Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Блерио-СПАД S.510

Последний сериный французский истребитель-биплан СПАД S-510Цельнометаллический истребитель-биплан весьма чистых аэродинамических форм, разработанный под руководством Андре Эрбемона в соответствии с требованиями, опубликованными в 1930 г. За основу при этом взяли истребитель-перехватчик S.91, испытывавшийся с 1927 г., но в серию так и не попавший. В технологическом отношении S.510 был достаточно передовым — в частности, хвостовая часть фюзеляжа была выполнена как монокок. Шасси неубирающееся, но тщательно закапотированное, кабина, как и на всех истребителях того времени — открытая. В качестве силовой установки выбрали 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 12Xbrs.

Прототип S.510.01 впервые поднялся в воздух 6 января 1933 г. Испытания показали недостаточную устойчивость, для улучшения которой пришлось удлинить фюзеляж, переделать хвостовое оперение. Кроме того, переделке подверглись элероны, что позволило улучшить управляемость. Хотя по скоростным качествам S.510 уступал основному конкуренту — моноплану Девуатин D.500, его маневренность была поразительной, а скороподъемность — весьма неплохой.

В полной мере эти качества S.510 были показаны известным пилотом Луи Массотом во время демонстрационного полета перед чинами Министерства авиации. В итоге, в августе 1935 г. была заказана первая (и как потом оказалось — единственная) серийная партия из 60 единиц.

Основная модификация Bleriot-SPAD S.510

S.510C1 — двигатель «Испано-Сюиза» HS 12Xbrs (690 л.с). Вооружение — 4 7,5-мм пулемета МАС 1934, установленные попарно в обтекателях под нижним крылом. Два экземпляра получили двигатели HS 12Xсrs, позволяющие устанавливать 20-мм пушку в развале цилиндров, но были ли они в действительности вооружены таким образом — точно неизвестно.

Дальнейшим развитием S.510 стал истребитель S.710 — биплан с убирающимся шасси, закрытой пилотской кабиной и оригинальным хвостовым оперением типа «бабочка». С этой машиной фирма пыталась конкурировать с монопланами других фирм в конкурсе 1934 г., но единственный построенный прототип, вышедший на испытания в апреле 1937 г., потерпел катастрофу 15 июня 1937 г., а пилотировавший его Луи Массот погиб.

Летно-технические характеристики самолета Блерио-СПАД S.510С1

  • Двигатель: Испано-Сюиза HS 12Хbrs
  • мощность, л.с.:  690
  • Размах крыла, м.: 8,84
  • Длина самолета, м.: 7,46
  • Высота самолета, м.: 3,72
  • Площадь крыла, кв. м.: 22,0
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 1250
  • взлетная: 1830
  • Максимальная скорость, км/ч: 370
  • Скороподъемность, м/с.: 14,85
  • Потолок, м.: 9000
  • Дальность полета, км.: 875

Служба и боевое применение

Поставки серийных S.510С1 были осуществлены в течение 1936 г., а в строевые части они попали в середине апреля следующего года. Ими вооружили четыре эскадрильи 7-й истребительной эскадры. Отличные маневренные качества самолетов обусловили их активное участие в различных авиашоу – по Франции гастролировала пилотажная группа, прозванная «цирком Вейзера» (по имени командира группы GC II/7). К ноябрю 1938 г. 7-я эскадра располагала 52 S.510С1 (37 исправных). Однако строевая служба S.510С1 близилась к концу – с началом поставок Моран-Солнье MS.406C1 их начали переводить во «вторую линию». По состоянию на 1 сентября 1939 г. Армэ де л’Эр располагали 49 S.510С1, из них в 7-й эскадре оставалось только 5 самолетов, 13 было в школах и 31 – в резерве. В ходе мобилизации ими вооружили две региональные эскадрильи ПВО: ERC 3/561, прикрывавшую Виллакублэ и ERC 4/561, обеспечивавшую оборону Гавра. Достоверные сведения об их боевом применении отсутствуют. В январе 1940 г. эти эскадрильи свели в группу, получившую обозначение GC III/10, и начали её перевооружение монопланами Блох MB.151. Около двух десятков S.510С1 доставили в Северную Африку, где распределили между базировавшейся в Сиди-Ахмед (Тунис) эскадрильей ПВО ERC 572 и истребительной группой GC III/5 (в последней СПАДы числились учебными). После поражения Франции все уцелевшие к тому времени самолеты были сданы на слом.

За рубеж S.510С1 не поставлялись. Отдельные источники упоминают о поставке 15 (или даже 27) таких самолетов республиканскому правительству Испании, но учитывая то, что судьба практически всех изготовленных экземпляров прослеживается вплоть до начала Второй мировой войны, вероятнее всего ни один такой самолет в Испанию так и не попал.

Блерио-СПАД S.510С1 стал последним французским серийно строившимся истребителем-бипланом. По своим летным данным он примерно соответствовал британскому Глостер «Гладиатору» или итальянскому Фиат CR.42, но в отличие от них участием в боевых действиях не отметился.

Схемы и чертежи Блерио-СПАД S.510

Чертеж самолета Блерио-СПАД S.510

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image