Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Багдасаров Саркис Осипович

Саркис Багдасаров — один из самых старейших авиационных инженеров, активный участник первой мировой и гражданской войн. Он был механиком Первого советского Армянского разведывательного авиационного отряда, бортовым механиком в Закавказской гражданской авиации и инженер-начальником авиамастерских Закавказского управления гражданской авиации.

Армянский авиаинженер Саркис Багдасаров

Армянский авиаинженер Саркис Багдасаров

Багдасаров родился 14 февраля 1889 года в Гянджинской губернии в селе Чергат в крестьянской семье. После окончания двухклассной сельской школы родители послали Саркиса в Гянджу. Получив среднее образование он поступил на работу в хлебопекарню. Вскоре семья Багдасаровых переехала в Баку. Отец стал работать на нефтепромыслах, а Саркис поступил учеником шофера.

Шестнадцатилетний Багдасаров был очевидцем революционных выступлений бакинских рабочих и сам участвовал в стачках и демонстрациях. В 1910 г. Саркис был призван в армию. После окончания краткосрочных курсов он был назначен телеграфистом в 1-ю роту второго саперного батальона в г. Одессе. В то время в Одессе появились первые летчики и самолеты. 21 марта 1910 г. начались публичные полеты одного из первых выдающихся русских летчиков — М. Н. Ефимова. Тысячи зрителей восторженно приветствовали его. 13 апреля (31 марта) в Одессе сдал экзамен на звание пилота-авиатора С. И. Уточкин, который также свои первые полеты проводил в Одессе. В Одессе был открыт один из первых аэроклубов в России, наряду с Императорским всероссийским аэроклубом (ИВАК) в Петербурге. Работа клуба привлекала молодого Багдасарова. Но казарменные порядки не давали возможности общаться с теми, кто закладывал основы авиации в России.

Однажды Саркис Осипович вместе с другими солдатами нес охрану Одесского аэродрома при публичных полетах. Там он познакомился с летчиком Ефимовым и попросил, чтобы взяли его для обслуживания самолетов. Видя, что Саркис хорошо знает устройство автомотора, Ефимов обещал помочь.

Как-то в батальон прибыли офицеры и отобрали небольшую группу грамотных солдат — рабочих, слесарей, токарей, шоферов. Некоторые из этой группы были направлены в открывшуюся в 1910 году Гатчинскую военную авиационную школу. В 1911 г. Багдасаров был направлен эту первую русскую военную школу для обучения на авиационного механика. Хорошее знание русского языка и основ автомобильного двигателя помогли Саркису быстро усвоить устройство авиационных двигателей. Ему — одному из первых — было поручено самостоятельно обслуживать самолеты, на которых летали инструкторы школы и курсанты. В это время Саркис впервые встретился с П. Н. Нестеровым — выдающимся русским летчиком, основоположником высшего пилотажа и боевого применения самолета в военных условиях.

По окончании Гатчинской авиационной школы Багдасаров едет в Севастополь для прохождения службы в 8-й воздухоплавательной роте. Началась служба в авиации. В марте 1913 г. Саркис Осипович был переведен в 14-й корпусный авиационный отряд. Там он показал себя как отличный авиаспециалист, умело готовивший самолеты к учебно-тренировочным полетам.

Зачастую он сам производил сложный ремонт моторов и учил этому своих товарищей.

В течение 1913 года за отличную работу и помощь товарищам Багдасаров неоднократно получал благодарности и повышения в «чине». От ефрейтора он вырос до старшего унтер-офицера и был назначен младшим механиком авиационного отряда (заместителем инженера отряда). С большим интересом Багдасаров прочитал в газете, что П. Н. Нестеров 27 августа 1913 г. впервые в мире совершил «мертвую петлю». Он немедленно направил телеграмму с поздравлением и пожелал ему новых успехов. А позже, 1 марта 1914 г., когда Нестеров совершил свой выдающийся перелет Киев—Одесса—Севастополь, Багдасаров лично встретился с Петром Николаевичем и в знак дружбы подготовил самолет Нестерова для вылета из Севастополя.

Знакомство и дружба с великим русским летчиком оказали большое влияние на Багдасарова. Он стал творчески относиться к своей работе. Много рационализации внес Багдасаров в дело обслуживания самолетов. Одно-временно большую работу он проводил с солдатами, обучая их эксплуатации и ремонту самолетов. В то же время сам учился летать.

Когда началась первая мировая война, 14-й корпусный авиационный отряд был направлен на Юго-Западный фронт в Люблин. Отряд вел разведку поля боя и тыла австро-немецких войск. Багдасаров умело организовал в боевой обстановке работу технического состава. Когда австрийские войска повели наступление на Люблин, часть наших войск стала ночью панически отступать. Багдасаров решил приостановить это отступление. Выбрав удобное место, он пригнал и доставил машину поперек дороги так, чтобы ее трудно было обойти, и с группой авиационных мотористов отрезал путь отходящим солдатам. Багдасаров сообщил отступающим офицерам и солдатам, что с фронта вот-вот подойдет целая дивизия. Поверив ему, офицеры организовали оборону этого участка. Паника была ликвидирована, а противник получил достойный отпор. За проявленную находчивость и мужество С. О. Багдасаров был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. Вскоре 14-й корпусный авиационный отряд перебазировался в местечко Жолковы, где находился 11-й корпусный авиационный отряд под командованием П. Н. Нестерова. Тут вновь встретились друзья. Нестеров в это время был капитаном, а Багдасаров старшим унтер-офицером. Нестеров относился к Багдасарову, как к равному и уважал его.

26 августа 1914 г. над позициями русских войск появились три австрийских самолета. Нестеров только что на машине вернулся из штаба (шофером у него был Аветис Асикян) после доклада о результатах проведенной им разведки. Увидев воздушного противника, он стремительно подбежал к своему самолету и быстро поднялся в воздух. Австрийские самолеты повернули обратно. Чтобы догнать противника, Нестеров обошел с. Жолковы с южной стороны и, набирая высоту, полетел на перехват врага. Затаив дыхание, Багдасаров вместе с другими летчиками наблюдал за действиями своего друга. Воздушный бой был неизбежен. Вот самолет Нестерова пронесся над тяжелым вражеским «Альбатросом». Противник, по-видимому, заметил грозившую ему опасность: самолет его начал понемногу снижаться.

Летчик пытался уйти от преследования. Но Нестеров с большой высоты ринулся на вражескую машину. На высоте 600—700 метров он настиг противника и таранил его колесами своего самолета. На мгновение оба самолета как бы замерли в воздухе. «Альбатрос» дал резкий крен и камнем рухнул на землю. Вражеский летчик погиб под обломками своего самолета. Героически погиб и штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров, самолет которого был серьезно поврежден и при падении разбился. Все это произошло в восьми километрах от аэродрома к северо-западу от с. Жолковы. Багдасаров, Титов, Асикян и многие другие бросились к автомашинам. Вместе с другими офицерами они прибыли на место гибели летчика. Его вытащили из-под обломков самолета. Прибывшая комиссия сделала следующее заключение: «Штабс-капитан Нестеров, сознательно презрев личную опасность, преднамеренно поднялся в воздух, настиг и ударил неприятельский аэроплан собственной машиной».((ЦГВИА, ф, 2000, оп, 11, д. 2472, л. 137.))

Так выдающийся русский летчик П. Н.Нестеров первым в мире совершил воздушный таран. А наследники Нестерова в годы Великой Отечественной войны этим видом воздушного боя вогнали в землю не одного фашистского стервятника. В записях Багдасарова мы находим такие строчки: «Славится имя Нестерова, еще на заре развития авиации показавшего всему миру мастерство и патриотизм русского летчика. На его славных традициях росли и мужали советские летчики и умело громили врага в годы гражданской войны. Его бесстрашие, умение идти на риск, упорство в преодолении препятствия на пути к цели стали для меня и многих авиаторов заразительным примером». Летчики 11-го и 14-го корпусных авиационных отрядов решили мстить врагу за гибель П. Н. Нестерова. Багдасаров изъявил желание летать в качестве летчика-наблюдателя с командиром 14-го авиаотряда Коровниковым, приспособив на самолете пулемет. Он стал по карте изучать местность. Вместе с Коровниковым и другими летчиками Багдасаров вылетал на разведку в расположение войск и тылы противника.

Однажды, когда Багдасаров и Коровников летели по тылам противника, на их самолет напали два аэроплана. Немцы пытались подойти близко к самолету. Багдасаров открыл меткий пулеметный огонь и сбил противника, а второй пилот, увидев беду своего друга, поспешил скрыться. Коровников выполнил боевое задание. Во время этого полета было обнаружено также сосредоточение в лесу, войск противника готовившихся к наступлению. За сбитый самолет и ценную разведку Коровников был награжден офицерским орденом, а Багдасаров серебряной медалью «За усердие». Это была его вторая заслуженная награда.

В январе 1915 г. Багдасаров был командирован в Москву для изучения новых типов самолетов и прохождения переподготовки. Некоторое время он в Москве работал на заводе в качестве приемщика самолетов для авиации Юго-Западного фронта. Здесь он познакомился с учеником Нестерова — выдающимся русским летчиком Евграфием Крутенем и с внуком великого художника-мариниста И. К. Айвазовского Константином Арцеуловым. Они также были командированы с фронта для приема самолетов.

Крутень и Арцеулов очень понравились Багдасарову. Он старался делать все, чтобы те самолеты, которые принимали они, были без недостатков. А когда они проводили испытания, Багдасаров присутствовал и сам проверял готовность самолетов к полетам. Он любовался искусным выполнением ими фигур высшего пилотажа. Усилиями Арцеулова и Крутеня в августе 1916 г. в русской авиации впервые в мире стали формироваться фронтовые истребительные группы из нескольких авиационных отрядов. На самолетах «Моран-Паросоль» были установлены пулеметы для стрельбы через винт. А на двухместных самолетах имелся и турельный пулемет. Организация истребительных групп давала возможность сосредоточивать силы истребительной авиации на важнейших участках фронта и добиваться значительных успехов в боях с авиацией противника. В истребительные группы стали отбирать лучших летчиков. Коровников также изъявил желание пойти в отряд к Крутеню, одновременно возбудив ходатайство перед шефом авиации России великим князем Александром Михайловичем, чтобы разрешили перейти во вторую авиационную группу и его механику — Саркису Осиповичу Багдасарову. Просьба была удовлетворена. Багдасаров был назначен механиком второй группы. Он стал обучать технический состав обслуживанию ч ремонту новых истребительных самолетов. За высокие организаторские способности и специальные знания Крутень полюбил Багдасарова. В своей исследовательской работе по составлению инструкции для истребителей он не раз советовался с Саркисом.

В феврале 1916 г. под Черновицами в одном из воздушных боев Багдасаров, летая с командиром отряда, заметил 2 самолета противника, шедших на боевое задание в расположение русских войск. Коровников повел свой самолет в атаку. Огнем пулемета Багдасаров заставил противника изменить курс полета, тем самым лишив его возможности бомбить и опрыскивать русские войска отравляющими веществами.

Как известно, уже с июня 1915 года немцы на фронте применяли отравляющие газы. Они не только снарядами, начиненными ОВ, обстреливали русские войска, но и применяли их в авиационных бомбах. На самолетах были установлены специальные выливные аппараты. Задачей русских летчиков было встречать их до линии фронта, отгонять и уничтожать.

За проявленное мужество в воздушном бою и за доставку важных разведывательных данных 18 февраля 1916 г. Багдасаров был награжден Георгиевским крестом 3-й степени.

С. О. Багдасаров перед вылетом на самолете "Фарман-4"

С. О. Багдасаров перед вылетом на самолете "Фарман-4"

Во время наступления русских войск на г. Станиславль Багдасаров вместе с летчиком Андриченко выполнял особо важное задание. Они прикрывали свои войска от воздушного налета противника, вели разведку тыла и бомбили его артиллерийские позиции. Однажды после выполнения задания летчики заметили самолет противника, который прорывался в расположение наступающих русских войск. Завязался бой. Андриченко пошел на перехват вражеского самолета. Началась перестрелка. Несколько пуль попало в мотор и в радиатор самолета противника. Тот задымил и пошел на посадку на территории, занятой русскими войсками.

Вскоре рядом с ним сел и самолет Андриченко. Это был немецкий самолет с газовыми баллонами с жидким отравляющим веществом. Летчика взяли в плен. Благодаря стремительной атаке наших летчиков к русскому командованию попал секретный немецкий газобаллонный авиационный аппарат для применения отравляющих веществ. За этот беспримерный подвиг Андриченко и Багдасаров были награждены. На этот раз Багдасаров получил Георгиевский крест 2-й степени. Горячо поздравил его Н. Е. Крутень и пожелал новых успехов.

Наступил 1917 год. Саркис Осипович, как и большинство солдат и унтер-офицеров фронта, с большим воодушевлением встретил Февральскую революцию. В эти дни он снова был переведен в 14-й корпусный авиаотряд уже старшим механиком.

После Февральской революции в воинских частях под руководством большевиков стали создаваться солдатские революционные комитеты. Хотя Багдасаров еще не был членом партии, но он душой и всеми своими делами был за большевиков. И не случайно его избирают председателем солдатского комитета 14-го авиационного отряда.

Чтобы охладить растущий гнев солдатских масс, Временное правительство решило средствами авиапромышленников провести I-й Всероссийский съезд авиационных работников. Большевики постарались избрать на съезд самых надежных представителей из авиационных отрядов. От 1-го авиаотряда делегатом съезда был избран О. Багдасаров.

17 апреля 1917 г. Саркис Осипович приехал в Петроград. Подавляющее большинство делегатов на съезде были коммунисты и сочувствующие. Но организаторы съезда стремились изолировать коммунистов, оторвать солдат и унтер-офицеров из-под их влияния. Съезд проходил в ожесточенной борьбе. На пятый день «правый» президиум съезда был сменен. В состав нового президиума вошли представители революционно настроенных солдат и младших офицеров. В их числе был и С. О. Багдасаров. Большевики разрушили планы контрреволюции. Активно выступал против реакции и Саркис Осипович. Верховное главнокомандование не рассчитало, что такой высокопривилегированный род войск, как авиация, в которой так много офицеров из имущих классов, пойдет против нового правительства и будет поддерживать большевистские лозунги. Результаты авиационного съезда выбили последний козырь из рук военного командования. Решение Временного правительства продолжать войну до победного конца было отвергнуто.

17 июня 1917 г. смертью храбрых погиб Е. Н. Крутень. В приказе по Юго-Западному фронту 1917 г. было сказано: «Возвращаясь с боевого полета, разбился насмерть один из самых доблестных и отважных наших летчиков — капитан Крутень».1 Багдасаров и весь личный состав тяжело переживали эту безвременную утрату. И ныне бывшие сослуживцы с большой теплотой вспоминают Крутеня, как талантливого русского летчика.

В декабре 1917 г. в Петрограде, Москве, Саратове и в других городах страны началось формирование первых советских авиационных отрядов. В начале 1918 г. состоялся I Всероссийский воздухоплавательный съезд. Он наметил программу развития советского воздухоплавания. Делегатом на съезд вновь был избран С. О. Багдасаров. После съезда он остался в Москве и вскоре был направлен в Баку, в 1-й Кубанский авиационный отряд механиком.

По прибытии в Баку 23 июня 1918 г. авиадивизион начал свою боевую работу по воздушной обороне города и других населенных пунктов Азербайджана против турецко-немецких войск. В Баку Багдасаров сблизился с Т. А. Торосяном, Т. А. Манучаровым, Г. Т. Ервандяном, Ф. Очеретяном и другими активными защитниками Бакинской коммуны. А когда турки штурмовали Баку, Багдасаров с красноармейцами технического состава участвовал в боях в составе наземных войск. Несмотря на решительность и храбрость наших войск в конце августа — начале сентября интервенты при помощи внутренней контрреволюции одержали победу.

Бакинские комиссары с небольшим количеством войск и гражданским населением на пароходе решили отбыть в Астрахань. Однако по указанию «Диктатуры Центрокаспия» пароход был направлен в Красноводск. Там был и Багдасаров. В Красноводске все пассажиры были арестованы. Бакинские комиссары во главе с Шаумяном были заключены в тюрьму, а остальных, в числе которых был и Багдасаров, заключили в концлагерь. Знание азербайджанского языка помогло Багдасарову и его товарищам вырваться из лагеря и попасть к частям Туркестанской Красной Армии.

С приходом в Туркестан войск под командованием М. В. Фрунзе и пополнения авиационных сил, началось продвижение на Красноводск. Авиационный отряд, в котором служил Багдасаров, вел успешную разведывательную работу. На подступах к Красноводску красные летчики успешно бомбили отступающие войска и корабли противника. Багдасаров обеспечивал бесперебойную работу материальной части. В дни штурма Красноводска летчики отряда, в том числе и Багдасаров в качестве летнаба, появлялись над городом, бомбя и рассеивая большие группы противника. Наконец, мощным штурмом красноармейские части освободили Красноводск от белогвардейцев. С разгромом войск противника в районе Красноводска боевые действия в Закаспии по существу закончились. Однако авиация продолжала выполнять отдельные боевые задания. Багдасаров с частью летно-технического состава был переброшен в состав XI армии, которая участвовала в освобождении Баку от мусаватистов.

После установления Советской власти в Баку был сформирован Первый советский азербайджанский авиационный отряд. Командиром его был назначен А. Р. Романов, комиссаром — С. А. Красовский (позднее — известный советский маршал авиации), зам. командира отряда — А. Т. Саркисов, старшим механиком — С .О. Багдасаров. Отряд принял активное участие в полетах в Иран под руководством Романова и Багдасарова. Позже Багдасаров в составе боевого звена участвовал в подавлении мусаватистского восстания в Гяндже и в его уезде. По заданию С. Орджоникидзе и Военного Совета XI армии звено летало на разведку, бомбардировку и обстрел скопления войск противника. Большую поддержку авиаотряд получал от Н. Н. Нариманова и С. М. Кирова, которые придавали большое значение авиации. Не раз Багдасарову приходилось как механику отряда вместе с командиром или с комиссаром бывать у секретаря ЦК КП Азербайджана т. Кирова, решать те или иные вопросы, касающиеся укрепления отряда и его боевого снабжения. Багдасарову вместе с летчиками отряда часто приходилось летать на разведку в район Семеновского перевала и Еленовки в Армению, добывать важные сведения о противнике. Они доставляли почту, донесения для 20-й дивизии, обеспечивали боевую связь между частями и соединениями и т. п.

После установления Советской власти в Армении Багдасаров с боевым звеном Азербайджанского отряда участвовал в освобождении Грузии от меньшевиков. Когда в феврале—марте 1921 г. дашнаки захватили власть в в Эривани и в некоторых районах Армении, Багдасаров с боевым звеном присоединился к 5-му отряду и проводил разведывательные полеты над Арменией. С разгромом дашнаков, 5-й авиаотряд прибыл в Эривань на постоянное базирование.

Багдасаров помог А. В. Саркисяну и А. Н. Рафаэлянцу восстановить Первый армянский разведывательный авиационный отряд. Ревком Армении назначил Саркисяна командиром Армянского авиаотряда, комиссаром — Рафаэлянца, а Багдасарова — механиком отряда. Началась регулярная наземная учеба.

Почетная грамота С. О. Багдасарова от Реввоенсовета XI армии.

Почетная грамота С. О. Багдасарова от Реввоенсовета XI армии.

В ноябре 1921 г. старшим механиком авиаотряда был назначен Самсон Егиазарян, а Багдасарова, как опытного специалиста, назначили начальником моторного цеха по восстановлению изношенных самолетов и моторов 5-го и 15-го армянского авиаотрядов XI Красной Армии.

За большую плодотворную работу в Красной Армии Реввоенсовет армии наградил Багдасарова Почетной грамотой.

Вскоре Багдасаров был назначен помощником начальника авиамастерских по ремонту самолетов и моторов Кавказской Красной Армии. В мае 1922 г. он стал младшим механиком Первого Армянского авиационного отряда, а чуть позже был назначен механиком в 12-й разведывательный авиаотряд, где продолжал укреплять боеспособность отряда до апреля 1924 года. Когда всю Закавказскую авиацию объединили в 47-й авиадивизионный отряд, Багдасаров был переведен в акционерное общество «Закавиа». Почти весь 1925 г. Багдасаров летал в качестве бортмеханика в «Закавиа». С этого периода начинается служба Саркиса Осиповича в Гражданской авиации Закавказья. Он совершал полеты в Баку, Эривань и другие города Закавказья. В Эривани он провел несколько лекций для членов Авиахима на тему: «Роль авиации в сельском и народном хозяйстве», «О необходимости открытия постоянных воздушных линий в Армении» и « Создание гражданской авиации в Армении».

С 1926 по 1927 гг. Багдасаров был инженером 7-й авиационной базы. А с 1927 г. был назначен начальником линейных авиационных мастерских Закавказской авиации. Эти мастерские позже стали авиамастерскими Грузинского управления Гражданской авиации. Большую работу провел Багдасаров не только по ремонту самолетов, но и по подготовке технических кадров для развивающейся гражданской авиации Грузии, Азербайджана и Армении.

С большим уважением вспоминают Багдасарова многие его питомцы, которые от него получили путевку в авиационную жизнь. Много сделал Багдасаров в деле технического оснащения Тифлисского аэропорта. Когда в 1935 г. развернулось стахановское движение, он стал одним из инициаторов развития его в Закавказском Гражданском воздушном флоте. Газета Закавказского Управления ГВФ «Крылья Закавказья» посвятила Багдасарову много статей. За отличную работу он неоднократно получал премии и благодарности. Багдасаров оказал большую помощь в развитии и укреплении ОДВФ, Авиахима, Осоавиахима. Часто он выступал по заданию политотдела на заводах, фабриках, учреждениях и в учебных заведениях, разъясняя роль авиации в народном хозяйстве и в обороне страны. Одновременно Саркис Осипович преподавал устройство мотора и самолета в Тифлисском аэроклубе.

Где бы ни работал С. О. Багдасаров, всюду он вносил свою большую лепту в дело развития и боевого укрепления авиации. Везде он принимал активное участие в общественной и политической работе. С честью прослужил Саркис Осипович в Гражданской авиации Закавказья. Большой вклад внесен им в дело создания и развития Гражданской авиации в Армении.

С 1934 г. Багдасаров по болезни ушел на пенсию, а в 1941 г. скончался. В данной ему служебной характеристике говорится: «За время своей работы в авиации тов. Багдасаров показал себя исключительно с положительной стороны, работая честно, преданно, являясь энтузиастом на производстве. За образцовую и отличную работу в авиации тов. Багдасаров несколько раз премировался, дважды был награжден Почетными грамотами Ударника. Зак. Упр. ГВФ и Постановлением Президиума Зак. ЦИК от 9/11—1933 г. (протокол №55, п. 18) тов. Багдасарову за плодотворную работу в авиации присвоено звание «Герой Труда». Тов. Багдасаров своей работой в авиации, повседневным заботливым отношением к налаживанию производства, показал на деле безграничную преданность нашей Родине.»2.

Источники:

  • X. С. Петросянц «В рядах советских авиаторов». — Ереван: «Айастан», 1969 — 310 с., ил.
Примечания:
  1. ЦГВИА, ф. 2008, д. 1546, л. 56. []
  2. Характеристика выдана 5 марта 1941 г, за № 438—225, г. Тбилиси []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image