Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Боевые действия авиации Северного флота по защите конвоев

Атака конвоя с воздухаГлавная задача авиации Северного флота, особенно в первом периоде войны, состояла в защите союзных конвоев, приходивших из Англии в Мурманск и Архангельск и отправлявшихся из этих портов обратно в английские порты. За первый период войны таких конвоев прибыло 20 и убыло 16. Прикрытие конвоев осуществлялось ударами по аэродромам и базам противника, а также патрулированием истребителей при переходах конвоев в операционной зоне Северного флота.

По директиве Ставки Верховного Главнокомандования с лета 1942 г. для проводки союзных конвоев были привлечены также части авиации Карельского фронта, Архангельского военного округа и соединения авиации дальнего действия, которые поступали в оперативное подчинение командующему авиацией Северного флота.

В мае 1942 г. при защите в зоне оперативной ответственности Северного флота английского конвоя PQ-16 в составе 34 транспортов, 19 кораблей охранения и 2 подводных лодок было совершено 1010 самолето-вылетов, из них 130 на удары по аэродромам противника, 730 на прикрытие портов, 250 на разведывательное и истребительное обеспечение конвоя.

29 мая погода значительно ухудшилась, и конвой был обнаружен советской воздушной разведкой. С этого момента над ним было установлено непрерывное патрулирование пары самолетов -истребителей Пе-3.

30 мая конвой разделился на две группы. Первая группа в составе 21 транспорта и 16 кораблей охранения взяла курс на Мурманск. В этот день противник активизировал боевые действия своей авиации по первой группе конвоя. Самолеты Ю-88 и Хе-111 группами по 3— 8 самолетов в сопровождении истребителей Me-110 и Me-109 пытались нанести удары по конвою, но патрулирующие над ним самолеты Пе-3 атаковывали их на подходе к цели и этим заставляли сбрасывать бомбы и торпеды вдали от транспортов конвоя.

30 мая для прикрытия конвоя советская истребительная авиация осуществила 26 самолето-вылетов, провела 7 воздушных боев, в результате которых было сбито 2 самолета противника и отогнано от конвоя 15 самолетов.

31 мая, когда конвой находился в 100 км от береговой черты, прикрытие его было возложено на 2-й авиаполк Северного флота. Первым на прикрытие конвоя вылетело звено истребителей под командованием командира полка Героя Советского Союза подполковника Б. Ф. Сафонова. На подходах к конвою группа обнаружила бомбардировщики и атаковала их, заставив противника сбросить бомбы вдали от конвоя. Ведомые Сафоновым летчики капитан П. И. Орлов и старший лейтенант В. П. Покровский продолжали их преследовать, а подполковник Б. Ф. Сафонов остался вести воздушный бой с четырьмя самолетами Ю-88 и сбил три самолета, но и сам был подбит. Теряя высоту, самолет Сафонова планировал в направлении эсминца «Валерьян Куйбышев». Не дотянув до него 3—4 км, истребитель приводнился и затонул.

За 11 месяцев войны Б. Ф. Сафонов, командуя гвардейским истребительным авиационным полком, сбил 22 самолета противника. Он был первым летчиком, удостоенным звания дважды Героя Советского Союза.

31 мая только для прикрытия конвоя было выполнено 270 самолето-вылетов и проведено 11 воздушных боев, в результате которых было сбито 9 самолетов противника. За время нахождения конвоя в радиусе действия советских истребителей самолетам противника не удалось не только атаковать, но и прорваться к конвою.

Всего для прикрытия конвоя PQ-16 произведено 2032 самолето-вылета, из них 1198 выполнила авиация Северного флота.

Первыми асами — последователями и учениками дважды Героя Советского Союза подполковника Б. Ф. Сафонова — были летчики-истребители майор A. А. Коваленко, Герой Советского Союза, сбивший 12 немецких самолетов, капитан П. Г. Сгибнев, сбил 12 самолетов, В. П. Покровский — 9 самолетов, С. Г. Курзенков — 8 самолетов, В. С. Адонкин и П. И. Орлов — по 7, Д. Д. Апосов и B. С. Дорошин — по 6. В групповых боях с участием этих летчиков уничтожено еще 28 самолетов противника.

22 июня 1942 г. авиаторы-североморцы подвели боевые итоги за первый год войны. По далеко не полным данным, с начала войны в воздушных боях ими было сбито около 300 немецких самолетов, потоплено 8 транспортов и боевых кораблей, повреждено 7 боевых кораблей, уничтожено около 200 автомашин, более 60 различных складов и более 4000 солдат и офицеров противника.

Суровые испытания первого периода войны авиация Северного флота с честью выдержала. Североморские летчики внесли большой вклад в поддержку войск в оборонительных сражениях на Приморском направлении в защиту своих и союзных морских коммуникаций. Важную роль сыграла авиация флота в обороне Мурманска и главной базы флота Полярное.

Значительны были боевые потери авиации, однако она постоянно пополнялась за счет поступления новых отечественных самолетов и поставляемых союзниками истребителей Хоукер «Харрикейн», Кертис Р-40 «Киттихоук», Белл Р-39 «Аэрокобра», бомбардировщиков Дуглас А-20 «Бостон» и гидросамолетов «Каталина». Количественное и качественное соотношение сил авиации Северного флота и авиации противника постепенно выравнивалось.

В первый период войны произошли структурные изменения в организации авиации Северного флота. Истребительная авиация практически разделилась на пунктовую, предназначенную для ПВО военно-морских баз и коммуникаций, и авиацию сопровождения ударной авиации. Значительное место в боевом составе заняла штурмовая авиация, вооруженная самолетами Ил-2. На вооружение разведывательной авиации поступили колесные двухмоторные самолеты и истребители. Оставшиеся в строю гидросамолеты МБР-2 использовались для ведения разведки подводных лодок противника и в качестве ночных бомбардировщиков.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image