Минно-торпедная и бомбардировочная авиация ЧФ, подобно Балтийской МТА, вышла из недр разведывательной авиации. Истории их создания и развития, во многом, были схожи и прошли одни и те же этапы.
В конце 1929 г. на Чёрном море (практически одновременно с Балтикой) была сформирована 9-я авиационная бригада, в которую вошли 60-я и 63-я ОМРАЭ, 55-й и 64-й ОМРАО[1]. Все эти части были вооружены летающими лодками «Савойя» S-626hc, «Дорнье Валь» и поплавковыми самолётами MP-1.
В 1931 г. в составе ВВС ЧМ появляется первая минно-торпедная часть — 34-й минно-торпедный авиаотряд, который был вооружён самолётами ТБ-1 а на поплавках в торпедоносном варианте.
В 1932 г. 9-я авиабригада была переименована в 506-ю АБ, а на следующий год она стала именоваться 106-й (морской тяжёлой) авиационной бригадой.
В конце 1935 г. в составе ВВС ЧФ формируется первое соединение колёсных бомбардировщиков — 71-я легкобомбардировочная авиационная бригада, в которую вошли 43-я, 44-я и 45-я ЛБАЭ (год спустя к ним добавились 64-я и 66-я СБАЭ). Первоначально эскадрильи бригады были вооружены самолётами Р-1 и Р-3, а позднее они перевооружились на бомбардировщики СБ. В этом же году 34-й МТАО был развёрнут в 35-ю минно-торпедную авиационную эскадрилью.
Весной 1938 г. была проведена реорганизация Морской Авиации, в ходе которой 106-я авиационная бригада была обращена на формирование 119-го морского разведывательного авиационного полка (на самых массовых советских гидросамолётах МБР-2), а 71 -я СБАБ — на формирование 40-го СБАП (на самолётах СБ).
В конце 1939 г. на базе 35-й МТАЭ был сформирован 2-й минно-торпедный авиационный полк (на самолётах ДБ-3), который вместе с 40-м СБАП был включён в состав новой 63-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС ЧФ.
Летом 1940 г. бомбардировочная авиация ВВС ЧФ пополнилась ещё одной частью — 78-й ОБАЭ на самолётах СБ, которая была выделена из состава 40-го СБАП для вновь сформированной Дунайской военной флотилии.
К началу Великой Отечественной войны в бомбардировочной и минно-торпедной авиации ЧФ имелось 136 бомбардировщиков и торпедоносцев, в том числе, 61 ДБ-3 и ДБ-3ф и 75 СБ[2]. После 22 июня она пополнилась некоторым количеством самолётов СБ из 6-й ЛБАЭ Авиации Погранвойск НКВД и несколькими Пе-2, которые были включены в состав 40-го БАП. В начале осени 1941 г., ввиду острой нехватки бомбардировщиков, была сформирована 95-я ОНБАЭ, на самолётах У-2б, которая просуществовала до февраля, после чего была расформирована (тогда же была расформирована и 78-я ОБАЭ).
К лету 1942 г. минно-торпедная авиация ЧФ пополнилась ещё одним полком, на самолётах ДБ-3ф — 36-м МТАП, который был сформирован в марте-апреле на базе личного состава 1-го ЗАП ВВС ВМФ. В это же время 2-й МТАП, за мужество и героизм, проявленные в боях за Севастополь, был преобразован в 5-й гв. МТАП. В июле 63-я БАБ была переформирована в 1-ю МТАД, в которую вошли 5-й гв. МТАП и 40-й БАП, а 36-й МТАП остался отдельным полком, подчинённым непосредственно командующему ВВС ЧФ.
Очередное существенное изменение в составе МТА и БА ЧФ произошло весной 1944 г. К этому времени 119-й МРАП был переформирован сначала в 119-й дальнебомбардировочный авиационный полк, а с января 1944 г. — в 13-й гв. ДБАП на самолётах А-20 «Бостон». В апреле он был включён в 1-ю МТАД, вместо 36-го МТАП, который убыл на Север. Из состава ВВС СФ на Чёрное море был переброшен 29-й ПАП, на самолётах Пе-2. Вместе с 40-м ПАП, который также был перевооружён на пикировщики Пе-2, он был включён в состав новой 13-й пикировочной авиационной дивизии.
В сентябре 1944 г. боевые действия на Чёрном море завершились. ВВС ЧФ приступили к плановой боевой подготовке, за исключением некоторых авиачастей, которые были переданы в состав ВВС воюющих флотов. До конца Второй мировой войны в составе МТА и БА находилось две авиадивизии: 2-я гв. МТАД (бывш. 1-я МТАД) трёхполко-вого состава (5-й гв. МТАП, 13-й гв. МТАП и 11-й гв. ИАП) и 13-я ПАД двухполкового состава (29-й ПАП и 40-й ПАП). На их вооружении состояло около 60 торпедоносцев Ил-4 и А-20 «Бостон» и около 60 пикировщиков Пе-2.
В 1947-1949 гг. минно-торпедные полки перевооружились на самолёты Ту-2. В это же время пикировочные полки прошли реорганизацию и стали именоваться 565-м ДБАП и 569-м ДБАП. Сама 13-я ПАД была переименована в 88-ю ДБАД. Несмотря на такое переименование, полки дивизии до начала 1950-х гг. оставались вооружёнными уже устаревшими самолётами Пе-2. Только в 1951 -1952 гг. она была перевооружена на торпедоносцы Ту-2. Тогда же сама дивизия была переименована в 688-ю МТАД, а полки — в 1675-й и 1676-й МТАП соответственно.
Последующее десятилетие минно-торпедная авиация ЧФ претерпела различные оргштатные преобразования. В этот период полки МТА неоднократно меняли свою принадлежность дивизиям. Эти процессы, с современных позиций, не всегда находят логичное объяснение, но, очевидно, командование ВВС ВМФ преследовало при этом вполне определённые цели…
С 1951 г. на вооружение 5-го гв. МТАП и 1676-го МТАП поступили реактивные самолёты Ту-14 и Ил-28. В этом же году был сформирован ещё один полк — 1817-й МТАП на самолётах Ил-28, который пополнил 2-ю гв. МТАД.
В конце 1952 г. в составе ВВС ЧФ была сформирована отдельная авиационная эскадрилья специального назначения. Эта авиационная часть была уникальна тем, что на её вооружение поступили самолёты Ту-4, которыми вооружались только Дальняя Авиация. Вскоре эта эскадрилья СпН была переформирована в 27-ю учебно-тренировочную часть ВВС ЧФ. Необходимость её формирования в составе ВВС ЧФ объясняется тем, что самолёты Ту-4 были вооружены крылатыми ракетами КС системы «Комета». Это было принципиально новым оружием, которым предполагалось вооружить части МТА ВМФ. На базе УТЧ №27 проходило изучение возможностей нового оружия и подготовка личного состава к его применению и обслуживанию.
В 1953 г. на торпедоносцы Ил-28 перевооружились также 13-й гв. МТАП и 1675-й МТАП.
В апреле 1955 г. прошла ещё одна реформа ВВС ВМФ, в ходе которой некоторые соединения и части МТА вновь сменили свои номера. Так, 688-я МТАД стала 141-й МТАД, а 1675-й, 1676-й и 1817-й МТАП переименованы, соответственно, в 942-й, 943-й и 981-й МТАП. В этом же году на базе УТЧ №27 был сформирован 124-й ТБАП, который вместе с 5-м гв. ТБАП СпН образовал новую 88-ю ТБАД СпН.
В 1955 г. на вооружение 5-го гв. МТАП АД поступили самолёты ТУ-16, сначала в торпедоносном, а позднее — в ракетоносном вариантах; а в 1957 г. на эти самолёты перевооружились 124-й МТАП ДД и 943-й МТАП АД ВВС ЧФ. Во многом, это предопределило их дальнейшую судьбу.
В конце 1958 г. МТА ВВС ЧФ пополнилась ещё одной авиационной частью. На этот раз ею стал прославленный в боях Великой Отечественной войны 819-й гв. бомбардировочный авиационный полк (бывш. 82-й гв. БАП) на самолётах Ил-28. Он перешёл к морякам из состава ВВС Таврического ВО. Вскоре полк переименовали в 819-й гв. МТАП. В это же время были расформированы управление 141-й МТАД и 942-й МТАП.
К началу «хрущёвских» реформ ВС СССР минно-торпедная авиация подошла составом двух дивизий (2-я гв. МТАД и 88-я МТАД ДД) в которые входило пять минно-торпед-ных полков (5-й гв. МТАП, 13-й гв. МТАП, 819-й гв. МТАП, 943-й МТАП, 981-й МТАП). В середине 1960 г. было расформировано управление 2-й гв. МТАД, а также 13-й гв. МТАП, 819-й гв. МТАП и 981-й МТАП, вооружённые самолётами Ил-28. Уцелели 88-я МТАД ДД и полки на самолётах Ту-16 (5-й гв. МТАП ДД. 124-й МТАП ДД и 943-й МТАП АД). Но в 1961 -1962 гг. управление 88-й МТАД ДД было расформировано, а её полки стали отдельными частями, подчинёнными командующему Авиации ЧФ. С весны 1961 г. они стали называться морскими ракетоносными полками.
В сентябре 1961 г. в составе Авиации ЧФ был сформирован новый полк на самолётах Ил-28, которому в последующем передали награды и почётные наименования от 13-го гв. МТАП. Новая часть стала именоваться 855-м гв. ОМТАП. Он просуществовал до середины 1963 г., после чего был расформирован.
Спустя 10 лет, в 1971 г. было восстановлено управление 2-й гв. МРАД на аэр. Гвардейское. В состав дивизии включили три оставшихся ракетоносных полка, на самолётах Ту-16: 5-й гв. МРАП на аэр. Весёлое, 124-й МРАП на аэр. Гвардейское и 943-й МРАП на аэр. Октябрьское.
Ещё почти 20 лет состав и дислокация МРА ВВС ЧФ оставались неизменными. Менялась только авиационная техника. В 1974 г. 943-й МРАП получил на вооружение сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22м2. Самолёты Ту-16 оставались на вооружении его третьей эскадрильи, а также двух остальных полков дивизии.
В 1985 г. 5-й гв. МРАП перевооружился сразу на Ту-22мЗ, минуя «двойки», а в 1987 г. на «тройки» перевооружился и 943-й МРАП. Третий полк дивизии — 124-й МРАП, продолжал эксплуатировать Ту-16 вплоть до своего расформирования 1990 г.
В конце 1994 г. управление 2-й гв. МРАД и 5-й гв. МРАП были расформированы, а 943-й МРАП стал отдельным полком. Но и он смог просуществовать после этого всего два года, и в августе 1996 г. был расформирован. Вся авиатехника дивизии была поделена в равных долях между Россией и Украиной. Черноморские Ту-22мЗ, которые отошли России, были направлены в ВВС СФ и ТОФ, а также в состав 240-го гв. ОСАП (ИИ) 444-го ЦБП и ПАС.
Этим завершилась история бомбардировочной, минно-торпедной и морской ракетоносной авиации ВВС ЧФ…
Источники:
- Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
- Ещё в 1925 г. на Чёрном море была сформирована 1-я отдельная морская миноносная авиационная эскадрилья, но, по причине отсутствия минного вооружения, она в том же году была переформирована в 60-ю ОМРАЭ. [↩]
- «Боевая деятельность Авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг.» (М.: Воениздат, 1963, ч.З, с. 11). Другой источник — Платонов А. «Борьба за господство на Чёрном море» (М.: Вече, 2010, с. 325), называет иные цифры: 143 бомбардировщика (70 СБ и 37 ДБ-3) и 36 торпедоносцев ДБ-3. В книге Широкорада А. «Битва за Чёрное море» (М.: Транзиткнига, 2005, с. 39) указано только общее количество бомбардировщиков и торпедоносцев — 138. [↩]
Оставьте свой отзыв