Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

И Кача вспрянет ото сна, часть II

На правах рукописи.
Анастасия Туманова

История создания 1-й лётной школы авиации (г.Зарайск)

26 апреля 1918 года народная социалистическая авиационная школа (бывшая военная авиационная школа, г. Гатчина) получила телеграфное предписание председателя Всероссийской коллегии Военного Воздушного Флота Сергеева о незамедлительной эвакуации школы в Самару. Одесский и Харьковский отделы народной социалистической авиационной школы также должны были эвакуироваться в Самару.

Историю и дату создания Одесского отдела высшего пилотажа Гатчинской военной авиационной школы пока проследить не удалось, но, к ноябрю 1916 года он уже функционировал. Некоторые учлеты Гатчинской военной авиационной школы, удостоенные звания «Летчик», удостаивались звания «Военный летчик» после переучивания на самолетах-истребителях именно в Одесском отделении.

По какому именно маршруту Одесский отдел высшего пилотажа эвакуировался в Москву, точно определить не представляется возможным, так как материалы из различных фондов РГВА противоречат друг другу. Согласно одним источникам, сразу из Одессы он был направлен в Москву, согласно другим, следовал по маршруту Одесса-Харьков-Москва.

1 июня 1918 года Одесский отдел высшего пилотажа

Личный состав был взят из старого Отдела Гатчинской школы в Одессе, а имущество, в том числе самолеты, даны из Центрального Парк-склада

находился в Москве, пытаясь получить распоряжение об отправке с поста Николаевские казармы на станцию Алатырь Казанской железной дороги эшелона из 41 вагонов, так как первоначально предполагаемое место базирования г. Самара, к тому моменту уже была занята белочехами.

На 26 июня 1918 года в Одесском отделе высшего пилотажа народной социалистической авиационной школы состояли 33 человека, в том числе:

1. Начальник отдела: Чехутов Иван Аникеевич;

Инструктора, военные летчики:

2. Чехутов II-й Александр Аникеевич;

3. Рябов Александр Васильевич1;

4. Цветков Борис Леонидович;

5. Голиневич Александр Николаевич (морской летчик).

30 июня 1918 г. эшелон Одесского отдела высшего пилотажа народной социалистической авиационной школы отправился из Москвы на станцию Алатырь Симбирской губернии, 12 июля отдел приступил к полетам. Учебный отдел Главоздухфлота вышел с ходатайством:

О переводе учеников Московской авиашколы, обучающихся и переучивающихся на быстроходных самолетах, в г.Алатырь для продолжения обучения их в отделе Гатчинской авиационной школы…

Отдел этот2, как известно, предположено развернуть в школу летчиков-истребителей.

В Алатыре начальником отдела высшего пилотажа народной социалистической авиационной школы стал военный летчик Борис Леонидович Цветков.

В начале августа 1918 г. отдел высшего пилотажа3 участвовал в боевых действиях, производя воздушную разведку в районе станций Векшайма, Майна, Симбирск.

Бывшему Одесскому отделу высшего пилотажа в Алатыре приходилось несладко (впрочем, как и другим авиационным соединениям): в документе от 26 июля 1918 г. сохранилась интересная запись, согласно которой автомобиль Пежо у отдела был взят одной из авиационных баз армии Антонова.

В августе 1918 г. Начглавоздухфлота приказал начальнику народной социалистической авиационной школы Леониду Георгиевичу Попову4 принять все меры для эвакуации отдела высшего пилотажа из Алатыря.
Эвакуироваться предстояло в Егорьевск или Зарайск, на просьбу начальника отдела военлета Б.Л.Цветкова провести эвакуацию в Тамбовскую губернию (г.Липецк), Учебный отдел Главоздухфлотом ответил отказом.

Алатырский отдел высшего пилотажа вылетел с места базирования в начале сентября5 1918 г., 07.09.1918 г. прибыл в Рязань. 22 сентября отдел уже находился в Зарайске. Обслуживающего персонала было всего около 50 человек.

В сентябре 1918 г. бывший Одесский отдел высшего пилотажа народной социалистической авиационной школы (бывшей Гатчинской военной авиационной школы), ставший во время эвакуации ее Алатырским отделом высшего пилотажа, стал Зарайским отделом Егорьевской авиационной школы.

В начале декабря 1918 года началась подготовка по открытию в Зарайском отделе стрелковых авиакурсов. Школьное отделение Главоздухфлота рассматривало два варианта организации стрелковой подготовки летчиков и летчиков-наблюдателей:

1) организациею при Ораниенбаумской стрелковой школе курсов обучения устройства пулеметов и пулеметной стрельбы летчиков и наблюдателей;

2) использование средств и личного состава отдела высшего пилотажа Егорьевской школы авиации в Зарайске для устройства там кратких (4-недельных) стрелковых авиационных курсов.

Во избежание бюрократических проволочек, Школьный отдел отдавал предпочтение второму варианту.

В начале 1920 года отдел высшего Пилотажа переименовывается в Зарайское отделение Егорьевской школы авиации.

Весной 1920 года отделение приступило к летной учебной работе. Одновременно в отделении было до 5-ти человек учеников. Тяжелые условия жизни отделения, невозможность помощи из центра вызвали в последнем необходимость принятия каких-либо мер в отношении поднятия работы отделения. Центром уже несколько раз намечалось уничтожение отделения, путем отправки его в Егорьевск. Отделение же принимало все меры к сохранению самостоятельного существования. Учебным отделом Главоздухфлота было намечено разделение Егорьевской школы на две: на теоретическую и лётную. В основу формирования последней должно было быть взято Зарайское отделение. Таким образом Зарайское отделение должно было усилиться имуществом самой богатой авиационной школы – Егорьевской6.

Зарайск был далеко не идеальным местом для функционирования школы высшего пилотажа: необходимые помещения отсутствовали, в следствие чего были достаточно удалены друг от друга, в разных частях города; аэродром, устроенный в 1 ½ верстах от города, крайне мал. С одной стороны он был ограничен рвом, с другой железной дорогой. В качестве ангаров применялись палатки «Кебке», которых, к концу 1921 года, было установлено четыре.

Единственным преимуществом для Зарайского отдела была близость к Москве и возможностью добраться до нее по железнодорожной ветке, соединяющий Зарайск с Рязанской ж/д магистралью.

На 1 декабря 1919 года в числе постоянного состава Зарайского отдела Егорьевской школы авиации РККВВФ состояли красные военные летчики7:

Начальник отдела Цветков Борис Леонидович8;

Старший инструктор Семенов Алексей Иванович9;

Инструктор Иванов-1й Борис Андреевич10;

Инструктор Иванов 2й Борис Дмитриевич11;

Инструктор Харчев Михаил Константинович12;

Инструктор Трунов Константин Иванович.

В 1920-1921 годах Егорьевской школе авиации РККВВФ и её отделе в г.Зарайске преподавались следующие предметы:

1. Теория мотора.
2. Теория авиации.
3. Метеорология.
4. Аэрофотография.
5. Пулеметное дело.
6. Радиотелеграфия.
7. Практика авиации.
8. Аэроплановедение и материаловедение.
9. Устав.
10. Практические занятия по самолетам, моторам, радиотелеграфии, аэрофотографии.

Прохождение этих предметов предшествовало практическому обучению полетам.

К концу 1921 года в Зарайске был построен погреб для бензина,

технические склады и мастерские были устроены на окраине города в сторону аэродрома, близ ж.д. станции и бывших казарм 17-го саперного батальона

После выделения Зарайской школы из Егорьевской, в неё поступали ученики, уже прошедшие теоретический курс.

С конца 1922 года подготавливающая теоретическая школа дает окончившим ее звание «Красного командира Воздушного Флота». До середины 1922 года детализированной программы обучения полетам не было. В своей работе школа руководствовалась схематической программой и методической запиской к ней. Сущность этой программы заключалась в следующем:

1. Правильные взлеты, посадки, набирание высоты, повороты с креном до 45 ͦ.

2. Посадка на точность в круг диаметром 250 метров с высоты 1000 метров.

3. Полет вне аэродрома не менее получаса, с ведением самолета по прямой.

4. Одиночный перелет на соседний аэродром на высоте не ниже 1000 метров.

Количество вывозных полетов с инструктором определялось максимально 80.

Самостоятельная тренировка ученика определялась в 20 часов. Для определения степени успешности ученика руководствовались приказом от 11/XI-1919 года главного комиссара всех военно-учебных заведений, в котором между прочим значится:

«Каждый инструктор сам решает вопрос о способности или неспособности ученика в отношении психологических данных. Инструктор отвечает за способность ученика своей группы и за количество поломок произведенных учениками за обучение».

Этим же приказом устанавливались причины влекущие за собой отчисление ученика из школы:

1. Если ученик поломал два самолета совершенно.

2. Если сделал две поломки крупного ремонта.

3. Если один самолет разбит, а один требует крупного ремонта.

4. Если ученик после 30-ти полетов не умеет управлять самолетом в воздухе на всех плоскостях устойчивости.

5. Если ученик не делает взлета и не пытается делать посадку после 50 полетов.

6. Если после 80 полетов ученик не вылетает.

7. Если по приказу ученик не посетил полетов 3 раза.

8. При аттестации ученика инструктором «не удовлетворительно» 2 раза».

В 1921 году обучение полетам производилось на «Фарманах» т.XX-XXII:

— начальное: вывозка на аппаратах с двойным управлением;

— самостоятельный вылет на том же самолете;

— заканчивалось на «Фарман» т.ХХ.

Окончившие школу посылались в Московскую авиашколу для тренировки на машинах боевого типа.

К середине 1922 года разработана подробная и расширенная программа обучения полетам, на аппаратах «Авро», а для будущих истребителей на «Ньюпор».

Введено обязательное прохождение высшего пилотажа. Разработана подробная программа по каждому упражнению.

Последовательность прохождения и часы полетов:

«Фарман» т.ХХ вывозка – 8 часов. Не более 60 полетов с инструктором и 15-ть самостоятельных.
«Фарман» т.ХХ тренировка – 10 часов, вплоть до спирали 1200 мт.
«Авро» вывозка – 2 часа, 5-8 вывозных и 7 самостоятельных.
«Авро» тренировка – 6 часов развороты и крены 45 ͦ .
«Авро» высший пилотаж – 10 часов.
Всего 28 часов.

Для учеников намеченных по истребительной линии высший пилотаж на «Авро» сокращен до 7-ми часов и введена тренировка на «Ньюпоре» — 8 часов.

Таким путем самостоятельная тренировка для учеников по линии разведывательной определялось в 28 часов, а по истребительной – в 26 часов.

В 1921 году окончили школу 31 учеников, в 1922 году 33 человека.

Приказом по Красному Воздушному Флоту от 20 Декабря 1921 года за № 11 1-й лётной школе авиации предписано переехать на Качу близ Севастополя.

С этого момента, фактического слияния потомков Севастопольской офицерской школы авиации и Одесского отдела высшего пилотажа Гатчинской военной авиационной школы, начинается история советской 1-ой военной школы летчиков на Каче. Ее раннюю историю читайте в продолжении статьи «И Кача вспрянет ото сна, часть III».

***

Источники:

1. РГВА. Ф. 29. Оп. 11. Д. 11. 112 Л.
2. РГВА. Ф. 29. Оп. 11. Д. 1. 419 Л.
3. РГВА. Ф. 29. Оп. 11. Д. 51. 66 Л.
4. РГВА. Ф. 29. Оп. 11. Д. 31. 123 Л.
5. РГВА. Ф. 29. Оп. 16. Д. 37. 162 Л.
6. РГВА. Ф. 29. Оп. 4. Д. 70. 110 Л.
7. РГВА. Ф. 29. Оп. 11. Д. 30. 387 Л.
8. РГВА. Ф. 29. Оп. 11. Д. 5. 84 Л.
9. РГВА. Ф. 29. Оп. 17. Д. 98. 94 Л.
10. РГВА. Ф. 29. Оп. 8. Д. 598. 37 Л.
11. РГВА. Ф. 29. Оп. 11. Д. 4. 301 Л.
12. РГВА. Ф. 29. Оп. 31. Д. 108. 332 Л.
13. РГВА. Ф. 34912. Оп. 1. Д. 4657. 62 Л.

  1. Закончил Гатчинскую военную авиационную школу, РГВА, фонд 29 «Управление начальника военно-воздушных сил РККА», опись 4 «Организационно-строевая часть_Организационный отдел», дело 268 «Именные списки и сведения о личном составе авиационных школ и переписка по личному составу», 20.01 — 20.02.1919 г., 473 листа, листы 361-363 с об. Предположительно, перелетел из Алатыря в Самару в бывшее Харьковское отделение Гатчинской военной авиационной школы, 05.08.1918 г. ставшее белой «Военно-авиационной школой народной армии», где прапорщик Рябов зачислен на провиантское и приварочное довольствие 29 августа того же года, РГВА, фонд 39836 «Военно-авиационная школа народной армии», опись 1 «Военно-авиационная школа народной армии», дело 1 «Приказы по военно-авиационной школе Народной армии», 06.08 — 31.12.1918 г., 70 листов, лист 23. Рябов находится в списке «Злостные перелеты» с указанием перелета в августе 1918 г., РГВА, фонд 29 «Управление начальника военно-воздушных сил РККА», опись 4 «Организационно-строевая часть_Организационный отдел», дело 230 «Указания о применении авиации; именные списки сотрудников Главвоздухфлота и ведомости потерь и несчастных случаев в авиационных частях», 25.01 — 31.07.1919 г., 79 листов. В Алатырском, а позже в Зарайском отделе высшего пилотажа Егорьевской авиашколы он больше не фигурировал. []
  2. Бывший Одесский отдел высшего пилотажа Гатчинской военной авиационной школы. []
  3. В многочисленных документах того периода назывался по разному — Алатырский отдел высшего пилотажа и Алатырская авиашкола. []
  4. Родился 11 мая 1894 года, г.Кашира Тульской губернии. Награжден орденами Анны 4 и 3 степеней, Станислава 3 и 2 степеней. 1 октября 1912 года поступил службу молодым солдатом на правах вольноопределяющегося 1 разряда. Сапер. 29.01.1916 г. командирован в Гатчинскую авиационную школу. Выдержал полетные испытания на самолете Моран-Парасоль и 15 октября 1916 года удостоен звания «Летчик». 7 ноября того же года командирован в Одесский отдел школы для переучивания на самолетах-истребителях. 3 декабря 1916 года удостоен звания «Военный Летчик». 12.02.1917 г. прикомандирован к постоянному составу школы и назначен и.д. обучающего офицера и исполнением должности инструктора.

    12 августа 1918 года назначен на должность начальника команды управления школы, 16 августа того же года на должность ее адъютанта. 17.11.1917 г. зачислен в постоянный состав школы.РГВА, фонд 29 «Управление начальника военно-воздушных сил РККА», опись 11 «Учебный отдел», дело 51 «Послужные списки сотрудников Петроградских воздухоплавательных курсов», 66 листов, листы 63-65 с об. []

  5. Согласно различным документам, 7 либо 13. []
  6. РГВА, фонд 29 «Управление начальника военно-воздушных сил РККА», опись 31 «4-й Отдел 1-го Управления ВВС_3-й Отдел военно-учебных заведений ВВС_Управление военно-учебных заведений ВВС», дело 108 «Исторические формуляры школ ВВС КА на 1934 г.», 15.07 — 21.12.1935 г.г., 332 л. []
  7. Приведенный ниже состав не полный. []
  8. Родился в 1888 году в г.Воронеж. Окончил Воронежский Кадетский корпус, Николаевское инженерное училище, Севастопольскую офицерскую школу авиации.  Бывший штабс-капитан, участвовал в Русско-Германской войне, знаков за боевые отличия не имеет. 01.09.1918 г. зачислен старшим инструктором – начальником отдела народной социалистической авиационной школы в г. Зарайске. []
  9. Родился в 1889 году в г.Брянск Орловской губернии. Окончил среднее техническое училище, Алексеевское военное училище, Севастопольскую офицерскую школу авиации. Бывший штабс-капитан.  Награжден орденами: св.Станислава 2 и 3 степени, св.Анна 4, 3 и 2 степени, св.Владимира 4 степени, Георгиевским золотым оружием, орденом св. Георгия 4 степени, Румынским орденом Короны старшего офицера. Принимал участие в войне с Германией с 1914 по 1918 годы. 07.06.1919 г. прибыл и зачислен в списки школы на должность старшего инструктора. []
  10. Родился в 1886 г. в селе Середа, Волоколамского уезда, Московской губернии. Окончил 1-ю Московскую гимназию, Алексеевское военное училище и Севастопольскую офицерскую школу авиации. Бывший штабс-капитан. Имеет все ордена, кроме Георгиевского креста. 11.02.1919 г. прибыл и зачислен в списки отдела школы в г.Зарайске на должность инструктора. []
  11. Родился в 1896 г. в селе Сергиев, Начайской волости, Ряжского уезда, Рязанской губернии. Окончил коммерческое училище, коммерческий институт, Гатчинскую военную авиационную школу. Прибыл и зачислен в списки Егорьевской школы авиации на должность инструктора 12.06.1919 г. []
  12. Родился в 1896 году в г.Петроград. Окончил реальное училище, 3 курса Петроградского политехнического института, Севастопольскую офицерскую школу авиации. Бывший прапорщик, награжден орденом св. Анны 4 степени. В 1917 году воевал на Румынском фронте. 13.03.1919 г. прибыл в школу на должность инструктора и зачислен на испытание, 31.03.1919 г. принял лётную группу. []

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image