Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

RAF BE.12

Истребитель RAF BE.12

Фото истребителя RAF BE.12

RAF BE.12 – яркий представитель группы британских «экстренных» истребителей, создававшихся осенью 1915 г. как ответ на появление на фронте немецких монопланов «Фоккер». Самолет Royal Air Factory BE-12 представлял собой достаточно простую конверсию двухместного RAF BE.2с с переделкой его в одноместный и установкой более мощного двигателя.

Прототип, переоборудованный из серийного BE.2с, вышел на испытания в августе 1915 г. Машина получила 12-цилиндровый мотор воздушного охлаждения RAF 4 (140 л.с.) вместо 70-сильного «Рено». Вооружение прототипа состояло из одного пулемета «Льюис», размещенного на левом борту фюзеляжа. Пулемет испытывался сначала с отсекателями пуль на лопастях винта, а затем — с синхронизатором.

Результаты испытаний были признаны вполне удовлетворительными, и 30 сентября 1915 г. военные заказали первую партию из 50 экземпляров. Выпуск серийных машин начался в марте 1916 г.

Общий объем производства составил примерно 600 единиц, из них около 500 выпустила фирма «Даймлер» и по 50 — «Ковентри Орднанс Уоркс» и «Стандарт Мотор Компании».

Основные модификации RAF BE.12

  • BE. 12 — двигатель RAF 4а (140 л.с). Вооружение — 1 7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс» (боекомплект 250 патронов, затем увеличенный до 500 патронов); на некоторых машинах дополнительно 1 пулемет «Льюис» на установке с левого борта фюзеляжа, позволяющей вести огонь назад. Возможна подвеска до 100 кг бомб. Самолеты, служившие в эскадрильях ПВО, могли нести до 10 противоаэростатных ракет «Ле Приера». Экипаж — 1 человек.
  • BE. 12а — уменьшен размах нижнего крыла (из биплана самолет стал полуторапланом). Силовая установка и вооружение аналогичны BE.12.
  • BE.12b — 8-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» (180 или 200 л.с). Вооружение — 1 или 2 пулемета «Льюис» на надкрыльевой установке.

Технические характеристики RAF BE.12

  • Двигатель: RAF 4а
  • мощность, л.с.: 140
  • Размах крыла, м.: 11,30
  • Длина самолета, м.: 8,31
  • Высота самолета, м.: 3,39
  • Площадь крыла, кв. м.: 34,47
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 742
  • нормальная взлетная: 1067
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 164
  • Крейсерская: 136
  • Время набора высоты, мин:
  • 1525 м.: 8′ 10″
  • 3050 м.: 13’5″
  • Потолок, м.: 3800
  • Продолжительность полета, ч.: 3

RAF BE.12 вид сбоку

Боевое использование истребителей RAF BE.12 в годы Первой мировой войны

Первые серийные машины BE. 12 начали поступать в части ПВО Великобритании, что было вызвано немецкими налетами весны 1916 г. В мае 1916 г. BE.12 поступили в 51, 52 и 53-ю эскадрильи. К концу следующего месяца в восьми эскадрильях ПВО числилось в общей сложности 18 BE.12. Впервые в бой BE.12 эскадрилий ПВО пошли при отражении немецкого налета в ночь на 3 сентября 1916 г. С начала 1917 г. в эскадрильях ПВО начали появляться BE. 12а, но их летные качества уже были недостаточными для эффективного противостояния немецким бомбардировщикам. Более успешно BE. 12а могли действовать против тихоходных дирижаблей. Например, в ночь на 17 июня 1917 г. «Цеппелин» L.48 был сбит лейтенантом Л.П. Уоткинсом (L.P. Watkins) из 37-й эскадрильи (совместно с двумя истребителями других типов). Специально для эскадрилий ПВО осенью 1917 г. начался выпуск самолетов модификации BE. 12b. Первые такие самолеты были поставлены в декабре 1917 г. в 37-ю эскадрилью.

Пулеметное вооружение истребителя RAF BE.12

Пулеметное вооружение истребителя RAF BE.12 - спаренный пулемет над верхней консолью крыла

Во Франции первые BE.12 поступили в 10-ю эскадрилью. Их боевой дебют состоялся 25 июня 1916 г., когда один из самолетов этого типа вылетел на сопровождение бомбардировщиков. В последующие несколько дней было отработано применение BE. 12 в качестве бомбардировщика, поскольку в эффективности его как истребителя существовали серьезные сомнения фактически с момента поступления первых BE. 12 во фронтовые части. К моменту начала битвы на Сомме (1 июля 1916 г.) 10-я эскадрилья располагала примерно дюжиной BE. 12, использовавшихся как истребители сопровождения и легких бомбардировщиков. 28 июля во Францию прибыла вторая часть, вооруженная BE.12, — 19-я эскадрилья. Летом 1916 г. такими самолетами вооружили также 21-ю и 48-ю эскадрильи.

Успехи, достигнутые пилотами, воевавшими на BE. 12, были более чем скромными. В частности, 19-я эскадрилья сумела записать на свой счет всего три воздушные победы, первая из которых бы-

ла одержана лейтенантом Дж.Б.Э. Бейкером (G.B.A Baker) 22 сентября 1916 г. Собственные же потери эскадрильи, вооруженные BE. 12, несли серьезные. Только 22 сентября 19-я эскадрилья лишилась трех машин (пилоты погибли), 21-я эскадрилья 22—24 сентября потеряла четыре BE.12. Не помогла исправить ситуацию и поставка новых BE. 12а, в небольшом количестве попавших в 21-ю эскадрилью. В итоге было принято решение о немедленном перевооружении этих частей: 19-я эскадрилья в октябре 1916 г. начала получать французские истребители SPAD S.V1I, а 21-я пересела на разведчики RE.8.

Помимо Франции BE.12 и BE.12а применялись в Палестине — в составе 67-й (1-й австралийской) и 142-й эскадрилий и в Македонии (17, 47 и 150-я эскадрильи). Интересной страницей в боевой биографии BE. 12а стало выделение двух самолетов этого типа из 1-й австралийской эскадрильи в состав звена X, выделенного в распоряжение Томаса Э. Лоуренса (Thomas Е. Lawrence) — знаменитого Лоуренса Аравийского, организовавшего антитурецкое восстание в Аравии. Правда, в реальных боях эти самолеты не участвовали, служа, главным образом средством пропаганды среди арабов.

На Ближнем Востоке карьера BE.12 оказалась более длительной и успешной, чем во Франции. Ввиду отсутствия у противника на данном ТВД современных истребителей, даже неповоротливым BE.12а удавалось добиваться успехов. В частности, 4 августа 1917 г. лейтенант Росс Смит (Ross Smith) из 1-й австралийской эскадрильи сбил сразу два немецких самолета. Сам Смит в бою получил ранение, но смог благополучно вернуться на аэродром.

В Македонии первые RAF BE. 12 появились в октябре 1916 г. в 47-й эскадрилье. Но наиболее успешно здесь действовала 17-я эскадрилья. Капитан Г.У. Морлис-Грин (G.W. Murlis-Green) из её состава стал асом на BE. 12, сбив пять вражеских самолетов за период с декабря 1916 г. по март 1917 г.

По состоянию на 31 октября 1918 г. Королевский авиационный корпус располагал 65 BE. 12 и BE.12а, а также 115 BE.12Ь. 26 BE.12 и BE.12а находилось в Египте и Палестине, 10 в Греции, 12 -в эскадрильях ПВО Великобритании и только один — в Экспедиционных силах во Франции. Из числа BE. 12b 17 машин числилось в эскадрильях ПВО, 67 — на складах и 31 — в ремонте.

Самолет RAF BE.12, создававшийся как оппонент монопланам «Фоккера», оказался морально устаревшим уже на момент вступления в бой. Слишком большой, тяжелый и маломаневренный для одноместного истребителя, он не мог сражаться на равных с новыми немецкими истребителями «Хальберштадт» и «Альбатрос». Даже установка на модификации BE. 12b более мощного мотора «Испано-Сюиза» не смогла исправить ситуацию.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image