Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Nieuport 11/16 Bebe

Истребитель-биплан Ньюпор-11 Бебе

Фото французского истребителя Ньюпор-11 Бебе

В начале 1915 года авиаконструктор Густав Деляж на основе самолета «Ньюпор» 10 создал его уменьшенный вариант, получивший наименование «Ньюпор» 11. Машина, изначально задумывавшаяся как истребитель, была одноместной, достаточно компактной, но мотор оставался тот же, что и на «Ньюпоре» 10, — 80-сильный ротативный «Рон», что позволяло надеяться на прирост летных данных по сравнению с предшественником. Интересной особенностью самолета являлось асимметричное нижнее крыло: его консоли несколько отличались размахом и углом установки для компенсации реактивного момента от вращения ротативного мотора. Сравнительно небольшая нагрузка на крыло в сочетании с жесткостью бипланной коробки обеспечивала хорошую маневренность.

Самолет получил прозвище «Бебе» — «ребенок». Это объяснялось не только малыми размерами аэроплана, но и использовавшейся одно время во Франции системой обозначения самолетов, в которой категория «В» была закреплена за одноместными боевыми самолетами, а в фирменном обозначении модификации — «Ньюпор» XI-В — присутствовала ещё одна буква «В», обозначавшая биплан. Прозвище «Бебе» впоследствии прилипло к еще двум миниатюрным истребителям «Ньюпор» — тип XXI и тип XXIII.

Прототип «Ньюпора» 11 вышел на испытания в июле 1915 г., а в конце года началось серийное производство. Объем выпуска аэропланов «Ньюпоров» 11/16 во Франции оценивается примерно в 1500 единиц (примерно 1000 «Ньюпор» 11 и около 500 «Ньюпор» 16). Ещё 646 «Ньюпоров» 11 выпустили в Италии (по другим данным, 543 машины: 450 фирмой «Ньюпор-Макки» и 93 — «Элеттро-Ферровиере»).

Порядка 100 самолетов построил завод «Дукс» в Москве (в основном «Ньюпор» 11, но и несколько «Ньюпор» 16), 17 — завод в Тромпенбурге (Нидерланды). «Ньюпор» 11 послужил также образцом для копирования рядом немецких фирм.

Основные модификации Nieuport-11

  • «Ньюпор» 11 (Nie.11C1) — двигатель «Рон» 9С (80 л.с.) либо «Гном» (80 л.с). Вооружение — 1 7,7-мм пулемет «Льюис» либо (реже) 8-мм пулемет «Гочкис» над верхним крылом; встречались и другие варианты вооружения. Некоторые самолеты вооружались в дополнение к пулемету противоаэростатными ракетами «Ле Прие» (как правило, 8 единиц на направляющих, крепившихся к межкрыльевым стойкам). Экипаж — 1 человек.
  • «Ньюпор-Макки» 11.000 — аэроплан итальянского производства, отличавшийся некоторыми деталями.
  • «Ньюпор» 16 (Nie.16C1) — двигатель «Рон» 9Ja (110 л.с). Вооружение соответствует «Ньюпору»-11, но часть самолетов получила синхронные пулеметы.

Летно-технические характеристики модификаций Ньюпор-11 и Ньюпор-16

 Модификация «Ньюпор» Nie.11C1 Nie. 16С1
Двигатель:
тип «Рон» 9С «Рон» 9Ja
мощность, л.с. 80 110
Размах крыла, м 7,55 7,52
Длина самолета, м 5,69 5,64
Высота самолета, м 2,45 2,40
Площадь крыла, кв. м 13,0 13,3
Масса, кг:
пустого самолета 352 375
нормальная взлетная 480 550
Максимальная скорость, км/ч 156 165
Время набора высоты, мин:
2000 м 5’50»
3000 м 18’30»
Потолок, м 5000 4800
Продолжительность полета, ч 2,5 2

Боевое использование в годы Первой мировой и на гражданской службе

Поставки «Ньюпоров» 11 французской авиации начались в декабре 1915 г., а 5 января 1916 г. первый самолет этого типа поступил в строевую часть — эскадрилью N.3. Темп поставок «Бебе» был достаточно высок — к 1 февраля 1916 г. в строю находилось уже 90 таких машин. Как правило, они служили в смешанных эскадрильях, имевших в своем составе также самолеты других типов — прежде всего «Ньюпоры» 10. Первым серьезным испытанием для «Бебе» стало отражение немецкого наступления под Верденом, начавшегося 21 февраля 1916 г. К тому моменту в указанном секторе фронта находилось 10 французских эскадрилий, полностью или частично вооруженных «Бебе»: N.15, N.65, N.67 и N.69 в Бар-ле-Дюк, N.23 в Ваделенкуре, N.37 в Брокуре, N.57 в Лемме, а также N.3, N.31 и N.124.

Одономестный истребитель-биплан Ньюпор-11 готовится к взлету

Тактика, применяемая французами над Верденом, предусматривала вылеты достаточно крупными группами истребителей — по 6 и более «Ньюпоров». Она принесла свои плоды: в течение нескольких недель пилоты «Ньюпоров» одержали 67 воздушных побед (в т.ч. 13 — эскадрилья N.65, 10 — N.67, 9 — N.15, по 7 — N.23 и N.31, остальные эскадрильи — от 3 до 6 побед). Именно в этих боях одержал свою пятую победу (и стал асом) Жорж Гинемер, впоследствии лучший по результативности французский пилот. Но наиболее известным в тот период летчиком-истребителем был Жан Наварр (Jean Navarre), прозванный «стражем Вердена». 26 февраля 1916 г. на своем «Ньюпоре» 11 он первым в истории воздушных войн одержал две победы в одном бою, сбив Fokker E.III и двухместный разведчик. Эти победы были 4-й и 5-й на счету Наварра, ставшего тем самым асом — вторым во Франции после Пегу, но, в отличие от последнего, одержавшим все свои победы самостоятельно, а не при помощи бортстрелков.

Летом 1916 г. основные события на Западном фронте разворачивались на р. Сомма — на участке, занимаемом британскими войсками. Для усиления союзника французское командование направило на Сомму ряд эскадрилий, вооруженных «Бебе», — N.3, N.26, N.37, N.62, N.67. Помимо «Ньюпоров» 11 начали появляться и «Ньюпоры» 16, первоначально переоборудованные во фронтовых условиях силами механиков эскадрилий (так, например, поступили со всеми «Ньюпорами» 11 в эскадрилье N.38), а затем — и заводского производства. Осенью 1916 г. «Ньюпоры» 16 составляли значительную часть парка боевых групп GC.11 (эскадрильи N.31, N.38, N.48 и N.57), GC.13 (N.67), имелись они и в других эскадрильях. Вооруженная главным образом «Ньюпорами» 11, эскадрилья N.92 воевала в Италии, базируясь в Венеции. Типичным для французских эскадрилий того времени был смешанный состав: например, эскадрилья N.49 в конце марта 1916 г. располагала 7 самолетами «Ньюпор» 11, 5 — «Ньюпор» 12 и 1 «Ньюпор» 10; два месяца спустя в ней было 5 «Ньюпор» 11, 6 «Ньюпор» 12 и 1 «Ньюпор» 16. К концу 1916 г. во французской авиации «Ньюпоры» 16 были почти вытеснены «Ньюпорами» 17, но некоторые эскадрильи (например, N.38) летали на них и в первые месяцы 1917 г.

Одним из первых заказчиков «Ньюпоров» 11 стала морская авиация Великобритании — RNAS, получившая такие самолеты практически одновременно с французами. В общей сложности было получено порядка 30 самолетов, большинство из которых служило в 1-м крыле в Дюнкерке. Несколько экземпляров попало во 2-е крыло, действовавшее над Восточным Средиземноморьем (4 «Ньюпора» 11 британцы впоследствии передали Румынии). Два бывших флотских «Ньюпора» 11 поступили в RFC — они служили в 9-й эскадрилье. «Ньюпоры» 16 также были первоначально заказаны для RNAS, но в морскую авиацию так и не попали — их сразу передали RFC. Помимо 14 бывших флотских машин, RFC получил и 9 самолетов непосредственно от французов. Первые «Ньюпоры» 16 в конце марта 1916 г. передали в 1-ю эскадрилью. Впоследствии по несколько таких самолетов поступило в 3-ю и 11-ю эскадрильи, а наибольшим количеством «Ньюпоров» 16 располагала 60-я эскадрилья — не менее 11 самолетов, поступивших в часть летом 1916 г. Последние «Ньюпоры» 16 летали в RFC до марта 1917 г. Наиболее известным британским пилотом этого типа самолетов стал Альберт Болл (Albert Ball), служивший в 11-й эскадрилье. Одержав первую воздушную победу 16 мая 1916 г. на «Бристоль» «Скауте», он вскоре пересел на «Ньюпор» 16 и 29 мая сбил два разведчика LVG, а 1 июня — «Фоккер» «Айндеккер». Уничтожив 25 июля аэростат наблюдения, Болл выполнил норматив аса. Впоследствии он стал первым пилотом RFC, сбившим в одном бою три самолета (22 августа 1916 г.).

Ньюпор «Бебе» в России

В России истребители «Ньюпор» 11 появились в середине 1916 г. Одним из первых их получил 2-й авиационный истребительный отряд Западного фронта. Им в то время командовал Евграф Крутень — один из основоположников тактики воздушного боя. Свою первую победу он одержал на «Ньюпоре» 11 летом 30 июля 1916 г., подбив «Альбатрос» С.III, впоследствии совершивший вынужденную посадку и ставший русским трофеем. Два дня спустя Крутень подбил ещё один самолет — двухместный «Румплер». Эта машина после вынужденной посадки также была захвачена русскими войсками.

В августе 1917 г. «Бебе» поступили в 1-й авиационный истребительный отряд, а также в отряды 1-й БАГ. В последней, в частности, служил Иван Кокорин — этот будущий ас сбил первый самолет именно на «Нюпоре» 11 12 ноября 1916 г. В 7-м АОИ на «Ньюпоре» 11 успешно воевал Донат Макиенок, одержавший первую победу 22 февраля 1916 г., в 9-м авиационном отряде истребителей — Иван Лойко.

Самолеты «Ньюпор» 11 служили практически в каждом российском истребительном отряде. Хотя к середине 1917 г. они постепенно вытеснялись более современными машинами, по состоянию на 1 июня только на Юго-Западном и Румынском фронтах числилось 25 таких аэропланов, ещё 23 было на других фронтах (12 — на Северном, 7 — на Кавказском и 4 — на Западном). Несколько экземпляров таких истребителей попало и в морскую авиацию, применялись на Балтике и Черном море. Во время гражданской войны бипланы «Ньюпор» 11 служили в армиях некоторых государств, образовавшихся после распада Российской империи, в частности, в Украинской Народной Республике.

***

Ньюпор-11 вооружался пулеметом и ракетами Ле-Приера

Вооружение истребителя Ньюпор-11 Бебе - ракеты Ле-Приера

Довольно широко «Ньюпоры» 11 применялись румынской авиацией, получившей во второй половине 1916 г. 41 такой самолет от французской военной миссии и 4 — от англичан. Это позволило укомплектовать четыре истребительные эскадрильи — N.1, N.3 N.10 и N.11 (штатный состав каждой — 7 самолетов). Несколько «Ньюпоров» 11 служило и в военной авиации Сербии.

Весной 1916 г. «Ньюпоры» 11 появились в Италии. В частности, 71-я эскадрилья в апреле располагала тремя такими машинами. Первоначально «Бебе» применялись совместно с «Ньюпорами» 10, но постепенно вытесняли последних — например, в середине августа 1916 г. в 70-й эскадрилье числилось 8 «Бебе» и только 4 «Ньюпора» 10. 77-я эскадрилья, получившая при формировании «Ньюпоры» 10, в бой пошла в июле 1916 г. уже на «Ньюпорах» 11. Такими же самолетами вооружили сформированную в конце июня 78-ю эскадрилью.

Одним из первых опробовал новый истребитель Nieuport-11 в бою Франческо Баракка (Francesko Вагасса), будущий лучший итальянский ас Первой мировой войны, служивший в 70-й эскадрилье. 7 апреля 1916 г. он сбил вражеский «Бранденбург» C.I — это событие стало не только первым успехом Баракки, но и вообще первой воздушной победой итальянской авиации. 23 апреля он одержал вторую воздушную победу, а вскоре — третью. Однако в целом накал воздушных боев на Итальянском фронте был далеко не тот, что на Западном: например, 75 эскадрилья (состав к концу 1916 г. — 7 «Ньюпоров» 11) совершила в течение 1916 г. 360 боевых вылетов, провела 24 воздушных боя и добилась лишь одной подтвержденной победы. Пилоты 77-й эскадрильи совершили до конца 1916 г. более 520 боевых вылетов, провели 30 воздушных боев, в которых сумели сбить только два вражеских самолета и один аэростат. К началу 1917 г. «Ньюпоры» 11 являлись основными итальянскими истребителями, однако уже весной были вытеснены более современными аэропланами. Гораздо более продолжительной оказалась их карьера в частях ПВО: в 108-й эскадрилье, прикрывавшей Милан, 110-й, оборонявшей Неаполь, звеньях ПВО Болоньи и Бриндизи «Ньюпоры» 11 служили вплоть до осени 1918 г.

В августе 1916 г. самолетами «Ньюпор» 11 вооружили бельгийские 1-ю и 5-ю истребительные эскадрильи. Такие машины эксплуатировались бельгийцами до лета 1917 г. (равно как и несколько экземпляров «Ньюпор» 16).

В сентябре 1917 г. один из «Ньюпоров» 11 1-го крыла RNAS совершил вынужденную посадку на территории Нидерландов. Самолет был выкуплен голландским правительством и передан заводу в Тромпенбурге для копирования. В 1918 г. была выпущена первая серия из 5 самолетов, эксплуатировавшихся до 1925 г. Из второй серии в 20 экземпляров изготовили только 12 машин, но и те в эксплуатацию не вводили ввиду вскрывшейся недостаточной прочности конструкции. «Ньюпоры» голландской постройки комплектовались шведскими ротативными моторами «Тулин» А (80 л.с).

Несмотря на относительно маломощный мотор, Nieuport-11 Bebe обладал неплохими скоростными качествами, отличной маневренностью, а главное — был существенно проще в пилотировании, чем конкурирующий истребитель-моноплан «Моран» N. Самолет быстро обрел популярность среди летчиков. Именно благодаря «Бебе» французам удалось справиться с «бичом Фоккера», ликвидировав немецкое превосходство в воздухе, захваченное летом 1915 г. при помощи первых «Айндеккеров».

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image