Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Авиация специального назначения ВМФ

Термин «авиация специального назначения ВМФ», согласно трактовке «Военно-энциклопедического словаря»1 включает в себя летательные аппараты радиолокационного дозора, радиоэлектронного противодействия, заправки самолётов топливом в воздухе, траления мин, поисково-спасательные, связи и транспортные самолёты. В настоящем справочнике под этим термином понимаются также учебные,2 волнового управления, корректировочные, буксировочные и санитарные летательные аппараты.

Специальная авиация (авиация специального назначения) шла рядом с боевой авиацией ВВС ВМФ практически с момента её возникновения. Если подходить строго, то именно с неё и началась Морская Авиация. Первой авиачастью зарождавшейся Авиации Российского Императорского флота стала Опытная авиационная станция на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, основанная в августе 1912 г. Она являлась одновременно учебным и опытным подразделением, предназначенным для подготовки морских авиаторов и испытаний летательных аппаратов для флота. Однако, в силу ряда причин, Специальная авиация ВМФ (СпА) осталась в тени своих «боевых подруг». В доступной литературе сведения о частях и подразделениях СпА очень отрывочны, а зачастую и вовсе отсутствуют. Авторами книги проделана большая работа по сбору и систематизации данных о частях СпА ВМФ, однако и на сегодняшний день остаётся ещё очень много «белых пятен» в их истории.

В середине 1920-х гг. прошлого века произошла специализация всей авиации, в том числе и морской. Появились первые истребительные, бомбардировочные, разведывательные части. В начале 1930-х гг. стали появляться и первые части специальной авиации.

Учебно-тренировочная авиация ВМФ

Кроме учебных частей школы Морской Авиации, в составе ВВС морей в конце 1920-х гг. были сформированы учебно-тренировочные отряды (8-й, 87-й, 105-й ОТРЕНАО ВВС БМ, 88-й, 106-й ОТРЕНАО ВВС ЧМ, 3-й, 28-й ОТРЕНАО ВВС МСДВ). Все эти авиационные подразделения существовали при авиабригадах и были предназначены для обучения лётного состава, а также поддержания им навыков в технике пилотирования. Это позволяло экономить моторесурс боевых самолётов. Фактически, к середине 1938 г. упоминания об этих учебно-тренировочных частях в составе ВВС флотов исчезают, и, предположительно, тогда же они были расформированы.

Повторно части учебно-тренировочной авиации появились на флотах весной 1940 г., когда на Балтике, Чёрном море и Тихом океане сформировали 1-ю, 2-ю и 3-ю запасные авиационные эскадрильи. В июле 1941 г. все они были переформированы в 1-й, 2-й и 3-й запасные авиационные полки ВВС БФ, ЧФ и ТОФ.

В мае 1941 г., одновременно с этими авиачастями, на флотах сформировали 2-й, 3-й и 1 -й учебно-резервные полки. На вооружении этих полков состояли практически все типы летательных аппаратов, которые имелись на вооружении строевых частей Авиации ВМФ. Уже в августе того же года все три УРАП были расформированы и обращены на укомплектование запасных полков ВВС флотов. Вскоре обстановка на театрах военных действий вынудила командование ВВС ВМФ вывести все запасные полки из состава флотов и сделать их частями центрального подчинения.

В очередной раз части учебно-тренировочной авиации появились на трех воюющих флотах весной 1942 г., когда были сформированы 7-я УАЭ ВВС БФ, 8-я УАЭ ВВС ЧФ и 11-я УАЭ ВВС СФ. В конце 1943 г. они были развёрнуты в 1-й, 2-й и 3-й УАП соответственно. В этих полках в обстановке, близкой к боевой, проводилась доподготовка лётного состава, прибывающего из авиационных училищ на флоты. В конце 1945 г. эти учебные полки были расформированы, в связи с окончанием войны. С этого времени обучение лётного состава проходило только в морских авиационных училищах и в лётных частях Центральных лётно-тактических курсов усовершенствования офицерского состава Авиации ВМФ.

Развитие авиационной техники и массовое перевооружение частей ВВС ВМФ на реактивные самолёты заставило командование Морской Авиации вновь вспомнить о методах подготовки лётного состава непосредственно на флотах. Во второй половине 1950 г. практически при всех истребительных и минно-торпедных дивизиях были сформированы учебно-тренировочные авиационные эскадрильи. Они были предназначены для переучивания лётного состава на поступающие на флоты самолёты МиГ-15 и Ил-28. Так, только на ТОФ их было 10 единиц. К началу 1954 г. все эти эскадрильи, как выполнившие своё предназначение, были расформированы. С этого времени учебно-тренировочных авиационных частей в составе флотов больше не было.

Корректировочная авиация ВМФ

В конце 1920-х гг. на Чёрном море и Балтике были сформированы корабельные корректировочные авиационные звенья, которые приписали к имевшимся в составе флотов крейсерам и линкорам. На вооружении этих звеньев поступили самолёты «Юнкерс» Ju-20, МУ-1 и КР-1 («Хейнкель» HD.55). В дальнейшем корабельные авиазвенья получили отечественные самолёты КОР-1, КОР-2 и МБР-2. Эти самолёты использовались для ведения воздушной разведки и корректировки артиллерийского огня кораблей флота.

На Чёрном море, по мере вступления в строй крупных боевых кораблей (линкор «Парижская Коммуна», крейсеров «Профинтерн», «Червона Украина» и «Красный Кавказ»), способных нести самолёты, звенья корабельной авиации были сведены в отдельный отряд корабельной авиации (впоследствии переформированный в 34-ю авиационную группу ВВС ЧФ). Эти корабельные корректировочные авиачасти просуществовали почти до середины Великой Отечественной войны (а на Тихом океане — вплоть до 1945 г.), после чего были расформированы.

На Тихий океан, где в начале 1930-х гг. ещё не было крупных боевых кораблей, был перебазирован 7-й ОКОРАО, вооружённый летающими лодками МБР-4. В 1935 г. он был переименован в 60-й ОКОРМАО, а в середине 1938 г. на его базе была сформирована 57-я ОМРАЭ ВВС ТОФ.

В середине 1930-х гг., в дополнение к корабельным отрядам, пришли сухопутные корректировочные отряды. В декабре 1934 г. в составе ВВС БФ имелся 108-й отдельный артиллерийский авиационный отряд. Данная часть числилась в составе ВВС флота до 1937 г. Позднее к нему добавились 71-й ОКОРАО на Балтике, 70-й ОКОРАО на ЧФ, которые перед войной были развернуты, соответственно, в 71-ю и 70-ю ОКОРАЭ. На ТОФ в это же время было сформировано 8-е ОАЗ ПВО (с 1939 г. — 8-й ОКОРАО). Задачей данных частей стала корректировка огня корабельной и береговой артиллерии флотов. Осенью 1941 г. эти части были расформированы.

Во второй половине 1943 г. на флотах вновь был сформирован целый ряд корректировочных частей и подразделений: 13-я ОАРТАЭ ВВС БФ, 17-е ОКОРАЗ и 2-й ОАРТАО ВВС ЧФ, 29-я ОАРТАЭ ВВС СФ, 14-я ОАРТАЭ ВВС ТОФ и 11-й ОАРТАО АмВФ. На вооружении этих частей поступили современные самолёты Ил-2кор. Практически все они к 1948 г. были расформированы, а их личный состав и авиатехника обращены на комплектование корректировочно-буксировочных авиационных частей ВВС флотов.

Летом 1944 г. на базе отряда корабельных истребителей и отдельных корабельных авиационных звеньев ВВС ЧФ была сформирована 24-я отдельная эскадрилья корабельной авиации — единственная авиационная часть такого типа, вооружённая самолётами КОР-2 и Супермарин «Спитфайр». Но, в отличие от ВМС иностранных государств, командование советского ВМФ «не видело» в своих планах корабельную авиацию, и в 1948 г. эта эскадрилья была расформирована.

Примечательно, что 13-я ОАРТАЭ ВВС БФ стала единственной частью специальной авиации ВМФ, которая была награждена орденом Красного Знамени и удостоена почётного наименования «Клайпедская».

Отдельные части корректировочной авиации, просуществовали до середины 1960 г., когда были расформированы, в ходе «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР».

Буксировочная авиация ВМФ

Первоначально буксировочная авиация появилась на Тихом океане, когда в 1937 г. было сформировано 27-е ОБУККОРАЗ, развёрнутое в 1940 г. в 27-ю ОБУКАЭ ПВО. Эта часть в мае 1941 г. была обращена на формирование 50-го СБАП ВВС ТОФ. Там же имелось 9-е ОАЗ ПВО, которое было расформировано в 1943 г.

Части буксировочной авиации на других флотах появились уже в середине Великой Отечественной войны3 и выполняли важные функции обеспечения подготовки сил ПВО флотов при отработке стрельб по движущимся воздушным целям. В 1942-1943 гг. были сформированы 7-е ОБУКАЗ (ОБУКАО) ВВС БФ, 3-е ОБУКАЗ (ОБУКАО) ВВС ЧФ, 1-й ОБУКАО ВВС СФ, 5-я ОБУКАЭ ВВС ТОФ. За исключением ТОФ, где была сформирована сразу буксировочная эскадрилья, на Балтике, Чёрном море и на Севере 7-е, 3-е ОБУКАЗ и 1-й ОБУКАО только в 1944 г. были переформированы, соответственно, в 3-ю, 4-ю и 30-ю ОБУКАЭ. Однако в послевоенное время они подверглись переформированию, вместе с корректировочными частями ВВС флотов, в единые корректировочно-буксировочные авиационные эскадрильи. Их число даже несколько увеличилось, за счёт переформирования 16-го ОТАО ВВС СФ в 23-ю ОБУККОРАЭ и формирования в составе ВВС СТОФ 231 -й (позднее — 257-й) ОБУККОРАЭ. Все эти части просуществовали вплоть до середины 1960 г., когда, в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР», они были расформированы.

В состав Авиаций флотов буксировочная авиация вернулась в середине 1960-х гг., когда на всех четырёх флотах были сформированы четыре (35-я, 48-я, и 188-я)4 отдельные авиационные эскадрильи подготовки и пуска самолётов-мишеней, вооружённые самолётами Ил-28. Кроме буксировки конусов, эти самолёты выполняли запуск планирующих и парашютных мишеней, для выполнения стрельб зенитной артиллерией и ЗРК ПВО флотов. В середине 1970-х гг. эти эскадрильи были преобразованы в отдельные отряды (звенья) подготовки и пуска самолётов-мишеней, которые уже не имели в своём составе самолётов, а только выполняли запуск летающих мишеней типа Ла-17.

Авиация волнового управления ВМФ

В начале 1930-х гг., в рамках создания «москитного флота», появилась идея управления торпедными катерами без экипажей по радио. Она показалась заманчивой для руководства ВМФ, и на оз. Копанское под Ленинградом была создана база ОсТехБюро по испытанию техники «волнового управления» (радиоуправления). Рассматривались разные варианты использования, в качестве носителей аппаратуры ВУ, самолётов Р-5, «Савойя» S-626hc и, позднее, МБР-2. Предпочтение отдали летающим лодкам, которые имели большие возможности размещения на борту громоздкой аппаратуры и, что немаловажно, базирования недалеко от баз торпедных катеров.

Оценив положительно результаты испытаний аппаратуры ВУ, командование Морской Авиации приступило к формированию первых лётных частей, вооружённых самолётами волнового управления. Так были сформированы 1-й, 2-й и 3-й отряды волнового управления (по одному на БФ, ЧФ и ТОФ). В последующем эти отряды были переформированы в 31-ю, 32-ю и 30-ю ОАЭ ВУ, а с середины 1938 г. эти части стали именоваться 58-й, 60-й и 63-й ОАЭ ВУ (в годы войны эти эскадрильи стали разведывательными частями) . Кроме них, имелись также 65-я ОАЭ ВУ на Чёрном море и 67-я ОАЭ ВУ на ТОФ, которые в середине 1938 г. были расформированы. На СФ части авиации волнового управления не формировались, зато на Тихом океане, кроме 63-й ОАЭ ВУ, имелось ещё семь отдельных авиазвеньев ВУ, разбросанных от Владивостока до устья Амура. Это можно объяснить только тем, что, в условиях отсутствия достаточного количества крупных боевых кораблей в составе ТОФ, его командование намеревалось топить «армады» японских линкоров и крейсеров на подходах к побережью советского Дальнего Востока при помощи радиоуправляемых торпедных катеров.

Несмотря на то, что идея боевого применения катеров волнового управления в годы Великой Отечественной войны с треском провалилась, части самолётов-водителей торпедных катеров существовали в составе флотов вплоть до 1947 г., когда были расформированы (по правде говоря, всё это время они использовались исключительно в качестве разведывательных и противолодочных).

Заправочная авиация ВМФ

В составе ВВС ВМФ специальных частей заправочной авиации не было, однако с начала 1960-х гг. в составе ракетоносных и разведывательных полков были сформированы эскадрильи и отряды самолётов-заправщиков, вооружённые Ту-16зщ. Это позволило существенно увеличить радиус действия ударных и разведывательных самолётов. На Севере это позволяло самолётам Морской Авиации достигать Фареро-Исландс-кого рубежа, а на Тихом океане — Гавайских о-вов и залива Аляска. Следует отметить, что система крыльевой заправки была не самой удачной, поэтому дозаправке топливом в воздухе обучались, в первую очередь, наиболее подготовленные экипажи. Оснащение самолётов Ту-22р 15-го и 30-го ОДРАП ВВС БФ и ЧФ системой дозаправки типа «штанга-конус», в условиях стеснённых ТВД Балтийского и Чёрного морей, не дала существенного прироста в дальности полёта самолётов.

В начале 1980-х гг. дозаправка топливом в воздухе в частях МА ВМФ постепенно сошла на нет. Самолёты Ту-16зщ были повсеместно переоборудованы в постановщики помех Ту-16спс или Ту-16е.

Стратегические самолёты Ту-95рц и Ту-142, хотя и сохраняли возможности дозаправки, но, ввиду отсутствия в составе Морской Авиации самолётов-заправщиков, ЗМ и Ил-78 не выполняли её в воздухе.

Авиация радиоэлектронного противодействия ВМФ

В отличие от ВВС Советской Армии, в Морской Авиации имелось весьма ограниченное число самолётов радиоэлектронного противодействия. Появились они в середине 1950-х гг., и на первых порах были представлены самолётами Ли-2, Ил-14 и Ил-28, с аппаратурой радиоразведки и РЭБ. Кроме решения задач радио- и радиотехнической разведки, а также радиопротиводействия, эти самолёты использовались также для проведения телеметрических наблюдений за пусками крылатых ракет и имитации головных частей АКР в интересах ПВО флота. Данные по авиационным частям и подразделениям РЭБ ВВС ВМФ, существующих в это время, очень скудные. Это объясняется большой степенью секретности, распространяющейся на . них. Известно о существовании в составе ВВС БФ 12-го ОАО СпН и 37-го ОАО СпН, которые стали предшественниками частей РЭБ в авиации флота. Подобный 37-й ОАО ОсНаз имелся в эти же годы на ТОФ. Данные о наличии подобных частей и подразделений в составе ВВС СФ и ЧФ отсутствуют. В начале 1960-х гг. все эти подразделения были расформированы, а их авиационная техника передана в части МРА и ТрА.

В начале 1960-х гг. на вооружение Авиации ВМФ стали поступать специализированные самолёты радиоэлектронного противодействия Ту-16спс, Ту-16е. Из них в составе полков МРА на всех флотах были сформированы эскадрильи РЭБ. Эти эскадрильи были предназначены для прикрытия боевых порядков ракетоносцев Ту-16к на маршруте и в районе цели. В 15-м и 30-м разведполках Авиации БФ и ЧФ имелось некоторое количество самолётов-постановщиков помех Ту-22пп, которые должны были прикрывать Ту-22р полков.

В августе 1978 г. на аэр. Быхов, путём выделения из состава 170-го гв. МРАП и 240-го гв. МРАП эскадрилий радиоэлектронной борьбы, был сформирован 342-й авиационный полк РЭБ. Он вошёл в состав 57-й MP АД Авиации БФ и стал первой и единственной специализированной авиационной частью радиоэлектронной борьбы в составе Авиации ВМФ.

Спустя два года полк стал отдельной частью Авиации БФ и был передислоцирован на аэр. Веретье (г. Остров).

В 1989 г. 342-й ОАП РЭБ был расформирован, а его подразделения вновь вернули в состав 170-го и 240-го гв. МРАП.

С появлением на вооружении МРА сверхзвуковых самолётов Ту-22м2 и Ту-22мЗ, возникла проблема прикрытия их на маршруте и в районе цели самолётами РЭБ. Расчёты на поставки от промышленности самолётов Ту-22мп не оправдались, и в составе ракетоносных полков остались «старички» Ту- 16спс и Ту- 16е, однако к середине 1993 г. все они были сняты с вооружения. С этого времени Авиация ВМФ лишилась постановщиков помех.

Авиация связи ВМФ

Первые авиационные подразделения связи в составе ВВС ВМФ появились ещё в 1930-х гг. Так, на Дальнем Востоке имелись 10-е, 12-е ОАЗСВ АмВФ (ОКДВА) и 13-е ОАЗСВ ВВС ТОФ. К началу Великой Отечественной войны в состав ВВС БФ и БелВФ входили 23-е и 24-е ОАЗСВ. Все они были вооружены гидросамолётами МБР-2 (МП-1) и колёсными У-2 и Р-5. Во второй половине войны к имевшимся авиационным подразделениям связи добавились №ОАЗСВ АзВФ, 12-е ОАЗСВ ОнВФ, 7-я ОАЭСВ ВВС БФ, 8-й ОАОСВ (ОАЭСВ) ДнВФ, 9-й ОАОСВ ВВС ЧФ, 19-й ОАОСВ КаВФ. Главной задачей этих авиационных подразделений было осуществление связи между командованием группировок ВВС флотов и подчинёнными частями. Кроме того, они также выполняли транспортные перевозки на флотах. Не случайно в конце войны, в большинстве своем, данные авиационные подразделения, вместе с транспортными авиаотрядами и звеньями, были переформированы в смешанные (транспортные) эскадрильи. Остальные подразделения связи прекратили свое существование в 1948 г.

После 1948 г. в архивной литературе имеются упоминания о существовании в составе ВВС ВМФ 225-го ОАЗСВ на Белом море и 124-й ОСАЭ (бывш. 10-й ОАОСВ) в составе АмВФ, но данные по ним очень отрывочные. Обе они завершили своё существование не позднее середины 1960 г.

Транспортная авиация ВМФ

К началу Великой Отечественной войны в составе ВВС флотов имелись транспортные авиационные отряды: 17-й ОТАО ВВС БФ, 18-й ОТАО ВВС ЧФ, 16-й ОТАО ВВС ТОФ. К 1942 г. К ним добавились 16-й ОТАО ВВС БелВФ и 15-й ОТАО ВВС СТОФ. На вооружении этих подразделений состояли самолёты различных типов: ТБ-1, ТБ-3, Р-5, У-2 и другие. Их главной задачей была доставка личного состава и грузов в интересах флотов и флотилий.

К середине 1944 г. большинство этих авиационных отрядов было переформировано в отдельные смешанные авиационные эскадрильи, куда, кроме них, вошли также авиаподразделения связи, управления и санитарные. Так, на Балтике была сформирована 1-я ОСАЭ, на Чёрном море — 2-я ОСАЭ, на ТОФ — 122-я ОТАЭ.

В 1947 г. на базе этих эскадрилий были сформированы отдельные транспортные авиационные полки. В последующие годы эти части претерпевали неоднократные преобразования.

К моменту развала Советского Союза, в конце 1991 г. на каждом флоте имелось по одному транспортному авиаполку: 263-й ОТАП ВВС БФ, 917-й ОТАП ВВС ЧФ, 912-й ОТАП ВВС СФ и 593-й ОТАП ВВС ТОФ. Кроме них, имелись также отдельные авиационные отряды транспортных самолётов, которые входили в состав управлений дивизий и полков ВВС флотов. В послевоенное время соединения Морской Авиации последовательно перевооружались с самолётов У-2 и Р-5 на Ли-2 (С-47), Як-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, Ан-2, Ан-14, Ан-12, Ан24, Ан-26, Ан-72, Ту-104, Ту-134, Ту-154. Некоторое время в их состав входили подразделения вертолётов Ми-4.

В период 1995-1998 гг. все транспортные полки ВВС флотов были переформированы либо в смешанные, вместе с частями ПЛА, как это произошло на Балтике, Чёрном море и Севере, либо в отдельную эскадрилью, как это было на Тихом океане.

После декабря 2009 г. подразделения транспортных самолётов, основу которых составляли Ан-26 вошли в состав Авиационных баз, сформированных на флотах5.

Санитарная авиация ВМФ

К началу Великой Отечественной войны на всех флотах имелось по отдельному санитарному авиационному звену. На вооружении этих подразделений состояли самолёты МП-1 (МБР-2) и У-2. Данные подразделения осуществляли санитарные перевозки в интересах флотов. Иногда их самолёты использовались в качестве связных и транспортных. Не случайно к 1944 г. все эти санитарные авиазвенья, вместе со связными авиазвеньями, были обращены на формирование смешанных (транспортных) авиационных эскадрилий ВВС флотов.

Перегоночная авиация ВМФ

В начале 1950-х гг., в связи с перевооружением минно-торпедной авиации на новые реактивные самолёты Ил-28 и Ту-14, возникла необходимость перегонки новой авиатехники с авиазаводов на флоты. Так как части перегоночной авиации (1-й и 2-й АППС) прекратили своё существование ещё в конце 1945 г., командование ВВС ВМФ приняло решение о сформировании в составе ВВС БФ, ЧФ и ТОФ (по СФ данные отсутствуют) специальных перегоночных авиационных эскадрилий. В 1951-1952 гг. были сформированы 716-я, 765-я и 777-я ОАЭПС на Балтике, Чёрном море и Тихом океане соответственно. Лётный состав эскадрилий осуществлял перегонку авиатехники не только в строевые части своих флотов, но и за рубеж (в Китай). К концу 1955 г., выполнив своё предназначение, эти эскадрильи перегонки самолётов были расформированы.

Аварийно-спасательная авиация ВМФ

С момента своего формирования и вплоть до середины 1950-х гг. задача спасения экипажей Морской Авиации, терпящих бедствие над морем, фактически, лежала на самих «утопающих». Специальных частей, предназначенных для выполнения аварийно-спасательных действий, на флотах не было. Ситуация несколько изменилась с середины 1950-х гг., когда в составе ВВС флотов появились специализированные части аварийно-спасательной авиации. Они были сформированы на базе уже существующих разведывательных авиационных частей. Так, на Чёрном море появилась 237-я ОАСАЭ, на Севере — 232-я ОАСАЭ, а на ТОФ — 167-я ОАСАЭ. На вооружении этих частей состояли самолёты Бе-6 и вертолёты Ми-4, но в середине 1960 г. они были расформированы, либо переформированы в вертолётные полки.

В середине 1960-х гг. на всех флотах в составе полков ракетоносной и разведывательной авиации были сформированы аварийно-спасательные авиационные отрады (по одному отряду на флот). На их вооружение поступили самолёты Ту-16, оснащённые системой «Фрегат», в состав которой входили сбрасываемые в полёте спасательные радиоуправляемые катера без экипажей. Данные подразделения просуществовали до середины 1980-х гг., когда были расформированы. К счастью, этим отрядам не пришлось на практике доказывать своё значение, за исключением фильма «Случай в квадрате 36-80», где самолёт Ту-16сп Авиации СФ «образцово-показательно» сбрасывал спасательный катер для спасения экипажа аварийной «американской» ПЛ.

В очередной раз попытка возродить аварийно-спасательную авиацию произошла в начале 1990-х гг., когда на аэр. Майгатка была сформирована 355-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья (поисково-спасательная). На этот раз в качестве носителей катеров выступали самолёты Ан-12сп, а сами катера «Ёрш» должны были сбрасываться с командой спасателей. Но в это «лихое время» стало не до спасения на море. Командование ВВС ВМФ не могло позволить транспортным самолётам просто так «утюжить небо», не принося коммерческой пользы…

Во второй половине 1998 г. 355-я ОСАЭ ПС была переформирована в 184-й отдельный авиационный поисково-спасательный отряд, но и он в сентябре 1999 г. был расформирован, а его личный состав и авиационная техника были включены в 310-й ОПЛАП ВВС ТОФ. На этом завершилась история спасательной авиации ВВС ВМФ.

Испытательная авиация ВМФ (СпН).

В большинстве своём части испытательной авиации находились в непосредственном подчинении командованию ВВС ВМФ, но некоторое их число входило в состав Авиаций флотов. Не всегда возможно точно определить назначение этих частей, так как, чаще всего, они относились к режимным объектам и редко упоминались в документах того времени.

В основном, такие авиачасти появилось в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Это было связано с принятием на вооружение частей МТА ДД (будущей MP А) новых ракетных комплексов «Комета». Для подготовки экипажей самолётов носителей и, в то же время, для экономии самих ракет, было найдено компромиссное решение: построить на базе истребителей МиГ-15 и МиГ-17 аналоги ракет КС-1, управляемые лётчиками. Эти самолёты, кроме обычного управления, должны были иметь комплект приёмопередающей радиоаппаратуры, соответствующий системе наведения, и управления ракеты. Они должны были в полёте входить в луч радиолокационной станции носителя, обнаруживать цель, и по командам следовать к ней до определённого удаления, когда пилот самолёта-аналога брал управление на себя. Такие аналоги, под наименованием СДК-5 и СДК-7 (СДК — самолёт-дублёр «Кометы»), были вскоре созданы. Из них на флотах сформировали отдельные истребительные (испытательные) эскадрильи и отряды: №ОИАО при 57-й МТАД ДА. 502-я ОИАЭ СпН при 141 -й МТАД ВВС ЧФ, 108-й ОИАО (117-я ОИАЭ) при 3-й МТАД ДД, 3-й ОИАО (269-я ОИАЭ) при 143-й МТАД ДД ВВС ТОФ. Имеется информация, что, кроме самолётов-дублёров, в составе этих частей имелись обычные истребители, которые должны были прикрывать ракетоносцы на маршруте и в районе пуска. Эти авиачасти прекратили своё существование к середине 1961 г.

Кроме вышеперечисленных, в 1950-1960-х гг. на флотах имелся ещё ряд частей специального назначения, но информация о них крайне ограниченная и не позволяет определить их предназначения.

В раздел частей специальной авиации авторы включили также смешанные полки и эскадрильи Морской Авиации, которые имелись на флотах. Основное их описание даётся в тех разделах, которые в большей степени соответствовали основному предназначению частей (как, например, в случае со 169-м гв. ОСАП ВВС ТОФ, который большую часть своей истории был бомбардировочным и ракетоносным полком).

Источники:

  1. Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
Примечания:
  1. М.: Воениздат, 1984 []
  2. Части учебной авиации и ряд специальных частей и подразделений, в большинстве своём, рассмотрены во втором разделе книги «Учреждения, соединения и части центрального подчинения ВВС ВМФ». []
  3. Эта ситуация вызывает удивление. Скорее всего, авторы не смогли найти информацию о существовании буксировочной авиации на других флотах в довоенное время. []
  4. Номер четвертой эскадрильи требует уточнения. []
  5. Любопытно, что при передаче в 2011 г. МРА, ИА и ША из состава МА ВМФ в состав ВВС и ПВО, страны транспортная авиация осталась в подчинении флотского командования, хотя из других видов и родов Вооружённых Сил ее в это же время изъяли. []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image