Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Albatros D.III

Истребитель Альбатрос D.III

Фото немецкого истребителя Первой мировой войны Альбатрос D.III

Одновременно с началом производства самолетов «Альбатрос» D.I/D.II на фирме-разработчике началось проектирование машины, предназначенной для их замены. Работы велись под руководством Р. Телена, а также инженеров Рудольфа Шуберта (Rudolf Schubert) и Гнёдига (Gnadig). Главной задачей считалась ликвидация отставания «Альбатроса» от «Ньюпоров» в маневренности. Для этого Телен решил внедрить в конструкцию своего истребителя некоторые элементы, «подсмотренные» у «Ньюпора», превратив «Альбатрос» из классического биплана в полутораплан. Для этого была значительно уменьшена площадь нижнего крыла (из двухлонжеронного оно стало однолонжеронным), а параллельные межкрыльевые стойки заменены «ньюпоровскими» V-образными. Фюзеляж и хвостовое оперение оставались без изменений. Кроме того, специалистам фирмы «Мерседес» удалось за счет повышения степени сжатия несколько поднять мощность мотора D.III.

Постройка прототипа самолета «Альбатрос» D-III (встречалось наименование Д-3), переделанного из одной из предсерийных машин модификации D.I, началась на рубеже июля и августа 1916 г., а уже месяц спустя эта машина вышла на испытания (точная дата первого полета не установлена, считается, что он состоялся либо в самом конце августа, либо в первых числах сентября). Вскоре за ним последовали ещё два прототипа — также, вероятно, переделанные из предсерийных «Альбатросов» D.I. Результаты летных испытаний оказались вполне удовлетворительными, и в октябре 1916 г. Инспекторат воздушных войск заказал сразу 400 новых истребителей.

В общей сложности до конца 1917 г. изготовили (с учетом прототипов) 1346 «Альбатросов» D.III. 508 из них выпустил завод «Альбатрос» в Йоханништале и 838 — предприятие «Остдойче Альбатрос Верке» (OAW) в Шнейдемюле, продолжавшее выпуск третьей модификации истребителей-бипланов и после того, как в апреле 1917 г. завод в Иоханништале перешел на производство «Альбатросов» D.V.

Основная модификация

  • «Альбатрос» D.III — двигатель «Мерседес» D.IIIa (170 л.с.)- Вооружение — 2 7,92-мм синхронных пулемета LMG 08/15. Экипаж — 1 человек.

Летно-технические характеристики истребителей Альбатрос Д-3

  • Двигатель: «Мерседес» D.IIIa
  • мощность, л.с.: 170
  • Размах крыла, м.: 9,0
  • Длина самолета, м.: 7,33
  • Высота самолета, м.: 2,90
  • Площадь крыла, кв. м.: 23,60
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 695
  • нормальная взлетная: 886
  • максимальная взлетная: 995
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 175
  • Крейсерская: 152
  • Время набора высоты, мин:
  • 1000 м.: 3
  • 2000 м.: 12’1″
  • 5000 м.: 28’ 48″
  • Скороподъемность, м/с: 4,2
  • Потолок, м.: 5500
  • Продолжительность полета, ч.: 2

Альбатросы модификации D-III находились на фронтах Первой мировой до самого последнего дня

Альбатросы модификации D-III находились на фронтах Первой мировой до самого последнего дня войны.

Боевое использование аэропланов Альбатрос Д-3 в годы Первой мировой

Поставки «Альбатросов» D.III начались в декабре 1916 г. К концу месяца в части поступило 13 таких истребителей. В числе первых «Альбатросами» D.III вооружили Jasta 24 — этот отряд получил первые три «тройки» 21 декабря. На рубеже декабря и января начались поставки новых истребителей в Jasta 2, 5, 6, за ними последовали и другие части. В конце февраля 1917 г. на фронте числилось уже 137 новых «Альбатросов». Однако первый опыт их боевого применения выявил существенный дефект — недостаточная прочность нижнего крыла привела к целому ряду случаев срыва обшивки или даже разрушения консолей его при резком маневрировании в бою, сопровождавшихся увечьями или гибелью пилотов. Сам Манфред фон Рихтгофен едва не погиб, когда в одном из вылетов у его «тройки» на высоте 400 м отвалилась консоль нижнего крыла. Пилот чудом смог посадить искалеченную машину. Несколько дней спустя, 27 января 1917 г., командование запретило все полеты на «Альбатросах» D.III до внесения необходимых изменений. Конструкторы оперативно разработали комплекты усиления, представлявшие собой металлические накладки на передние стрингеры нижнего крыла. В полевых условиях была проведена доработка самолетов — как раз к началу напряженных боев весны 1917 г. Тем самым жизнь Рихтгофена была спасена, и он получил возможность прибавить к 24 победам, одержанным на ранних «Альбатросах», ещё 25, добытых на «тройке» в годы Первой мировой войны.

К марту 1917 г. «Альбатросы» всех трех моделей составляли более половины парка истребителей Западного фронта. Именно они сыграли главную роль в боях «кровавого апреля» — месяца, в котором британская авиация понесла беспрецедентные потери (151 самолет), сумев сбить всего 30 немецких машин.

Однако проблемы с нижним крылом продолжали преследовать «Альбатрос» D-3 — например, 8 апреля в бою с группой «Бристолей» F.2B Fighter разрушилось крыло самолета Вильгельма Франкля (Wilhelm Frankl). Известный ас погиб. Тем не менее поставки «троек», уже с доработанным в заводских условиях нижним крылом, продолжались. К концу апреля их количество на фронте достигло 329 единиц.

Вид сбоку на истребитель Альбатрос Д-3

Вид сбоку на истребитель Альбатрос Д-3

К концу весны на «Альбатросах» D-III воевало 37 отрядов — 2/3 всей истребительной авиации Германии. Они действовали на всех участках Западного фронта — как против англичан, так и против французов. В частности, против последних успешно воевал Jasta 9, возглавляемый Куртом Штудентом (Kurt Student). Над Вогезами действовал Jasta 15 под командованием обер-лейтенанта Макса Рейнхольда (Max Reinhold), перевооруженный «тройками» в числе первых, в январе 1917 г. Одним из наиболее успешных пилотов этого отряда стал лейтенант Эрнст Удет (Ernst Udet), в будущем один из руководителей Люфтваффе. А в Jasta 26 на «Альбатросе» D.III воевал ещё более известный и одиозный деятель будущего нацистского режима — Герман Геринг (Herman Goering).

Наряду с закаленными в боях отрядами на фронт прибывали новые истребительные части, формируемые в тылу. В отличие от «старых» частей они не имели «Альбатросов» ранних моделей, сразу комплектуясь «тройками». Так, в середине марта 1917 г. к боевым действиям приступил отряд Jasta 34. Эта часть открыла свой боевой счет 24 марта, когда командир отряда обер-лейтенант Эдуард Дольстер (Eduard Dolster) со своим ведомым лейтенантом Гансом Адамом (Hans Adam) атаковал четверку двухмоторных бомбардировщиков «Кодрон» G.IV и сбил три из них. Ещё одним из таких «молодых» отрядов был Jasta 30, возглавляемый обер-лейтенантом Гансом Бетге (Hans Bethge). В ожесточенных боях «кровавого апреля» эта часть добилась относительно скромных результатов, сбив восемь вражеских самолетов. Но примечательно, что четыре из них были сбиты в один день, 6 апреля 1917 г., одним пилотом — лейтенантом Иоахимом фон Бертрабом (Joachim von Bertrab). Бертраб стал первым немецким пилотом, добившимся такого результата, а до конца войны лишь шесть других летчиков смогло повторить это достижение.

В апреле 1917 г. пилотам «Альбатросов» D.III пришлось вступать в бой не только с британскими «пушерами» или французскими «Ньюпорами», но и с самолетами, не уступающими «Альбатросам» в скорости и скороподъемности, — SPAD S.VII и появившимися в конце месяца RAF SE.5. Добиться победы над ними было гораздо труднее. Один из первых «Спадов» записал на свой счет 15 апреля вице-фельдфебель Юлиус Бюклер (Julius Buckler) из Jasta 17.

Достаточно успешно действовали части, вооруженные «Альбатросами» D.III, и летом 1917 г. Несмотря на потери и увеличение производства «Альбатросов» D.V, количество «троек» на фронте благодаря поставкам из Шнейдемюля продолжало расти, достигнув пика в конце октября 1917 г. -446 единиц. Даже в начале 1918 г. продолжалось формирование новых отрядов, вооруженных «Альбатросами» D.III, — например, Jasta 50 и Jasta 57. Такие самолеты, выпускавшиеся предприятием OAW, считались среди пилотов даже лучшими, чем «пятерки». Хотя к началу 1918 г. «Альбатрос» D.III перестал отвечать требованиям истребителя «первой линии», он служил на фронте гораздо дольше — 31 августа 1918 г. в строевых частях ещё числилось 52 таких самолета. Правда, действовали они в основном на второстепенных фронтах — в Македонии, Палестине и Месопотамии.

Небольшое количество «Альбатросов» Д-III было передано Турции и Болгарии. В послевоенное время несколько таких машин служило в ВВС Польши и Литвы.

Изменения, внесенные в конструкцию «Альбатроса» D.III по сравнению с ранними моделями истребителей этой фирмы, не привели к желаемому результату — по маневренности эта машина все равно проигрывала «Ньюпорам». Не стоит забывать, что «Альбатрос» был чуть ли не вдвое тяжелее соперника, обладавшего гораздо более низкой нагрузкой на крыло. Зато уменьшение нижнего крыла Albatros D.III позволило улучшить обзор вперед-вниз, а благодаря мощному двигателю немецкий истребитель по-прежнему обладал преимуществом в скорости и скороподъемности. И хотя появление на фронте новых французских и английских истребителей — прежде всего, SPAD S.7, RAF SE.5a и «Сопвич» «Кэмел» — нивелировало это преимущество, «Альбатросы» D.III применялись на фронте вплоть до последних дней Первой мировой войны.

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image