Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Боевые действия авиации Северного флота на морских коммуникациях

Второй период Великой Отечественной войны (ноябрь 1942—декабрь 1943 гг.) для авиации Северного флота характеризовался устойчивым общим количественным и качественным ростом ее превосходства над авиацией противника. В составе авиации флота на 1 декабря 1942 г. было 298 самолетов, в том числе 28 торпедоносцев, 14 бомбардировщиков, 188 истребителей (в основном это были иностранные самолеты «Харрикейн», «Аэрокобра», «Киттихоук») и 68 самолетов-разведчиков. Авиация противника имела 68 бомбардировщиков, 52 истребителя и 15 самолетов-разведчиков. Пока что противник имел преимущество в ударной авиации в соотношении 1 : 1,6 и значительно уступал в истребительной авиации 3,6 : 1 в пользу североморцев.

В ходе второго периода войны боевой состав авиации флота продолжал расти.

Истребительная авиация в этот период получила на вооружение самолеты Як-1, Як-7, Як-9 с высокими летно-тактическими характеристиками, не уступающими истребителям противника, а также иностранные самолеты «Киттихоук» и «Аэрокобра».

Для минно-торпедной авиации вместо тихоходных и маломаневренных торпедоносцев «Хемпден» поступили отечественные самолеты ДБ-3Ф, а также иностранные Дуглас А-20 «Бостон», обладавшие лучшими летно-тактическими качествами. Значительно повысилась и летно-тактическая подготовка летных кадров. Так, 7 июня 1943 г. во втором боевом вылете молодой летчик-штурмовик лейтенант С. А. Гуляев потопил транспорт противника водоизмещением 6000 т.

Во втором периоде войны, как и в первом, морская авиация защищала с воздуха базирование своего флота, поддерживала сухопутные войска, защищала внешние и внутренние морские коммуникации.

Авиация Северного флота перешла от эпизодических к систематическим боевым действиям на морских сообщениях противника в Баренцевом море, и особенно в Варангер-фьорде. Уже в 1943 г. ни один немецкий конвой в пределах радиуса действий авиации флота не мог безнаказанно пройти. Транспорты противника подвергались также атакам подводных лодок Северного флота. С подходом вражеского конвоя на радиус действий авиации флота транспорты и боевые корабли уничтожались последовательными сосредоточенными ударами торпедоносцев, бомбардировщиков и штурмовиков под прикрытием истребителей. Нередко разгром вражеского конвоя завершали торпедные катера.

Со второй половины 1943 г. авиация Северного флота выполняла по неприятельским конвоям массированные комбинированные удары группами, состоящими из торпедоносцев, штурмовиков и бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Противник прикрывал свои морские сообщения с воздуха истребителями. Поэтому, как правило, действия по конвоям противника, особенно в Варангер-фьорде, сопровождались воздушными боями, в которых принимали участие десятки самолетов с обеих сторон.

Когда позволяла обстановка, для разгрома крупных конвоев привлекались разнородные силы флота. При этом авиация тесно взаимодействовала с подводными лодками и надводными кораблями.

Подготовка торпеды для Ил-2Примером может служить разгром немецкого конвоя 14—15 сентября 1943 г. Конвой состоял из 4 транспортов и 22 кораблей охранения. Он прикрывался сильным нарядом истребителей. Утром 14 сентября было установлено воздушное наблюдение за конвоем. Днем этот конвой был атакован подводной лодкой, которая потопила транспорт. Вечером по тому же конвою нанесли удар 20 штурмовиков Ил-2 под прикрытием 18 истребителей, ведомых майором Г. В. Павловым. Штурмовики потопили два транспорта и повредили два сторожевых корабля. Ночью разведчики продолжали наблюдение за конвоем и навели на него торпедные катера, которые потопили четвертый транспорт. Так, в результате действий штурмовиков, подводной лодки и торпедных катеров были уничтожены все четыре транспорта. В воздушном бою было сбито 13 самолетов противника. Наши потери составляли 5 штурмовиков и 3 истребителя.

В море и базах авиация Северного флота за весь второй период войны потопила 21 транспорт, 5 кораблей охранения конвоев и значительное число мелких боевых кораблей.

Одной из важнейших задач авиации флота оставалась защита своих морских сообщений. Базирование флота и морские порты и аэродромы прикрывались с воздуха истребительной авиацией. Защита кораблей и транспортов в море осуществлялась истребителями и противолодочными патрулями — гидросамолетами.

Помимо защиты морских перевозок на внутренних коммуникациях авиация обеспечивала проводку в своей зоне семи союзных конвоев из Англии и шести — в Англию. Борьба на морских сообщениях — нападение на неприятельские конвои и защита своих — требовала завоевания господства в воздухе в операционной зоне флота.

Авиация флота систематически наносила удары по аэродромам противника. Аэродромы Луостори, Хабугтен, Банак, Свартнее подвергались в течение 1943 г. систематическим ударам.

Большие потери немецкая авиация несла в воздушных боях. Летом 1943 г. над Мотовским заливом развернулись воздушные бои в связи с попытками противника прервать морские сообщения с полуостровами Средний и Рыбачий. Немецкая авиация даже в этом, наиболее близком к ее базированию районе не смогла решить своей задачи.

Ожесточенные бои завязывались всякий раз, когда советская авиация наносила удары по вражеским конвоям, которые прикрывались крупными нарядами истребителей. Так, 25 июля 1943 г. в районе Варде 12 бомбардировщиков Пе-2, сопровождаемых 18 истребителями, нанесли удар по конвою, который прикрывался 30 истребителями. В воздушном бою было сбито 15 истребителей противника; наши потери — 5 бомбардировщиков Пе-2 и 4 истребителя.

Немецкие летчики быстро теряли уверенность и активность. 13 марта 1943 г. группа в составе 7 Ю-87 и 11 Ме-109, заметив на подступах к главной базе флота патруль советских истребителей, повернула обратно, не сбросив ни одной бомбы. То же самое повторилось 18 марта. Не всегда вступали в бой и истребители, прикрывавшие конвой.

Немецкое командование усилило свою авиацию на Севере, перебросив туда истребительную группу «Гордость Германии», укомплектованную асами.

19 апреля 1943 г. эта группа провела свой первый бой с истребителями Северного флота. 16 самолетов противника тремя группами пытались нанести удар по аэродрому Ваенга. Шесть советских истребителей, ведомые командиром полка капитаном П. Г. Сгибневым, вступили в бой, в ходе которого противник потерял пять самолетов. В этом бою Н. А. Бокий сбил немецкого аса Мюллера, на личном счету которого числилась 91 победа. Обескураженный потерей пяти самолетов, противник несколько дней не проявлял активности, затем попытался произвести налет на советский аэродром шестеркой самолетов. После того как из этой шестерки четыре самолета были сбиты в воздушном бою, отряд «Гордость Германии» закончил свою боевую деятельность.

Потери немецкой авиации были столь значительными, что уже с осени 1943 г. она не могла вести активных наступательных действий против баз, портов, аэродромов и морских коммуникаций и вынуждена была ограничиться в основном прикрытием своих конвоев и портов.

1943 год стал переломным в боевых действиях авиации Северного флота на морских сообщениях противника. Флот получил новейшие по тому времени самолеты — торпедоносцы, бомбардировщики, истребители, штурмовики, разведчики, и в таком количестве, что уже к середине этого года наша авиация, достигнув численного превосходства в силах над врагом, развернула еще более активную борьбу за господство в воздухе. Новая авиационная техника и более совершенное оружие при огромном морально-боевом подъеме летных экипажей позволяли вырабатывать и внедрять новые, более современные тактические приемы боевых действий.

В 1943 г. авиация Северного флота получила 220 самолетов — торпедоносцев, бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей.

Торпедоносная авиация становится главной ударной силой флота в борьбе с вражеским судоходством. Не менее важную роль в решении этой задачи играли штурмовики. Повысилась эффективность боевых действий бомбардировочной и истребительной авиации.

В тактическом использовании авиации наметился переход от боевых действий одиночных самолетов (торпедоносцев-охотников») и малых групп ударной авиации к совместным ударам различных родов авиации флота по вражеским конвоям и транспортам в базах в тактическом их взаимодействии. Самостоятельные действия отдельных родов авиации в 1943 г. уже значительно отличались от того, какими они были в первые годы войны.

На тактику боевых действий ударной авиации существенное влияние оказали организация и эффективность противовоздушной обороны объектов удара противника. При господстве немецкой авиации в воздухе основные потери советской авиации, естественно, были от истребителей противника. Поэтому необходимо было найти способы надежного прикрытия и взаимодействия штурмовиков, торпедоносцев и бомбардировщиков с истребителями сопровождения в районе цели, и главным образом на этапах входа их в атаку и выхода из нее.

Поиск надежных способов сопровождения ударной авиации истребителями всегда был очень важной задачей для авиационных командиров. Постоянно изменяющаяся боевая обстановка не позволяла раз и навсегда выработать надежные способы сопровождения ударной авиации. Даже принятые перед боевым вылетом решения почти всегда по воздушной обстановке в районе боевых действий, особенно перед атакой цели, требовали корректировки.

К середине 1943 г. авиация Северного флота завоевала господство в воздухе и была способна надежно прикрывать ударную авиацию. Теперь уже торпедоносцы и штурмовики стали нести основные потери от зенитного огня кораблей конвоя. Зенитная артиллерия кораблей охранения и транспортов постоянно усиливалась и совершенствовалась. Усугублялось это еще и тем, что для эффективного применения торпедного оружия и огневого комплекса штурмовика требовалось сближение с целью на выгодной дистанции стрельбы зенитной артиллерии противника. Нужно было искать эффективную тактику преодоления зенитного огня. Эта задача решалась путем выделения специальных групп самолетов для подавления зенитного огня кораблей и максимального сокращения времени пребывания тактических групп самолетов в зоне зенитного огня.

В первой половине 1943 г. бомбовые удары по конвоям наносил главным образом 29-й авиаполк, вооруженный самолетами Пе-2. В состав ударных групп выделялось от 6 до 12 самолетов под прикрытием небольших групп истребителей. Из-за малого радиуса районом их действий, как правило, был Варангер-фьорд.

Штурмовая авиация использовалась в основном в качестве ударной силы для уничтожения транспортов конвоя, для ударов по базам, портам и аэродромам (как при самостоятельных ударах, так и при взаимодействии с бомбардировочной и минно-торпедной авиацией). Штурмовики привлекались для подавления огня зенитной артиллерии кораблей охранения и береговой зенитной артиллерии, обеспечивая боевой успех основных ударных групп, реже — для уничтожения авиации противника на аэродромах, для подавления огня артиллерийских батарей, поддержки высадки морских десантов.

Для отражения систематических налетов авиации флота противник вынужден был принять срочные меры по усилению ПВО своих морских перевозок. На транспортах устанавливали автоматическую малокалиберную зенитную артиллерию. Все перевозки морем стали осуществляться под усиленной охраной транспортов большим эскортом боевых кораблей. В зависимости от важности конвоя, особенно в пределах радиуса действия штурмовиков, над конвоем постоянно патрулировали от 2 до 12 истребителей прикрытия и большая группа самолетов находилась на аэродромах в готовности к вылету. Для скрытности проводки конвоев на опасных участках противник стремился осуществлять переходы в плохую погоду и под покровом ночи.

В неравной борьбе часто несла тяжелые потери и советская авиация. Примером этому служит удар штурмовиков по конвою 19 июня 1943 г. Группа из четырех Ил-2, ведущий командир эскадрильи капитан Каличев, под прикрытием восьми «Харрикейнов», ведущий  — капитан Адонкин, вылетели на удар по конвою в районе Петсамовуоно. Не доходя до цели, самолеты были встречены превосходящей группой истребителей противника в составе 17 Ме-109 и ФВ-190, которые связали боем истребителей сопровождения. Группа штурмовиков, оставшаяся без прикрытия, самостоятельно отбивая атаки трех Ме-109, вышла на конвой и подожгла два транспорта. На выходе из атаки штурмовики сбили над конвоем противолодочный самолет «Хейнкель-115».

Истребители сопровождения вступили в неравный бой с превосходящими силами противника и обеспечили выход из атаки группы штурмовиков. Сбив несколько самолетов противника, летчики истребителей сопровождения фактически ценой своей жизни выполнили боевую задачу. Только три истребителя вернулись на свой аэродром. Пять самолетов «Харрикейн» были сбиты в воздушном бою. Штурмовики, сильно поврежденные в воздушном бою, лишь благодаря своей высокой боевой живучести дотянули до своего аэродрома.

Значительные потери ударной авиации в боевых действиях на морских коммуникациях противника потребовали от командующего авиации флота, командиров соединений и летных частей принять энергичные меры по изысканию новых тактических приемов и организации надежного прикрытия штурмовиков истребителями сопровождения. Прежде всего требовалось навести строгий порядок в радио- и радиолокационной маскировке боевых вылетов самолетов. К тому времени радиопеленгование и радиолокация стали надежным средством обнаружения воздушных целей. К летчикам было предъявлено обязательное требование производить взлет и сбор самолетов на большом кругу аэродрома на высоте не выше 300 м при полном радиомолчании. Полет к цели до точки набора высоты, необходимой для выхода штурмовиков в атаку на корабли конвоя, необходимо выполнять всем боевым порядком на малых высотах и бреющем полете. Радиосвязь на передачу разрешалась только в исключительных случаях, преимущественно ведущим тактических групп при обнаружении истребителей противника и конвоя.

С переходом штурмовиков в набор высоты 1200—1500 м, необходимой для выхода в атаку, для чего требовалось около 10 мин, истребители сопровождения занимали боевой порядок для боя С истребителями противника. Группа непосредственного прикрытия занимала место с превышением до 300 м и с принижением до 200 м на зрительной связи со своей группой прикрываемых штурмовиков на удалении до 500 м. Группа наиболее скоростных и маневренных истребителей — группа свободного боя — с набором высоты выходила вперед, в район цели, для связывания боем патрулирующих истребителей противника. Другая группа охраняла заднюю полусферу штурмовиков с наиболее вероятного направления подхода немецких истребителей.

Принятые меры тактического порядка дали свой положительный результат. Немецкие истребители, вылетавшие из готовности на аэродроме, как правило, не успевали перехватывать советские самолеты при полете к цели и вынуждены были отражать атаку штурмовиков над конвоем в ряде случаев только после выхода их из атаки и на отходе. Патрулирующие группы истребителей противника, не связанные воздушным боем нашими истребителями, взаимодействуя на малых высотах с зенитной артиллерией кораблей, наводились на ударные группы и в момент атаки сбивали советские самолеты. Немецкие летчики особенно охотились за ведущим группы штурмовиков. В качестве ответной меры было принято решение, которое обязывало истребителей непосредственного сопровождения не терять из зрительной связи прикрываемых штурмовиков во время пикирования их на цель и по возможности своим пулеметно-пушечным огнем подавлять зенитные огневые средства кораблей охранения. Для прикрытия ведущих групп специально выделялось не менее пары истребителей. В ряде случаев при нанесении удара по конвою выделялись демонстративные группы, которые отвлекали на себя некоторую часть истребителей противника.

Опыт войны не раз подтверждал истину, что для принятия грамотного тактического решения на бой еще недостаточно иметь подготовленные силы и средства. Надо еще постоянно, вдумчиво, глубоко анализировать обстановку в районе предстоящих боевых действий, т. е. знать, что собой представляет противник, его ПВО, за счет чего он может усилить противодействие и т. д.

Отдельные неудачи были вызваны просчетами командиров, когда принималось решение на боевой вылет, нечеткими исполнениями замысла в бою командирами тактических групп, неожиданными действиями противника, резким изменением метеорологических условий и другими причинами. Тактическая зрелость командиров приходила с опытом, после глубокого анализа и выводов из прошедших боевых действий.

Торпедоносная авиация во втором периоде войны развернула активные боевые действия на морских сообщениях противника в конце 1942 г. после формирования 24-го минно-торпедного авиаполка. С тех пор ее численный состав быстро возрастал, и вскоре торпедоносцы стали главной силой флота в борьбе с конвоями противника. Они действовали на удаленных от советских аэродромов участках морских коммуникаций противника методом крейсерства одиночно, двумя и реже составом трех торпедоносцев. Такие самолеты назывались «охотниками», а их поиск конвоев — «свободной охотой». В районы поиска они вылетали преимущественно по данным разведки, действовали там самостоятельно, в соответствии с задачами, полученными перед вылетом, и возвращались на свой аэродром по истечении срока поиска.

В крейсерских полетах торпедоносцев на «свободную охоту» основным методом атаки цели было низкое торпедометание. Самолет-торпедоносец выходил на корабль под наиболее выгодным курсовым углом атаки (70—120°), на предельно малой высоте (около 30 м) и с дистанции 500—1000 м до цели сбрасывал торпеду. Это был наиболее эффективный метод применения торпедного оружия, но и наиболее опасный для экипажа самолета. Торпедоносец, сближаясь с целью и при выходе из атаки, вынужден был воспринимать на себя всю мощь зенитного огня атакуемой цели и кораблей охранения.

Значительно реже применялось высотное торпедометание, когда торпеды сбрасывались со средних высот в боевой порядок конвоя в расчете случайного попадания циркулирующей торпедой в транспорт или корабль охранения. Этот тактический прием использовался, как правило, в совместном ударе с другими тактическими группами ударной авиации с целью расстройства организованной противовоздушной обороны конвоя. Высотные торпедоносцы за несколько минут упреждали атаку ударных групп самолетов.

Крейсерские полеты на дальние коммуникации, поиск целей и атаки сильно охраняемых конвоев способом низкого торпедометания требовали от летчиков высокого летного мастерства и отваги, большого напряжения моральных и физических сил. Но их торпедные атаки были весьма эффективны.

14 января 1943 г. воздушная разведка обнаружила у Варде-фьорда конвой в составе четырех транспортов, эсминца и четырех сторожевых кораблей. В крейсерский полет вылетели два самолета-торпедоносца под командой капитана В. Н. Киселева с ведомым капитаном А. А. Баштырковым. В 13 ч 15 мин они обнаружили конвой и атаковали его в строю фронта. Интервал между самолетами был 500 м на курсовом угле цели 90° правого борта. Ведущий капитан Киселев с дистанции 450 м прицельно сбросил торпеду по транспорту и с противозенитным маневром успешно вышел из атаки. Капитан Баштырков также метко сбросил торпеду и на выходе из атаки, не меняя курса, решил с набором высоты перескочить через цель. В этот момент самолет получил попадание зенитного снаряда. Самолет капитана Баштыркова был сбит.

Начиная с февраля 1943 г., с увеличением продолжительности светлого времени, все больше усиливались истребительное прикрытие и мощь зенитного огня противника. Торпедоносцы перешли к групповым действиям под прикрытием истребителей. Летчики 24-го и 95-го авиаполков готовились к совместным боевым действиям на морских коммуникациях противника.

Утром 25 апреля пять торпедоносцев, ведущий капитан В. Н. Киселев, под прикрытием семи Пе-3 вылетели с задачей атаковать суда у мыса Гамвик. Конвой состоял из четырех транспортов, шедших в охранении 14 сторожевых кораблей и тральщиков. Над конвоем патрулировали четыре Ме-110 и один Хе-115. После удачного маневра ведущий подал команду: «Атака!». Самолеты Пе-3 завязали воздушный бой с вражескими истребителями, а торпедоносцы легли на боевой курс. Невзирая на интенсивный зенитный огонь, которым немцы встретили советские самолеты, капитан Киселев продолжал сближаться, чтобы наверняка торпедировать самый большой транспорт. Когда до цели оставалось около 500 м, снаряд попал в самолет ведущего. Герой Советского Союза В. Н. Киселев не свернул с боевого курса. Протянув еще сотню метров, он сбросил торпеду и рухнул в море. В это время экипажи других самолетов увидели, как на транспорте водоизмещением порядка 10 тыс. т произошел взрыв и он начал тонуть. Ведомые торпедоносцы, также со стороны берега, атаковали еще три транспорта. При этом торпеда, прицельно сброшенная старшиной Мартьяновым, попала в транспорт. Старший лейтенант Гутарев вошел в атаку со стороны моря и потопил сторожевой корабль.

Группа истребителей прикрытия, ведущий капитан Сыроватко, не допустила вражеские истребители к торпедоносцам. В воздушном бою самолеты Пе-3 сбили три немецких Ме-110.

Много успешных групповых атак пропели торпедоносцы. Их боевой счет увеличивался после каждого вылета. 31 мая 1943 г. приказом Народного Комиссара Военно-Морского флота 24-й авиаполк был преобразован в 9-й гвардейский минно-торпедный авиаполк.

Гвардейцы прославили Северный флот. Это был полк героев. В 1943— 1944 гг. 26 летчиков, штурмовиков и стрелков-радистов были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них В. П. Балашов, А. А. Баштырков, Н. И. Зайцев, В. Н. Киселев, Ю. П. Кочелаевский, С. А. Макаревич, В. В. Пирогов, Г. В. Писарев, Е. И. Францев, К. Ф. Шкаруба и другие.

В третьем периоде Великой Отечественной войны (1944—1945 гг.) потребность в авиации флота для решения боевых задач на сухопутных направлениях значительно уменьшилась, и ее усилия концентрировались главным образом на море. На Северном флоте в этот период усилилась и существенно повысилась эффективность боевых действий авиации флота, особенно на морских коммуникациях противника. Советская авиация в третьем периоде войны безраздельно господствовала в воздухе. Флот совместно с армией готовился к решительному наступлению, чтобы окончательно разгромить противника на суше и на море. К этому времени советская ударная авиация значительно возросла количественно и качественно и имела в своем составе 94 штурмовика Ил-2 и «Киттихаук», 34 бомбардировщика Пе-2 и 68 торпедоносцев. В боевых действиях на морских сообщениях это была основная сила Северного флота.

При ведении боевых действий летчики постоянно изыскивали и совершенствовали тактику совместных сосредоточенных и последовательных ударов по кораблям в базах и портах и по конвоям на переходе морем. Летные экипажи штурмовиков, торпедоносцев и бомбардировщиков в совершенстве овладели более эффективным способом поражения кораблей и транспортов — топмачтовым бомбометанием. Топмачтовики действовали по кораблям противника в море как самостоятельно, так и во взаимодействии с торпедоносцами и бомбардировщиками. Вероятность поражения цели топмачтовым способом хорошо подготовленным летчиком, по опыту боевых действий североморских штурмовиков, сравнима с вероятностью потопления корабля способом низкого торпедометания.

С наступлением светлого времени действия военно-воздушных сил флота приобрели характер нараставших по силе сосредоточенных массированных и последовательных ударов взаимодействующих тактических групп различных родов авиации. В состав этих групп входили высотные и низкие торпедоносцы, штурмовики, бомбардировщики и истребители прикрытия.

В комбинированных атаках первыми вступали в бой одновременно высотные торпедоносцы и группы штурмовиков подавления зенитного огня кораблей охранения и транспортов с задачей расстроить боевой порядок конвоя. За ними через 2—3 мин наносили удар с пикирования бомбардировщики и штурмовики по транспортам и крупным кораблям охранения с задачей их уничтожения. Непосредственно за пикировщиками атаковали огневые цели-транспорты низкие торпедоносцы и топмачтовики. Каждая ударная и обеспечивающая группа прикрывалась истребителями непосредственного сопровождения. За 5—7 мин до начала атаки на цель выходили группы истребителей свободного боя с целью «выметания» истребителей противника из района боя. Эту задачу выполняли наиболее маневренные и скоростные самолеты. Чем плотнее по времени выполнялись атаки обеспечивающими и ударными тактическими группами самолетов, тем сложнее было противнику отражать комбинированный удар с разных направлений и высот.

В комбинированных и сосредоточенных ударах по базам, конвоям и кораблям в море кроме транспортов и кораблей охранения авиация Северного флота уничтожала также истребители прикрытия противника.

Примером возросшего мастерства авиационных командиров в тактике использования ударной авиации может служить уничтожение конвоя на участке Конгс-фьорд—Киркинес 11 мая 1944 г. Вечером 10 мая воздушный разведчик Герой Советского Союза старший лейтенант Н. Я. Турков на меридиане мыса Сверхольтклубб обнаружил вражеский конвой в составе семи транспортов, четырех миноносцев, семи сторожевых кораблей, четырех тральщиков и шести сторожевых катеров, следовавший 10-узловым ходом на восток. Командующий авиации Северного флота решил нанести по конвою последовательно комбинированные удары несколькими волнами до подхода к Барде, а затем теми же группами самолетов (после их перезарядки на аэродромах) повторить удары южнее этого порта.

Группа майора Волошина, состоявшая из шести торпедоносцев, семи бомбардировщиков и пяти истребителей, атаковала конвой, когда он находился в Конгс-фьорде. Бомбардировщики пикировали на корабли охранения, сбросили бомбы, а затем пулеметно-пушечным огнем штурмовали зенитные средства, подавляя их огонь. Высотные торпеды, сброшенные самолетами Ил-4, расстроили боевой порядок конвоя. Через короткий промежуток времени вслед за этой атакой вступила в бой основная ударная группа из пяти низких торпедоносцев, шести бомбардировщиков и десяти истребителей сопровождения, ведомых майором Литвиновым.

Спустя 2,5 ч в районе Сюльте-фьорда по конвою был нанесен второй удар шестью штурмовиками старшего лейтенанта Рольбина, шестью бомбардировщиками и шестью истребителями сопровождения.

После первых ударов конвой потерял несколько судов и кораблей и был расстроен. На отрезке пути Варде— Киркинес по нему до полудня было нанесено еще семь последовательных ударов высотных и низких торпедоносцев, взаимодействующих с бомбардировщиками, штурмовиками и истребителями. Одновременно 33 истребителя блокировали вражеские аэродромы Луостари и Свартнес.

В результате 12-часовых боевых действий авиация флота произвела 10 последовательных ударов с общим количеством 217 самолето-вылетов. Конвой противника был разгромлен. Торпедами, бомбами, реактивными снарядами и пушечным огнем было потоплено два транспорта, четыре сторожевых корабля и тральщик, а три транспорта, миноносец а сторожевой корабль были повреждены. В воздушных боях над конвоем летчики сбили 12 самолетов Ме-109. Потери советской авиации составили шесть самолетов, из них один торпедоносец.

Примером успешного тактического взаимодействия штурмовиков-топмачтовиков и пикировщиков является разгром конвоя противника в составе трех транспортов и 13 кораблей охранения И октября 1944 г. у входа в Бек-фьорд.

Для выполнения боевой задачи было выделено три тактические группы штурмовиков. Группа топмачтовиков в составе четырых Ил-2, ведущий Герой Советского Союза майор С. А. Гуляев, имела задачу уничтожить транспорты, а две группы пикировщиков — шесть Ил-2, ведущий группы и всего боевого порядка Герой Советского Союза майор А. Н. Синицын, и семь Ил-2, вылетавших с другого аэродрома, ведущий старший лейтенант Р. М. Суворов, должны были обеспечить группу топмачтовиков ударом по кораблям охранения.

После взлета с основного аэродрома две группы штурмовиков пошли через оперативный аэродром, где к ним подстроилась в общий боевой порядок третья группа, и самолеты на предельно малой высоте легли на курс к цели. Каждая тактическая группа прикрывалась истребителями сопровождения. В расчетной точке весь боевой порядок перешел в набор заданной высоты для выхода в атаку на корабли. Погода благоприятствовала выполнению задания. Конвой был обнаружен на дальности около 20 км, о чем по радио были оповещены все экипажи.

Согласно ранее разработанной схеме удара ведущие приняли решение атаковать конвой одной группой обеспечения левым разворотом с севера на юг, второй — с правым разворотом с юга на север. Почти одновременно две группы штурмовиков-пикировщиков с высоты 1200 м перешли в атаку. Группа Синицына наносила удар по кораблям охранения концевой части конвоя, а группа Суворова атаковала головные корабли охранения. Вслед за пикировщиками на зрительной связи с той же высоты пошли в атаку топмачтовики. Пара Гуляева атаковала концевой большой транспорт водоизмещением около 6000 т. Головной транспорт водоизмещением около 2000 т было приказано атаковать паре старшего лейтенанта М. Тамарова. Истребители сопровождения, пролетая несколько в стороне на видимости штурмовиков, наблюдали атаку самолетов-пикировщиков и топмачтовиков. Преодолевая сильный зенитный огонь кораблей, топмачтовики энергичным маневром перешли в атаку на транспорты. Снижаясь до удара по целям, летчики топмачтовиков на высоте около 500 м наблюдали разрывы бомб пикировщиков.

Энергично маневрируя, уклоняясь от трасс зенитных снарядов и ведя сосредоточенный огонь реактивными снарядами из пушек и пулеметов по кораблям охранения и транспортам, топмачтовики атаковали намеченные цели и прицельно сбросили бомбы. После выхода из атаки, продолжая противозенитный маневр, штурмовики собрались в общий боевой порядок в готовности к ведению воздушного боя с истребителями противника.

Успех удара по разгрому конвоя противника был обеспечен почти одновременной атакой тактических групп штурмовиков с трех различных направлений. Пикировщики в этом бою точно выполнили свою боевую задачу: надежно обеспечили выход в атаку топмачтовиков и сами потопили несколько кораблей охранения. В результате удара топмачтовым способом было потоплено два транспорта водоизмещением 6000 и 2000 т. Третий транспорт конвоя водоизмещением 4000 т был сильно поврежден. Кроме того, штурмовики-пикировщики потопили два сторожевых корабля и два морских окотника. Штурмовики потерь не имели. Несколько самолетов получили значительные повреждения от зенитного огня.

В первом полугодии 1944 г. авиация Северного флота провела 12 крупных успешных комбинированных ударов. Для действий на морских сообщениях было выполнено около 1000 самолето-вылетов. Всего за 1943 г. и 9 месяцев 1944 г. авиация флота, по проверенным двухсторонним данным, потопила 37 транспортов и 15 боевых кораблей и нанесла тяжелые повреждения 45 транспортам и 7 боевым кораблям.

Боевые действия североморских летчиков на морских коммуникациях все время наращивались и характеризовались высокой эффективностью. По несколько транспортов и кораблей потопили экипажи торпедоносцев и штурмовиков И. Т. Волынкина, С. А. Гуляева, В. Н. Киселева, Д. В. Осыка, Г. В. Павлова, А. Н. Синицына и других 49 транспортов и кораблей было потоплено авиацией Северного флота в третьем периоде войны, а всего с начала войны она уничтожила 74 транспорта и 26 боевых кораблей.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image