К началу Великой Отечественной войны структура ВВС трёх флотов была почти идентична: бомбардировочная (минно-торпедная) бригада, истребительная бригада, разведывательный полк на летающих лодках, а также отдельные авиационные эскадрильи отряды и звенья разведывательной, истребительной, бомбардировочной и специальной авиации. Авиация ВВС СФ находилась ещё в процессе становления и приобрела такую структуру несколько позднее — в 1943 г. Кроме того, собственные авиационные части и подразделения имелись в составе военных флотилий. Наиболее многочисленной была Авиация Амурской Краснознамённой флотилии, насчитывающая 107 самолётов различных типов.
С первого дня Великой Отечественной войны ВВС БФ, ЧФ и СФ активно включились в боевые действия на своих театрах военных действий. Следует констатировать, что, в отличие от ВВС КА, Морская Авиация в первый день войны практически не понесла потерь. Это было обусловлено, с одной стороны, своевременным введением в ВМФ высших степеней боевой готовности, а с другой стороны, достаточным удалением основных аэродромов базирования МА от аэродромов бомбардировочной авиации противника.
В конце июня 1941 г. из подразделений гражданской авиации были сформированы три авиаотряда ГВФ (Балтийский, Черноморский, Северный), которые оперативно подчинялись командованию ВВС соответствующих флотов. Их задачей было обеспечение транспортных перевозок в интересах флотов. Кроме того, с первых дней войны в состав Морской Авиации были переданы некоторые авиационные части Погранвойск НКВД. В это же время в составе ВВС ВМФ появились первые подразделения штурмовой авиации: эскадрилья в составе 57-го БАП на Балтике и 46-я ОШАЭ на ЧФ. В последующем их число значительно увеличилось.
Ход боевых действий на советско-германском фронте в первые месяцы войны складывался крайне неудачно для Красной Армии. Это вынудило верховное командование использовать ударную и разведывательную авиацию ВМФ, в основном, в интересах сухопутных войск, зачастую без истребительного прикрытия. Как результат — очень большие потери в самолётах и лётном составе ВВС воюющих флотов.
4 июля 1941 г. нарком ВМФ приказал «Военным Советам воюющих флотов, для недопущения больших потерь морской авиации, категорически и немедленно:
- — запретить использование бомбардировщиков большими массами без истребительного прикрытия днём;
- — действие по береговой черте производить на больших высотах и небольшими группами;
- — дальние действия без истребительного прикрытия производить ночью или скоростными бомбардировщиками Пе-2;
- — для разведки объектов посылать только мелкие группы;
- — на аэродромах, предназначенных для базирования бомбардировщиков, обязательно иметь истребители».
Однако это грозное указание не возымело действия. Так, 30 июня, при нанесении ударов по мостам через р. Даугава, в районе Двинска и Екабпилса, силами 8-й БАБ (1-й МТАП и 57-й БАП) и 10-й САБ (73-й БАП), ударные группы самолётов, действующие без истребительного прикрытия, понесли большие потери. Всего в этот день было выполнено 99 самолётовылетов. Из этого числа было потеряно 34 бомбардировщика, в том числе, 18 ДБ-3.
Большие потери вынудили руководство ВВС ВМФ расформировать к середине осени ряд соединений и частей, оставшихся без матчасти, и перевести полки с пятиэскадрильного на трёхэскадрильный состав. Оставшийся «безлошадным» личный состав направлялся в тыл, на переформирование и пополнение авиатехникой. Высвободившиеся эскадрильи также были использованы для формирования новых лётных частей.
Кроме того, в течение первых двух месяцев войны были утеряны все приграничные и часть тыловых аэродромов ВВС БФ и ЧФ. Только на Севере потери ВВС СФ были вполне умеренными, и аэродромная сеть не претерпела изменений.
В этих тяжелейших воздушных боях родилась крылатая гвардия Морской Авиации. Первыми звания гвардейских были удостоены 1 -й МТАП ВВС БФ, 72-й САП ВВС СФ, 5-й и 13-й ИАП ВВС БФ, которые с 19 января 1942 г. стали именоваться 1-м гв. МТАП, 2-м гв. САП, 3-м гв. и 4-м гв. ИАП соответственно. В апреле 1942 г. к их числу добавились 5-й гв. МТАП (бывш. 2-й МТАП) и 6-й гв. ИАП (бывш. 8-й ИАП) ВВС ЧФ.
На Дальнем Востоке, хотя боевые действия не велись, но обстановка на границе оставалась весьма тревожной. В это время ВВС ТОФ, ВВС СТОФ и Авиация АмВФ решали задачи по защите дальневосточных рубежей СССР от возможной агрессии со стороны Японии, а также подготовки авиационных кадров для ВВС воюющих флотов. Кроме того, ряд авиационных командиров с Тихого океана были направлены на войсковую стажировку в действующую армию, где участвовали в боевых вылетах.
В целом, по итогам 1941 г. Морская Авиация, даже в столь тяжёлых для страны условиях, смогла сохранить себя как род сил ВМФ, хотя и вынуждена была перегруппировать силы, восстанавливать боеспособность и осваивать новые районы базирования.
В 1942-1943 гг., исходя из насущных требований войны, в составе Морской Авиации был сформированы новые соединения — штурмовые и бомбардировочные (пикировочные) бригады, вооружённые самолётами Ил-2 и Пе-2 (9-я ШАБ ВВС БФ, 10-я БАБ ВВС ТОФ, 11-я ШАБ ВВС ЧФ, 12-яШАДТОФ).
21 января 1943 г. управление ВВС ВМФ было реорганизовано в главное управление ВВС ВМФ, что, в определённой мере, повышало его статус в структуре НК ВМФ.
К лету 1943 г., на основании опыта боев, все авиационные бригады ВВС флотов были переформированы в авиационные дивизии (минно-торпедные, истребительные, штурмовые, бомбардировочные). К концу года в составе Морской Авиации имелось уже 12 авиационных соединений: 1-я МТАД, 4-я ИАД, 11-я ШАД ВВС ЧФ; 3-я ИАД, 8-я МТАД, 9-я ШАД ВВС БФ; 5-я МТАД, 6-я ИАД ВВС СФ, 2-я МТАД, 7-я ИАД, 10-я БАД, 12-я ШАД ВВС ТОФ[1].
В 1943 г. в ВВС ВМФ реорганизовали части и подразделения разведывательной авиации. До сих пор её основу составляли летающие лодки МБР-2, Че-2 (МДР-6), ГСТ. Эти самолёты уже не отвечали требованиям войны. В то же время в Морскую Авиацию, кроме отечественных самолётов, начали поступать во всё возрастающих количествах истребители и бомбардировщики иностранного производства Р-40 «Томахок» и «Киттихаук», Р-39 «Аэрокобра», А-20 «Бостон». Это позволило, кроме ранее имевшихся лодочных разведывательных полков и отдельных эскадрилий, сформировать новые разведполки, вооружённые колёсными самолётами. В том числе, в ВВС БФ 26-я ОРАЭ была переформирована в новый 15-й ОРАП, в ВВС ЧФ — 27-я ОРАЭ в 30-й ОРАП, в ВВС ТОФ — 50-й МТАП в 50-й ОРАП. Исключением стали только ВВС СФ, где 28-я ОРАЭ и 118-й МБРАП были переформированы в один 118-й РАП смешанного состава.
С 1943 г. и до конца войны структура ВВС флотов практически не претерпела изменений. Она включала в себя дивизии минно-торпедной, пикировочной, штурмовой и истребительной авиации, смешанные авиационные дивизии, отдельные полки истребительной и разведывательной авиации, отдельные эскадрильи боевой и вспомогательной авиации, а также отдельные авиационные отряды и звенья специальной авиации.
В 1944-1945 гг. боевой состав ВВС ВМФ пополнился ещё четырьмя авиационными соединениями. На Чёрном море была сформирована 13-я ПАД, на Севере — 14-я САД, и на ТОФ — 15-я и 16-я САД.
Основными типами летательных аппаратов, состоящих на вооружении ВВС ВМФ в годы войны, были:
- — торпедоносцы ДБ-3т, Ил-4т, «Хендли Пейдж HP-52 Хемпден», А-20 «Бостон»;
- — бомбардировщики ДБ-3б, Ил-4, СБ, Ар-2, Пе-2, Ту-2, А-20 «Бостон»;
- — истребители И-15бис, И-153, И-16, Як-1, Як-7, Як-9, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3бис, Р-39 «Аэрокобра», Р-47 «Тандерболт», Р-63 «Кингкобра», «Харрикейн», «Спитфайр», Р-40Е «Томахок», Р-40К «Киттихаук»;
- — разведчики ГСТ, PBN-1 «Номад», PBY-6 «Каталина», МБР-2, КОР-1, КОР-2, Че-2, МТБ-2, Р-5, Р-10, Пе-2р; Як-9р, Ту-2р, «Спитфайр» PR, А-20 «Бостон», Воут OS2U «Кингфишер»;
- — транспортные самолёты Р-5, У-2, ТБ-1, ТБ-3, Ли-2, С-47, «Ланкастер»;
- — специального назначения МБР-2ВУ, С-2;
- — штурмовики УТ-16, И-5, Бе-2, Р-10, И-153, И-16, Ил-2, Ил-10;
- — учебные У-2, УТ-1, УТ-2, ДИТ, УТИ-4, УИл-2, Ла-5УТИ, УПе-2, УСБ.
В ходе войны командование ВВС ВМФ неоднократно предпринимало меры по наращиванию авиационных группировок флотов, исходя из складывающейся оперативной обстановки на ТВД. В июле 1942 г. ВВС СФ были усилены Особой морской авиационной группой (ОМАГ). В 1943 г. в состав ВВС ЧФ был переброшен с Севера 29-й БАЛ, а на Балтику — 35-й ШАП. В июне 1944 г. ВВС БФ получили с Чёрного моря 11-ю ШАД. С окончанием боевых действий в Европе, ряд частей ВВС западных флотов был переброшен на Дальний Восток в июле 1945 г., для участия в войне с Японией (в т.ч. 27-й ИАП, 36-й МТАП ВВС СФ, 43-й ИАП ВВС ЧФ).
Боевые действия против Японии, в которых приняли участие ВВС ТОФ, ВВС СТОФ и Авиация АмВФ, носили скоротечный, но ожесточённый характер и продлились с 9 по 26 августа 1945 г.
С окончанием Второй Мировой войны, началось общее сокращение Вооружённых Сил СССР. Однако в Морской Авиации уже после окончания боевых действий были сформированы ещё три авиационные дивизии: 17-я САД и 18-я САД ВВС ТОФ, а также 19-я МТАД ГК ВМФ.
Состав ВВС ВМФ в 1941-1942 гг.
Управление ВВС ВМФ — Москва.
Части центрального подчинения: КУНС (две-четыре УАЭ), ВМАУ им. Сталина (девять УАЭ), ВМАУ им. Леваневского (четыре УАЭ), 1-я АБ школ первоначального обучения, 1-й ЗАП, 2-й ЗАП, 3-й ЗАП, 13-й АП, 64-й ОАП СпН, ЛИС ВВС ВМФ (в Астрахани);
- ВВС БФ (604 самолёта);
- ВВС ЧФ (651 самолёт);
- ВВС СФ (116 самолётов);
- ВВС ТОФ (889 самолётов);
- ВВС СТОФ (178 самолётов);
- Авиация АмВФ (107 самолётов);
- Авиация АзВФ;
- Авиация Волжской ВФ;
- Авиация КаВФ (15 самолётов);
- Авиация ЛадВФ;
- Авиация ОнВФ;
- Авиация ПинВФ (20 самолётов);
- 2-я АГГУСМП (с августа 1942г. —3-яАГВМФ: 17само-лётов).
Состав ВВС ВМФ в 1943-1945 гг.
Главное управление ВВС ВМФ — Москва.
Части центрального подчинения: ВОК (две-четыре УАЭ), ВМАУ им. Сталина (шесть-девять УАЭ), ВМАУ им. Леваневского (четыре-шесть УАЭ),
- 3-е ВМАУ (1-й маршевый ШАП, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й УШАП), 4-е ВМАУ (1-й, 2-й УМТАП), Авиадивизия Школ первоначального обучения, 1-й ЗАП, 2-й ЗАП, 3-й ЗАП, ОАГ перегонки самолётов (1-йАППС,2-йАППС) с 1944г., 19-я МТАД (бывш. ОАГПС) — с 1945 г., 65-й ОАП СпН, ЛИС ВВС ВМФ (г. Баку);
- ВВС БФ;
- ВВС ЧФ;
- ВВС ТОФ;
- ВВС СФ;
- ВВС СТОФ;
- ВВС БелВФ;
- Авиация АмВФ;
- Авиация Волжской ВФ;
- Авиация ДнВФ;
- Авиация ДунВФ;
- Авиация КаВФ;
- Авиация ЛадВФ;
- Авиация ОнВФ.
Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
ПРИМЕЧАНИЯ- В последующем 1-я МТАД и 3-я ИАД были преобразованы во 2-ю гв. МТАД и 1-ю гв. ИАД соответственно. [↩]
Оставьте свой отзыв