Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Sopwith Pup

Фото британского истребителя ПМВ Сопвич Пап

Фото британского истребителя ПМВ Сопвич Пап

В 1915 г. на фирме «Сопвич» построили в единственном экземпляре самолет «Рунабоут» — одноместный спортивный биплан с тянущим винтом и моторном «Гном» (50 л.с.) для фирменного пилота-испытателя Гарри Хоукера (Harry Hawker). Его развитием стали четыре машины «Спэрроу»1. Самолеты показали отличные маневренные и скоростные качества, став основой для разработки истребителя.

Боевая машина, спроектированная под руководством Г. Смита, отличалась от спортивных самолетов измененной системой управления с элеронами вместо гоширования (перекашивания) крыльев. Также установили более мощный мотор и вооружение из синхронного пулемета. Бипланная коробка напоминала таковую у Сопвича «Полуторастоечного» (Sopwith ½ Strutter), но с уменьшенным на 20 % размахом крыла. И вообще самолет Sopwith Pup весьма походил на «Полуторастоечного» в миниатюре, чем и заслужил свое прозвище «Пап» — «Щенок».

Прототип истребителя, оборудованный ротативным мотором «Рон» (80 л.с), впервые поднялся в воздух 9 февраля 1916 г. Как и в случае с «Полуторастоечным», «Пап» в первую очередь вызвал интерес у Адмиралтейства, заказавшего ещё два прототипа с двигателями «Клерже» такой же мощности.

В апреле 1916 г. было заказано 50 серийных самолетов для RFC, а в середине июня — такое же количество для RNAS. Ввиду загруженности фирмы «Сопвич» производством «Полуторастоечных», поставки серийных «Папов» начались только в августе 1916 г. Общий объем производства, продолжавшегося до 1918 г., составил 1796 экземпляров, из них 96 выпустил «Сопвич», 850 — «Стандарт Моторс», 820 — «Уайтхэд Эйркрафт» и 30 — «Бердмор». По другим данным, фирма «Бердмор» изготовила не 30, а 80 экземпляров, что дает общее количество построенных самолетов 1846 единиц.

Основная модификация

  • Sopwith «Pup» (обозначение Адмиралтейства — тип 9901, обозначение RFC — Сопвич «Скаут») — 9-цилиндровый ротативный двигатель воздушного охлаждения «Рон» 9С (80 л.с; на большинстве экземпляров), либо «Клерже» 7Z (80 л.с), или же «Гном» «Моносупап» (100 л.с; на части самолетов, поступавших в эскадрильи ПВО). Вооружение — один 7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс» (боекомплект 500 патронов); на большинстве машин RNAS — один пулемет «Льюис», установленный на треноге и стреляющий по диагонали вперед и вверх через прорезь в верхнем крыле. Экипаж — 1 человек.

Технические характеристики бипланов Sopwith Pup

  • Двигатель: «Рон» 9С
  • мощность, л.с.: 80
  • Размах крыла, м.: 8,08
  • Длина самолета, м.: 5,89
  • Высота самолета, м.: 2,87
  • Площадь крыла, кв. м.: 23,6
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 385
  • нормальная взлетная: 557
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 179
  • Крейсерская: 16
  • Время набора высоты, мин:
  • 3050 м.: 14 минут
  • 4910 м.: 35 минут
  • Потолок, м.: 5600
  • Продолжительность полета, ч.: 3

Бипланы Сопвич "Пап" были вооружены пулеметов Льюис

Бипланы Сопвич «Пап» в составе RNAS были вооружены пулеметом Льюис.

Боевое использование самолетов Сопвич «Пап»

Первый прототип истребителя «Пап» был передан RNAS для войсковых испытаний в мае 1916 г. Именно на нем была одержана первая победа для этого типа самолетов — флайт суб-лейтенант Стэн Дж. Гоубл (Stan J. Goble) 22 сентября в окрестностях Дюнкерка сбил двухместный LVG. Три дня спустя на той же машине была одержана вторая победа — флайт суб-лейтенант Эдвард Грейндж (Edward Grange) сбил немецкий гидросамолет. К тому времени в составе 1-го крыла RNAS уже появились первые серийные самолеты «Пап». В октябре 1916 г. ими вооружили одно звено вновь сформированной 8-й эскадрильи RNAS, выделенной для участия в боях на р. Сомма, а к декабрю эту часть полностью перевели на «Папы». К боевой работе 8-я эскадрилья приступила 3 ноября, а неделю спустя одержала свои первые победы. К концу 1916 г. на счету 8-й эскадрильи было уже 20 сбитых вражеских машин. В начале февраля 1917 г. 8-ю эскадрилью на Сомме сменила 3-я, записавшая на свой счет первый сбитый немецкий самолет 14 февраля.

В Королевском летном корпусе первые самолеты «Пап» получила в октябре 1916 г. 54-я эскадрилья, входившая в систему ПВО Великобритании. В конце декабря 1916 г. её перебросили во Францию, а 25 января 1917 г. она записала на свой счет первую победу — её автором стал капитан Алан Лис (Alan Lees). В начале марта 1917 г. во Францию прибыла вторая часть RFC, вооруженная «Папами», — 66-я эскадрилья.

Эскадрильи, вооруженные Сопфичами «Папами», приняли самое активное участие в боях, разгоревшихся в ходе британского наступления у Арраса, начавшегося 9 апреля 1917 г. В ожесточенных воздушных схватках авиаторы понесли серьезные потери, а сама кампания получила название «кровавый апрель». Истребители «Пап» сопровождали собственные разведчики и бомбардировщики, вели борьбу с вражескими аэростатами наблюдения, противодействовали немецким налетам. В апреле 1917 г. над британскими позициями начали появляться вражеские двухмоторные бомбардировщики — обычно действовавшие по ночам, они перешли к дневным налетам. Одна из таких машин — «Гота» G.II — была сбита 23 апреля флайт-лейтенантом Ллойдом Бреднером (Lloyd Breadner) из 3-й эскадрильи RNAS.

Разворачивавшийся серийный выпуск истребителей «Пап» позволял вооружать ими новые части. В самый разгар сражения под Аррасом на фронт прибыла 4-я эскадрилья RNAS. 24 апреля 1917 г. на её боевом счету появилась первая победа — флайт-лейтенант Александр М. Шук (Alexander М. Shook) сбил немецкий «Фоккер» D.II. А вечером 25 мая четверо пилотов этой эскадрильи повторили успех Бреднера, сбив двухмоторную «Готу» севернее Вестенде. Также в апреле 1917 г. с двухместных «Ньюпоров» на «Папы» пересела 46-я эскадрилья RFC.

В июне 1917 г. эскадрильи «Папов» (4-я и 9-я RNAS, 46, 54, 66-я RFC) участвовали в сражении под Мессине. В частности, здесь в составе 54-й эскадрильи 6 июня одержал свою первую победу будущий английский ас (и эйр чиф-маршал) Роберт М. Фостер (Robert М. Foster). Однако уже в июле на смену «Папам» начали приходить более современные машины. В первую очередь перевооружались флотские эскадрильи — 3, 4 и 9-я — пересевшие на «Кэмелы». Эскадрильи же RFC продолжали воевать на истребителях «Пап», приняв участие в третьей битве у Ипра (июль-ноябрь 1917 г.). Продолжало летать на таких машинах и Звено прикрытия гидросамолетов RNAS, базировавшееся в Дюнкерке.

Активизация в середине 1917 г. налетов немецких бомбардировщиков, эффективно бороться с которыми не могли устаревшие истребители ПВО, вынудила выделить для этой цели самолеты «Пап». На некоторое время в систему ПВО Великобритании были откомандированы 46-я и 66-я эскадрильи. В июле 1917 г. «Папами» вооружили 112-ю эскадрилью ПВО, а в августе — 61-ю.

Посадка Sopwith Pup на палубу авианосца

Посадка Sopwith Pup на палубу авианосца.

Самолет «Пап» считается первым в мире истребителем корабельного базирования. Часть машин, применявшихся для этой цели, вместо колесного шасси оборудовалась полозковым. В июне 1917 г. самолет «Пап» взлетел с 6-метровой платформы, установленной на башне главного калибра крейсера «Ярмут». 21 августа была отмечена первая воздушная победа истребителя корабельного базирования: суб-лейтенант Б.А. Смарт (В.А. Smart), взлетев с находящегося у берегов Дании «Ярмута», сбил немецкий дирижабль L.23. Весь экипаж «цеппелина», насчитывавший 19 человек, погиб. После боя Смарт приводнился у одного из кораблей британской эскадры и был поднят на борт, но его «Пап» затонул.

2 августа 1917 г. «Пап», пилотируемый скуадрон-лидером Эдвином Даннингом (Edwin Dunning), совершил первую в истории авиации посадку на движущийся корабль — авианосец «Фьюриэс». Увы, при заходе на третью посадку Даннинг промазал мимо корабля, упал с самолетом в воду и погиб. Однако этот инцидент не помешал принятию «Папа» на вооружение авианосцев — помимо «Фьюриеса», такие самолеты служили на «Кампании» и «Мэнксмене». Sopwith Pup применялся для экспериментов по корабельному базированию также и в США.

В 1917 г. 6 самолетов «Пап» передали Бельгии. Четыре из них попали в 1-ю эскадрилью, а два — в 5-ю. Один самолет 9-й эскадрильи RNAS после вынужденной посадки на территории Нидерландов 1 марта 1917 г. был включен в состав военной авиации этой страны.

Сразу после окончания войны четыре «Папа» британцы передали Греции. Япония приобрела 50 таких самолетов, эксплуатировавшихся как в армейской, так и в морской авиации.

Лучшей оценкой самолета Sopwith Pup, пожалуй, могут служить слова Манфреда фон Рихтгофена: «Наконец-то у противника появился аэроплан, превосходящий наши». «Пап» оказался исключительно удачным самолетом. Он отличался необычайной маневренностью, не терял высоту на крутых виражах, несмотря на слабый двигатель, развивал максимальную скорость до 179 км/ч, при том, что посадочная скорость, напротив, была минимальной — всего 45 км/ч. Именно последний фактор обусловил его применение в ранних экспериментах по корабельному базированию.

Примечания:
  1. Sparrow в переводе с английского — «воробей». []

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image