Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Airco (De Havilland) DH.5

Фото истребителя Airco De Havilland DH-5

Фото истребителя Airco De Havilland DH-5

Airco DH-5 стал первым истребителем, построенным британским авиаконструктором Джоффри де Хэвиллендом по схеме с тянущим винтом. Самолет представлял собой цельнодеревянный одностоечный биплан с полотняной обшивкой. При его проектировании конструктор попытался совместить отличный обзор с места пилота, присущий пушеру (самолеты с толкающим винтом) DH-2, и высокие летные данные, характерные для самолетов с тянущим винтом и закрытым фюзеляжем. Для этого верхнее крыло было смещено назад, а пилотская кабина находилась перед его передней кромкой.

Прототип аэроплана с двигателем «Рон» (110 л.с.) вышел на испытания в октябре 1916 г. Самолет показал хорошие летные данные, отличную устойчивость и управляемость и был рекомендован к серийному выпуску. Однако его начало задержалось из-за нехватки моторов и необходимости доводки вооружения. Военные поначалу требовали совместить синхронизатор с возможностью вертикального наведения пулемета в диапазоне от 0 до 45°, но впоследствии от этого требования отказались, и серийные самолеты вооружались обычным неподвижным синхронным пулеметом.

В январе 1917 г. были выданы заказы на производство DH.5 фирмам «Эйрко» (на 199 экземпляров) и «Даррак» (200), в феврале 50 самолетов заказали фирме «Бритиш Кодрон», а в июне 100 машин — фирме «Марч, Джонс энд Крибб». Все они были изготовлены в течение 1917 г. Общий объем производства составил (включая прототип) 550 экземпляров, но по частям (как боевым, так и тренировочным) распределили только 483 DH.5. Серийные самолеты отличались от прототипа восьмигранной формой поперечного сечения фюзеляжа (фюзеляж прототипа имел плоские борта) и измененной конфигурацией хвостового оперения (по типу Airco DH.4).

Основная модификация

  • Airco (De Havilland) DH.5 — 9-цилиндровый ротативный мотор воздушного охлаждения «Рон» 9J (110 л.с). Вооружение — 1 7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс». Экипаж — 1 человек.

Летно-технические характеристики Airco (De Havilland) DH-5

  • Двигатель: «Рон» 9J
  • мощность, л.с.: 110
  • Размах крыла, м.: 7,83
  • Длина самолета, м.: 6,71
  • Высота самолета, м.: 2,78
  • Площадь крыла, кв. м.: 19,7
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 458
  • нормальная взлетная: 677
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 164
  • Крейсерская: 148
  • Время набора высоты 2000 м, мин.: 6,5
  • Скороподъемность, м/с: 4,75
  • Потолок, м.: 4875
  • Продолжительность полета, ч.: 2,75

Боевое использование на фронтах Первой мировой войны

Первые серийные De Havilland DH-5 начали поступать в строевые части в мае 1917 г. Их направляли в 24-ю и 32-ю эскадрильи, ранее летавшие на DH.2. И хотя поставки велись достаточно медленным темпом (перевооружение двух эскадрилий было завершено лишь к концу июня), новые истребители практически сразу же пошли в бой: уже 25 мая один из пилотов 24-й эскадрильи одержал первую победу на DH-5, сбив немецкий истребитель «Альбатрос». Летом 1917 г. новые истребители получила 41-я эскадрилья, осенью — 64, 65 и 68-я. Последняя, именовавшаяся также 2-й австралийской, стала первой истребительной частью Австралийского авиационного корпуса.

Наиболее широко DH.5 применялись осенью 1917 г., по время подготовки к битве у Камбрэ. Они совместно с другими типами истребителей участвовали в массированных вылетах на завоевание господства в воздухе. При этом бипланы «Сопвич» «Пап» шли на эшелоне 15 000 футов (примерно 4600 м), двухместные аэропланы «Бристоль» «Файтер» — на 3000 футов (900 м) ниже, a DH.5 — ещё ниже. Такое эшелонирование обеспечивало взаимную поддержку, а также позволяло каждому типу истребителей действовать на оптимальной для себя высоте.

Цветное фото современной реплики De Havilland DH.5

Цветное фото современной реплики De Havilland DH.5.

Другой областью применения Airco DH-5 стали штурмовые удары. Впервые в этом амплуа действовали самолеты 24, 32 и 41-й эскадрилий в ходе битвы под Ипром в августе 1917 г. Первоначально они лишь обстреливали наземные цели, а вскоре DH.5 были дооборудованы для подвески под фюзеляжем двух 25-фунтовых (11,35-кг) осколочных бомб.

Фронтовая карьера DH.5 оказалась короткой — уже в октябре 1917 г. 41-я эскадрилья начала получать новые истребители RAF SE-5a, а к концу января следующего года DH.5 во фронтовых частях не осталось. В эскадрильях ПВО Великобритании Эйрко ДХ-5 не служили, а в учебных эскадрильях и школах воздушной стрельбы эксплуатировались до октября 1918 г. Отмечено участие некоторых из учебных частей (например, 62-й и 63-й эскадрилий) в отражении немецких налетов на Великобританию летом 1918 г., но никаких успехов пилоты DH.5 при этом не добились.

Самолет Дэ Хэвиленда DH.5 не пользовался популярностью среди летчиков Первой мировой — он отличался высокой аварийностью, был весьма неустойчив на рулежке, сложен в пилотировании. Истребитель с трудом набирал высоту и легко её терял, особенно на виражах.

Схемы и чертежи аэроплана Airco De Havilland DH-5

Чертежи Airco De Havilland DH.5

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image