Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Ла-7

Истребитель СССР Лавочкин Ла-7Ла-7 стал венцом творения ОКБ Лавочкина.

Самолет представляет собой дальнейшую эволюцию знаменитого штурмовика Ла-5ФН. Основным доработкам подверглась мотоустановка, также был облегчен планер, переделан центроплан, внесен ряд других изменений. В результате летные данные самолета удалось повысить по сравнению с Ла-5ФН.

Предполагалось установить вооружение из 3 20-мм синхронных пушек, но большинство серийных машин выпустили с двумя пушками. Комплекс доработок отработали на нескольких самолетах, испытываемых с августа 1944 г.

Серийный выпуск Ла-7 начался на московском авиазаводе №381 в мае 1944 г., затем такие самолеты начал выпускать горьковский завод №21, а позже — завод №99 в Улан-Удэ.

Общий объем производства составил 6335 машин, в т.ч. 2236 в 1944 г., 3669 в 1945 г. и 430 в 1946 г.

Боевое использование Ла-7

Модификация Ла-7

Модификация Ла-7

Боевой дебют Ла-7 состоялся в составе 19-го ИАП в июне 1944 г. в ходе операции «Багратион» в Белоруссии. Вскоре такими самолетами вооружили 3-ю гв. ИАД, сражавшуюся в Прибалтике. Самолеты летали на прикрытие наземных войск, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков. Осенью 1944 г. Ла-7 получили ряд других частей, также воевавших в Прибалтике — на других участках фронта в заметном количестве Ла-7 появляются только в 1945 г.

На 10 февраля 1945 г. на фронте находилось 433 Ла-7, и это количество постоянно возрастало. К 1 мая их было уже больше, чем Ла-5 — 967 против 676. Ла-7 участвовали во всех крупных операциях завершающего периода войны. В Венгрии на них сражались два полка 295-й ИАД, в Восточной Пруссии — 523-й ИАП. Несколько полков, включая 9-й гв. и 32-й гв. ИАП, участвовали в Берлинской операции.

Больше всего побед на Ла-7 — 14 — одержал И. Кожедуб из 176-го гв. ИАП. В это число вошел и реактивный истребитель Me 262, но не включены 2 американских «Мустанга», сбитых в апреле 1945 г. по ошибке.

К маю 1945 г. началось поступление Ла-7 в авиацию ПВО и ВМФ, но они уже не успели принять участие в боевых действиях.

Для участия в войне с Японией на Дальнем Востоке сосредоточили 392 Ла-7 (в т.ч. 79 в авиации Тихоокеанского флота), но повоевать им практически не пришлось.

В послевоенное время последние Ла-7 в строевых частях эксплуатировались до 1950 г., а в училищах — несколько дольше.

В марте 1945 г. начались поставки Ла-7 в чехословацкую 1-ю смешанную авиадивизию, но в боях они поучаствовать не успели. В июне 1945 г. ВВС Чехословакии располагали 54 Ла-7 (местное обозначение S-97).

Ла-7 стал вершиной развития истребителей Лавочкина времен войны. Самолет превосходил своего основного противника — немецкий FW 190А — в скорости, скороподъемности и маневренности, имел достаточно мощное вооружение. Слабым местом Ла-7, особенно в начальный период эксплуатации, была ненадежная работа мотоустановки. Смешанная конструкция планера с преобладанием деревянных элементов обусловила то, что ресурс Ла-7 определялся в два года — неприемлемо мало для мирного времени. Но в войну Ла-7 являлся, пожалуй, лучшим советским истребителем.

Летно-технические характеристики самолетов Ла-7

  • Двигатель: тип АШ-82ФН
  • мощность, л.с.: 1850
  • Размах крыла, м.: 9,8
  • Длина самолета, м.: 8,67
  • Высота самолета, м.: 2,54
  • Площадь крыла, кв. м.: 17,59
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2605
  • нормальная взлетная: 3265
  • Максимальная скорость, км/ч:
  • у земли: 592
  • на высоте: 652
  • Скороподъемность у земли, м/с: 18,52
  • Время набора высоты 5000 м, мин: 5,0
  • Практический потолок, м.: 10750
  • Дальность полета, км.: 820

Основные модификации Ла-7

Ла-7 — двигатель АШ-82ФН. Вооружение — 2 20-мм синхронные пушки СП-20 (общий боекомплект 340 снарядов). С марта 1945 г. часть самолетов получила 3 пушки УБ-20 (150 снарядов на ствол) — 368 таких самолетов изготовил завод №381. В общей сложности выпущено 5753 самолета (4205 заводом №21, 1298 -№381 и 250 — №99).

УТИ Ла-7 — двухместный учебный вариант. В 1944-1945 гг. завод №21 построил 582 самолета.

Серийно не строились высотный вариант с турбокомпрессором, машины с двигателями АШ-83 и АШ-71, а также Ла-7Р с дополнительным ЖРД.

Выпуск самолётов Ла-7 (1944 — 1947 гг.)1

Модель Завод 1944 1945 1946 1947 Всего
Ла-7 №21 1558 2586 53 5711
№99 40 210
№381 604 660
Ла-7УТИ №21 213 377 2 592
Примечания:
  1. Статистика серийного выпуска Ла-7 приводится по изданию: История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг./Под общ.ред. Д.А. Соболева. М.: РУСАВИА, 2011. — 432 с.: ил., с. 156 []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image