Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Fokker E.IV

Fokker E.IV

Истребитель-моноплан Fokker E.IV

Самолет Fokker E.IV (E-4) стал вершиной эволюционного развития ранних истребителей-монопланов.

Машина, созданная на основе «Фоккера» E.III и получившая фирменный индекс М.15, отличалась, прежде всего, установкой 14-цилиндрового двухрядного ротативного мотора «Оберурсель» U.III (160 л.с). Существенное увеличение мощности силовой установки позволило усилить вооружение, состоявшее теперь из трех 7,92-мм синхронных пулеметов.

Прототип М.15 вышел на испытания в сентябре 1915 г. В их ходе оказалось, что вибрация при стрельбе из трех пулеметов является слишком сильной, да и такую огневую мощь сочли излишней. Поэтому серийные машины, получившие фирменное обозначение М.17 и военное «Фоккер» E.IV, вооружались только двумя пулеметами.

В ноябре 1915 г. была выпущена первая серийная машина, в январе 1916 г. — ещё три, а до июля того же года построили в общей сложности 49 «Фоккеров» E.IV.

Основная модификация моноплана

«Фоккер» E.IV — двигатель «Оберурсель» U.III (160 л.с.). Вооружение — два 7,92-мм синхронных пулемета «Шпандау» 1MG 08. Экипаж — 1 человек.

Летно-технические характеристики Fokker E-4

  • Двигатель: «Оберурсель» U.III
  • мощность, л.с.: 160
  • Размах крыла, м.: 10,0
  • Длина самолета, м.: 7,5
  • Высота самолета, м.: 2,70
  • Площадь крыла, кв. м.: 15,90
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 466
  • нормальная взлетная: 724
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 161
  • Крейсерская: 148
  • Время набора высоты, мин:
  • 1000 м.: 3
  • 2000 м.: 8
  • 4000 м.: 45
  • Скороподъемность, м/с: 5,1
  • Потолок, м.: 4500
  • Продолжительность полета, ч.: 1,75

Фото истребителя-моноплана Фоккер Е-4 на аэродроме

Фото истребителя-моноплана Фоккер Е-4 на аэродроме.

Боевое использование в годы Первой мировой войны

Войсковые испытания прототипа «Фоккера» E.IV проводил Отто Паршау. На фронте эта машина появилась уже с облегченным вооружением — один из трех пулеметов был снят. Одним из первых строевых пилотов, воевавших на этой машине, стал Освальд Бельке, летавший на «Фоккере» E.IV в январе-марте 1916 г. и сбивший на нем несколько вражеских машин. Поставки «Фоккеров» E.IV велись относительно низким темпом, и к концу февраля 1916 г. на Западном фронте числилось только шесть таких самолетов. Своего пика численность «четверок» во фронтовых частях достигла в период с конца апреля до конца июня, когда на фронте единовременно находилось 28-29 «Фоккеров» E.IV. К концу октября это количество уменьшилось до 16, сойдя на нет в начале следующего года (по состоянию на 28 февраля 1917 г. на фронте находилось только два «Фоккера» E.IV).

Мощное пулеметное вооружение Фоккера - 2 Шпандау

Фото сдвоенных пулеметов Шпандау, которые устанавливались на Fokker E.IV

Так же, как и предыдущие истребители-монопланы, самолеты «Фоккер» E.IV поступали главным образом в команды одноместных боевых самолетов — КЕК. В частности, в начале февраля 1916 г. одна такая машина поступила в КЕК «Бертинкур» — её пилотом стал лейтенант Франц Димер (Franz Diemer). В марте 1916 г. такие самолеты имелись в КЕК «Сиври» и «Жамец», активно участвовавших в боях над Верденом (в составе КЕК «Сиври» на «четверках» летали Бельке и Иммельман). В апреле 1916 г. «Фоккеры» E.IV появляются в КЕК «Во», где на таких самолетах воевали Эрнст фон Альтхаус (Ernst von Althaus) и Вальтер Хендорф (Walter Hondorf). В этой же части на «Фоккере» E.IV летал и Курт Винтгенс, погибший в воздушном бою 25 сентября 1916 г. Пилот, имевший на своем счету 19 (а по другим данным, 22) воздушных побед, стал жертвой французского аса Альфреда Орто (Alfred Heurteaux), воевавшего на одном из первых экземпляров нового биплана SPAD S.VII. Этот эпизод наглядно показал, что время «бича Фоккера» прошло, и «Айндеккеры» ПМВ должны уступить место более совершенным машинам. Тем не менее осенью 1916 г. Fokker E.IV ещё достаточно активно использовались рядом частей — например, отрядом «Фоккеров» при штабе 3-й армии (АОК 3 Fokkerstaffel), которым командовал обер-лейтенант Курт Штудент. Встречались они и в полевых авиаотрядах (FFA 19, FFA 9b, FA(A) 292 и некоторых других), где служили в качестве истребителей сопровождения.

На экспорт «Фоккеры» E.IV не поставлялись. Один самолет был передан морской авиации Германии.

«Фоккер» E.IV имел лучшие скоростные характеристики, чем прежние монопланы («Айндеккеры» в терминологии германских ВВС), но горизонтальная маневренность ухудшилась — из-за большого гироскопического момента, вызванного тяжелым ротативным мотором, самолет стал гораздо инертнее. Ухудшилась и управляемость. К тому же мотор «Оберурсель» U.III выдавал паспортную мощность лишь очень непродолжительное время — буквально через несколько часов работы она падала, и для восстановления параметров требовалась переборка двигателя. Все это обусловило незначительное распространение «Фоккера» E.IV.

Схемы и чертежи Fokker E.IV

Чертежи Fokker E-4

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image