Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Морская авиация СССР в годы Великой Отечественной войны

К началу Великой Отечественной войны структура ВВС трёх флотов была почти идентична: бомбардировочная (минно-торпедная) бригада, истребительная бригада, разведывательный полк на летающих лодках, а также отдельные авиационные эскадрильи отряды и звенья разведывательной, истребительной, бомбардировочной и специальной авиации. Авиация ВВС СФ находилась ещё в процессе становления и приобрела такую структуру несколько позднее — в 1943 г. Кроме того, собственные авиационные части и подразделения имелись в составе военных флотилий. Наиболее многочисленной была Авиация Амурской Краснознамённой флотилии, насчитывающая 107 самолётов различных типов.

С первого дня Великой Отечественной войны ВВС БФ, ЧФ и СФ активно включились в боевые действия на своих театрах военных действий. Следует констатировать, что, в отличие от ВВС КА, Морская Авиация в первый день войны практически не понесла потерь. Это было обусловлено, с одной стороны, своевременным введением в ВМФ высших степеней боевой готовности, а с другой стороны, достаточным удалением основных аэродромов базирования МА от аэродромов бомбардировочной авиации противника.

Морской ближний разведчик МБР-2 на боевом заданииВ конце июня 1941 г. из подразделений гражданской авиации были сформированы три авиаотряда ГВФ (Балтийский, Черноморский, Северный), которые оперативно подчинялись командованию ВВС соответствующих флотов. Их задачей было обеспечение транспортных перевозок в интересах флотов. Кроме того, с первых дней войны в состав Морской Авиации были переданы некоторые авиационные части Погранвойск НКВД. В это же время в составе ВВС ВМФ появились первые подразделения штурмовой авиации: эскадрилья в составе 57-го БАП на Балтике и 46-я ОШАЭ на ЧФ. В последующем их число значительно увеличилось.

Ход боевых действий на советско-германском фронте в первые месяцы войны складывался крайне неудачно для Красной Армии. Это вынудило верховное командование использовать ударную и разведывательную авиацию ВМФ, в основном, в интересах сухопутных войск, зачастую без истребительного прикрытия. Как результат — очень большие потери в самолётах и лётном составе ВВС воюющих флотов.

4 июля 1941 г. нарком ВМФ приказал «Военным Советам воюющих флотов, для недопущения больших потерь морской авиации, категорически и немедленно:

  • — запретить использование бомбардировщиков большими массами без истребительного прикрытия днём;
  • — действие по береговой черте производить на больших высотах и небольшими группами;
  • — дальние действия без истребительного прикрытия производить ночью или скоростными бомбардировщиками Пе-2;
  • — для разведки объектов посылать только мелкие группы;
  • — на аэродромах, предназначенных для базирования бомбардировщиков, обязательно иметь истребители».

Однако это грозное указание не возымело действия. Так, 30 июня, при нанесении ударов по мостам через р. Даугава, в районе Двинска и Екабпилса, силами 8-й БАБ (1-й МТАП и 57-й БАП) и 10-й САБ (73-й БАП), ударные группы самолётов, действующие без истребительного прикрытия, понесли большие потери. Всего в этот день было выполнено 99 самолётовылетов. Из этого числа было потеряно 34 бомбардировщика, в том числе, 18 ДБ-3.

Большие потери вынудили руководство ВВС ВМФ расформировать к середине осени ряд соединений и частей, оставшихся без матчасти, и перевести полки с пятиэскадрильного на трёхэскадрильный состав. Оставшийся «безлошадным» личный состав направлялся в тыл, на переформирование и пополнение авиатехникой. Высвободившиеся эскадрильи также были использованы для формирования новых лётных частей.

Кроме того, в течение первых двух месяцев войны были утеряны все приграничные и часть тыловых аэродромов ВВС БФ и ЧФ. Только на Севере потери ВВС СФ были вполне умеренными, и аэродромная сеть не претерпела изменений.

В этих тяжелейших воздушных боях родилась крылатая гвардия Морской Авиации. Первыми звания гвардейских были удостоены 1 -й МТАП ВВС БФ, 72-й САП ВВС СФ, 5-й и 13-й ИАП ВВС БФ, которые с 19 января 1942 г. стали именоваться 1-м гв. МТАП, 2-м гв. САП, 3-м гв. и 4-м гв. ИАП соответственно. В апреле 1942 г. к их числу добавились 5-й гв. МТАП (бывш. 2-й МТАП) и 6-й гв. ИАП (бывш. 8-й ИАП) ВВС ЧФ.

На Дальнем Востоке, хотя боевые действия не велись, но обстановка на границе оставалась весьма тревожной. В это время ВВС ТОФ, ВВС СТОФ и Авиация АмВФ решали задачи по защите дальневосточных рубежей СССР от возможной агрессии со стороны Японии, а также подготовки авиационных кадров для ВВС воюющих флотов. Кроме того, ряд авиационных командиров с Тихого океана были направлены на войсковую стажировку в действующую армию, где участвовали в боевых вылетах.

В целом, по итогам 1941 г. Морская Авиация, даже в столь тяжёлых для страны условиях, смогла сохранить себя как род сил ВМФ, хотя и вынуждена была перегруппировать силы, восстанавливать боеспособность и осваивать новые районы базирования.

В 1942-1943 гг., исходя из насущных требований войны, в составе Морской Авиации был сформированы новые соединения — штурмовые и бомбардировочные (пикировочные) бригады, вооружённые самолётами Ил-2 и Пе-2 (9-я ШАБ ВВС БФ, 10-я БАБ ВВС ТОФ, 11-я ШАБ ВВС ЧФ, 12-яШАДТОФ).

21 января 1943 г. управление ВВС ВМФ было реорганизовано в главное управление ВВС ВМФ, что, в определённой мере, повышало его статус в структуре НК ВМФ.

К лету 1943 г., на основании опыта боев, все авиационные бригады ВВС флотов были переформированы в авиационные дивизии (минно-торпедные, истребительные, штурмовые, бомбардировочные). К концу года в составе Морской Авиации имелось уже 12 авиационных соединений: 1-я МТАД, 4-я ИАД, 11-я ШАД ВВС ЧФ; 3-я ИАД, 8-я МТАД, 9-я ШАД ВВС БФ; 5-я МТАД, 6-я ИАД ВВС СФ, 2-я МТАД, 7-я ИАД, 10-я БАД, 12-я ШАД ВВС ТОФ1.

В 1943 г. в ВВС ВМФ реорганизовали части и подразделения разведывательной авиации. До сих пор её основу составляли летающие лодки МБР-2, Че-2 (МДР-6), ГСТ. Эти самолёты уже не отвечали требованиям войны. В то же время в Морскую Авиацию, кроме отечественных самолётов, начали поступать во всё возрастающих количествах истребители и бомбардировщики иностранного производства Р-40 «Томахок» и «Киттихаук», Р-39 «Аэрокобра», А-20 «Бостон». Это позволило, кроме ранее имевшихся лодочных разведывательных полков и отдельных эскадрилий, сформировать новые разведполки, вооружённые колёсными самолётами. В том числе, в ВВС БФ 26-я ОРАЭ была переформирована в новый 15-й ОРАП, в ВВС ЧФ — 27-я ОРАЭ в 30-й ОРАП, в ВВС ТОФ — 50-й МТАП в 50-й ОРАП. Исключением стали только ВВС СФ, где 28-я ОРАЭ и 118-й МБРАП были переформированы в один 118-й РАП смешанного состава.

С 1943 г. и до конца войны структура ВВС флотов практически не претерпела изменений. Она включала в себя дивизии минно-торпедной, пикировочной, штурмовой и истребительной авиации, смешанные авиационные дивизии, отдельные полки истребительной и разведывательной авиации, отдельные эскадрильи боевой и вспомогательной авиации, а также отдельные авиационные отряды и звенья специальной авиации.

В 1944-1945 гг. боевой состав ВВС ВМФ пополнился ещё четырьмя авиационными соединениями. На Чёрном море была сформирована 13-я ПАД, на Севере — 14-я САД, и на ТОФ — 15-я и 16-я САД.

Основными типами летательных аппаратов, состоящих на вооружении ВВС ВМФ в годы войны, были:

В ходе войны командование ВВС ВМФ неоднократно предпринимало меры по наращиванию авиационных группировок флотов, исходя из складывающейся оперативной обстановки на ТВД. В июле 1942 г. ВВС СФ были усилены Особой морской авиационной группой (ОМАГ). В 1943 г. в состав ВВС ЧФ был переброшен с Севера 29-й БАЛ, а на Балтику — 35-й ШАП. В июне 1944 г. ВВС БФ получили с Чёрного моря 11-ю ШАД. С окончанием боевых действий в Европе, ряд частей ВВС западных флотов был переброшен на Дальний Восток в июле 1945 г., для участия в войне с Японией (в т.ч. 27-й ИАП, 36-й МТАП ВВС СФ, 43-й ИАП ВВС ЧФ).

Боевые действия против Японии, в которых приняли участие ВВС ТОФ, ВВС СТОФ и Авиация АмВФ, носили скоротечный, но ожесточённый характер и продлились с 9 по 26 августа 1945 г.

С окончанием Второй Мировой войны, началось общее сокращение Вооружённых Сил СССР. Однако в Морской Авиации уже после окончания боевых действий были сформированы ещё три авиационные дивизии: 17-я САД и 18-я САД ВВС ТОФ, а также 19-я МТАД ГК ВМФ.

Состав ВВС ВМФ в 1941-1942 гг.

Управление ВВС ВМФ — Москва.

Части центрального подчинения: КУНС (две-четыре УАЭ), ВМАУ им. Сталина (девять УАЭ), ВМАУ им. Леваневского (четыре УАЭ), 1-я АБ школ первоначального обучения, 1-й ЗАП, 2-й ЗАП, 3-й ЗАП, 13-й АП, 64-й ОАП СпН, ЛИС ВВС ВМФ (в Астрахани);

  • ВВС БФ (604 самолёта);
  • ВВС ЧФ (651 самолёт);
  • ВВС СФ (116 самолётов);
  • ВВС ТОФ (889 самолётов);
  • ВВС СТОФ (178 самолётов);
  • Авиация АмВФ (107 самолётов);
  • Авиация АзВФ;
  • Авиация Волжской ВФ;
  • Авиация КаВФ (15 самолётов);
  • Авиация ЛадВФ;
  • Авиация ОнВФ;
  • Авиация ПинВФ (20 самолётов);
  • 2-я АГГУСМП (с августа 1942г. —3-яАГВМФ: 17само-лётов).

Состав ВВС ВМФ в 1943-1945 гг.

Главное управление ВВС ВМФ — Москва.

Части центрального подчинения: ВОК (две-четыре УАЭ), ВМАУ им. Сталина (шесть-девять УАЭ), ВМАУ им. Леваневского (четыре-шесть УАЭ),

  • 3-е ВМАУ (1-й маршевый ШАП, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й УШАП), 4-е ВМАУ (1-й, 2-й УМТАП), Авиадивизия Школ первоначального обучения, 1-й ЗАП, 2-й ЗАП, 3-й ЗАП, ОАГ перегонки самолётов (1-йАППС,2-йАППС) с 1944г., 19-я МТАД (бывш. ОАГПС) — с 1945 г., 65-й ОАП СпН, ЛИС ВВС ВМФ (г. Баку);
  • ВВС БФ;
  • ВВС ЧФ;
  • ВВС ТОФ;
  • ВВС СФ;
  • ВВС СТОФ;
  • ВВС БелВФ;
  • Авиация АмВФ;
  • Авиация Волжской ВФ;
  • Авиация ДнВФ;
  • Авиация ДунВФ;
  • Авиация КаВФ;
  • Авиация ЛадВФ;
  • Авиация ОнВФ.

Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

Примечания:
  1. В последующем 1-я МТАД и 3-я ИАД были преобразованы во 2-ю гв. МТАД и 1-ю гв. ИАД соответственно. []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image