания. Противолодочная оборона конвоев выполнялась парами или одиночными самолетами МБР-2.

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image