В середине ноября 1944 года войска 8-й армии вели наступательную операцию в Прибалтике. 18 ноября, выбив противника с первой оборонительной полосы, подошли к рубежу Винтри, Лауса, Лоомарцы.
Деревню Винтри немецким войскам в этот день удалось удержать. Они явно рассчитывали на поддержку с моря. Действительно, противник сосредоточивал в районах Вентспилса и западнее Ирбена значительное количество боевых и десантных кораблей. Наши воздушные разведчики обнаружили там 4 крупные группы кораблей в составе 73 вымпелов.
Но в тот же день наши лётчики значительно поубавили их количество, нанеся по вражеским судам ряд массированных ударов. В составе 7-го Гвардейского штурмового авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского Флота, участвовавшего в этой операции, наравне с мужчинами, воевала лётчица Гвардии Старший лейтенант Лидия Ивановна Шулайкина — единственная женщина в морской авиации, летавшая на Ил-2, кавалер двух орденов Красного Знамени, потопившая лично и в группе с товарищами несколько вражеских судов.
Незадолго до начала операции по освобождению Прибалтики от немецких войск в авиационную эскадрилью Гвардии Капитана Павлова прибыла молодая, невысокого роста, хрупкая женщина в морской авиационной форме. Случай, что и говорить, особый. Командир полка Герой Советского Союза А. Е. Мазуренко доложил Военному совету флота, что Лидия Шулайкина окончила школу подготовки лётчиков для морской авиации, что для проверки знаний пилотирования и изучения театра военных действий она некоторое время летала на самолёте По-2, а ныне зачислена в состав его полка. Уже с сентября 1944 года Шулайкина принимала активное участие во всех боевых вылетах эскадрильи, в которой служила.
Дочь орехово — зуевского мастера текстильных машин полюбила Пятый океан, в 1935 году стала лётчицей. До войны работала в аэроклубе сначала внештатным, а затем и штатным инструктором. С первых дней войны далеко на востоке, в военной школе первоначального обучения, готовила кадры для авиации ВМФ. В 1944 году она обратилась к командованию с настойчивой просьбой отправить её на фронт, и непременно в истребительную или штурмовую авиацию.
В Москве её долго отговаривали. Но Шулайкина была тверда. Пришлось согласиться. Поводов для формального отказа не было: как — никак Лида была опытным пилотом, налетавшим сотни часов. В сентябре 1944 года она получила назначение в штурмовой авиаполк ВВС Балтийского флота. Первые свои удары Шулайкина обрушила на вражеские корабли над Финским заливом. Храбро и мастерски сражалась Лидия Ивановна во время изгнания врагов из Прибалтики. Отличилась он 18 сентября, в день штурма кораблей противника на полуострове Сырье.
В ходе Моонзундской операции Лидия на своём самолёте вместе с боевыми товарищами по полку 2 — 4 раза в день вылетала для ударов по кораблям противника в море. Она продолжала воевать до конца Великой Отечественной войны. В этих боях она совершила 36 успешных боевых вылетов. Вместе с другими лётчиками потопила 3 транспорта, несколько быстроходных барж, сторожевой катер и шаланду противника. На заключительном этапе боевых действий вместе с однополчанами она потопила несколько транспортов, 5 сторожевых катеров, 6 быстроходных барж и повредила эсминец противника.
Войну Л. И. Шулайкина закончила в Кольберге в звании Гвардии старшего лейтенанта, была награждена двумя орденами Красного Знамени и несколькими медалями.
После окончания войны Лидия Ивановна продолжала летать. До 1955 года, почти 20 лет, водила она тренировочные, боевые и транспортные самолёты.
***
Указ Президента РФ от 1 Октября 1993 года № 1554 «О присвоении звания Героя Российской Федерации активным участникам Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов»:
«За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, присвоить звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия — медали «Золотая Звезда» Шулайкиной Лидии Ивановне — старшему лейтенанту в отставке.
Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин.
Москва, Кремль, 1 октября 1993 г.»
Оставьте свой отзыв