Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Albatros D.V

Самый массовый истребитель Альбатрос Первой мировой войны

Альбатрос Д-5

Этот самолет представлял собой попытку улучшить летные данные истребителя «Альбатрос» D.III при сохранении той же силовой установки (весной 1917 г. более мощные моторы, пригодные для установки на истребитель, в Германии попросту отсутствовали). Чтобы добиться искомого результата, немецкий авиаконструктор Р. Телен приложил все усилия для совершенствования аэродинамики, а также снижения массы машины.

Самолет, обозначенный как «Альбатрос» D.V (индекс D.IV имел не пошедший в серию вариант модификации Albatros D.III с редукторным двигателем), получил новый фюзеляж овального сечения, напоминающий по форме вытянутую каплю, была изменена и форма вертикального оперения.

Бипланная коробка осталась прежней, но верхнее крыло было установлено на 11 см ниже, чем на «Альбатросе» D.III. Конструкцию удалось облегчить примерно на 50 кг за счет уменьшения толщины обшивки и шпангоутов фюзеляжа.

Прототип «Альбатроса» D.V вышел на испытания в апреле 1917 г. Аэроплан не показал заметного преимущества перед «тройкой», тем не менее, в том же году фирма получила заказ на первую партию в 200 таких истребителей. Производство продолжалось до весны 1918 г.

В общей сложности изготовлено 2562 самолета, из них 1962 на предприятии в Йоханништале и 600 — на заводе OAW в Шнейдемюле. Таким образом, этот аэроплан стал наиболее массовым истребителем «Альбатрос».

Основные модификации

  • «Альбатрос» D.V — двигатель «Мерседес» D.IIIa (170 л.с). Вооружение — 2 7,92-мм синхронных пулемета LMG 08/15. Экипаж — 1 чел. Изготовлено 900 экземпляров — все в Йоханништале.
  • «Альбатрос» D.Va — усилен набор крыльев, установлены дополнительные раскосы, соединяющие межкрыльевые стойки с передней кромкой нижнего крыла, усилена конструкция фюзеляжа, установлен заголовник кабины пилота. Двигатель «Мерседес» D.IIIa, форсированный до 185 л.с; на некоторых сериях — «Мерседес» D.IIIau (200 л.с). Вооружение соответствует базовой модели. С октября 1917 г. выпущено 1662 самолета — 1062 в Иоханнистале и 600 в Шнейдемюле.
  • На основе «Альбатроса» D.Va был создан триплан «Альбатрос» Dr.I, сохранивший фюзеляж базовой модели, но эта машина в серийное производство не внедрялась.

Лётно-технические характеристики Albaltros D-5

  • Двигатель: «Мерседес» D.IIIa
  • мощность, л.с.: 170
  • Размах крыла, м.: 9,05
  • Длина самолета, м.: 7,33
  • Высота самолета, м.: 2,70
  • Площадь крыла, кв. м.: 20,32
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 650
  • нормальная взлетная: 907
  • Максимальная скорость, км/ч: 180
  • Время набора высоты, мин:
  • 1000 м.: 4’20»
  • 3000 м.: 14’30»
  • 5000 м.: 32’0″
  • Потолок, м.: 6500
  • Продолжительность полета, ч.: 2

Линейка истребителей Albatros D.V на аэродроме

Линейка истребителей Albatros D.V на аэродроме.

Боевое использование истребителей Альбатрос Д-5 в годы Первой мировой

Поставки «Альбатросов» D-V в строевые части начались в мае 1917 г. Как правило, они поступали в части, уже эксплуатировавшие «Альбатросы» ранних моделей, — случалось, что в одном отряде одновременно служили «единички» или «двойки», «тройки» и «пятерки». Массовое производство способствовало быстрому увеличению количества «Альбатросов» Д-V на фронте: в июле их было 216, а в сентябре — уже 424. С того месяца эта модификация стала наиболее массовым «Альбатросом»-истребителем, опередив по численности «тройку».

Альбатросы D-5 готовят к вылету

Альбатросы D-5 готовят к вылету

Начало поставок «пятерок» практически совпало по времени с реорганизацией истребительной авиации — формированием истребительных эскадр. Первая из них — JG I — была создана в конце июня 1917 г., а в состав её вошли отряды Jasta 4, 6, 10 и 11. Возглавил эскадру Манфред фон Рихтгофен, до этого командовавший Jasta 11. Первые впечатления от нового истребителя были неутешительными — практически повторялась история с внедрением «Альбатроса» D.III, сопровождаемая многочисленными авариями и катастрофами, вызванными поломками крыла. Одним из критиков «Альбатроса» D.V стал сам Рихтгофен. На «пятерке» он сумел сбить всего 8 вражеских машин — втрое меньше, чем на «Альбатросе» D.III. А 6 июля 1917 г. прославленный ас Первой мировой войны сам был сбит на «Альбатросе» D.V, хотя и остался жив. Вскоре после этого Рихтгофен написал рапорт, в котором дал весьма нелестную оценку «пятерке». Этот и другие отзывы с фронта побудили в августе выдать задание на разработку варианта «Альбатрос» D.Va с усиленным планером, поставки которого начались в октябре 1917 г.

Тем не менее, несмотря на указанные недостатки, «Альбатрос» D.V быстро стал одним из основных истребителей Западного фронта. В массовом количестве он впервые применялся в ходе третьей битвы у Ипра, начавшейся 31 июля 1917 г. В ней участвовало 18 истребительных отрядов, в т.ч. в полном составе эскадра JG I. Под Верденом осенью 1917 г. эффективно действовали «Альбатросы» из временной истребительной группы фон Брауна (von Broun), объединявшей три прусских и три баварских отряда. Среди её пилотов стоит отметить Рудольфа Виндиша (Rudolf Windisch) из отряда Jasta 32b.

На «Альбатросах» D.V воевало большинство немецких асов — например, Эрнст Удет, одержавший 17 сентября 1917 г. свою десятую воздушную победу (жертвой Удета стал британский истребитель Airco DH.5). А 28 сентября Удет сбил в одном бою два «Кэмела». Этот пример наглядно показывает, что в руках опытного и умелого пилота «Альбатрос» D.V, формально проигрывая в маневренности британским и французским истребителям, мог стать грозным оружием против них.

В ноябре 1917 г. количество «Альбатросов» D.V на фронте достигло максимума — 526 единиц, после чего начало быстро снижаться и к марту 1918 г. уменьшилось вдвое. Из «ягдштаффелей» их вытесняли более прочные «Альбатросы» D.Va: в ноябре 1917 г. на фронте было 53 таких самолета, в марте 1918 г. — 475, достигнув пика в мае — 986 самолетов. С того времени началось активное перевооружение истребительной авиации «Фоккерами» D.VII, и в сентябре 1918 г. в первой линии оставалось 307 «Альбатросов» D.Va и всего 20 — D.V. Основным районом боевого применения «пятерок» всегда оставался Западный фронт. На других театрах военных действий они служили в весьма небольшом количестве, например, в Палестине воевал отряд Jasta 55(F) — литера «F» означала, что он был сформирован при армейской группе «F» (Азиатском корпусе).

Самолеты «Альбатрос» D.V и «Альбатрос» D.Va находились на вооружении 34 прусских истребительных отрядов, 9 баварских, двух вюртембергских (Jasta 28w и Jasta 64w) и одного саксонского (Jasta 72s). Кроме того, ими вооружили четыре отряда морской авиации берегового базирования: морской фронтовой отряд Seefrontstaffel 1 и три морских полевых истребительных отряда Marine Feld Jagdstaffel (MFJ) 1, 2 и 3, воевавших во Фландрии.

Небольшое количество «Альбатросов» D.V было передано Турции. После окончания Первой мировой войны несколько таких машин попало в Польшу.

Самолеты «Альбатрос» D.V/D.Va, представлявшие собой эволюционное развитие прежних моделей, не имели такого преимущества над новыми истребителями противника, как «Альбатросы» ранних моделей — над современными им истребителями. Англичане, испытав трофейный «Альбатрос» D.V, отмечали, что эта машина отличается плохими маневренными характеристиками, а её пилотирование — сложно и крайне утомительно. Тем не менее, являясь морально устаревшими, «Альбатросы» D.V/D.Va составляли основу немецкой истребительной авиации до середины 1918 г.

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image