Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

CRDA (Кант) Z-506B «Airone» («Цапля»)

Фото поплавкового самолета Cant Z-506 Airone ВВС Италии

Фото трёхмоторного поплавкового самолёта Cant Z-506 Airone ВВС Италии на берегу.

Трехмоторный поплавковый гидросамолет CRDA (Кант) Z-506B «Аироне» изначально разрабатывался под руководством итальянского авиаконструктора Ф. Цаппаты как пассажирская машина. Цельнодеревянный низкоплан с однокилевым оперением проектировался с 1934 г. Прототип Z.506A с 9-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения «Фиат» A.59RC (700 л.с.) вышел на испытания в августе 1935 г. В июле 1936 г. этот поплавковый моноплан установил 8 мировых рекордов в своем классе гидросамолетов, показав максимальную скорость 313,261 км/ч. В том же месяце началась эксплуатация таких серийных самолетов гражданской авиацией, впоследствии на модифицированных Z.506 был установлен целый ряд новых рекордов.

В 1937-1938 гг. была разработана модификация Z.506C с моторами «Альфа Ромео» 126 RC10 (830 л.с). Именно она стала основой для разработки военного варианта Z.506B. При его создании пришлось практически заново спроектировать фюзеляж, главной чертой которого стала большая гондола, вписанная в общие обводы, — теперь самолет стал среднепланом.

В передней части гондолы находилось рабочее место бомбардира, в задней — стрелковая установка, а среднюю занимал бомбоотсек, рассчитанный на размещение торпеды. Прототипа Z.506B не было — первая машина, облетанная 26 июля 1937 г., принадлежала к первой серийной партии из 32 самолетов. Серийное производство продолжалось до января 1943 г.

В общей сложности изготовили 315 военных самолетов Z.506 (140 фирмой «Кант» и 175 — «Пьяджо»), кроме того, выпустили 38 гражданских Z.506A и С.

Основные модификации гидросамолётов CRDA (Cant) Z-506B «Airone»

Кант Z.506B — двигатели «Альфа-Ромео» AR 126 RC34 (9-цилиндровые воздушного охлаждения; 750 л.с). Стрелковое вооружение — 1 12,7-мм пулемет в верхней турели, 1 7,7-мм пулемет в нижней установке; в ходе производства добавили ещё 2 7,7-мм пулемета в боковых окнах. Масса бомбовой нагрузки — 800 кг, впоследствии увеличена до 1200 кг. Экипаж — 5 человек.

Кант Z.506S — невооруженный поисково-спасательный самолет. Выпущено 44 машины, а впоследствии переоборудовано некоторое количество Z.506B.

Лётно-технические характеристики CRDA Z.506B

  • Двигатель: Альфа-Ромео AR 126 RC34
  • мощность, л.с.: 750
  • Размах крыла, м.: 26,50
  • Длина самолета, м.: 19,45
  • Высота самолета: 7,47
  • Площадь крыла, кв. м.: 92,80
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 8317
  • взлетная: 12 120
  • Максимальная скорость, км/ч: 347
  • Скороподъемность, м/с: 3,5
  • Практический потолок, м.: 8000
  • Дальность полета, км.: 2750

Использование Cant Z-506B в военных условиях

В «Реджиа Аэронаутика» самолеты Z.506B поступали в первую очередь, в морские бомбардировочные части. Первыми в июне 1938 г. достигли боеготовности 190-я и 191-я эскадрильи 35-й стормо (полка), а к концу года «Аироне» вооружили 196-ю и 197-ю эскадрильи. По состоянию на 1 ноября 1939 г. самолетами Z.506B было укомплектовано 10 эскадрилий, насчитывавших в общей сложности 80 самолетов. Кроме морских бомбардировочных частей, начались поставки их в разведывательные эскадрильи. К моменту вступления Италии в войну 10 июня 1940 г. в строю было 94 Z.506B. Ими были вооружены 31-й и 35-й бомбардировочные стормо, а также четыре разведывательные эскадрильи.

Выгрузка морского разведывательно-бомбардировочного самолета Cant Z-506B Airone на воду

Выгрузка морского разведывательно-бомбардировочного самолета Cant Z-506B Airone на воду

В начальный период войны «Аироне» наносили бомбовые удары по объектам на территории Франции и Туниса, практически не встречая сопротивления (лишь 17 июня над Бизертой был сбит один Z.506B). После капитуляции Франции главной целью для Z.506B стали британские корабли и суда. В частности, 9—11 июля самолеты 31-го и 35-го стормо совместно с другими частями многократно атаковали корабли британского Средиземноморского флота, сопровождавшие конвой с Мальты. В этих налетах «Аироне» оказались самыми слабо вооруженными и тихоходными среди всех итальянских бомбардировщиков. Поэтому с середины лета 1940 г. главной задачей для Z.506B становится разведка. Но и в этой роли самолеты несли ощутимые потери, поскольку их стрелковое вооружение не позволяло в одиночку противостоять британским истребителям. В результате только в течение ноября 1940 г. английские морские летчики записали на свой счет 7 сбитых «Аироне».

К кампании против Греции, начавшейся 28 октября 1940 г., «Реджиа Аэронаутика» привлекла 35-й стормо, располагавший 23 Z.506B, а также спасательное звено с 6 гидропланами этого типа. «Аироне» вновь начали использовать в качестве бомбардировщиков — например, 2 ноября 6 гидросамолетов бомбили объекты на о. Корфу. Кроме того, Z.506B применялись в качестве лидировщиков для групп Ju 87. Тихоходные гидропланы несли большие потери от вражеских истребителей, и в начале 1941 г. одна из групп 35-го стормо была перевооружена сухопутными бомбардировщиками Z.1007bis. В другой же (86-й) «Аироне» продолжали эксплуатироваться. На 5 апреля 1941 г. она располагала 12 самолетами этого типа. На следующий день они бомбили объекты железнодорожной инфраструктуры Греции. Некоторое количество «Аироне» в ходе Греческой кампании применялось в качестве транспортных — для доставки предметов снабжения и эвакуации раненых. В этом амплуа гидропланы оказались весьма полезными, поэтому военные дополнительно заказали 12 самолетов Z.506C в невооруженном варианте для применения в военной авиатранспортной службе.

В апреле-мае 1941 г. Z.506B бомбили объекты на Крите, а по ночам добирались даже до дельты Нила, но это стало последним их применением в качестве бомбардировщиков. С июля 1941 г. все эскадрильи, имевшие на вооружении Z.506B, были окончательно переквалифицированы в разведывательные, а впоследствии эти гидропланы стали все шире применяться как спасательные. К сентябрю 1943 г. итальянские ВВС располагали 68 бое-готовыми самолетами Z.506B, С и S.

После подписания перемирия 8 сентября 1943 г. в составе ВВС Италии на стороне союзников осталось 30 Z.506B и один Z.506C. В последующий период до конца войны они применялись для транспортных перевозок и поисково-спасательных операций. По состоянию на май 1945 г. ВВС Италии располагали 36 «Аироне», включая самолеты, возвращенные британцами из Египта и одну машину, перелетевшую с севера Италии. После войны все самолеты привели к стандарту Z.506S. В качестве поисково-спасательных они служили в 83, 84 и 85-й группах. Последние из них эксплуатировались до осени 1960 г.

В Северной Италии и Южной Франции после 8 сентября 1943 г. осталось 35 «Аироне». Несколько из них эксплуатировалось 171-й эскадрильей, вошедшей в состав ВВС Итальянской социальной республики. Большинство же — 18 Z.506B и 11 Z.506S — стали немецкими трофеями. В основном они использовались в составе поисково-спасательных формирований на Средиземноморском театре военных действий — лишь три машины перегнали в Германию, в состав морской запасной группы Flieger-Erganzungs Gruppe (See). 6 самолетов получил отряд Seenostaffel 6, не менее 8 находилось в ведении командующего морской спасательной службой на Юге — Seenotdienstfuhrer 2 (Siid). Эксплуатировал их и отряд Seenostaftel 3. Существуют сведения о применении на Адриатике в составе Люфтваффе не менее двух бывших гражданских Z.506C, служивших в качестве транспортных. По состоянию на 31 марта 1944 г. в Люфтваффе числилось в строю лишь 3 Z.506.

Три трофейных Z.506 с 1942 г. использовали в качестве транспортных Королевские ВВС Великобритании.

4 самолета Z.506B в августе 1938 г. передали франкистам. Базируясь на Балеарских островах, они патрулировали прилегающие воды, наносили бомбовые удары по прибрежным городам, а также выполняли функции целеуказателей для других бомбардировщиков. Три уцелевших самолета эксплуатировались до 1943 г.

Польша в 1938 г. заказала 6 Z.506B с моторами AR 128 RC21 (850 л.с). Первая из этих машин буквально накануне начала Второй мировой войны прибыла в Польшу, но спустя несколько дней была уничтожена, так и не совершив ни одного боевого вылета. Остальные самолеты вошли в состав итальянских ВВС.

Судьба CRDA Z-506 «Аироне» подобна многим другим итальянским аэропланам 30-х гг. — морской самолет-рекордсмен (а на счету Z.506 было 26 мировых рекордов) оказался посредственной боевой машиной. Ему не хватало скорости и скороподъемности, оборонительное вооружение было слабым, а бомбовая нагрузка — недостаточной. Однако в роли поисково-спасательного самолета «Аироне» зарекомендовал себя с лучшей стороны — чему свидетельством его долгая служба.

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image