Родился 5 июня 1916 года в Дигэ (Саон — и — Луар). В апреле 1937 года поступил в лётное училище Энрио и в том же году успешно окончил его. В феврале 1938 года, в звании сержанта, был направлен в подразделение GC II/7. В его составе во время летних боёв 1940 года одержал 2 подтверждённые и 2 неподтверждённые победы (все в составе группы), после чего его отправили в Северную Африку.
После захвата Северной Африки союзными войсками группа была перевооружена «Спитфайрами» и выполняла патрульные полёты вдоль побережья Средиземного моря.
В сентябре 1943 года отправился добровольцем в Россию, где 7 января 1944 года присоединился к «Нормандии» в звании аспиранта. Воевал в составе 2-й эскадрильи («Гавр»), под командованием лейтенанта Ива Мурье. В течение последующих 13 месяцев одержал 7 подтверждённых побед (2 из них — в группе) и 1 неподтверждённую. В конце 1944 года получил звание младшего лейтенанта, а в конце войны — лейтенанта.
14 января 1945 года стало звёздным часом для Рене Мартэна. В этот день он уничтожил сразу 4 вражеских самолёта — три Ме-109 и один FW-190, ещё один сбитый им Me-109 не получил официального подтверждения.
В тот день он провёл труднейший бой с большой группой немецких истребителей, во главе четвёрки вылетев с заданием «очистить небо» от самолётов противник. Вскоре с земли сообщили, что навстречу им летят 8 FW-190 гружённых бомбами. Обнаружив врага, французы уже приготовились к атаке, когда выше себя заметили ещё 6 «Фоккеров», очевидно прикрывающих первую группу.
Сделав вид, что не видит противника, Мартэн повел свое звено в глубь вражеской территории. Через 10 минут французы развернулись и с набором высоты устремились вслед за противником. «Фоккеры», уверенные в том, что им никто не угрожает, как раз перестраивались для нанесения штурмового удара. Камнем свалившись на них сверху, Мартэн сразу же сбил замыкающего и тут обратил внимание на то, что «Фоккеры» чем — то отличаются от тех, с которыми им приходилось иметь дело до сих пор. У них были более длинные, вытянутые носы, что значительно меняло силуэт. Это были новейшие FW-190D — вариант «Фоккера» с мотором жидкостного охлаждения.
Истребитель Як-3 полка «Нормандия-Нёман», весна 1945 г.
Французы завертели карусель, поливая огнём противника и вырывая из их стаи то одного, то другого. И тут Мартэн заметил пикирующую на них сверху шестёрку «Мессеров». Начали разворачиваться и «Фоккеры», дело принимало скверный оборот. Бросив «Яки» в полупереворот, французы устремились вверх, уходя из под огня, оттуда — в атаку на «Мессеров». Рене схватился с парой вражеских истребителей, а его подчинённые занялись остальными.
Вскоре Делен сбил один Ме-109. Но боеприпасы были уже на исходе. Мартэн всаживал в одного из «Мессеров» свою последнюю очередь, когда над ним промелькнул краснозвездый Ла-7. Это группа Лавриненкова, вызванная на подмогу французам, пришла как раз вовремя. Приход советских пилотов дорого обошёлся противнику — ещё 7 вражеских машин закончили свой путь на земле…
Список известных побед лейтенанта Рене Мартена Люсьена:
Дата | Тип сбитого самолёта | Место боя | Самолёт Рене Мартена |
1 июня 1940 г. | Не-111 (в группе) | Шеримо | D-520 |
5 июня 1940 г. | Do-215 (в группе) н/п | Пфаффебвейлер | D-520 |
5 июня 1940 г. | Do-215 (в группе) н/п | Пфаффебвейлер | D-520 |
10 июня 1940 г. | Do-215 (в группе) н/п | От — Саон | D-520 |
10 июня 1940 г. | Do-17 (в группе) | Лервиль | D-520 |
16 октября 1944 г. | FW-190 | Сталупонен (Ю — В) | Як-9 |
14 января 1945 г. | Ме-109 | Гумбиннен (Сев.) | Як-3 |
14 января 1945 г. | Ме-109 (в группе) | Гумбиннен (Сев.) | Як-3 |
14 января 1945 г. | Ме-109 | Гросс — Тракинен | Як-3 |
14 января 1945 г. | Ме-109 н/п | Сталупоннен (Сев.) | Як-3 |
14 января 1945 г. | FW-190 | Инстербург | Як-3 |
9 февраля 1945 г. | Ме-109 (в группе) | Хейлигенбейль | Як-3 |
11 февраля 1945 г. | Ме-109 | Стаблак | Як-3 |
По окончании войны, в июне 1945 года, вместе с другими французскими лётчиками Мартэн вернулся на родину. В октябре 1949 года был произведён в капитаны, в 1950 году командовал GAO 2, в 1954 году был назначен командиром 2-й истребительной эскадрильи, базировавшейся в Дижоне. В 1960 году командовал учебной дивизией и, наконец, в июле 1968 года вышел в отставку из ВВС в звании подполковника.
Оставьте свой отзыв