Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Минно-торпедная и бомбардировочная авиация Северного флота

На СФ бомбардировочная и минно-торпедная авиация появилась почти на 10 лет позже, чем на Балтийском и Чёрном морях. Это объясняется, главным образом, тем, что командование Авиации ВМФ и самого Наркомата ВМФ рассматривало данный ТВД как второстепенный в будущей войне. Но, по иронии судьбы, именно через северные порты в годы Великой Отечественной войны протекал основной поток вооружения и грузов, которые поставлялись в СССР западными союзниками. Кроме того, морем проходили основные пути снабжения германских войск в Заполярье. Поэтому борьба за коммуникации вышла на первое место в боевых действиях на Севере.

К началу Великой Отечественной войны наносить удары по противнику на земле и в море могла всего лишь одна бомбардировочная эскадрилья самолётов СБ из состава 72-го САП ВВС СФ. Она была сформирована в ходе советско-финской войны на базе самолётов и экипажей частей ВВС КА, переданных флоту в декабре 1939 г.

Короткая, но ожесточённая финская кампания не смогла в полной мере осветить все проблемы, которые возникали в связи с отсутствием на Севере достаточного количества ударной авиации. Поэтому вплоть до нападения фашистской германии на Советский Союз в июне 1941 г. ситуация с ней мало изменилась.

Только в июле 1941 г. в 72-м САП ВВС СФ была сформирована ещё одна эскадрилья самолётов СБ. В сентябре она перевооружилась на более современные бомбардировщики Пе-2. Ожесточённые бои на всех фронтах и большие потери в самолётах и лётном составе не позволяли значительно нарастить состав ударных сил ВВС СФ на первом этапе войны. Но командование ВВС ВМФ предприняло ряд мер, чтобы хоть как-то смягчить ситуацию. Поэтому в середине сентября на Север с Балтики были перебазированы 3 самолёта ДБ-3ф, вместе с экипажами. Они также вошли в состав бомбардировочной эскадрильи 72-го САП. Таким образом, в составе ВВС СФ имелось 10 СБ, 4 ДБ-3ф и 3 Пе-2. Эти силы, совместно с бомбардировщиками ВВС КА, которые в ограниченном количестве имелись в Заполярье, пытались решить все ударные задачи, которые ставились командованием флота и фронта.

В марте 1942 г. бомбардировочная авиация ВВС СФ пополнилась ещё шестью самолётами ДБ-3ф, которые перегнали с Тихого океана. Это позволило сформировать в составе 2-го гв. САП (бывш. 72-й САП) минно-торпедную эскадрилью.

В июне 1942 г. на Север прибыли 28-й и 29-й БАП, на самолётах Пе-2, сформированные на базе ВМАУ им. С.А.Леваневского в марте того же года, и 35-й МТАП на самолётах ДБ-Зф, сформированный в апреле на базе 1-го ЗАП ВМФ. Эти полки первоначально входили в состав Особой морской авиационной группы ВМФ, которая была направлена на Север для усиления авиационной группировки ВВС СФ.

В июле 1942 г. в ОМАГ была включена ещё одна бомбардировочная часть — 121-й ББАП, на самолётах Пе-2 и Пе-3.

В сентябре 1942 г. в ОМАГ вошла ещё одна авиационная часть — 13-й АП, вооружённым дальними истребителями Пе-3бис и разведчиками-бомбардировщиками Р-5. Эти устаревшие самолёты широко использовались в качестве бомбардировщиков в условиях полярной ночи и сложных метеоусловий, когда обычная авиация не могла летать.

Торпедоносец «Хэмпден» 24-го МТАП СФ

Торпедоносец «Хэмпден» 24-го МТАП СФ

В середине октября 1942 г. на базе бомбардировочной и минно-торпедной эскадрилий 2-го гв. САП была сформирована первая ударная часть ВВС СФ — 24-й минно-торпедный авиационный полк. Кроме отечественных самолётов, в состав полка вошли английские торпедоносцы Хендли-Пейдж «Хемпден», переданные в дар Советскому Союзу правительством Великобритании.

Осенью 1942 г. ОМАГ была расформирована, а её полки частично переданы в состав ВВС СФ, частично расформированы, частично направлены в тыл на переформирование. В то же время в ноябре на Севере создаётся целое ударное соединение — 5-я бомбардировочная авиационная бригада, куда, кроме 24-го МТАП, вошли 29-й БАП, 121-й БАП и 255-й ИАП. На вооружении бригады состояли торпедоносцы Ил-4, «Хемпден», бомбардировщики Пе-2, истребители Пе-3, ЛаГГ-3 и Як-1.

В июле 1943 г. бригада была переформирована в 5-ю минно-торпедную дивизию, и до конца войны она оставалась единственным бомбардировочным и минно-торпедным соединением в составе ВВС СФ.

В 1943-1944 гг. зона боевых действий в Заполярье распространилась на восточную часть Арктики, куда прорывались немецкие надводные и подводные рейдеры. В связи с этим, командование ВВС СФ и ВВС БелВФ вынуждены были сформировать в составе 44-го и 54-го САП ВВС БелВФ бомбардировочные эскадрильи, вооружённые самолётами Ил-4 и А-20 «Бостон». Авиационная техника для этих подразделений была, в основном, выделена из состава 9-го гв. МТАП (бывш. 24-й МТАП) ВВС СФ. Эти эскадрильи просуществовали до конца войны, после чего были расформированы.

В апреле 1944 г. 29-й БАП, на самолётах Пе-2, был переброшен на Чёрное море, а вместо него на Север был перебазирован 36-й МТАП на торпедоносцах Дуглас А-20 «Бостон», который вошёл в состав 5-й МТАД. Такая «рокировка» была связана с тем, что, в условиях наступления советских войск, целей на суше оставалось всё меньше, и на первый план вышла задача воспрепятствования эвакуации немецких войск из Норвегии морем.

В июле 1945 г. 36-й МТАП был перебазирован на Дальний Восток, где ограниченно принял участие в боевых действиях с милитаристской Японией.

К началу послевоенного преобразования ВС СССР ударная авиация ВВС СФ подошла составом 5-й МТАД, в которую входил 9-й гв. МТАП, на самолётах Ил-4 и А-20 «Бостон». В 1947 г. в состав дивизии был передан 567-й МТАП (бывш. 95-й АП), на самолётах А-20 «Бостон».

В начале 1950-х гг. полки дивизии перевооружились на реактивные торпедоносцы Ил-28 и Ту-14.

С 1951 г. в составе 5-й МТАД на аэр. Североморск-1 начал формироваться 1941-й МТАП, на самолётах Ту-14.

В 1954 г. 574-й МТАП из состава ВВС СФ был передан в состав ВВС БелВФ и вошёл в 599-ю САД.

Весной 1955 г. МТА СФ пополнилась 924-м гв. МТАП (бывш. 1534-й гв. МТАП ВВС 5-го ВМФ), на самолётах Ил-28, который прибыл на аэр. Североморск-1 из Порт-Артура. Тогда же 1941-й МТАП был переименован в 987-й МТАП.

Вторая половина 1950-х гг. ознаменовалась перевооружением МТА на реактивные бомбардировщики и торпедоносцы Ту-16. Первым на них в апреле 1956 г. перевооружился 9-й гв. МТАП, потом, в январе 1957 г. — 924-й гв. МТАП; следом, в ноябре 1957 г. — 574-й МТАП, и, наконец, в декабре 1959 г. — 987-й МТАП.

В 1961 г. 574-й МРАП (в это время МТА была переименована в морскую ракетоносную авиацию) становится отдельным полком, в связи с расформированием 380-й САД (бывш. 599-я САД).

В 1972 г. 9-й гв. МРАП перебазировался на аэр. Веретье (г. Остров Псковской области), где вошёл в состав Авиации БФ. Спустя два года эта прославленная в годы Великой Отечественной войны авиационная часть была расформирована.

В 1982 г. 574-й ОМРАП был включён в состав 5-й МРАД, в которую, кроме него, входили также 924-й гв. МРАП и 987-й МРАП. Все полки дивизии были вооружены самолётами Ту-16 различных модификаций.

Новый этап в развитии МРА СФ начался в 1988 г., когда 924-й гв. МРАП перевооружился с Ту-15 сразу на сверхзвуковые ракетоносцы 2-го поколения Ту-22мЗ. Следом за ним, в 1990-1991 гг. на эти самолёты перевооружили и 574-й МРАП. Третий полк дивизии — 987-й МРАП, вплоть до своего расформирования в марте 1993 г. продолжал эксплуатировать Ту-16.

В условиях «новой России» 5-я МРАД среди соединений ракетоносной авиации ВМФ продержалась дольше всех: в июне 2002 г. управление дивизии на аэр. Оленья и 574-й МРАП на аэр. Лахта были расформированы. Уцелевший 924-й гв. МРАП стал отдельным полком на самолётах Ту-22мЗ, базирующимся на аэр. Оленья.

Ещё целых семь лет судьба была благосклонна к полку. К этому времени прекратила своё существование МРА на Балтике и Чёрном море. На Тихом океане последний уцелевший 568-й гв. ОМРАП уже был переформирован в 568-й гв. ОСАП, в составе которого, наряду с другими типами самолётов, имелись две эскадрильи ракетоносцев Ту-22м3.

В конце 2009 г., в рамках перехода ВС РФ «на новый облик», когда все остальные полки были обращены на формирование авиационных баз, 924-й гв. ОМРАП уцелел, и ещё до марта 2010 г. ожидал своей участи. Первоначально его планировали передать в состав Дальней Авиации, но её командование всячески затягивало процесс передачи. В результате, командованию МА ВМФ пришлось включить его в состав 7051 -й гв. АвБ МА СФ, которая включала в себя два аэродрома: Кипелово и Оленья.

Окончательно судьба полка определилась в середине 2011 г., когда уцелевшую после всех этих «преобразований» авиационную технику и личный состав передали в состав ВВС и ПВО РФ, без изменения места дислокации.

Таким образом, перевернулась последняя страница в истории бомбардировочной, минно-торпедной и ракетоносной авиации СФ…

Источники:

  1. Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image