Весной 1916 г. в конструкторском бюро фирмы «Моран-Солнье» начали разработку нового истребителя-моноплана, предназначавшегося для замены машин моделей N, I и V. Проект под обозначением U представлял собой в определенном смысле шаг назад: если в предыдущих моделях крыло поддерживалось только проволочными расчалками, то в новом проекте появились трубчатые подкосы, прозванные «мостами» — за свою схожесть с мостовыми фермами.
Разработка «Моран-Солнье» U завершилась в середине апреля 1916 г., но прототип так и не был построен. На его основе создали аналогичный самолет «Моран-Солнье» АС, отличающийся лишь несколько увеличенными размерами. Конструкция планера оставалась такой же, как на «Моранах» I/V, равно как и двигатель — 9-цилиндровый ротативный «Рон» 9J. Однако самолет «Моран-Солнье» АС стал первой конструкцией фирмы, в которой изначально применялись элероны, а не гоширование.
Прототип «Моран-Солнье» АС испытывался осенью 1916 г., показав удовлетворительные летные данные. Руководство французской авиации сочло самолет пригодным для применения в качестве «резервного» истребителя (основным считался SPAD S.VII) и заказало партию из 30 единиц, поставки которых начались в декабре 1916 г.
Основная модификация
«Моран-Солнье» AC (MoS.23) двигатель «Рон» 9J (110 л.с; на прототипе и нескольких серийных машинах) или «Рон» 9Jb (120 л.с; на большинстве самолетов). Вооружение — один 7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс». Экипаж — 1 человек.
Одноместный моноплан-истребитель Морн-Сольнье тип АС
Летно-технические характеристики моноплана Моран-Сольнье АС
- Двигатель: «Рон» 9Jb
- мощность, л.с.: 120
- Размах крыла, м.: 9,80
- Длина самолета, м.: 7,05
- Высота самолета, м.: 2,73
- Площадь крыла, кв. м.: 15,0
- Масса, кг:
- пустого самолета: 435
- нормальная взлетная: 658
- Максимальная скорость, км/ч: 178
- Время набора высоты 2000 м, мин.: 5 минут 55 секунд
- Скороподъемность, м/с: 5,6
- Потолок, м.: 5600
- Продолжительность полета, ч.: 2,5
Служба и боевое применение
Самолетами «Моран-Солнье» АС не была полностью вооружена ни одна французская эскадрилья — их распределили по нескольким частям, летавшим на «Ньюпорах». В частности, такие истребители имелись в эскадрилье N.76. Никакие подробности о боевом применении Morane-Saulnier AC MoS.23 неизвестны. В середине 1917 г. они практически исчезли из фронтовых частей ПМВ.
Два «Моран-Солнье» АС в конце января 1917 г. передали для испытаний британцам. По их результатам был сделан выбор в пользу английского моноплана «Бристоль» M1.B.
Французские истребители «Моран-Солнье» АС не получили большого распространения — по сути, их эксплуатация в боевых частях была лишь эпизодической. Причиной тому — отсутствие преимущества в летных качествах и вооружении перед доминировавшими в истребительной авиации «Ньюпорами» и начинавшими поступать истребителями SPAD.
Оставьте свой отзыв