История данной части берёт начало с 4-й бомбардировочной и 5-й минно-торпедной авиационных скадрилий 2-го гв. САП ВВС СФ (см. ниже), а также 144-й и 455-й торпедоносных авиационных эскадрилий Авиации ВМС Великобритании (FAA).
5 сентября 1942 г. на аэродроме Африканда приземлились 24 самолёта Хендли-Пейдж «Хемпден» из состава 144-й и 455-й эскадрилий берегового командования ВВС Великобритании. Всего с аэр. Самбург на Шетлендских островах вылетело 32 самолёта данного типа для участия в операции «Оратор» по проводке конвоя PQ-18. Один самолёт разбился, два совершили вынужденную посадку в Швеции и один самолёт — вынужденную посадку в Финляндии. Два «Хемпдена» сбили немецкие истребители, и один был сбит немецким сторожевым кораблём. Ещё один самолёт был сбит, по ошибке, советскими истребителями Як-1 над Мотовским заливом. Один торпедоносец приземлился в районе Мончегорска, один самолёт — на аэр. Ваенга, а один разбился при посадке в районе Нива-2. В этот же день 8 «Хемпденов» перелетели с аэр. Африканда на аэр. Ваенга.
7 сентября 1942 г. 23 «Хэмпдена» сосредоточились на аэр. Ваенга. Их задачей была атака немецких боевых кораблей, в случае попытки последних осуществить перехват конвоя PQ-18.
Английское авиакрыло продолжало нести потери не только в воздухе, но и на земле. Так, 27 сентября, при налёте немецкой авиации на аэр. Ваенга, там было уничтожено 3 самолёта «Хемпден», и ещё 9 самолётов повреждено.
12 октября решением премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля 20 уцелевших самолётов «Хемпден» были переданы в дар Советскому Союзу и вошли в состав ВВС СФ.
Судьба этих морально устаревших самолётов была незавидной: пять из 20-ти переданных англичанами самолётов потерпели аварии уже в период освоения лётным составом ВВС СФ, и ещё семь — в ходе боевых действий в январе 1943 г.
14 октября 1942 г., на основании приказа НК ВМФ №0871 от 09.10.1942 г., на аэр. Североморск-1 (Ваенга-1) был сформирован 24-й минно-торпедный авиационный полк ВВС СФ, по штату 030/264, двухэскадрильного состава. Временно командиром полка был назначен капитан А.З.Стоянов, которого сменил майор Шипилов. Эскадрильи, из которых формировался новый полк, были взяты из состава 2-го гвардейского САП: 4-я бомбардировочная эскадрилья самолётов СБ и Пе-2 (командир — капитан А.З.Стоянов) и 5-я минно-торпедная эскадрилья самолётов Ил-4 (командир — капитан Г.Д.Попович).
19 октября 1942 г. были выполнены первые полёты на самолётах «Хемпден». Первый вылет совершил капитан И.Я.Гарбуз, за ним — капитан А.З.Стоянов.
К 30 октября, на основании приказа НК ВМФ №00373 от 23.10.1942 г., в составе полка формируется 3-я АЭ, из экипажей 118-го разведывательного полка и 35-го минно-торпедного полка (8 ДБ-3ф ). Её командиром был назначен И.Я.Гарбуз. Вскоре, 18 ноября капитан И.Я.Гарбуз — основатель минно-торпедной авиации Северного Флота, погиб в авиационной катастрофе самолёта «Хемпден».
16 декабря 1942 г. 4 самолёта «Хемпден» полка впервые бомбили объекты противника в п. Киркенес.
18 декабря 1942 г., при выполнении вылета на свободную охоту в районе Тана-фьорд, экипаж капитана С.Трунова торпедировал немецкий транспорт. Этим было положено начало применения полка в качестве торпедоносного.
По состоянию на 1 января 1943 г., в составе 24-го МТАП имелось 9/5 Ил-4 (10 экипажей) и 13/9«Хемпденов» (19 экипажей) . В этот день произошла первая боевая потеря 24-го МТАП — из боевого вылета не вернулся экипаж командира эскадрильи капитана А.З.Стоянова на самолёте «Хемпден».
Командир 2-й эскадрильи 24-го МТАП капитан А.З. Стоянов.
29 января 1943г. 24-й МТАП потерял 3 самолёта «Хемпден»; погибли экипажи капитана Трунова и ст. лейтенанта С.Малыгина. Экипаж А.Островского совершил вынужденную посадку. В этом вылете был, предположительно, потоплен немецкий транспорт водоизмещением 12000 т.
По состоянию на 1 февраля 1943 г., в 24-м МТАП осталось только 11 самолётов «Хемпден».
Подготовка торпеды к подвеске под «Хэмпден».
10 марта 1943 г. в полк поступили первые 7 самолётов Дуглас А-20 «Бостон», модификаций В и С. Новые машины были включены в состав 2-й АЭ, ранее воевавшей на самолётах «Хемпден».
На 1 мая 1943 г. в полку осталось только 7 самолётов «Хемпден». Из них — всего два в исправном состоянии. Уцелевшие машины были сосредоточены в 3-й АЭ.
10 мая состоялось боевое крещение самолётов А-20 «Бостон». Поскольку оснастить машины торпедными мостами ещё не успели, им предстояло выступить в роли обычных, «горизонтальных» бомбардировщиков. В налёте участвовала пятёрка «Бостонов» (командиры экипажей капитаны А.Адинсков, С.Макаревич, А.Величкин, лейтенант В.Емельяненко и мл. лейтенант Керницкий) и три Пе-2. Сбросив бомбы с высоты около 3000 м, бомбардировщики добились одного попадания в транспорт «Феодосия» (3075 брт).
Приказом НК ВМФ №190 от 31.05.1943 г., за мужество и героизм, проявленные в боях личным составом полка, 24-й МТАП был преобразован в 9-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк.[1]
За первую половину 1943 г. противником было сбито 12 самолётов «Хемпден» и два Ил-4. В том числе, только за июнь полк потерял 6 самолётов с экипажами. Таким образом, кроме самолётов А-20, проходящих дооборудование торпедными мостами, в боевом составе полка на аэр. Североморск-1 оставалось 5/4 «Хемпдена» и 7/4 Ил-4 (в том числе, один неисправный, на аэр. Амдерма).
4 июля 1943 г., при выполнении боевого вылета на удар по вражескому конвою в районе Вардё, в результате атак немецких истребителей, совершили вынужденную посадку на воду экипажи самолётов «Хемпден» майора Ф.Г.Шипилова и мл. лейтенанта Мартынова — это был последний боевой вылет самолётов данного типа.
В начале июля 1943 г. в составе МТА ВВС СФ осталось только 4 Ил-4 и один «Хемпден», который был списан 10 июля. К этому времени экипажи полка, в основном, переучились на самолёты «Бостон», а 3 Ил-4 (экипажи Шкарубы, Перегудова и Евдокимова) были направлены на оперативный аэродром Нарьян-Мар, для оказания противодействия кораблям противника в Карском море. За семь месяцев боёв полк совершил свыше 300 вылетов. Был потоплен один транспорт противника, и ещё один — повреждён. Собственные потери полка составили 19 самолётов и 14 экипажей.
В июле поступили 15 самолётов А-20 «Бостон», самостоятельно перелетевшие с Аляски по трассе АЛСИБ. Ещё 10 машин тем же маршрутом прибыли в конце августа (часть из них попала в 118-й РАП ВВС СФ). Это были самолёты модификации G, а уже 28 августа они выполнили первый боевой вылет. В полку была сформирована собственная перегоночная команда, которая сама летала за самолётами на сибирские аэродромы.
17 июля 1943 г. состоялось боевое крещение самолётов A-20G в качестве торпедоносцев, когда 3 «Бостона» сбросили торпеды по кораблям противника в районе Гамвика. Потерь среди кораблей не было; в то же время, свои потери составили — торпедоносец, пилотируемый мл. лейтенантом Новаковским.
20 июля, при атаке вражеского конвоя, самолёты «Бостон» впервые были использованы в качестве штурмовиков.
В начале августа 1943 г. командование ВВС СФ предприняло ряд мер по восстановлению боеспособности 9-го гв. МТАП. Была ускорена подготовка экипажей 2-й АЭ, а остальные две эскадрильи доукомплектовали за счёт лётчиков, ранее воевавших на летающих лодках МБР-2 в 22-м МРАП и 118-м ОРАП. Некоторое количество опытных авиаторов прибыло из запасных и перегоночных полков. Недостатком было то, что все эти лётчики не имели соответствующей торпедной подготовки.
К сентябрю отряд самолётов Ил-4 был перебазирован с аэр. Нарьян-Мар на аэр. Губа Белушья (о. Новая Земля), для поиска подводных лодок и кораблей в восточной части Баренцева моря, где и находился вплоть до февраля 1944 г.
На 1 сентября 1943 г. в боевом составе 9-го гв. МТАП имелось 25 A-20G (только девять из которых были исправны), и один неисправный Ил-4 в Североморске-1, три исправных Ил-4 на аэр. Губа Белушья и один неисправный Ил-4 в Амдерме. До ноября полк получил пополнение, в виде ещё одного «Бостона» и 12 новых Ил-4.
20 сентября 1943 г., при нанесении удара группой из 6 A-20G, под командованием командира полка майора Ф.В.Костькина, по конвою из 5 транспортов и 13 кораблей охранения у м. Маккаур, были сбиты 5 самолётов-торпедоносцев, в том числе и самолёт командира полка. Фактически, в одном бою полк лишился большинства наиболее подготовленных к торпедным ударам экипажей. По советским данным, противник потерял один транспорт и 2 СКР — потопленными, один транспорт был повреждён. Фактически, не пострадало ни одно судно конвоя…
13 октября 1943 г., не оправившись от гибели пяти экипажей в бою 20 сентября, полк потерял ещё 3 «Бостона» с экипажами, при торпедном ударе по конвою противника в районе м. Кибергнес. Кроме них, было потеряно ещё два наших истребителя прикрытия, штурмовик и пикирующий бомбардировщик, участвующие в совместном ударе.
Итоги боевой деятельности полка за второе полугодие 1943 г. были неутешительными: при отсутствии реальных побед, собственные потери составили 17 самолётов и 12 экипажей.
В декабре, для восполнения больших потерь, понесённых во второй половине 1943 г., в полк поступило 11 самолётов A-20G «Бостон».
К 1 января 1944 г. в составе 9-го гв. МТАП имелось 23 самолёта А-20 и 15 самолётов Ил-4. Эти силы дислоцировались: 17/16 A-20G, 2/2 А-20В и 5/4 Ил-4 — на аэр. Северо-морск-1; 4/4 A-20G и 4/2 Ил-4 — на аэр. Ягодник, и ещё 6/6 Ил-4 — на аэр. Губа Белушья (по другим данным, в Нарьян-Маре). На «Бостонах» имелось 16 экипажей, и 13 экипажей — на Ил-4.
В январе 1944 г. основным видом деятельности полка была «свободная охота», а с 20 января полк возобновил минные постановки на коммуникациях противника.
Пилотский состав 1-й эскадрильи 24-го мтап. Первый ряд (слева направо): старший лейтенант К.Ф. Шкаруба, командир эскадрильи капитан Г.Д. Попович, старший лейтенант В.П. Балашов, капитан Б.С. Громов; второй ряд: старший лейтенант В.Н. Евдокимов, капитан Ю.В. Мясняев, старший лейтенант С. К. Ильин, лейтенант И. И. Дубинец, май 1943 г.
17 марта 1944 г. 9-й гв. МТАП, совместно с 46-м ШАП и 27-м ИАП, под прикрытием истребителей 255-го ИАП, участвовал в операции по разгрому конвоя противника, идущему в Киркенес. Несмотря на все усилия советских авиаторов, противник существенного ущерба не понёс. В то же время, потери полка составили 4 самолёта с экипажами. Остальные полки, участвующие в ударе, потеряли ещё 7 самолётов.
31 марта 1944 г. указом ПВС СССР, «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленными при этом доблесть и мужество», 9-й гв. МТАП был награждён орденом Красного Знамени.
С 10 апреля полк стал привлекаться к нанесению бомбовых ударов по порту Киркенес.
Подобные операции проводились командованием ВВС СФ неоднократно в течение апреля-мая 1944 г., однако высокой результативности достигнуто не было. С другой стороны, это привело к ощутимым потерям в полку. Так, к 1 июня 1944 г. в составе полка имелось всего 13 А-20 и 8 Ил-4.
По состоянию на 1 сентября, в полку насчитывалось наименьшее количество самолётов за весь 1944 г.: 20 «Бостонов» и 6 Ил-4, а также 33 экипажа к ним.
15 октября 1944 г. стал ещё одним «чёрным днем» в истории полка. Командование ВВС СФ поставило задачу силам: разгромить немецкий конвой «Ki-137-Rf», состоящий, по нашим оценкам, из 26 судов и кораблей охранения, на переходе из Киркенеса.
В операции были задействованы практически все ударные силы авиации: 46-й ШАП, 9-й гв. МТАП и 36-й МТАП, которые прикрывали истребители. Ударную группу второй волны, в составе 10 А-20 9-го гв. МТАП, вёл командир полка подполковник Б.П.Сыромятников, под прикрытием семи истребителей. По докладам очевидцев, самолёт Сыромятникова был подбит, но на горящей машине он торпедой поразил транспорт, который вскоре взорвался. Самолёт упал в море. Впоследствии весь экипаж был посмертно удостоен звания Героев Советского Союза.
Немецкие источники утверждают, что в тот день конвой потерял малый тральщик R-301, а танкер «Grete», водоизмещением 638 брт, получил повреждения. Общие потери полка в этом ударе составили 4 самолёта с экипажами, а всего ВВС СФ в этот день потеряли 7 экипажей.
14 ноября 1944 г. приказом ВГК №0369, за активное участие в Петсамо-Киркенесской операции, полку было присвоено почётное наименование «Киркенесский».
На 1 января 1945 г. в составе полка имелось 15 A-20G «Бостон» (12 экипажей) и 31 Ил-4 (24 экипажа).
За четыре месяца боевых действий в 1945 г. численный состав полка практически не изменился и был представлен 15 A-20G и 31 Ил-4.
Деятельность авиаполка после Великой Отечественной войны
После окончания войны 9-й гв. МТАП вооружённый самолётами «Бостон» оставался в составе 5-й МТАД ВВС СФ, базируясь на аэр. Североморск-1.
В апреле 1952 г. полк вторым в ВВС ВМФ после 5-го гв. ТАП ВВС ЧФ перевооружился на реактивные торпедоносцы Ту-14т, но ещё до 1954 г. в полку хранились законсервированные самолёты A-20G «Бостон».
В апреле 1956 г. 9-й гв. МТАП получает на вооружение первые самолёты Ту-16. С этого времени он получил в названии приставку «дальнего действия».
В 1959 г. полк освоил ракетную систему «Комета» и выполнил 25 практических пусков АКР КС-1. На вооружении полка состояли ракетоносцы Ту- 16кс и самолёты-торпедоносцы Ту-16т.
С 1 мая 1961 г., в связи с преобразованием МТА в ВВС ВМФ в морскую ракетоносную авиацию, на основании приказа МО СССР №0028 от 20.03.1961 г. и приказа ГК ВМФ №048 от 13.04.1961 г., 9-й гв. МТАП ДД был переименован в 9-й гвардейский морской ракетоносный авиационный полк, в составе 5-й МРАД Авиации СФ.
В 1962 г. на самолётах Ту-16т полка была установлена радиогидроакустическая система «Баку» и кассетные держатели для противолодочных бомб. В этом варианте они стали именоваться Ту-16пл. В полку до 1967 г. имелась эскадрилья таких самолётов. Ещё одна такая эскадрилья была сформирована в 568-м МРАП ВВС ТОФ, но дальнейшего распространения идея использовать Ту-16 в качестве противолодочных самолётов не получила, ввиду её невысокой эффективности.
В начале 1971 г. обстановка на Ближнем Востоке резко осложнилась. Командованием ВМФ СССР было принято решение направить в «горячую точку» эскадрилью самолётов (10 Ту-16кср-2-11) из состава 9-го гв. МРАП. Командиром авиагруппы был назначен полковник В.И.Колчин. В мае того же года 10 самолётов Ту-16 перебазировались с Севера на аэр. Веретье (Остров). Там самолёты получили камуфляжную окраску и опознавательные знаки Арабской Республики Египет. В конце октября — начале ноября самолёты Ту-16 были перебазированы в Асуан, где экипажи приступили к изучению района полётов в новых, непривычных для северян условиях. Техсостав эскадрильи был перебазирован самолётами Ан-12. Самолёты перегоняли парами через Венгрию и Югославию. Формальной задачей эскадрильи было обучение египетских лётчиков на самолётах Ту- 16кср-2.
К июню 1972 г. 10 египетских экипажей были переучены на эту ракетную систему, и в июле поступил приказ о сворачивании деятельности советской авиагруппы.
1 июня 1971 г., на основании директивы ГШ ВМФ №730/ 1/00186 от 10.02.1971 г., 9-й гв. МРАП, вооружённый самолётами Ту-16, был передан в состав ВВС Балтийского Флота, с перебазированием с аэр. Североморск-1 на аэр. Веретье. Одной из причин перебазирования полка стала необходимость освободить аэродром вновь сформированному ещё в 1968 г. 24-му ОПЛАП ДД. Хотя в составе Авиации БФ полк не входил в состав 57-й МРАД, но по какой-то причине он не получил в названии приставки «отдельный».
В июле 1972 г. лётчики и техники 9-го гв. МРАП покинули Египет. Перед их отъездом все 10 ракетоносцев были переданы египетской стороне. В составе ВВС АРЕ из них была сформирована 36-я эскадрилья, под командованием подполковника Рауфа.
Однако, несмотря на категоричность требования президента ОАР Анвара Садата о полном выводе советских военных специалистов, командованию ВВС Египта пришлось прибегнуть к помощи советских специалистов по Ту-16. В декабре 1972 г. в Египет прибыла группа так называемых «инструкторов» из 9-го гв. МРАП ВВС БФ, под командованием майора Корнева. В состав группы входили: штурманы, техники по всем специальностям и специалисты по ракетному оборудованию и крылатым ракетам. По контракту они проработали шесть месяцев, а «ракетчики» остались ещё на три месяца — до конца октября 1973 г.
31 декабря 1974 г. 9-й гв. МРАП, вооружённый самолётами Ту-16, на аэр. Веретье был расформирован. Одной из причин расформирования полка, было то, что он имел на вооружении устаревшую к тому времени ракетную система КС, а перевооружать его посчитали нецелесообразным. Хотя вызывает удивление, что из двух морских ракетоносных авиационных полков (9-й гв. МРАП и 12-й ОМРАП), базирующихся на одном аэродроме, был расформирован более знаменитый в Морской Авиации полк.
В годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза были удостоены 17 авиаторов полка: В.П.Балашов, А.А.Баштырков, В.Н.Гаврилов, В.Н.Киселёв, М.Ф.Покало, Г.С.Асеев, М.М.Бадюк, М.П.Воронин, П.А.Галкин, Н.И.Зайцев, Ю.П.Кочелавский, С.А.Макаревич, В.В.Пирогов, А.И.Скнарёв, Б.П.Сыромятников, Е.И.Францев, К.Ф.Шкаруба.
Известно о следующих тяжёлых авиационных происшествиях в полку:
— 19 декабря 1944 г., при выполнении тренировочного группового полёта, самолёт A-20G «Бостон», пилотируемый мл. лейтенантом Колюховым, столкнулся с самолётом ведущего, упал на землю и сгорел. Экипаж погиб. Второй самолёт совершил нормальную посадку;
— 12 августа 1963 г., при полёте на предельно малой высоте, днем, при минимуме погоды, на аэр. Североморск-1, по неустановленной причине, произошла катастрофа Ту-16, пилотируемого капитаном Виктором Ивановичем Бахаревым;
— 12 сентября 1969 г., при полёте в районе аэродрома, из-за столкновения со стаей птиц, ночью, в СМУ, потерпел катастрофу самолёт Ту-16, пилотируемый заместителем командира эскадрильи майором Вячеславом Михайловичем Шарко. Экипаж самолёта (командир экипажа В.М.Шарко, помощник командира лейтенант В.П.Соломин, штурман капитан М.Д.Белов, штурман-оператор ст. лейтенант А.Т.Заиграев, КОУ матрос У.Ахаев, ВСР ст. сержант В.П.Бобров) погиб.
На вооружении полка состояли самолёты: Ил-4, Хэндли-Пейдж «Хэмпден», Дуглас А-20 «Бостон», Ту-14т, Ту-16кс, Ту-16спс.
Наименования авиаполка в разные годы:
- 9-й гвардейский морской ракетоносный Киркенесский Краснознамённый авиационный полк ВВС СФ (БФ)
- 9-й гвардейский минно-торпедный Киркенесский Краснознамённый авиационный полк
- 24-й минно-торпедный авиационный полк
Командиры 9-го Гвардейского МТАП
капитан А.З.Стоянов (октябрь-ноябрь 1942 г., ВрИД, погиб);
майор Ф.Г.Шепилов (ноябрь 1942 г., ВрИД);
капитан И.Я.Гарбуз (ноябрь — декабрь 1942г., ВрИД);
подполковник Н.Н.Ведмеденко (декабрь 1942 г. — март 1943 г., погиб);
майор Ф.Г.Шепилов (март 1943 г., ВрИД);
майор Ф.В.Костькин (апрель-сентябрь 1943г., погиб);
ГСС подполковник Б.П.Сыромятников (октябрь 1943г. — октябрь 1944 г., погиб)
ГСС подполковник А.И.Фокин (октябрь 1944-1945 гг.)
С.М.Рубан (декабрь 1955 г. —октябрь 1956 г.)
А.Т.Михеев (1972-1974 гг.).
Командиры эскадрилий в годы войны
1-я эскадрилья: капитан Попович Г.Д. (23.10.1942 — 24.7.1943), майор Волошин А.Н. (14.12.1943 — 28.11.1944), майор Хибин Д.В. (27.12.1944 — 9.5.1945).
2-я эскадрилья: капитан Стоянов А.З. (23.10.1942 — 1.1.1943), капитан Адинсков А.П. (23.3 -11.10.1943), капитан Гусев П.П. (14.12.1943 — 24.10.1944), майор Переверзин С.Ф. (24.10 — 27.12.1944), майор Перехрист Г.Я. (27.12.1944 — 9.5.1945).
3-я эскадрилья: капитан Гарбуз И.Я. (23.10 — 18.11.1942), капитан Киселев В.Н. (11.1942 — 25.4.1943), майор Шипилов Ф.Г. (29.6.1943 — 15.11944), майор Сегедин И.П. (7.3.1944 — 9.51945).
Источники:
- Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
- Морозов М.Э. Морская торпедоносная авиация. Том 1 и Том 2. — СПб: «Галея Принт», 2006-2007. — 344, 416 с. ISBN 978-5-8172-0117-8
- М.Морозов в своей книге «Морская торпедоносная авиация» сообщает, что личный состав 1-й и 2-й АЭ 24-го МТАП (бывших 4-й и 5-й АЭ 2-го гв. САП) продолжал именовать себя гвардейцами в составе ещё не гвардейской части. [↩]
горжусь службой в 9ГМРАП с 5.12.67г.по 31.12.1974г.нигде больше не встречал такой дружественной и радушной атмосферы во всек эскадрильях полка. Весь личный состав полка служил с полной отдачей сил.
Видимо, автор допустил ошибку или опечатку — фамилия Героя Советского Союза из состава полка должна быть Боронин.
мой папа служил КОУ гв Старшина Киселев Виталий Фёдорович
Только хорошие воспоминания!Служил1967-69гМехаником РТАН
Отличный полк, я горжусь этим, что служил в нем. Игорь я служил стрелком-радистом с твоим отцом в одном экипаже капитана Павлушкина П.А. в 1968 — 1969 г.г. Многим ему обязан как наставнику и просто как человеку.