Первый серийный самолет собственной разработки «Анрио» (ранее фирма строила по лицензии самолеты «Сопвич» «Бэби» и «Полуторастоечный») под обозначение HD-1 (каноническое обозначение: Hanriot HD.1) представлял собой цельнодеревянный одностоечный биплан, принадлежа к тому же классу легких истребителей с ротативными двигателями, что и полуторапланы «Ньюпора». На конструкцию самолета, спроектированного Пьером Дюпоном (Pierre Dupont), наложило отпечаток сотрудничество с «Сопвичем»: межкрыльевые стойки и подкосы были выполнены по образцу «Полуторастоечного» Sopwith Strutter, а капот напоминал такой же узел истребителя Сопвич «Пап».
Прототип с 9-цилиндровым мотором «Рон» 9J вышел на испытания в июне 1916 г. Самолет получился более чистым в аэродинамическом отношении, чем Nieuport, конструкция планера также была прочнее. Но руководство французской авиации прохладно отнеслось к HD.1, сделав ставку на истребители SPAD с моторами жидкостного охлаждения, считавшиеся более перспективными, а также уже успевшие зарекомендовать в боях «Ньюпоры».
Судьбу самолета определил интерес со стороны итальянского военного ведомства, остро нуждавшегося в современных истребителях. Фирма «Ньюпор-Макки» купила лицензию на HD.1, построив на заводе в г. Варезе с ноября 1917 г. 901 (по другим данным, 831) самолет. Ещё около 100 HD.1 поступило в Италию с фирмы «Анрио», а 90 выпущено фирмой «Макки» в 1923-1924 гг.
С учетом других заказов общее количество построенных HD.1 может быть оценено примерно в 1200 единиц.
Лётно-технические характеристики Анрио HD-1
- Двигатель: «Рон» 9Jb
- мощность, л.с.: 120
- Размах крыла, м.: 8,70
- Длина самолета, м.: 5,85
- Высота самолета, м.: 2,94
- Площадь крыла, кв. м.: 18,20
- Масса, кг:
- пустого самолета: 400
- нормальная взлетная: 605
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 184
- Крейсерская: 161
- Время набора высоты, мин:
- 2000 м.: 5 минут 10 секунд;
- 3000 м 11 минут;
- Потолок, м.: 6000
- Продолжительность полета, ч.: 2,5
Основная модификация аэроплана
- Hanriot «Анрио» HD.1 — 9-цилиндровый ротативный мотор «Рон» 9J (110 л.с), «Рон» 9Jb (120 л.с), или же «Рон» 9Jby (130 л.с). Вооружение — 1 7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс» (на самолетах французской постройки он устанавливался по центру, а на итальянских был смещён к левому борту). Экипаж — 1 человек.
Боевое использование Анрио ХД-1 в годы Первой мировой и после войны
Первой итальянской частью, получившей истребители HD.1 (французского производства) в июле 1917 г., стала 76-я эскадрилья, дислоцировавшаяся в Боньяно. Поставки шли медленно, и лишь в октябре удалось перевооружить находившуюся там же вторую эскадрилью — 78-ю. Но не прошло и нескольких дней, как прорыв итальянского фронта под Капоретто вынудил обе эскадрильи отступить в Истрану, уничтожив на земле 16 HD.1. К счастью, в то время удалось наладить производство истребителей «Анрио» в Италии. В течение ноября 1917 г. началось перевооружение такими самолетами 82, 70 и 80-й эскадрилий, а в декабре к ним присоединилась 72-я. В ожесточенных оборонительных боях была одержана первая воздушная победа — 6 ноября сержантом Алессандро Контардини (Alessandro Contardini) из 82-й эскадрильи. А 26 декабря 1917 г. «Анрио» сыграли решающую роль в отражении двух налетов немецкой авиации на Истрану. В тот день, вошедший в историю как самое масштабное воздушное сражение на итальянском фронте, пилоты 70, 76, 78 и 82-й эскадрилий провели 22 воздушных боя, сбив 11 вражеских самолетов и не потеряв ни одного своего. Героем дня стал соттотененте (младший лейтенант) Сильвио Скарони (Silvio Scaroni), сбивший три самолета и доведший тем самым свой боевой счет до девяти побед.
В феврале 1918 г. Италия имела на фронте 240 самолетов-истребителей, 106 из которых относилось к типу «Анрио» HD.1. В том месяце началось перевооружение 79-й эскадрильи (правда, она до конца войны летала на смеси из «Анрио» и «Ньюпоров») и 81-й, в марте — 75-й. По состоянию на 6 апреля на фронте находилось 168 «Анрио» HD.1, из них 124 — в эскадрильях и 44 — в парках. Увеличение поставок позволило направить новые истребители на другие ТВД. В мае 1918 г. первые вылеты на HD.1 совершила дислоцировавшаяся в Албании 85-я эскадрилья (она получила 14 таких самолетов). Летом 26 «Анрио» поставили 73-й эскадрилье, воевавшей на македонском фронте и дислоцировавшейся в Салониках. Продолжалось и перевооружение частей на основном, итало-австрийском фронте: в июне 1918 г. «Анрио» HD.1 получили 74-я и 83-я эскадрильи, а несколько позже — 71-я. Также летом 1918 г. такие истребители появились в 241-й эскадрилье морской авиации, прикрывавшей Венецию (в ней «Анрио» служили вместе с Ansaldo A.1).
На самолетах «Анрио» HD.1 воевало не менее 19 итальянских асов. Лучшим из них являлся Сильвио Скарони — к концу войны на его счету было 26 воздушных побед. Второе место занимал тененте (лейтенант) Флавио Торельо Бараччини (Flavio Torello Baracchini), сбивший 21 вражеский самолет. Заслуживает упоминания и сержант Козимо Реннелла (Cosimo Rennella). Этот пилот, родившийся в Неаполе, но выросший в Эквадоре, одержал семь воздушных побед, что сделало его единственным в Латинской Америке асом Первой мировой войны.
Цветное фото истребителя Первой мировой войны Анрио HD.1.
В результате послевоенного сокращения в ВВС Италии к 1920 г. осталось лишь три эскадрильи, вооруженных «Анрио» HD.1 — 76, 78 и 79-я. Но в последующие годы их количество вновь увеличивается. По состоянию на начало 1923 г. в пяти эскадрильях служило 48 «Анрио» HD.1, ещё 31 самолет эксплуатировала школа истребителей в Геди. Они были сняты с вооружения лишь в 1926 г.
Вторым крупным заказчиком «Анрио» HD.1 стала Бельгия, чья армия после оккупации страны сражалась на стороне Франции. Первая партия таких самолетов в количестве 20 единиц была заказана в июне 1917 г. За ней последовали новые заказы. Общее количество поставленных самолетов точно неизвестно. Во многих публикациях фигурирует цифра 125 единиц, но в последних исследованиях утверждается, что она не превышала 79 экземпляров.
Первые «Анрио» HD.1 поступили в бельгийскую 1-ю эскадрилью в конце августа 1917 г. Позже такими машинами вооружили 5-ю эскадрилью. 1 марта 1918 г. эти части переименовали соответственно в 9-ю и 10-ю эскадрильи, сведя вместе с 11-й (летавшей на «Кэмелах» Sopwith Camel, но эксплуатировавшей и несколько «Анрио») в 1-ю истребительную группу. Не менее семи «Анрио» HD.1 попало и в 7-ю эскадрилью, в составе которой они применялись для сопровождения самолетов-разведчиков.
Поначалу «Анрио» HD.1 не пользовались особой популярностью среди бельгийских пилотов, предпочитавших другие типы истребителей. Первая официальная победа на самолете этого типа была одержана лишь 21 февраля 1918 г., когда лейтенант Демулеместер (Demeulemeester) сбил «Альбатрос» D.V. Но в дальнейшем самолет зарекомендовал себя с лучшей стороны: из 73 вражеских машин, сбитых бельгийцами в 1918 г., 55 стали жертвами пилотов «Анрио» HD.1. На этом типе воевал, в частности, лучший бельгийский ас Вилли Коппенс (Willi Coppens). К концу войны на его счету было 37 воздушных побед, из них 35 — аэростатов наблюдения, признанным мастером по уничтожению которых считался Коппенс. Именно он испытывал несколько модификаций «Анрио» HD.1, не пошедших в серию: с двумя 7,7-мм синхронными пулеметами, с одним 11-мм пулеметом «Виккерс», стреляющим разрывными пулями, а также с протектированным топливным баком.
После войны «Анрио» HD. 1 в Бельгии получила также 8-я эскадрилья. Самолеты этого типа в качестве тренировочных дослужили в ВВС Бельгии до 1929 г.
1 июня 1918 г. один из итальянских «Анрио» HD.1 совершил вынужденную посадку на территории Швейцарии. Пилота интернировали, а машину включили в состав военной авиации. В декабре 1919 г. истребитель вернули Италии. Но «Анрио» HD.1 произвел на швейцарских авиаторов хорошее впечатление, к тому же он был довольно недорог. В итоге Швейцария заказала фирме «Макки» 16 таких самолетов, поставленных в 1922-1923 гг. Это были не новые аэропланы, но прошедшие капитальный ремонт. Последние из них были сняты с вооружения лишь в мае 1930 г.
В 1920 г. один «Анрио» HD.1 попал в Эквадор. Первоначально он находился в частных руках и использовался как спортивная машина, но в 1924 г. был передан правительству и до 1928 г. служил в военной авиации.
«Анрио» HD.1 оказался на редкость удачным аэропланом Первой мировой войны — прочным и живучим самолётом. Среди легких истребителей с ротативными моторами он по праву может считаться одним из лучших. Хотя во Франции «Анрио» HD.1 так и не был принят на вооружение, но стал основным типом истребителя в Италии и Бельгии.
Оставьте свой отзыв