Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Hanriot HD.2

Фото поплавкового гидросамолета Анрио HD-2 на берегу

Фото поплавкового гидросамолета Анрио HD-2

Летом 1917 г. фирма «Анрио» построила поплавковый вариант истребителя HD.1. Машина сохранила двигатель, стоявший на базовой модели, — ротативный «Рон» 9Jb (120 л.с), но получила усиленное вооружение из двух синхронных пулеметов. Цельнодеревянные поплавки были разработаны на основе аналогичных узлов гидросамолета «Сопвич» «Бэби», ранее выпускавшегося «Анрио» по лицензии.

Поскольку из-за установки поплавков продольная устойчивость ухудшилась, то для приведения её в приемлемые рамки увеличили площадь киля и руля направления. Самолет вызвал интерес французского флота, 20 сентября 1917 г. заказавшего первую партию из 20 гидропланов, получивших обозначение HD.2. От прототипа они отличались двигателями «Клерже», стандартными для морской авиации Франции — чуть более мощными, чем «Роны», но и более тяжелыми.

Последующие контракты довели число заказанных Францией «Анрио» HD.2 до 130 единиц (вероятно, построили их несколько меньше — не более 100).

Основная модификация

«Анрио» HD.2 — 9-цилиндровый ротативный мотор «Клерже» 9В (130 л.с). Вооружение — 2 7,7-мм синхронных пулемета «Виккерс». Экипаж — 1 человек. Вместо поплавкового шасси самолет мог быть переставлен на колесное — при этом снимался дополнительный подфюзеляжный киль и устанавливался руль направления меньшего размера. Колесный вариант иногда обозначается HD.2C.

Летно-технические характеристики гидросамолета Анрио ХД-2

  • Двигатель: «Клерже» 9В
  • мощность, л.с.: 130
  • Размах крыла, м.: 8,70
  • Длина самолета:
  • на поплавках/на колесном шасси, м.: 7,00/5,94
  • Высота самолета:
  • на поплавках/на колесном шасси, м.: 3,10/2,59
  • Площадь крыла, кв. м.: 18,20
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 495
  • нормальная взлетная: 723
  • Максимальная скорость, км/ч: 182
  • Потолок, м.: 4800
  • Продолжительность полета, ч.: 2

Боевое использование гидросамолетов Анрио HD-2

Первые серийные «Анрио» HD.2 поступили в Центр морской авиации (САМ — Centre d’Aviation Maritime) в Дюнкерке в октябре 1917 г. Вплоть до окончания войны «Анрио» составляли основу истребительной эскадрильи этого Центра. Главной их задачей являлось сопровождение летающих лодок, осуществлявших поиск немецких субмарин, которые базировались в оккупированной Бельгии. При обнаружении подлодки пилоты «Анрио» HD.2 нередко обстреливали её из бортового оружия. Но похвалиться какими-либо успехами в борьбе с воздушным противником они не могли — немцы использовали в основном колесные истребители, существенно превосходящие по своим данным французские поплавковые машины. Например, 4 мая 1918 г. в бою с немецкими «Альбатросами» D.III из пяти вылетевших на задание «Анрио» два были сбиты, а противник не потерял ни одной машины. Несли потери французы и от налетов вражеской авиации на Дюнкерк: 19 января 1918 г. было уничтожено 7 «Анрио» HD.2, а 17 сентября — ещё три.

Некоторое количество поплавковых истребителей «Анрио» HD.2 использовалось в учебных целях на базах Фрере-Сен-Рафаэль и Берре. В конце 1918 г. в Сен-Рафаэле сосредоточили около 30 таких самолетов. Их переставили на колесные шасси для применения в качестве палубных. 26 октября 1918 г. состоялся первый взлет такой машины с деревянной платформы, оборудованной на линкоре «Пари». Впоследствии подобные эксперименты проводились и на других кораблях, но до ввода в строй первого французского авианосца «Беарн» (1927 г.) «Анрио» не дослужили — с вооружения эскадрильи АС1 их сняли в 1925 г.

Подъем аварийного гидросамолета Первой мировой войны Hanriot HD-2

Подъем гидросамолета Первой мировой войны Hanriot HD-2 после аварии.

На рубеже 1917—1918 гг. начались поставки «Анрио» HD.2 в части морской авиации США, прибывшие в Дюнкерк. Американцам передали в общей сложности 26 таких самолетов. Так же как и однотипные французские машины, они использовались для сопровождения летающих лодок. До момента перемирия американские пилоты совершили на «Анрио» HD.2 около 500 боевых вылетов, но ни в одном из них не были отмечены встречи с вражескими самолетами. После войны 10 «Анрио» HD.2 были вывезены в США. Так же как французы, американцы переставили их на колесные шасси и использовали в опытах по палубной авиации.

Французский гидросамолет времен Первой мировой «Анрио» HD.2, в отличие от его колесного собрата, нельзя признать особо удачным. Если по скорости он почти не уступал HD.1, то по скороподъемности и маневренности существенно ему проигрывал.

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image