Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Авиация Волжской военной флотилии

Авиация Волжской военной флотилии берёт своё начало в 1918 г. К осени этого года р. Волга, находящаяся в глубине страны, стала ареной ожесточённых боев в разгорающейся Гражданской войне.

Еще в марте 1918 г. в Самару были эвакуированы остатки 1-й воздушной бригады из Ревеля и 2-й воздушной бригады из Або, входившие в Воздушную дивизию Балтийского моря. Они составили так называемый Самарский гидроавиадивизион Воздушной бригады особого назначения, который включал в себя два гидроавиаотряда.

В мае 1918г. личный состав дивизиона принял участие в боях с чехословаками, поднявшими мятеж вдоль Транссибирской магистрали. Но 8 июня 1918 г. в Самаре вспыхнул антисоветский мятеж, поддержанный чехословаками. Лётный состав дивизиона, в основной массе, перешёл на их сторону. Авиационная техника Самарского гидроавиадивизиона также осталась в руках мятежников. Обслуживающий персонал и мотористы дивизиона на подручных плавсредствах частично вырвались из города по реке в сторону Казани. После сдачи этого города белым в составе команды гидроавиадивизиона осталось всего 60-70 человек, отступивших в Нижний Новгород. Из них там был сформирован новый Волжский (Самарский) гидроавиационный отряд. В распоряжении отряда имелось 6 самолётов М-9 и один М-5. Самолёты размещались на плавбазе «Коммуна»[1]. На эти 7 самолётов было всего два лётчика: И.А.Свинарёв и С.Э.Столярский. Первые боевые вылеты гидроотряда были выполнены 29 августа 1918 г. До взятия советскими войсками 10 сентября Казани лётчики отряда успели налетать 83 часа. После этого гидроавиаотряд, вместе с кораблями Волжской военной флотилии, был переброшен в бассейн р. Кама, а в первых числах ноября, в связи с начавшимся ледоставом, он вернулся на зимовку в Нижний Новгород.

Борис Чухновский - морской летчик, начальник Волжского гидроавиадивизиона

Борис Чухновский - морской летчик, начальник Волжского гидроавиадивизиона

В конце 1918г. — начале 1919г. авиация красных на Волге пополнилась Саратовским истребительным авиационным отрядом (3 самолёта «Ньюпор», а также 2 самолёта«Лебедь-ХII»), начальником которого стал военморлёт С.Э.Столярский. Гидроавиаотрядом из 12 самолётов М-9 и М-5 командовал Н.С.Махалов. К концу марта 1919 г. Волжский гидроавиаотряд и истребительный отряд были переформированы в Волжский (Самарский) гидроавиадивизион (начальником дивизиона был назначен военморлёт Б.Г.Чухновский). Он воевал против войск адмирала А.В.Колчака на Сарапульском и Уфимском направлениях.

В первых числах мая 1919 г. гидродивизион вновь приступил к боевым действиям. К этому времени он состоял из 12 гидросамолётов (10 М-9 и 2 М-5). Уже в ходе кампании к дивизиону прикомандировали отряд истребителей на колёсном шасси, из 2 самолётов «Ньюпор-10» и 3 истребителей «Ньюпор-23». Для их размещения оборудовали бывший паром с малой осадкой, позволяющий приставать вплотную к берегу и выкатывать истребители по мостику на подходящие для взлёта площадки. На все эти самолёты имелось 10 лётчиков. Штаб соединения и личный состав размещались на пассажирском пароходе «Герцен». Кроме этого, дивизион располагал буксирным пароходом «Кол-пино», небольшой баржой для боеприпасов и двумя катерами, для обслуживания самолётов на воде. Начальником Волжского воздушного дивизиона к этому времени был назначен Е.И.Куртов. За месяц своей боевой деятельности дивизион потерял 3 самолёта и троих лётчиков: Истомина, Дмитриева и Галактионова.

11 июня 1919 г. штабной пароход дивизиона «Герцен» и буксир «Колпино» подорвались на плавучей мине. При взрыве погибли 13 и были ранены 20 человек личного состава, буксир затонул.

30 июня 1919 г. войска генерала А.И.Деникина заняли Царицын, и воздушному дивизиону пришлось перебазировался севернее по Волге, к Камышину. После взятия в конце июля красными войсками Перми, Волжский гидроавиадивизион вновь перебазировался на Волгу, под Царицын, где обстановка резко обострилась.[2] Всего в составе дивизиона в это время насчитывалось 18 самолётов-разведчиков М-9, М-20 и 3 истребителя «Ньюпор».

С 16 июля 1919 г. лётчики Волжского воздушного дивизиона под командованием Е.И.Куртова начали боевые действия под Царицыном (см. подробнее в статье «Авиация Каспийской военной флотилии»).

26 августа 1919 г. на базе двух воздушных дивизионов, воевавших на Каспии и Волге была создана Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии. В её состав входили 1-й и 2-й гидроавиадивизионы, один из которых воевал в среднем течении Волги, а другой — на севере Каспия. Начальником бригады назначается С.Э.Столярский. В это время в её составе насчитывался 21 самолёт, в том числе, 18 гидросамолётов М-5, М-9 и М-20 и 3 истребителя «Ньюпор».

18 октября 1919 г. Волжский (Самарский) дивизион был направлен в Нижний Новгород на зимовку.

За 1918-1919 гг. лётчиками Волжского воздушного дивизиона было налётано 1200 часов, проведено 23 воздушных боя и сброшено на противника свыше 10 т боеприпасов.

В 1920 г. в составе бригады имелось 24 гидросамолёта (1 М-5, 14 М-9, 7 М-20 и 2 «Шорт-184») и 11 истребителей (2 «Ньюпор-10», 5 «Ньюпор-17», 1 Сопвич «Страттер» и 3 Спад).

В июле 1920 г. Воздушная бригада под командованием военморлёта С.С.Негеревича, за исключением одного гидроавиаотряда (6 самолётов), оставшегося на Каспии, была перебазирована на Чёрное море, где, вместе с другими авиационными частями, вошла в состав вновь образованного Воздушного флота Чёрного и Азовского морей.

В конце 1920 г. Воздушная бригада Волжско-Каспийской флотилии была расформирована.

Во второй раз Морская Авиация вернулась на Волгу после начала Великой Отечественной войны, осенью 1941 г., когда, на основании приказа НК ВМФ №01030 от 28.10.1941 г., из кораблей учебного отряда была сформирована Волжская военная флотилия. Главной базой флотилии стал г. Ульяновск.

Для обеспечения связью командования и выполнения транспортных перевозок в составе флотилии были сформированы шесть отдельных авиационных отрядов связи и 14-е отдельное авиационное звено связи, вооружённые 36 самолётами По-2 (48).

25 июля 1942 г. приказом НК ВМФ Волжская военная флотилия была объявлена действующим объединением и оперативно подчинена командующему Сталинградским фронтом.

Авиационные подразделения находились в составе Волжской военной флотилии до июля 1944 г.

После Сталинградской битвы в составе флотилии остались только две бригады траления, которые в 1943-1944 гг. осуществляли траление мин и охрану судоходства. Остальные корабли передали Днепровской и Азовской военным флотилиям или возвратили прежним владельцам.

30 июня 1944 г. флотилию расформировали. Вместе с ней были расформированы 14-е ОАЗСВ и отдельные авиационные отряды связи, а личный состав и авиационную технику передали на укомплектование частей Авиации ВМФ.

Начальники авиации Волжской военной флотилии

  • Б.Г.Чухновский (март-май 1919 г.)
  • Е.И.Куртов (май-август 1919 г.)
  • С.Э.Столярский (август 1919 г. — июнь 1920 г.)
  • С.С.Негеревич (с июня 1920 г.)
  • С.Г.Козлов (в 1920 г.).

Авиация Волжской военной флотилии в разные годы носила названия: Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии, Волжский (Самарский) гидроавиадивизион, Волжский гидроавиационный отряд и Саратовский истребительный авиаотряд.

Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Судно «Коммуна» было спущено на воду на Сормовском судостроительном заводе 17 августа 1918 г. Оно представляло собой баржу длиной 136 м, с двумя гидроспусками по бортам, на которой могло базироваться 6 М-9 и 3 сухопутных машины. []
  2. Любопытно, что в мае 1919 г. на Каме был сформирован колчаковский 1-й гидроавиаотряд, из 4 лодок М-9, захваченных в июне 1918 г. белыми в Самаре и ранее принадлежавших Волжскому (Самарскому) гидроавиадивизиону. К августу того же года на Волге действовал Донской гидроавиадивизион (Войска Донского), состоящий из 1-го и 2-го гидроавиаотрядов. []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image