Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Fokker E.V (D.VIII)

Фото истребителя моноплана Фоккер Е-5 (Д-8)

Немецкий истребитель Первой мировой Fokker E-5: фото на аэродроме

Параллельно с разработкой бипланов, авиаконструктор фирмы Фоккера —  Р. Платц прорабатывал и другие аэродинамические схемы истребителей. Наиболее перспективной оказалась схема моноплана-парасоля. Весной 1918 г. появился прототип V.26 со свободнонесущим деревянным крылом трапециевидной формы. Крыло, крепившееся к фюзеляжу при помощи стоек из стальных труб, отличалось довольно толстым профилем с фанерной работающей обшивкой, что было нетипично для тогдашних аэропланов. Крыло крепилось. Силовая установка (ротативный мотор «Оберурсель» Ur.II), фюзеляж и горизонтальное оперение, сварные из стальных труб с полотняной обшивкой, аналогичны «Фоккеру» D.VI, а вертикальное оперение — такое же, как у Fokker D.VII. Поскольку мощность 110-сильного двигателя не позволяла рассчитывать на достижение достаточно высоких летных характеристик, Платц параллельно строит ещё два прототипа моноплана-парасоли. Один из них, V.27, оборудовали 8-цилиндровым мотором жидкостного охлаждения «Бенц» Bz.IIIa (195 л.с), представлявшим собой попытку немцев скопировать французскую «Испано-Сюизу». Однако этот вариант развития не получил. Более успешным оказался V.28, представлявший собой развитие V.26 с усиленной моторамой, позволяющей устанавливать более мощные ротативные двигатели. Машина испытывалась с различными типами силовых установок: «Оберурсель» Ur.III (145 л.с), «Гёбель» Goe.III (160 л.с.) и Goe.IIIa (200 л.с).

На испытаниях в апреле 1918 г. со 160-сильным мотором самолет показал феноменальную скороподъемность, набрав 5000 м за 11 минут (правда, в то время на машине ещё отсутствовало вооружение). После этого военные отменили большинство контрактов на «Фоккер» D.VI в пользу нового моноплана, заказав первоначально 10 экземпляров, а затем — ещё 200. Впоследствии объем заказов достиг 335 единиц.

Поставки серийных истребителей Фоккер Е-5 (Д-8) начались в июле 1918 г. Реально изготовили 289 экземпляров, из них 53 поставлено без двигателей уже после окончания боевых действий.

Основные модификации

  • «Фоккер» E.V — двигатель «Оберурсель» Ur.II (110 л.с). Установка менее мощного двигателя, чем на прототипе V.28, объясняется, вероятно, стремлением использовать моторы, заготовленные для «Фоккеров» D.VI. Предполагалось, что с разворачиванием производства более мощных ротативных моторов они будут установлены на уже выпущенных «Фоккерах» E.V. В отличие от прототипа он имел не прямоугольные, а закругленные законцовки крыла. Вооружение — два 7,92-мм синхронных пулемета «Шпандау» LMG 08/15. Экипаж — 1 человек. Изготовлено 139 машин.
  • «Фоккер» D.VIII — усилено крыло. Двигатель «Оберурсель» Ur.II (110 л.с), на 26 самолетах — «Оберурсель» Ur.III (145 л.с). Вооружение — два 7,92-мм синхронных пулемета «Шпандау» LMG 08/15. Хотя тип и обозначался буквой D, характерной для бипланов, самолет оставался монопланом. Выпущено 150 экземпляров, первые из которых были сданы в сентябре 1918 г.

Развитием концепции моноплана-парасоли стали опытные образцы V.29 (мотор «Мерседес» D.III, а позже BMW IIIa), участвовавший в третьем конкурсе истребителей, а также V.37 (переделанный V.27, получивший бронезащиту), принимавший участие во втором конкурсе истребителей. Однако в серию они не внедрялись.

Летно-технические характеристики самолета Fokker D.VIII

  • Двигатель: «Оберурсель» Ur.II
  • мощность, л.с.: 110
  • Размах крыла, м.: 8,34
  • Длина самолета, м.: 5,86
  • Высота самолета, м.: 2,6
  • Площадь крыла, кв. м.: 10,70
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 405
  • нормальная взлетная: 605
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 204
  • Крейсерская: 185
  • Время набора высоты, мин:
  • 1000 м.: 2 минуты
  • 4000 м.: 10 минут 45 секунд
  • Скороподъемность, м/с: 8,3
  • Потолок, м.: 6000
  • Продолжительность полета, ч.: 1,5

Боевое использование

Поставки серийных «Фоккеров» E.V в строевые части начались на рубеже июля и августа 1918 г. Первыми их получили Jasta 6 из эскадры JG I и Jasta 19 из JG II, также такие самолеты попали в Jasta 1, 10, 11, 19, 23, 24 и 36. Летали на монопланах «Фоккер» и пилоты морских полевых истребительных отрядов MFJ I, II и III. К концу лета в строю числилось уже 80 монопланов «Фоккер» E.V. Поначалу самолет был с энтузиазмом встречен пилотами, которые были в восторге от его феноменальной скороподъемности. Но очень скоро вскрылись серьезные недостатки моноплана, и прежде всего недостаточная прочность крыла, ставшая причиной ряда катастроф. 16 августа по этой причине погиб лейтенант Эрнст Ридель (Ernst Riedel) из Jasta 19. На следующий день на «Фоккере» E.V была одержана первая победа — лейтенант Эмиль Рольфф (Emil Rolff) из Jasta 6 сбил «Сопвич» «Кэмел». Но 19 августа Рольфф разбился на своем «Фоккере». Инспекторат воздушных войск несколько дней спустя отдал приказ, запрещающий полеты «Фоккеров» E.V и приостанавливающий приемку новых самолетов этого типа до внесения изменений, исключающих в дальнейшем подобные аварии.

Вид спереди на Fokker E.V - толстый профиль крыла

Вид спереди на Fokker E.V — обратите внимание на достаточно толстый профиль крыла.

Приемка усовершенствованных «Фоккеров» D.VIII возобновилась 8 октября 1918 г., однако значительного распространения эта модификация получить не успела. По состоянию на 31 октября на Западном фронте числилось 85 «Фоккеров» E.V/D.VIII, но успехи их пилотов были более чем скромными — победа Рольффа считается единственной подтвержденной, одержанной на этом типе истребителя (по некоторым данным, две победы одержал на «Фоккере» D.VIII немецкий ас Теодор Остеркамп, выполнивший на этой машине несколько боевых вылетов).

В 1919 г. Энтони  Фоккер вывез 20 «Фоккеров» D.VIII в Нидерланды, но на вооружение голландской королевской авиации приняли лишь несколько единиц. Один трофейный немецкий самолет некоторое время послужил в Бельгии.

16 самолетов «Фоккер» E.V и один D.VIII достались Польше, но поляки из них ввели в строй только семь машин (6 E.V и 1 D.VIII). Эти машины участвовали в войне с Западно-Украинской Народной Республикой и в советско-польской войне. Последний польский «Фоккер» E.V был списан в 1924 г. Один самолет стал советским трофеем.

Самолет «Фоккер» E.V, несмотря на отличную скороподъемность и скорость, оказался в целом малопригоден для фронтового применения из-за непрочности крыла. На модификации «Фоккер» D.VIII этот недостаток удалось устранить, но появился он слишком поздно, чтобы как-то отметиться в боях Первой мировой.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image