Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Bristol M.1 Bullet

Фото современной реплики истребителя Первой мировой войны Bristol M.1 Bullet

Фото современной реплики истребителя Первой мировой войны Bristol M.1 Bullet

Цельнодеревянный истребитель Первой мировой войны Bristol M-1 Bullet представлял собой расчалочный моноплан с высокорасположенным крылом и тянущим винтом. Разрабатывался под руководством английского авиаконструктора Ф. Барнуэлла как реакция на появление на фронте немецких истребителей-монопланов «Фоккер».

Машина имела обтекаемый фюзеляж коробчатого сечения с лонжеронами, к которым крепились поперечные накладки в виде сегментов, создававшие круглое поперечное сечение. Кабина пилота была расположена под противокапотажными дугами, которые служили также для крепления верхних расчалок крыла; нижние несущие расчалки были прикреплены к нижним лонжеронам фюзеляжа. Силовая установка состояла из ротативного мотора «Клерже», заключенного в плотный капот, с большим полусферическим обтекателем втулки винта. Такая компоновка мотоустановки была опробована на одном из «Скаутов» D.

Проект, получивший обозначение M-1 и первоначальное название «Скаут Моноплэйн», разрабатывался в инициативном порядке — военные в то время отдавали предпочтение бипланам. Прототип впервые поднялся в воздух 14 июля 1916 г., показав в ходе испытаний прекрасные летные данные: максимальная скорость достигала 206 км/ч, а высоту 3050 м набирал за 8 мин 30 с. По результатам испытаний было заказано 4 предсерийных самолета, сданных в декабре 1916 г. — марте 1917 г., а затем — 125 серийных машин.

Принятие «Буллита» на вооружение затягивалось из-за позиции военных, тяготевших к более привычным для них бипланам. В итоге первая серийная машина была выпущена только 19 сентября 1917 г. До конца февраля 1918 г. изготовили 90 самолетов, после чего выпуск прекратили.

Основные модификации Бристоль М-1 Буллит

  • М.1А (тип 10) — невооруженный прототип с рототивным мотором «Клерже» (110 л.с).
  • М.1В (тип 11) — 4 предсерийных экземпляра, два из которых оборудовались моторами «Клерже» (110 л.с), третий — двигателем той же фирмы, но мощностью 130 л.с, а четвертый — ротативным «Бентли» A.R.1 (150 л.с).
  • М.1С (тип 20) — серийный вариант с мотором «Клерже» (110 л.с). Вооружение — 1 7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс». Экипаж — 1 человек. Выпущено 90 единиц.

Летно-технические характеристики истребителя-моноплана Bristol M.1 Bullet

  • Двигатель: «Клерже» 9Z
  • мощность, л.с.: 110
  • Размах крыла, м.: 9,37
  • Длина самолета, м.: 6,24
  • Высота самолета, м.: 2,37
  • Площадь крыла, кв. м.: 13,47
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 406
  • нормальная взлетная: 612
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 209
  • Крейсерская: 187
  • Время набора высоты 2000 м., мин.: 5’30»
  • Скороподъемность, м/с: 6,4
  • Потолок, м.: 6100
  • Продолжительность полета, ч.: 1,75

Боевое применение самолетов «Бристоль»

Ещё на стадии испытания предсерийных машин «Буллит» был признан непригодным для применения на Западном фронте из-за слишком высокой (по меркам того времени) посадочной скорости (80 км/ч), требовавшей довольно больших аэродромов. Поэтому все 32 «Буллита», попавшие в боевые эскадрильи, служили на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Греции, где полевые аэродромы были более просторными. Бристоль «Буллитами» частично вооружили 14-ю и 111-ю эскадрильи в Палестине, 72-ю в Месопотамии, 47-ю и 150-ю — на Македонском фронте.

Лучшим пилотом «Буллитов» и единственным, ставшим асом на этом типе самолета, был капитан Фредерик Д. Траверс (Frederic D. Travers), воевавший в составе 150-й эскадрильи. Одержав первые 4 победы на самолетах других типов, он в период со 2 по 16 сентября 1918 г. на М.1С сбил ещё 5 вражеских самолетов (в т.ч. два истребителя «Альбатрос» D.V и один «Фоккер» D.VII).

К моменту окончания Первой мировой войны Королевский авиационный корпус располагал 47 самолетами Bristol M1.C, из них 16 находилось в боевых эскадрильях и 31 — в тренировочных частях и авиапарках. В течение короткого времени все они были списаны.

12 самолетов модификации М1.С во второй половине 1918 г. передали Чили в рамках расчетов за два дредноута, строившихся в Великобритании и конфискованных после начала Первой мировой войны. На одном из них лейтенант Годой (Godoy) 12 декабря 1918 г. совершил перелет из Сантьяго в Мендозу (Аргентина) — первый авиаперелет через Анды. В военной авиации Чили «Буллиты» эксплуатировались до середины 20-х гг.

Аэроплан времен Первой мировой войны «Бристоль» М.1 выгодно отличался от аналогов низкой массой, высокой скоростью и скороподъемностью. Обзор из кабины был отличный. Однако горизонтальная маневренность считалась недостаточной — она была хуже, чем у истребителей-бипланов.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image